Interested Article - Феррайоло, Мелчиоре
- 2021-02-23
- 1
Мелчиоре Феррайоло , или Мелчионне Феррайоло ( итал. Melchiorre Ferraiolo, Melchionne Ferraiolo ; не позже 1443 — около 1499 ) — итальянский хронист и чиновник из Неаполя , автор иллюминированной ( итал. Cronaca del Ferraiolo ), известной также как «Хроника Арагонского Неаполя» ( итал. Cronaca della Napoli Aragonese ), или «Иллюстрированная хроника Кватроченто » ( итал. Cronaca figurata del Quattrocento ), одного из важнейших источников по истории Первой итальянской войны (1494—1498).
Биография
О жизни его не известно почти ничего, кроме того, что он являлся сыном некоего Франческо Феррайоло , который, по его собственным словам, был очевидцем вступления в 1443 году короля Альфонсо I в Неаполь . Его родовая фамилия , происходящая от названия характерного облачения священнослужителей ( итал. ferraiuolo ), заставляет предполагать связь предков с католической церковью , что не имеет, однако, никаких документальных подтверждений.
Предпринимались неоднократные попытки идентифицировать, или, по крайней мере, увязать Феррайоло с рядом известных современников, имена которых упоминаются в документах местных архивов. Исследователь его творчества неаполитанский историк-архивист ювелиров , работавших в Неаполе со второй половины XV-го до конца XVI века, наиболее известными из которых являются мастера Джованни и Леонардо . Предполагавшаяся редактором нового издания хроники 1987 года филологом и лингвистом Розарио Колучча связь автора с омонимами , прослеживаемыми в реестрах Арагонской канцелярии за 1479—1500 годы, также не получила достаточных доказательств .
в предисловии к публикации его сочинения 1956 года относит его к кругу известной семьиБолее правдоподобной признаётся гипотеза итальянского историка литературы Никола Вакка, отождествившего его с упомянутым в датированной 11 апреля 1497 года записи из «Краткого описания королевства» ( итал. Sommaria del Regno ) «верным слугой» ( итал. fidele servo ) короля Неаполя Федериго I Мелчионне Ферайоло, который получил компенсацию в размере 600 дукатов за утрату в 1495 году своего «движимого имущества», отправленного им на остров Искья для защиты от разграбления французскими войсками Карла VIII , но переданного по ошибке некоему Антонио Карафа .
Не вызывает сомнений, что Феррайоло был близок к королевскому двору, исполняя, возможно, должность дворецкого или сенешаля , о чём косвенно свидетельствуют его осведомлённость в вопросах придворного церемониала , вплоть до указаний на стоимость отдельных предметов одежды и украшений, а также детальные описания им праздничных приёмов и эпизодов частной жизни государей. В частности, рассказывая в конце своей хроники о торжественной встрече, устроенной вдовствующей королевой-наместницей Хуаной Арагонской королю Федерико II по возвращении его после победы в декабре 1497 года над бывшим принцем Салерно , Феррайоло прямо говорит, что «видел всё это своими глазами» ( итал. con gli uocchi mieie ) .
В любом случае, включение Феррайоло в текст своей хроники документов королевской канцелярии свидетельствует о несомненном доступе его к государственному архиву , значительно облегчившему ему работу над историческим произведением.
Хроника
Мелчиоре оставил всего одно известное произведение, «Хронику Арагонского Неаполя» ( итал. Cronaca della Napoli Aragonese ), известную также как «Иллюстрированная хроника Кватроченто »( итал. Cronaca figurata del Quattrocento ), передававшуюся, по-видимому, из поколения в поколение его потомками и сохранившуюся в единственной иллюминированной бумажной рукописи , хранящейся в библиотеке Джона Пирпонта Моргана в Нью-Йорке ( MS 801 ). Этот кодекс , переписанный одной рукой некаллиграфическим и довольно беспорядочным почерком, характерным для итальянских гуманистов конца XV столетия, признаётся рядом исследователей автографическим . Помимо сочинения Феррайоло, он содержит текст «Партенопейской хроники», известной во многих редакциях, а также копию «Трактата о банях Поццуоли » ( итал. Trattato de li bagni de Pezola ) и неполный список «Связки времён, заключающей в себе все старинные хроники» ( лат. Fasciculus temporum omnes antiquorum cronicas complectens ) — учебного пособия по всемирной истории, принадлежащего перу немецкого монаха Вернера Ролевинка .
Неаккуратный переплёт , а также заметные пробелы в тексте как самой хроники, так и в переводе «Fasciculus», позволяют предположить, что составление сборника прервано было внезапно и преждевременно, возможно, из-за смерти самого Феррайоло, которую, таким образом, возможно отнести к 1498-му или 1499 году. Исследователями и издателями хроники найдено не менее 14 правок в её тексте, внесённых анонимным редактором .
Текст хроники состоит из 247 глав, излагающих историю Неаполитанского королевства второй половины XV века. Хроника открывается кратким рассказом о первом пребывании Альфонсо Великодушного в Неаполе в 1423 году, закончившемся его ссорой с приёмной матерью королевой Джованной и возвращением в Арагон , после чего прерывает изложение вплоть до 1442 года, когда Альфонсо триумфально вошёл в город. Следующие сорок лет, вплоть до освобождения в 1481 году захваченного турками Отранто , описываются довольно поверхностно и менее качественно проиллюстрированы. Основной акцент сосредотачивается на событиях четырёх годов, происходивших между смертью в 1494 году короля Ферранте I Арагонского и вступлением 13 февраля 1498 года в город его сына Федериго после победы над Сансеверино, которым посвящено, в общей сложности, не менее 200 глав . Особенное внимание уделяется вторжению в Италию армии короля Франции Карла VIII , увенчавшемуся вступлением его в Неаполь и торжественной коронацией там неаполитанской короной.
Идеологическая канва «Хроники Феррайоло» может считаться патриотической . Автор всецело остаётся на стороне арагонских государей, хотя трактует события исключительно с точки зрения самих неаполитанцев. Демонстрируя искреннюю приверженность арагонскому дому , он отзывается о его представителях с большой похвалой, не жалея суровых реплик и даже оскорблений в адрес их врагов вроде султана Мехмеда II , папы Иннокентия VIII , короля Карла VIII или мятежных баронов . Каждый абзац повествования касается определённого события, известия о котором достигают местных жителей, с попыткой увязать его с последующими, причём автор заостряет внимание преимущественно на внешней, зрелищной стороне происходящего, всячески подчёркивая, что он являлся очевидцем описанного, даже если это были, к примеру, сражения на море, участия в которых он явно не принимал .
Одним из основных источников «Хроники Феррайоло» стали охватывающие события 1484—1491 годов дневниково-летописные «Эфемериды» Джампьетро Леостелло, придворного хрониста герцога Калабрии Альфонсо , занимавшего в 1494—1495 годах неаполитанский престол. По мнению американского медиевиста профессора Ратгерского университета Нью-Джерси Саманты Келли, в процессе работы над своим сочинением Феррайоло копировал также текст «Партенопейской хроники», напечатанной в 1486 году в Неаполе Франческо дель Туппо, явно рассматривая его как продолжение труда своего предшественника XIV века Бартоломео Караччоло . Однако основную информацию хронист черпал из официальных документов, опираясь также на собственные воспоминания.
Язык «Хроники Феррайоло» представляет собой неаполитанский диалект среднеитальянского, но содержит определённые элементы административно-делового жаргона , характерного для тогдашнего чиновничества, с вкраплением в текст не только лексических форм, но и целых фрагментов из канцелярских документов. Ссылаясь на последние, автор порой органично вплетает их деловой стиль в ткань своего повествования, вплоть до прямых контаминаций . Своеобразным элементом композиционной техники Феррайоло является включение в батальные сцены элементов народного фольклора , в частности, популярного страмботто о сражении между французами и жителями острова Искья , предоставившими убежище Федериго I, а также куплетов песни, посвящённой мученикам оккупированного в 1480—1481 годах турками Отранто .
Иллюстрации к хронике Феррайоло выполнены двумя художниками, одним из которых был сам автор . Около 150 рисунков, не считая нескольких диаграмм , сделаны пером и тушью , а затем расцвечены красками, причём между листами 128 и 145 оставлены места для ещё 53 изображений, так и оставленные пустыми . Качество миниатюр крайне неоднородно, особенно применительно к начальным разделам, но, в общем и в целом, они представляют собой немалую ценность как для исследователей придворного этикета, одежды, доспехов и вооружения армий позднего Средневековья, так и для специалистов по материальной культуре итальянских городов того времени. Само по себе создание иллюстрированных хроник характерно для Италии позднего кватроченто , в качестве примеров можно назвать «Флорентийскую хронику» или миланскую «Хронику Креспи» , однако, в отличие от них, «Хроника Феррайоло» практически не содержит миниатюр на библейские и общеисторические сюжеты, предпочитая им местные итальянские события.
Опубликованная в 1956 году с комментариями вышеназванного Риккардо Филанджери ди Кандида, «Хроника Феррайоло» получила в 1987-м исправленное критическое издание под редакцией профессора филологии Академии делла Круска ( Флоренция ) и ( Лечче ) Розарио Колучча.
Примечания
- Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- — Консорциум европейских научных библиотек.
- // CoBiS.
- // VIAF — 2012.
- от 16 мая 2021 на Wayback Machine // Pondering History. Surprising Facts, Insights and Interpretations.
- ↑ Pignatti Franco. от 14 ноября 2023 на Wayback Machine // Dizionario biografico degli italiani . — Vol. 46. — Roma, 1996.
- ↑ от 8 апреля 2022 на Wayback Machine // Illustrations of Costume & Soldiers & Sites of Interest.
- Vacca Nicola. Sull'autore della «Cronaca napoletana figurata del Quattrocento» // Atti della Accademia Pontaniana. — Nuova serie. — Vol. IX. — Napoli, 1960. — p. 115.
- Kelly Samantha. от 8 апреля 2023 на Wayback Machine // California Italian Studies. — Vol. 3. — Iss. 1. — Berkeley, 2012.
- Rosario Coluccia. Ferraiolo, Cronaca. Edizione critica (introduzione). — Firenze, 1987. — p. xxxvi.
- Rosario Coluccia. Ferraiolo, Cronaca. Edizione critica (introduzione). — p. xxxiv.
- Пивень М. Г. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. — Вып. 11. — СПб.: СПбГУ, 2021. — С. 563–567.
Издания
- Una cronaca napoletana figurata del Quattrocento, a cura di Riccardo Filangieri di Candida. — Napoli: L'Arte tipografica, 1956. — 274 p. — (Accademia di architettura, lettere e belle arti).
- Ferraiolo, Cronaca. Edizione critica a cura di Rosario Coluccia. — Firenze: Presso l’Accademia della Crusca, 1987. — lxix, 249 p. — (Scrittori italiani e testi antichi, 8). — ISBN 978-8887850420 .
Библиография
- Vacca Nicola. Sull'autore della «Cronaca napoletana figurata del Quattrocento» // Atti della Accademia Pontaniana. — Nuova serie. — Volume IX. — Napoli: Giannini, 1960. — pp. 113–116.
- Casale Olga. Nota a un'edizione della cronaca napoletana del Ferraiolo // Annali della Facoltà di Magistero dell'Università degli Studi di Lecce. — Volume II. — Lecce: Milella, 1972—1973. — pp. 3–31.
- Pignatti Franco. // Dizionario biografico degli italiani . — Volume 46. — Roma: Istituto della Enciclopedia Italiana, 1996.
- De Caprio Chiara. Le battaglie nella Cronaca di Ferraiolo: strutture narrative e lessico // La battaglia nel Rinascimento meridionale. Moduli narrativi tra parole e immagini. — Roma: Viella, 2011. — pp. 349–361. — (I libri di Viella, 126). — ISBN 978-88-8334-491-6 .
- Kelly Samantha. // California Italian Studies. — Volume 3. — Issue 1. The Disciplines of the Arts and Sciences in Naples, ed. by John A. Marino and Carlo Vecce. — Berkeley: University of California, 2012.
Ссылки
- (рукопись из библиотеки Пирпонта Моргана в Нью-Йорке)
- 2021-02-23
- 1