Сект, Ханс фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Ханс фон Аахен , также Иоганн Акен , или Ян фон Аахен ( нем. Hans von Aachen, Johann von Aachen, Jan van Achen, Aken ; 1552 , Кёльн — 4 марта 1615 , Прага ) — немецкий живописец , рисовальщик и гравёр . Представитель североевропейского маньеризма . Создавал в основном аллегорические , мифологические и религиозные композиции . «Рудольфинец», с 1592 года работал в Праге при дворе императора Рудольфа II .
Ханс фон Аахен, также известный как Иоганн фон Ахен, или Акен (по месту рождения отца), был выходцем из Рейнской области, мастером с репутацией успешного «путешествующего придворного художника». Обучался живописи в Кёльне, в мастерской ныне малоизвестного фламандского художника Георга Джерриха, выходца из Антверпена . В возрасте двадцати двух лет, около 1574 года, по всей вероятности, став членом гильдии живописцев Кёльна, он отправился в Италию . Вначале его привлекла Венеция , где он нашел работу у уроженца Антверпена, художника и торговца картинами Гаспара Рема , а также поддержку в местном сообществе североевропейских живописцев.
Путешествуя по Италии, Аахен побывал во Флоренции и Риме . Наибольшее влияние на становление творчества Аахена и формирование его маньеристического стиля оказали произведения Тинторетто и Караваджо . Кроме этих мастеров, Ханс фон Аахен на протяжении всей жизни в своём творчестве испытывал влияние таких художников, как Бартоломеус Спрангер ( 1546 — 1611 ) и Хендрик Гольциус ( 1558 — 1617 ), доминировавших на художественной сцене Германии той эпохи. В течение 1580-х годов он стал известным мастером, получавшим важные заказы. В 1585 году он работал во Флоренции при дворе великого герцога Тосканы Франческо I Медичи .
В 1587—1596 годах Xанс фон Аахен приобрёл признание как мастер тонкого психологического портрета , исторической и религиозной живописи. Около 1588 года Аахен он вернулся в Германию. Там он работал для аристократических семейств Кёльна , герцогского двора и знатной семьи Фуггер в Аугсбурге . В Риме и Флоренции он написал несколько картин, которые были приняты с большим успехом, и по возвращении в Германию он был призван к баварскому двору в Мюнхене . Художник написал несколько картин для герцога Баварии Вильгельма V . Он также создавал алтари для мюнхенского ордена иезуитов . Хотя Аахен ранее уже работал над религиозными картинами в Италии, но именно в Мюнхене, под влиянием строгой католической ориентации герцогского двора, он разработал иконографию , находившуюся под сильным влиянием идей Контрреформации .
Благодаря сотрудничеству с семьёй гравёров Саделер и художником-миниатюристом Йорисом Хуфнагелем он впервые начал работать в технике гравюры на меди. Вместе они создавали серии гравюр с религиозными и аллегорическими мотивами, некоторые из которых были основаны на предыдущих картинах фон Аахена, другие — на новых рисунках. Распространение этих гравюр по Европе во многом способствовало известности Ханса фон Аахена. Расцвет художественной деятельности фон Аахена тесно связан с историей «рудольфинской» Праги . Ещё в годы работы в Мюнхене, в 1592 году фон Ахен был назначен императором Священной Римской империи Рудольфом II Габсбургом «камерным», то есть придворным, живописцем (Kammermaler). В 1594 году император возвёл художника в дворянство, и после женитьбы фон Аахена в Мюнхене на Регине ди Лассо, дочери придворного композитора Баварского герцогства Орландо ди Лассо , они вместе в 1596 году переехали в Прагу и художник оставался там до конца своих дней.
В 1592 году Ханс фон Аахен написал официальный портрет императора Рудольфа II . Этот портрет является самым известным изображением императора. По свидетельствам историков, фон Аахен выполнял разнообразные поручения в качестве доверенного лица Рудольфа II. Вероятно, именно этим обстоятельством объясняется столь точное перенесение на портрет не только облика портретируемого, но и черт его характера. По известности этот портрет может конкурировать только с портретом Рудольфа II работы Джузеппе Арчимбольдо , на котором император представлен в образе древнеримского бога Вертумна , лик которого составлен из цветов и фруктов. Карел Ван Мандер сообщал, что Ханс фон Аахен имел «ежедневную дружбу», был «уважен и оценён» императором. Это доверие становится очевидным в тех дипломатических миссиях, которые император поручал своему придворному художнику. Рудольф II предпочитал посылать Аахена в качестве переговорщика, когда дело доходило до пополнения императорской коллекции произведений искусства его знаменитой кунсткамеры . Опыт фон Аахена и богатство его связей оказались ценной помощью. Император также пользовался услугами своего камерного художника при поиске подходящей невесты. Под предлогом того, что он должен был изображать юных принцесс, он посылал Аахена к европейским королевским дворам, чтобы получить подробную информацию об условиях и возможном приданом . После смерти Рудольфа II 20 января 1612 года Ханс фон Аахен стал придворным живописцем его преемника, императора Маттиаса I . Основным занятием художника в последующие годы было написание портретов императорской четы. Ханс фон Аахен умер три года спустя, 4 марта 1615 года, в Праге. Его жена и пятеро детей вернулись в Мюнхен. Учениками и помощниками Ханса фон Аахена были Питер Исаакс , Йозеф Хайнц Старший , Ханс Хольцмайер, Пауль Шюрер. Произведения фон Аахена копировали такие мастера, как , , Ян Саделер .
Картины фон Аахена, изображающие изящные, удлинённые фигуры, также как и работы его коллеги Бартоломеуса Спрангера , являются образцами сложного искусства интернационального маньеризма.
«Художник был чистым маньеристом со склонностью к изящной виртуозности, динамичному стилю, любивший подвижные, лёгкие силуэты, скользящие, неустойчивые формы, тёплый насыщенный цвет, восходящий к венецианской живописи XVI века… Кровавые события [турецких войн] фон Аахен переводил в парад аллегорий; на его полотнах рождались композиции с полуобнажёнными стремительными фигурами, фантастическими пейзажами, где оживают скульптуры и застывают, как камень, живые существа… Ощущение театральности поддерживается… жестикуляцией, аффектированными эмоциями, ритмическим рисунком силуэтов на фоне облачного неба или вымышленного пейзажа… С именем фон Аахена связан очень специфический рудольфинский жанр — живопись по алебастру или агату, когда художник, выявляя натуральный рисунок камня, мастерски использует его и дополняет мифологической композицией. Увлечение фон Аахена работами такого рода, возможно, привносило в его живописную гамму обогащавшие её удивительно тонкие оттенки, почерпнутые в мире „натуралий“. Та же изысканность отличает его рисунки со сложно переплетающимися линиями… Фон Аахен — самый поэтичный из рудольфинцев»
Одним из лучших произведений художника считается картина «Торжество Истины и Справедливости» (подлинное название — «Аллегория Триумфа Справедливости или Победа Истины под защитой Правосудия»). Основной мотив произведения заключается в следующем: нагая Правда стремится к Справедливости, которая, освобождая Истину от свирепого льва (олицетворение зла), способствует победе и торжеству Правды. Также одним из самых известных произведений является картина «Бахус, Церера и Купидон» (1610. Холст, масло, 163 x 113 см. Музей истории искусств , Вена ). Индивидуальный стиль Ханса фон Аахена объединил идеализацию, свойственную римской и флорентийской школам периода позднего итальянского Возрождения и маньеризма, с блестящим венецианским колоритом и голландским реализмом. Ханс фон Аахен как живописец был особенно искусен в изображении игриво-эротической обнажённой натуры. В качестве примера можно привести картину «Афина, Венера и Юнона» (1593. Холст, масло, 54 x 67 см. Музей изящных искусств , Бостон ).
Долгое время творчество Аахена находилось в забвении. В XIX веке его картины приписывали то Рубенсу, то Гольциусу, то Эльсхаймеру , Караваджо или Аннибале Карраччи . Некоторые комментаторы подвергали сомнению само существование Аахена. Со временем истинные атрибуции были восстановлены .
Произведения Ханса фон Аахена были представлены на художественных выставках последних десятилетий ХХ века в контексте изучения придворной культуры рудольфинской Праги. Двумя наиболее значительными были выставки: «Прага около 1600 года — искусство при дворе Рудольфа II» (Эссен, Вилла Хюгель, 1988) и «Рудольф II» и «Прага — Двор и город» (Прага, Бурггалерея, 1998). Большая ретроспективная выставка творчества Ханса фон Ахена состоялась в 2010—2011 годах. Как когда-то сам художник, она странствовала по Европе и экспонировалась в трёх основных музеях: с 11 марта по 13 июня 2010 года сначала в Музее Сюрмонда — Людвига в Аахене, с 1 июля по 3 октября в Бурггалерее в Праге и с 19 октября по 9 января 2011 года в Музее истории искусств в Вене.
На территории России с творчеством Ханса фон Аахена можно ознакомиться в Эрмитаже в Санкт-Петербурге . В коллекции музея находятся картины «Святое семейство» (между 1588 и 1590 . Дерево, масло, 56,2 х 42,2 см; в Эрмитаж картина поступила из в Москве в 1886 году ) и «Аллегория Мира, Искусства и Изобилия» ( 1602 . Холст, масло, 197 x 142 см; в Эрмитаж поступила из музея бывшего императорского дворца в Гатчине в 1925 году ).