Чивитали, Маттео
- 1 year ago
- 0
- 0
Маттео ди Пачино ( итал. Matteo di Pacino ; упоминание в документах с 1359 по 1394 г.) — итальянский живописец.
Даты рождения и смерти художника не известны. Предполагают, что начальное обучение Маттео получил в мастерской Бернардо Дадди . Его имя впервые появляется во флорентийских архивных документах в 1359 году: в списке Гильдии врачей и аптекарей (Арте деи медичи э дельи специали) от 25 июня 1359 года есть запись о его включении в эту организацию.
По всей вероятности, с начала 1360-х годов Маттео стал тесно сотрудничать с семейством братьев Чоне. В 1361 году он написал триптих «Коронование Марии со св. Мартином и Иоанном Крестителем», в живописи которого видна связь с искусством одного из братьев Чоне — Якопо (триптих ранее находился в знаменитом собрании Строганова, а ныне хранится в римской церкви св. Иоанна Иерусалимского; на триптихе есть подпись автора «MACTEUS PACINI» и дата: 20 марта 1361 г.). Судя по всему, Маттео какое-то время был участником мастерской Якопо ди Чоне , которая в конце 1360-х годов работала над изготовлением большого полиптиха для флорентийской церкви Сан Пьер Маджоре (отдельные картины этого большого алтаря хранятся в Лондонской Национальной галерее и иных коллекциях). В платёжных документах, относящихся к изготовлению этого выдающегося произведения, среди прочих числится и имя Маттео ди Пачино.
В 1367 году художник был избран в состав комиссии, которая занималась рассмотрением и утверждением проекта строительства Флорентийского собора , что следует считать свидетельством высокой оценки его талантов властями Флорентийской республики . В 1370 году Маттео ди Пачино завершил фрески в капелле Ринуччини ц. Санта Кроче , которые в 1365 году начал Джованни да Милано , но в силу каких-то причин оставил незаконченными. В тех же 1360-х годах он расписал фресками церковь Сан Донато в Польверозе (в окрестностях Флоренции; фрески сохранились в очень плохом состоянии).
Творчество Маттео ди Пачино находилось под сильным влиянием живописи братьев Чоне, которых считают продолжателями традиции Джотто . Джоттовская физическая весомость людей и предметов сочетались в его картинах со стремлением к украшательству и декоративности. Об этом свидетельствует триптих «Явление Богородицы св. Бернарду» из Галереи Академии , Флоренция , который приписывается мастеру по стилистическим признакам. Эти же особенности его живописи позволили отделить руку Маттео ди Пачино от руки Джованни ди Милано в известных фресках в капелле Ринуччини в ц. Санта Кроче , которые сначала считались целиком исполненными Джованни да Милано .
В своей работе, изданной в 1927 году Ричард Оффнер увидел разницу в исполнении четырёх нижних сюжетов фресок этой капеллы, на северной и южной стенах, а также нижних святых над входом в капеллу. Учёный приписал эти картины анонимному художнику, которого окрестил «Мастер Ринуччини» (Maestro Rinuccini). Научное сообщество приняло эту версию, и за несколько десятилетий исследований каталог анонимного мастера пополнился целым рядом стилистически близких произведений. В 1973 году известный исследователь итальянского искусства Лючано Беллози написал работу, в которой доказал сходство фресок капеллы Ринуччини и единственного триптиха Маттео ди Пачино «Коронование Марии со св. Мартином и Иоанном Крестителем», имеющего его подпись. После этого все произведения, ранее приписанные анонимному «Мастеру Ринуччини», перешли в каталог Маттео ди Пачино.
Самыми крупными среди станковых работ остаются триптих из бывшего собрания Строганова (Коронование Марии со св. Мартином и Иоанном Крестителем) и триптих «Явление Богородицы св. Бернарду». Последнее произведение наиболее известно благодаря тому, что выставлено во флорентийской Галерее Академии . Оно было создано ок. 1365 года для иеронимитского монастыря Санта Мария делле Кампора. Художник изобразил момент явления Богородицы св. Бернару Клервосскому в сопровождении ангелов, а по сторонам четырёх святых: Бенедикта, Иоанна Богослова, Квентина и Гальгано; в пределле — сцены из жития святых. Среди сохранившихся целиком произведений есть триптих «Мадонна с младенцем и святыми» из Музея Метрополитен , однако он небольшого формата, и в отличие от двух его крупных триптихов предназначался не для церковного алтаря, а для частных покоев.
В остальном большинство приписанных кисти Маттео ди Пачино станковых работ — это либо отдельные части расформированных полиптихов, как, например, деталь неизвестного большого алтаря с изображением святых Козьмы и Дамиана из музея искусства Сев. Каролины, Рэйли (работу датируют 1370-1375 годами; на картинах пределлы «Чудо с ногой мавра» и «Казнь святых Козьмы и Дамиана»), либо самостоятельные небольшие алтарные картины, выполненные художником для домов состоятельных заказчиков, и служивших домашними иконами.