Interested Article - Буйносова-Ростовская, Мария Петровна
- 2021-02-01
- 1
Царица Мария Петровна , урождённая княжна Буйносова-Ростовская (в девичестве Екатерина , в иночестве Елена ), также употребляется именование царица Екатерина Шуйская (1590-е/около 1586 — 2 (12) января 1626 ) — русская царица, вторая жена царя Василия Ивановича Шуйского .
Из княжеского рода Буйносовы-Ростовские . Вторая дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского (ум. 1607 год) и княгини Марии Ивановны. Мужем её сестры (также носившей имя Мария , но от рождения) стал Воротынский, Иван Михайлович (младший) , позже принявший участие в низложении Шуйского. Также у неё были сестра Пелагея и братья Иван и Юрий .
Родила двух дочерей, скончавшихся в младенчестве, после свержения мужа насильно пострижена в монастырь, где скончалась уже при Романовых .
Биография
Точный год и место рождения царицы неизвестны, судя по дате её замужества он приходится на 1590-е годы. Днём её рождения, видимо, является 24 ноября — в этот день отмечалась её память в Новодевичьем монастыре . Во вкладной книге монастыря имеется следующая запись под 24 ноября: « Память благоверной царицы и великой княгини Екатерины, во иноцех Елены, схимницы ».
Её родное имя «Екатерина» , считавшееся «не царским», было сменено после свадьбы на «Марию» .
В 1592 году князь Василий Шуйский потерял первую жену Елену Михайловну Репнину , после чего он долгое время вдовствовал.
Свадьба
Традиционный царский смотр невест не устраивался — c княжной Шуйский был помолвлен давно, ещё при Лжедмитрии I после возвращения из ссылки (что, возможно, сдвигает дату её рождения на более зрелый возраст). Тогда же, впервые Екатерина была упомянута (без имени) в связи с её помолвкой в Записках о Московии капитана Жака Маржерета, о воспоминании вернувшимся в 1605 году из ссылки и прощением самозванцем, будущего царя Василия Ивановича Шуйского.
Василий Шуйский венчается на царство в Успенском соборе Московского кремля 01 июня 1606 года и только через полтора года 17 января 1608 года происходит их свадьба, после которой она получает имя — Мария.
«Женитьба, к которой царь Василий Иванович действительно не слишком стремился и на которую согласился только из соображений династической целесообразности, происходила после долгого вдовства, а затем и прямого запрета царя Бориса , опасавшегося увидеть в новом поколении князей Шуйских претендентов на престол, что могло создать угрозу правлению его сына . Лжедмитрий I, по сообщению того же Жака Маржерета , хотел нарушить этот тяжёлый и незаслуженный запрет, наложенный на старшего князя Шуйского, но произошёл переворот и вчерашний жених превратился из боярина в царя. Затем необходимость борьбы с врагами, в том числе личное участие в походе под Тулу , на долгое время отодвинула вопросы о других государственных и династических интересах», пишет биограф Шуйского В. Н. Козляков .
Ему тогда было 56 лет, невеста же, вероятно, вступила в брачный возраст и ей было 16—20 лет.
«А во 115-м году как женился царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии, а понял боярина князя Петра Ивановича Буйносова дочь княжну Марью»
6 января Мария Петровна Буйносова была официально названа царской невестой, венчание состоялось 17 января 1608 года . Торжества продолжались три дня, они проходили в Кремле по обычному образцу царских свадеб:
«А как время поспело государеву выходу, и государь вышел, наредясь шуба на соболех, бархат зол от. Заметав полы, в златокованом поясе; пошёл в Золотую полату, сел на государьском месте, и тысяцкому, и дружкам, и бояром, и всему поезду велел сести. А государыню посадили на чертожном месте в Грановитой палате». Затем все участники церемонии отправились из Золотой в Грановитую к ожидающей их «наречённой» царице. Как и было положено, «государьской путь» кропил на всех переходах царский духовник благовещенский протопоп Кондратий, «а идучи говорил безпрестани: „О Тебе радуетца“». Венчание царя Василия Шуйского и царицы Марии Петровны проходило в Успенском соборе. Все три дня шли пиры в Золотой палате, царь на радостях «жаловал бояр вины красными». В последний день «были потехи до стола и после стола» .
Сохранилась роспись царской свадьбы , которая свидетельствует, что посаженным отцом был младший брат жениха Иван Иванович Пуговка , а посаженной матерью, за неимением у него жены, — супруга другого брата, Дмитрия — Екатерина Шуйская , дочь Малюты Скуратова (эта другая тёзка царицы позже стала главной подозреваемой в отравлении Скопина-Шуйского ). Отсутствие на свадьбе самого Дмитрия, являвшегося наследником брата, возможно, свидетельствует о его пошатнувшемся положении при дворе .
Тысяцким был родственник Шуйских князь Фёдор Иванович Мстиславский , его помощником — дядя невесты князь Василий Иванович Белоголовый Буйносов-Ростовский . Михаил Скопин-Шуйский стал первым дружкой жениха, а вторым — Иван Колычев-Крюк (любимец царя, который в том же году будет казнён на Лобном месте за участие в заговоре против него). Таким образом, «на самых первых ролях в свадебном пиру оказались недавние воеводы тульского похода» .
Дружками невесты стали воеводы князь Иван Андреевич Хованский и Иван Михайлович Пушкин , «а жены их свахи» . Иван Воротынский, который вскоре женится на сестре царицы, ехал у коня царя — у «государева аргамака »; у саней невесты ехал , её родич. Свадебный поезд , сопровождавший кортеж, возглавляли родственники Шуйских Иван Васильевич Голицын и Иван Никитич Романов ; в нём скакали родственники — Иван Катырёв-Ростовский (позже будет сослан Шуйским) и другие. У первой свечи стоял князь Иван Никитич Меньшой-Одоевский , у второй — князь Пётр Иванович Пронский ; в церемонии «у фонаря большого» стоял Дмитрий Погожев . «Ездить дозирать по воротам в Кремле» был назначен Григорий Ромодановский .
На свадьбе присутствовали Фёдор Бутурлин , Григорий Борисович Долгоруков-Роща , Михаил Самсонович Туренин и другие. В свадьбе участвовали и остальные бояре, «которые были на Москве, да дворян человек с 70», то есть, она по-видимому, праздновалась в достаточно узком кругу .
Вскоре после торжеств дядя царицы Василий получил боярство, её брат Иван — должность кравчего .
Полутора годами ранее там же праздновалась свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек , и сравнение обоих праздников было у всех на уме — не в пользу Василия. На этой свадьбе было меньше блеска и веселья, кроме того, фоном оказались не прекращавшиеся за кремлёвскими стенами казни его врагов. Царя упрекали в том, что он не проявил милосердия , и его свадьба, как писал Исаак Масса в своём «Кратком известие о Московии», «была ознаменована только великими бедствиями и скорбями людей, которых, как это видели, каждый день топили».
На отсутствие царского брата Дмитрия Шуйского на свадьбе иностранцы также обратили внимание. В « » описано, как позже некий пан Коморовский писал из Москвы воеводе Юрию Мнишку в ссылку в Ярославле: «Дмитрий Шуйский возвратился, потеряв всякую надежду, из-под Алексина , упрекал царя, что тот женился, говоря: „Ты веселишься, а кровь невинная льётся“. Также сказал ему, что уже царствовать тебе осталось недолго, ибо не на кого тебе опереться, а поэтому подумай о себе и о нас, поклониться надо тому, кому царство по справедливости принадлежит». Хотя, вероятней всего, недовольство брата вызвало изменение его положения и потенциальное появление новорождённых наследников .
Брак и свержение
Царица успела родить только двух дочерей — Анну (1609) и Анастасию (1610) , которые обе умерли во младенчестве. Автор « » писал:
«у царя Василья Ивановичя всея Русии детей было только две дочери, и те во младенчестве преставились; тако зовомы суть Настасья и Анна».
В трудный для государства период царица по просьбе мужа занималась распродажей дворцового имущества для оплаты войск. Ближние боярыни Соломония Бахтеярова, Анна Урусова и Прасковья Колычева спарывали жемчуг, драгоценные камни и т. д. с сохранившихся одеяний и отдавали на продажу, средства же отдавались ближним людям Шуйского — Семёну Прозоровскому , Ивану Чепчугову и другим. Всего было выручено за 1609 год 17 000 рублей.
«…приданое платье и кузни, а по смотру той рухляди: ожерелье жемчужное женское пугвицы серебряные, а в них втираны искорки каменей обышних, забиваны жемчюжки, серги двоечки на серебре в серге по яхонтику лазуревому, а вдругой по жемчюгу уродцу; перстень золот, а в нём искорка камешек червчат; 4 перстня серебряны позолочены, в одном вставка жемчюжная, а в другом берюзишка; а в дву смазни; летник тафта червчата вошвы атлас на зелёной земле круги серебряны продолговаты; телогрея тафта ала изношена подложена зенденью лазоревою круживо золотное; опашень сукно багрец, а у нево 13 пугвиц серебряных: шубка накладная сукно лундыш светлозелена подпушка тафта ала: каптур соболей, ожерелье бобровое, шапка отлас золотной на зелёной земле, шапенка камка червчата…»
Спустя 2 года после женитьбы, 17 июля 1610 года Василий Шуйский был свергнут в результате заговора, составленного патриархом Гермогеном вместе с боярами и московскими жителями . Исполнить формальную процедуру перевода Василия вместе с женой «на старой двор» досталось мужу её сестры князю Ивану Михайловичу Воротынскому . 17 июля царь «сам съехал и с царицею на свой на старой двор, где жил в боярех» .
19 июля Василий официально лишился престола, затем он был насильно пострижен в монахи и выдан полякам. Мария была с ним разлучена и, под именем «Елена» также пострижена.
В лето 7118 (1610), июля в 19 день Рязанец дворянин Захарей Ляпунов да князь Петр Засекин с своими советники царя Василиа силою постригошя в чернеческий чин. Обещание же за царя отвещеваше князь Василей Туренин ; и предашя под начало в Чюдов монастырь . И потом вскоре и царицу его Марию постригошя силою же и отдашя в Ивановской монастырь (« Сказание Авраамия Палицына »).
По сообщению « Нового летописца », царь не признал насильственно проведённый над ним обряд пострижения и на все полагавшиеся по обряду вопросы отвечал твёрдо: «Несть моево желания и обещания к постриганию». Царица Мария Шуйская последовала примеру мужа: «царица ж тако на постригании ответу не даяше».
«Постригли и несчастную Царицу Марию, также безмолвную в обетах, но красноречивую в изъявлении любви к супругу: она рвалась к нему, стонала, называла его своим Государем милым, Царём Великим народа недостойного, её супругом законным и в рясе инока» ( Николай Карамзин ).
Инокиню Елену отправили в кремлёвский Вознесенский монастырь , либо постригли там, а потом отправили в Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве . Где оставалась дочь Анастасия, ещё живая к тому времени — неизвестно.
Монахиня
Вскоре новое правительство — Семибоярщина , припомнив распродажу царского имущества, решило обвинить бывшую супругу Шуйского в растрате казны, был устроен суд. Иван Забелин приводит «Розыски государевой казны у бывшей царицы Марьи Петровны Шуйской», являющийся ценным источником для создании представления о женском имуществе того времени .
Обвинение пыталось выяснить «сколко княжъ Васильева княгиня Шуйского Государевы казны покрала»
Инокиню допрашивали сначала поднявшие дело сторонники поляков и Лжедмитрия митрополит Пафнутий Крутицкий , бояре Иван Семёнович Куракин (его сестра Мария была замужем за братом царицы Иваном) и Василий Михайлович Мосальский-Рубец , затем дьяки С. Ефимьев и И. Юрьев. «Они вызвали на очную ставку родственниц царицы, сестёр Марию и Ирину, а также Софью и Соломониду Бахтеяровых и Фегинью Великую. Потом бывших хранителей её казны Анну Шестакову и Анну Орлову заставили принести приходные и расходные книги. Все было проверено с большой тщательностью. Более того, дьяки приняли решение конфисковать все подарки царицы, которые она делала близким людям и служительницам. Это возмутило Марию Петровну» . На расспросы судей бывшая царица отвечала, что она не может помнить, кого она и её муж жаловали, и что « Рострига был не лучше нас, да его дачи не у кого не емлют», укоряла бояр за то, что они её позорят и грабят. Также она выразила надежду, что снова будет жить с Василием, на что ей было отвечено, что она «слово говорит непригожее, муж её и она пострижены, как тому статись, что жить в мире по-прежнему» . Царица упорно уверяла, что все деньги и драгоценности из казны потрачены на жалованье служилым людям и придворным .
«Документы не дают нам окончания этого дела, из него видно только, что некоторые из вещей, пожалованных бывшей царицей, были отобраны от их владельцев», — пишет Л. М. Савёлов , опубликовавший об этом известие в «Русском Архиве» .
В ноябре 1620 года бывшая царица была отправлена в Суздальский Покровский монастырь — известную тюрьму царственных узниц, где ранее жили великая княгиня Соломония Сабурова и вдова царевича Ивана Евдокия Сабурова . По сообщению « Пискарёвского летописца » (которому не всегда принято верить), насильно постриженный бывший царь снял с себя монашеские одежды, как только оказался за пределами Московского Кремля, будучи отослан к полякам. По его версии, патриарх Гермоген , не одобрявший этого акта, разрешил снять с себя чернецкое платье и царице: «…а царица с собя платье чёрное скинула же по благословению патриарха Гермогена Московского и всеа Русии, а жила в Покровском монастыре в Суздале» .
Видимо, дочь Анастасия находилась при матери во время её отправки в Суздаль, где девочка скончалась и была погребена .
В 1612 году Василий Шуйский скончался в плену. Через 3 года после его свержения, в 1613 году, на русский престол был избран Михаил Фёдорович , что облегчило положение царицы. Мать нового царя Марфа Шестова , когда-то и сама насильно постриженная, очевидно, дружила с Еленой, которая ещё царицей помогала семье Филарета .
Известно, что в 1615 году царица-инокиня переехала в традиционное почётное обиталище царственных монахинь — Новодевичий монастырь , а царь прислал инокине Елене «на новоселье» 40 соболей . Для неё возвели просторные палаты с хозяйственными постройками. Для обихода ей были выделены значительные средства и приставлены слуги.
В феврале 1616 года она сделала вклад в 200 рублей в Троице-Сергиев монастырь на помин души своего мужа.
В сотной нижегородской грамоте 1621 и 1622 годов, хранящейся в Нижегородской градской думе, есть некоторые известия об участи Марии. Ей пожалованы были Михаилом поместья в гг. и в Городец , два дома в Нижегородском Кремле . Царица имела своего приказчика и приказных людей .
Вот слова сотной грамоты, свидетельствующей об этом: На 34 листе на обороте и на 35-м: «Двор Царя Василия Ивановича Царицы иноки Елены Петровны приказных её людей из вотчины Бело-городские волости, а в нём живёт дворник Нестерко Сапожник — не тяглое место». На 43 листе на обороте: «Двор для осадного времени Царя Василия Ивановича Царицы Елены Петровны из Городецкие волости прикащика Карпа Верещагина, а в нём живёт дворник ярыжной Ивашко Ржевитин».
Смерть и погребение
Умерла в 1626 году, пережив мужа на 14 лет. Новый летописец о её смерти сообщает :
В то же время преставилась царица Елена, царя Василия Ивановича жена, а была пострижена на Москве в московском Новом Девичьем монастыре, а дочь была боярина князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского.
Была погребена в суздальском монастыре, в усыпальнице под главным собором — вместе с великой княгиней Соломонией Сабуровой , царицей Анной Васильчиковой и другими знатными ссыльными монахинями. В 1635 году по просьбе Михаила Фёдоровича поляки возвратили останки Василия Шуйского, которые поместили в мужской царской усыпальнице — Архангельском соборе в Кремле, тогда же останки его несчастной супруги были перезахоронены с почётом в усыпальнице русских цариц — в Вознесенском монастыре в Московском Кремле (в гробнице на левой стороне у стены). (А в Суздале осталась, вероятно, могила её дочери Анастасии, которая была вскрыта в XX веке и сторонниками теории заговора считается могилой Георгия Васильевича — якобы старшего брата Ивана Грозного от Соломонии Сабуровой.)
Надпись на саркофаге гласит :
«Лета 7134 генваря в 2 день на памят иже во святых отца нашего Селивестра папы римскаго преставися раба божия благовернаго царя и великого князя Василия Ивановича всея Русии царица Екатерина инока схимница Елена»
После разрушения Вознесенского монастыря большевиками её останки, вместе с прочими, были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора , где находятся и сейчас. Обнаружен и отреставрирован уникальный аналав из её саркофага . «Эта сложная многофигурная шитая деталь монашеского облачения царицы-инокини отличается тонким и мастерским исполнением и включает в себя не только изображения трёхглавого храма, архангелов , голгофского креста, цветов и т. д., но и многострочную надпись» .
Также в её могиле была обнаружена печать, а специалистом-палеографом А. М. Житеневой (МГУ) прочитана надпись на ней и определена её принадлежность отцу царя Михаила патриарху Филарету , очевидно, принимавшему участие в церемонии погребения.
Литература
- Савёлов Л. М. // Русский архив. 1914. Вып. 2. — М. , 1914. — С. 222—234.
- Сост. Д.В. Донской . Рюриковичи. Исторический словарь. Кол.авт. Русское историческое общество. Изд. Русская панорама. М. 2008 г. № 200. Екатерина Петровна Буйносова. стр. 308-309. ISBN 978-5-93165-188-0.
Примечания
- ↑ . Музеи Московского Кремля . Дата обращения: 22 февраля 2019. 13 ноября 2013 года.
- . Дата обращения: 3 декабря 2013. Архивировано из 7 декабря 2013 года.
- Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 154.
- Существует маргинальная версия, что Шуйский поочередно был женат на сестрах Марии и Екатерине Шуйских, то есть перемены имени не было, см. Таймасова, Людмила Юлиановна. // Новый исторический вестник. — 2012. — Вып. 31 . — ISSN . 20 января 2019 года.
- ↑ . Дата обращения: 3 декабря 2013. 6 декабря 2013 года.
- ↑ [militera.lib.ru/bio/kozlyakov_vn01/kozlyakov_vn01.html Василий Шуйский - Флибуста] . militera.lib.ru. Дата обращения: 22 февраля 2019. 7 декабря 2013 года.
- 1608 г. января 17. Чиновный список свадьбы царя Василия Ивановича Шуйского с княжной Марьей Петровной Буйносовой-Ростовской. Российский государственный архив древних актов. Ф. 135. Древлехранилище. Отд. IV. Рубрика II. № 13. Л. 1-16; Ф. 156. Оп. 1. № 7. Л. 1-16. Список 1624 г. Из архива Посольского приказа. Публикации: ДРВ. Изд. 2-е. Ч. 13. С. 122—127.
- Белокуров С. А. Разрядные записи за Смутное время (7113—7121 гг.). М., 1907. С. 95, 249, 269—271 (Чин бракосочетания царя Василия Ивановича Шуйского с княжною Мариею (Екатериною) Буйносовой-Ростовской).
- Акт. ист. П. 283, Акт. арх. эксп. П. 23.
- Акт. ист. П. 334.
- Хроники Смутного времени. - М. Издательство: «Фонд Сергея Дубова». 1998. / Арсений Елассонский . Мемуары из русской истории. /С. 187
- . az.lib.ru. Дата обращения: 22 февраля 2019. 25 июля 2012 года.
- ↑ Савёлов Л. М. от 7 декабря 2013 на Wayback Machine // Русский архив. 1914. М., 1914. Вып. 2. С. 222—234.
- . a-nomalia.narod.ru. Дата обращения: 22 февраля 2019. 22 февраля 2019 года.
- Вовина-Лебедева В. Г. Новый летописец: история текста. — СПбИИ РАН . — СПб. : Дмитрий Буланин , 2004. — С. 284. — ISBN 5-86007-405-0 .
- . novodev.msk.ru. Дата обращения: 22 февраля 2019. 20 февраля 2019 года.
- . — Энас, 2013-08-28. — 288 с. — ISBN 9785931966557 .
- . Дата обращения: 22 февраля 2019. Архивировано из 7 декабря 2013 года.
- . Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" . из оригинала 10 декабря 2013 . Дата обращения: 22 февраля 2019 .
- . Суздаль Онлайн. Дата обращения: 22 февраля 2019. 22 февраля 2019 года.
- Панова Т. Д. Руссист (2003). Дата обращения: 27 марта 2011. Архивировано из 6 марта 2012 года.
- 2021-02-01
- 1