Произведения фламандских художников оказались в коллекции музея не случайно — более полутора веков провинции современных
Бельгии
,
Нидерландов
и
Люксембурга
принадлежали испанской короне. По этой причине многие фламандские художники работали в Испании.
Картины фламандских примитивистов —
Вейдена
,
Баутса
,
Мемлинга
,
Босха
и других художников
XVI века
выставлены на нулевом этаже. Одним из главных шедевров фламандской школы в музее является картина Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть великолепное собрание фламандской живописи
XVII века
— творения
Рубенса
,
Ван Дейка
,
Брейгеля
и других авторов.
Наиболее широко представлена в музее испанская живопись. Следуя хронологическому критерию, Прадо предлагает вниманию посетителей произведения различных эпох: от романской настенной живописи
XII века
до творчества
Гойи
первой трети
XIX века
. В музее представлены средневековые
фрески
,
готика
, искусство
Ренессанса
и реалистические картины
XIX века
.
На нулевом этаже представлена живопись
Средних веков
и
Возрождения
. На первом этаже размещена экспозиция картин
Эль Греко
,
Веласкеса
,
Риберы
,
Мурильо
,
Сурбарана
и других художников
Золотого века
. Ансамбль испанской живописи в Прадо венчают творения
Гойи
, которые можно увидеть на
0, 1 и 2
этажах.
Небольшая, но выдающаяся коллекция немецкой живописи включает в себя произведения, созданные в период с
XVI
по
XVIII
вв. Один из залов на 0 этаже посвящён шедеврам
Альбрехта Дюрера
и
Лукаса Кранаха
. На 2 этаже представлены картины
Антона Рафаэля Менгса
в неоклассическом стиле.
Тесные отношения между Испанией и Францией в
XVII веке
, а также приобретения произведений искусства испанскими королями
Филиппом IV
и
Филиппом V
, легли в основу коллекции французской живописи в Прадо. На 1 этаже размещены картины
Пуссена
и
Лоррена
.
Рисунки и эстампы
Музей насчитывает около 4000 рисунков, в числе которых выделяется самая крупная коллекция рисунков и
эстампов
Гойи
, включающая 500 произведения художника. Рисунки и гравюры из фондов Прадо периодически демонстрируются на выставках музея.
Скульптура
Более 220 классических
скульптур
, привезённых из Италии в
XVI
—
XIX
вв., показывают развитие этого жанра архаического периода до эллинистической и римской эпох. Коллекцию дополняют творения скульпторов Леона, созданные по заказу
Карла V
и
Филиппа II
в
XVI веке
.
Декоративное искусство
В залах музея выставлены столы и консоли
XVI
—
XVIII
вв.,
кассоне
, письменные столы,
керамика
из Урбино и небольшие
скульптуры
. Самая большая коллекция — «Сокровище дофина» — включает драгоценные предметы, унаследованные
Филиппом V
от отца —
Великого дофина
. Сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.
Посещение музея
Время работы музея
: с понедельника по субботу — с 10.00 до 20.00; в воскресенье и праздничные дни — с 10.00 до 19.00; 6 января, 24 и 31 декабря — с 10.00 до 14.00. Вход в музей прекращается за 30 минут до закрытия. Залы начинают закрываться за 10 минут до окончания работы музея. Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Периодические выставки
В музее проводятся тематические выставки. Например, в
2003
г. проводилась выставка произведений
Тициана
из музеев мира, а в
2006
г., к 25-летию возвращения «Герники»
Пикассо
на родину проводилась выставка произведений художника в помещении музеев Прадо и королевы Софии.
Показ картин из музея на выставках в других странах
Периодически картины из музея экспонируются на выставках в других странах. Так, в
2006
г. в
Будапеште
проходила выставка «500 лет испанской живописи», где существенную часть экспозиции составляли картины из Прадо. В 2011 г. проходила выставка Прадо в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
1810
— Жозеф Бонапарт своим указом учреждает галерею живописи во дворце Паласио Буэнависта (первоначально владельцем галереи была герцогиня Альба, позже — премьер-министр при дворе короля
Карла IV
, господин Годой).
1811
— дворец Прадо практически завершён, но умирает Хуан де Вильянуэва. В ходе
Испано-французского конфликта
французские войска, оккупировавшие Мадрид, используют здание под конюшни, металлическая крыша разбирается и пускается на хознужды армии (впоследствии крыша была заменена на
черепичную
).
1819
— Фердинанд VII официально проводит церемонию открытия Королевского музея. До 1829 г. в Музей поступает существенная часть королевской коллекции.
1829
— в фонд Музея от герцога Сан Фердинандо передана первая картина — это «Распятие Христа» Д. Веласкеса.
1835
— опубликован известный указ Мендизабала об отмене ограничительных условий по наследованию церковного имущества и большое количество полотен из различных монастырей и церквей передано в монастырь Ла Тринидад. Позже эта галерея искусств превратится в
.
1838
— из-за боевых действий (война с
Карлом
) в Прадо поступило большое количество картин из дворцов в окрестностях Мадрида, в том числе из
Эскориала
.
1843
— составлен каталог коллекции Прадо, в него вошло 1949 работ.
1879
—
1882
—
гобеленовые
этюды Ф.Гойи из королевского дворца в Мадриде, а также полное собрание произведений из Музея де ла Тринидад переданы в Прадо.
1881
— музей получает в дар от барона д’Эрлангера «Чёрные картины» Ф. Гойи.
1883
—
1889
— здание достраивается, добавляются новые залы. Проектированием занимался архитектор Хареньо.
1889
— музей принимает в дар более 200 картин от герцогини Пастраны.
1914
—
1930
— идёт достройка здания, появляются новые залы. Так, в 1927 г. архитектором Арбо была разработана идея расширения задней части здания. Затем архитектором Педро де Мугуруса была перестроена центральная галерея, а также пристроена новая лестница в северной части здания. За эту перестройку архитектор подвергся резкой критике, так как была разрушена лестница, созданная в XIX веке архитектором Хареньо.
1915
— умирает
, по завещанию которого Прадо получает ряд полотен.
1930
— весьма существенная коллекция картин передана в музей по завещанию Дона Педро Фернандеса Дюрана.
1936
—
1939
— директором музея назначен
Пабло Пикассо
. Во время гражданской войны в Испании основные полотна при участии Международного Совета (специально учреждённого для защиты произведений искусства в Испании) отправлены в
Швейцарию
(вывезены через
Валенсию
).
1939
— в «Музее искусств и истории»
Женевы
состоялась выставка картин из Музея Прадо, после которой полотна возвращены в Испанию.
1940
— в музей поступает в качестве дара высококачественная коллекция Дона Франциска Камбо.
1956
—
1978
— расширение музея архитекторами Чуэка и Лоренте. Присоединение к музею здания Касо́н дель Буэн Ретиро для размещение коллекции живописи XIX и XX веков.
1980
— Открыты первые залы с установленными в них кондиционерами воздуха. Учреждение фонда «Друзья Прадо». Публикация первого выпуска Boletín del Museo del Prado «Бюллетель музея Прадо».
1982
— Выставки «Эль-Греко» и «Мурильо» Открывают программу крупномасштабных выставок, с последующими экспозициями, посвящёнными работам Веласкеса и Гойи, а также многих других художников испанских и зарубежных школ живописи.
1988
— открыт
Центр искусств королевы Софии
, иначе Музей королевы Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Museo Reina Sofía, сокращённо MNCARS), куда из Прадо передано большинство работ, относящихся к
XIX веку
.
1998
— закрытие Касо́н дель Буэн Ретиро для проведения полного ремонта.
1999
— презентация первой стадии плана по расширению музея, который, как предполагается, будет состоять из пяти зданий: здания Хуана де Вильянуэвы, Каcóн дель Буэн Ретиро, современного офисного здания, нового строения, включающего монастырь близлежащей церкви.
2007
— завершились реконструкция основного здания музея (расширение помещений для экспозиции) и постройка нового прилегающего здания по проекту архитектора
Рафаэля Монео
.
2016
— В интернете опубликованы фотографии более 11 тысяч произведений, хранящихся в музее
.
от 26 августа 2016 на
Wayback Machine
Музей Прадо выложил в сеть 11 тысяч оцифрованных экспонатов
Литература
Волкова Г. И.
Prado
// Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. —
М.
:
Высш. шк.
, 2006. — С. 468. — 656 с. —
ISBN 5-06-004248-0
.