Interested Article - Сант-Аполлинаре-Нуово
- 2021-04-26
- 1
Сант-Аполлинаре-Нуово ( итал. Sant'Apollinare Nuovo ) — раннехристианская базилика в Равенне ( Италия ). Построена в конце V — начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. Позже (в IX веке) освящена в честь небесного покровителя Равенны св. Аполлинария (отсюда название). Базилика знаменита уникальными мозаиками , одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая — Юстиниана I , когда Равенна стала византийским экзархатом .
В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия .
История базилики
Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю , была построена королём Теодорихом в 493—526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Эта датировка связывается с описаниями Агнелла Равеннского (IX в.), автора хроники «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis». Агнелл приводит текст надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit» (эта надпись не сохранилась). Базилика находилась рядом с , развалины которого были раскопаны в 1910—1920 годах . Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам- арианам . Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики ( евангельский цикл, цикл Страстей , изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён .
После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta mater ecclesia Ravennas, vera mater, vera orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского , прославившегося обличением арианского вероучения . После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого ). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа , изображающие процессии мучеников и дев.
В связи с участившимися пиратскими набегами на Классис (бывший порт, находившийся за равеннским стенами, ныне район Равенны) в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария . Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви св. Аполлинария, ныне известной как Сант-Аполлинаре-ин-Классе) . В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, при этом «новая» базилика сохранила своё посвящение и название.
В X—XI веках к храму была пристроена колокольня , в XVI веке — мраморный портик , заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе ). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна . В это же время была построена нынешняя апсида , подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 и 1986 годах ) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах) .
Архитектурные особенности
Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадропортик (замкнутую со всех сторон паперть ) с XVI века украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму в IX—X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость .
Базилика имеет три нефа , разделяемых колоннадой доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Особенностью Сант-Аполлинаре-Нуово, отличающей её от большинства раннехристианских базилик, является то, что на колонны опираются пяты арок, а не антаблемент ; при этом на капители уложены не сами пяты, а прокладки (пульваны), что является типично византийским мотивом в архитектуре . Капители имеют огрубленную корзинообразную форму, также типичную для византийского зодчества . Размеры базилики 42 на 21 метр . Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием , отреставрированным в 1986 году .
В XVIII веке к северному (левому от входа) нефу было пристроено 8 боковых капелл . Интерес представляют две из них:
- первая от главного алтаря капелла посвящена святому Антонию Падуанскому и содержит статую этого святого, используемую для процессий,
- первая от основного входа капелла посвящена памяти итальянских солдат, погибших в Первую мировую войну , и, помимо мемориальных досок с именами погибших, украшена фресками , типичными для пропаганды периода диктатуры Муссолини , вроде «Радость престарелых родителей», «Радость любящей жены», «Радость верной невесты», на которых перечисленные персонажи встречают вернувшихся с фронта солдат, а венчает этот уголок монументальное полотно «Боже, благослови Италию», где все изображённые на прочих фресках герои объединены с папой римским в общей молитве о победе.
Внутреннее убранство и мозаики
Интерьер базилики пышно украшен византийскими мозаиками, расположенными в три яруса:
- верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых),
- средний ярус — изображения пророков и святых ,
- нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).
Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нём участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики « обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга ». Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана (так он был интерпретирован реставраторами XIX века и, без всяких сомнений, ими подписан), который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха .
От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира , четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста. Оборот одной из частей преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву . Причём об оборотной стороне этой части стало известно только в 1950 году, когда её извлекли из одной из боковых капелл, где она до этого была вмонтирована в стену. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке .
-
Алтарная преграда (фрагмент)
-
Алтарная преграда (фрагмент)
-
Алтарная преграда (фрагмент)
-
Амвон
Евангельские сюжеты
Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета , при этом отсутствуют сюжеты, связанные с распятием и смертью Христа-богочеловека (как считают некоторые исследователи, эти сюжеты были нежеланны у ариан). При крайне незначительных размерах (рассмотреть их без специальных оптических приспособлений, стоя внизу, невозможно) евангельские мозаики отличает удивительная детализация, свидетельствующая о мастерстве неизвестного художника.
На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых и притчей , а именно:
- (1) брак в Кане Галилейской (в ходе неудачной реставрации 1854 года кувшины с вином были заменены корзинами с хлебами, что сделало сцену неузнаваемой );
- (2) чудесное умножение хлебов ;
- (3) чудесный улов рыбы и призвание Петра и Андрея ;
- (4) исцеление иерихонского слепого;
- (5) исцеление кровоточивой жены (интерпретация этой мозаики спорна);
- (6) Христос и самарянка ;
- (7) воскрешение Лазаря ;
- (8) притча о мытаре и фарисее ;
- (9) лепта вдовы ;
- (10) Христос разделяет овец и козлищ ( притча о Страшном суде );
- (11) исцеление расслабленного в Капернауме ;
- (12) Христос изгоняет легион бесов из бесноватого в свиней;
- (13) исцеление расслабленного в Вифезде .
-
Умножение хлебов
-
Чудесный улов рыбы
-
Воскрешение Лазаря
-
Исцеление расслабленного
-
Притча о Страшном суде
На мозаиках этого цикла Христос изображён безбородым, выражение Его лица умилённо-благостное. Количество действующих лиц на мозаиках этого цикла сведено к минимуму (47 персонажей на 13 мозаик) . Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они упоминаются в порядке пасхальных чтений в Равеннской церкви.
Мозаики южной (правой) стены значительно контрастируют с «северным» циклом: Христос здесь бородат, Его лик строг, и персонажей здесь в 2 раза больше (99 фигур на 13 мозаиках) . На южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия ) и Его Воскресения . Последовательно здесь изображены:
- (1) Тайная вечеря ;
- (2) прощальная беседа Христа с апостолами на горе Елеонской (по другой версии — проповедь Христа 11 апостолам в Гефсиманском саду, без Иуды);
- (3) поцелуй Иуды ;
- (4, 5) Христос перед синедрионом ;
- (6) предсказание Христа об отречении Петра;
- (7) отречение Петра ;
- (8) Иуда возвращает 30 сребренников первосвященникам;
- (9) Христос перед Пилатом , Пилат умывает руки ;
- (10) Христос следует на Голгофу , Симон Киринеянин несёт за Ним Крест ;
- (11) жены-мироносицы и Ангел у Гроба Господня ;
- (12) Христос и двое апостолов на пути в Еммаус ;
- (13) уверование Фомы .
-
Предсказание об отречении Петра
Невзирая на стилевые различия между мозаиками северной и южной стен, большинство исследователей считают, что работы выполнялись в одно и то же время, хоть и разными мастерами . Временем создания этих мозаик считается эпоха Теодориха, что подтверждается примитивностью изображений, ориентированностью на переднюю плоскость, то есть иконография библейских сцен находится на стадии становления. Архитектура и пейзажи лишь слегка обозначены либо отсутствуют совсем. В качестве примеров примитивности и наивности мозаик можно указать на следующие курьёзные моменты:
- в сцене с расслабленным, принесённым четырьмя спутниками, одр с больным спускают со скатной, а не с обычной для Востока плоской кровли;
- одр расслабленного в Вифезде скорее напоминает решётку;
- в притче о Страшном суде по правую руку от Христа стоит красный Ангел, опекающий овец (праведников), а по левую — синий, присматривающий за козлищами (грешниками), причём кроме цвета Ангелы ничем не отличаются;
- в сцене с предсказанием об отречении Петра Христос показывает Петру на колонну, на вершине которой сидит петух;
- Гроб Господень изображён в виде ротонды , обрамлённой колоннами.
Пророки и святые
Под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 36 пророков и святых (по одному в каждой мозаике), разделённых оконными проёмами (в одном блоке без окна изображена группа из трёх святых, см. иллюстрацию). Их фигуры помещены выше горизонтального фриза , отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе с фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Святые обращены в фас к молящимся, они облачены в белоснежные одежды, их головы увенчаны нимбом , в руках у них книга или свиток, лица отличаются индивидуальными чертами (при этом среди персонажей встречаются как молодые, так и очень старые лица). Отсутствие среди указанных лиц каких-либо узнаваемых черт, характерных для иконографии определённых святых, позволяет отнести этот мозаичный ряд к эпохе Теодориха. Так же, как и в равеннском Баптистерии ариан , отсутствие надписей на мозаиках Сант-Аполлинаре не позволяет однозначно идентифицировать изображённых святых .
Процессия мучеников
В нижнем ряду южной (слева от алтаря) стены помещено монументальное изображение процессии мучеников . Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха . В процессии участвует епископ Мартин Турский (его статус выделен особым коричневым облачением) и за ним 25 мучеников (в порядке от алтаря к входу, то есть с востока на запад): священномученик Климент Римский , священномученик Сикст II Римский , архидиакон последнего священномученик Лаврентий , священномученик Ипполит Римский , исповедник Корнелий Римский (возможно, мученик), священномученик Киприан Карфагенский , мученик Кассиан, римские мученики , мученик Виталий , сыновья последнего миланские мученики Гервасий и Протасий , равеннский мученик Урсицин , миланские мученики Набор и Феликс , равеннский епископ, священномученик Аполлинарий, мученик Себастьян , великомученик Димитрий Солунский , священномученик Поликарп Смирнский , священномученик Викентий , мученик Панкратий , мученики Хрисогон , Прот, Иовиний , Сабин. Все святые держат в руках свои мученические венцы. Фигуры святых разделяются пальмами . Над каждым святым находится идентифицирующая его (сокращённая) надпись. Святая процессия, проходящая по цветочному полю, направляется к сидящему на троне Иисусу Христу, окружённому четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр , заменивший в результате реставрации 1860 года книгу, раскрытую на словах: « Ego sum Rex gloriae » ( Аз есмь Царь славы ) . Пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых почивают святые. Помимо этого, пальма традиционно указывает на праведность и святость изображённых лиц, в соответствии со стихами 91 псалма «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» ( Пс. ).
Все изображённые святые (за исключением Мартина Турского и Лаврентия) облачены в одинаковые белые одежды — знак святости; на Мартине, в VI веке титульном святом базилики, поверх белого одеяния наброшен коричневый паллий , а у Лаврентия под белой туникой видна ещё и золотая риза . Большинство из изображённых святых упоминаются в евхаристическом каноне римской литургии , остальные, по всей видимости, особенно почитались в Равенне или даже конкретно в этой базилике. Возможно, что святые именно в таком порядке упоминались в читавшейся в базилике литании .
Как показали исследования, одна часть мозаик принадлежит времени правления Теодориха (Христос с ангелами, частично — королевский дворец), другая — времени Юстиниана (процессия святых) . Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. Также изменению подверглась мозаика с изображением дворца Теодориха. Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны . От этих фигур сохранились хорошо различимые следы нескольких рук на высоте колонн, а также полукруглые очертания голов над горизонтальной опорой, несущей завесы. Сами эти (однородные и неизобретательные) завесы — несомненно византийского происхождения, созданные в арочных проёмах для того, чтобы скрыть «арианские» персонажи оригинальной мозаики .
Процессия мучеников в окончательном варианте является уже типично византийской композицией, для которой характерен повторение вертикальных мотивов в непрерывной последовательности , ритмов, повторяющихся с определённым постоянством , а также стремление нивелировать индивидуальную характерность портрета.
Процессия мучениц
Расположена на северной (справа от алтаря) стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц, выходящих из Классе по направлению к престолу Богородицы , держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами. Имена первых (от алтаря) 12 мучениц: Евфимия , Пелагия , Агата , Агнесса , Евиалия , Цецилия , Луция , Криспина, Валерия , Викентия, Перпетуя, Фелицитата , в числе последующих 10 можно определить фигуры Анастасии Узорешительницы , Виктории и Иустины . Все святые держат в руках мученические венцы, композиция аналогична шествию мучеников (фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле, над головами идентицифирующие мучениц сокращённые надписи). Во главе процессии изображены волхвы Валтасар, Мельхиор и Каспар, приносящие свои дары Христу . Их фигурами византийцы заменили изображение жены короля Теодориха. Все мученицы изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников, изображённых на противоположной стене .
Так же, как и в случае процессии мучеников, можно отметить, что большинство представленных святых жен и дев упоминаются в евхаристическом каноне римской литургии , а сама последовательность их изображения отражает, возможно, порядок их упоминания в местной литании .
Особый интерес представляет мозаика с изображением города (он подписан Civitas Classis ) и порта в , созданная в тот период, когда город и порт ещё существовали. Исследователи полагают, что на стенах порта изначально помещались фигуры представителей остготской знати, уничтоженные при переделке мозаик .
Процессия мучениц (как и ряд мучеников на противоположной стене) типично византийская, с тем же характерным повторением вертикальных ритмов .
-
Порт в Классе
-
-
-
Примечания
- . от 26 января 2012 на Wayback Machine (англ.)
- Король Теодорих создал эту церковь от основания во имя Господа нашего Иисуса Христа (лат.).
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 82. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- Святая матерь-церковь Равенны, матерь истинная, матерь православная (лат).
- Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 8
- ↑ Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 30. — 144 с.
- Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 96. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- ↑ Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М. : Изобразительное искусство, 1983. — С. 43. — 264 с.
- Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59—61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 66—67. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34. — 144 с.
- Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34—38. — 144 с.
- Отто Демус. . Дата обращения: 1 июля 2009. 22 ноября 2011 года.
- Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38. — 144 с.
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38—43. — 144 с.
- Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 43—50. — 144 с.
- Титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло , офицеры римской армии, принявшие мученический венец при Юлиане Отступнике
- Им может быть Панкратий Римский , легендарный мученик начала IV века , или священномученик Панкратий Тавроменийский , епископ Таормины , ученик апостола Павла
- В оригинале IAWVINIUS
- ↑ Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 52. — 144 с.
- . Дата обращения: 30 июня 2009. Архивировано из 22 апреля 2008 года.
- Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72—73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- Grabar. La peinture byzantine, 61-62.
- Лазарев В.Н. . Дата обращения: 30 июня 2009. 29 января 2012 года.
- Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 70. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- В оригинале EVIALIA
- . Дата обращения: 29 июня 2009. Архивировано из 22 апреля 2008 года.
Ссылки
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 788
• • |
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- Лазарев В.Н. . История византийской живописи . . Дата обращения: 3 июля 2009. 29 января 2012 года.
Литература
- Равенна. Город искусства. — Равенна: SALBAROLI, 2006.
- Редин Е.К. . — СПб. , 1896.
- Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 59—81. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7 .
- Ravenna. City of art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 30—55. — 144 с.
- 2021-04-26
- 1