Interested Article - Леткова, Екатерина Павловна

Екатери́на Па́вловна Летко́ва (в замужестве — Султанова ) (20 ноября ( 2 декабря ) 1856 , Петербург 7 января 1937 , Ленинград ) — русская писательница , мемуаристка , переводчица .

Биография

Из дворянской семьи. Её отец, Павел Степанович Летков, офицер, служил в Петербурге адъютантом у графа Ф. Ф. Берга , а с 1860 года начальником Вологодского телеграфного отделения. Мать, Анна Павловна (урожд. Храброва) — из орловских дворян.

В 1872 году окончила 1-ю Мариинскую женскую гимназию в Вологде, а в 1879 Высшие женские курсы В. И. Герье в Москве. Курсисткой вращалась в кругу московской либеральной интеллигенции, сдружилась с Боборыкиным , которому запомнилась речь, «с большим волнением» произнесённая «прекрасной собою» Летковой на обеде в честь И. С. Тургенева в московском ресторане «Эрмитаж» весной 1879 года . Навещая в Петербурге сестру Юлию, бывшую замужем за художником К. Е. Маковским , Леткова через неё познакомилась с И. А. Гончаровым , Д. В. Григоровичем , П. И. Вейнбергом и др. На «пятницах» Я. П. Полонского встречалась с Ф. М. Достоевским . В это же время начинается переводческая, а затем и писательская деятельность Летковой.

Её знакомство с Н. К. Михайловским в марте 1882 года привело вскоре к продолжавшейся до конца 1883 года обоюдной и мучительной для обоих полупроявленной влюблённости (об обстоятельствах которой свидетельствуют проникнутые сочувствием и симпатией письма их общего друга Г. И. Успенского к Летковой (см. ).

В 1884 году Леткова вышла замуж за архитектора Н. В. Султанова , автора памятника Александру II в Московском Кремле , двоюродного брата П. Н. Милюкова , и поселилась в Петербурге. 1890-е годы — время расцвета её литературного таланта.

С конца 1880-х годов Леткова считала своим главным занятием общественную деятельность в Литературном фонде и особенно в комитете общества для доставления средств Высшим женским курсам . Обширные связи в литературно-артистических и чиновничьих кругах (её ближайшей подругой стала баронесса Икскуль фон Гильденбанд , в чьём салоне интеллигенты бывали наряду с сановниками), используемые ею для устройства благотворительных концертов, базаров и лотерей в пользу учащихся женщин, светскость манер и строгая сдержанность обращения создали ей в демократической среде курсисток репутацию «дамы-патронессы либерального толка» .

После 1917 года сотрудничала в издательстве «Всемирная литература» и Госиздате. В 1919 году по инициативе Горького поселилась в Доме искусств . В романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль», персонажи которого прототипичны, черты Летковой угадываются в образе Феоны Власьевны, как бы олицетворяющем осмотрительное отношение «старой» интеллигенции к новой власти:

Она была высока, в движениях плавна, седовласа, вельможна. В её комнате был киот, под часами вожди… Была она набожна, но вместе с тем почитала современных властей за победу…

О. Д. Форш. Сумасшедший корабль

Позднее жила в общежитии Дома учёных . Умерла в Ленинграде 7 января 1937 года . Похоронена на Литераторских мостках .

Творчество

Литературную деятельность начала переводом книги Э. Легуве «Чтение как искусство» (М., 1879 ). Первая попытка художественного творчества — повесть «Ржавчина» ( Русская мысль , 1881 , № 10), где описана закончившаяся самоубийством жизнь молодой женщины с незаурядным характером, не нашедшей места в мире светских условностей и заранее регламентированных отношений.

По настоянию и с помощью Н. К. Михайловского Летковой были написаны компилятивные статьи «Психиатро-зоологическая теория народных волнений» (по трудам Ч. Ломброзо Отечественные записки , 1884 , № 2) и «Крепостная интеллигенция» (об участи творческих людей в крепостной неволе — Отечественные записки , 1883 , № 11). Об этой статье Михайловский писал:

Статья удивительно похожа на Вас: такие же из неё глядят раскрытые глаза и такое же в ней что-то сдержанное и не довершённое.

Н. К. Михайловский

Резко оборванное общение с Михайловским, навсегда оставшееся глубокой душевной раной Летковой, нашло позднее завуалированное отражение в повести «Оборванная переписка» ( Русское богатство , 1902 , №№ 3, 4), где сложные психологические коллизии героев «верных эпохе» в своей нерешительности, разъедающей рефлексии и парализующем сознании долга были осмыслены под знаком общественной психологии «восьмидесятничества» .

После замужества и переезда в Петербург Леткова начинает активную литературную деятельность, выразившуюся во множестве рассказов, печатавшихся в журналах Русская мысль , Русское богатство , Северный вестник , Мир Божий и других. В них, как правило, описывались: безотрадный, чреватый преступлением крестьянский быт ( — Северный вестник, 1894, № 3; — Мир Божий, 1898, № 5), неприметный драматизм существования «маленьких людей» (один из лучших у неё рассказ — Русская мысль, 1896, № 1 — о старой деве, утопившейся в Волге во время путешествия, предпринятого для собственного удовольствия), тусклая жизнь средней интеллигенции, разуверившейся в иллюзиях народничества ( «Без фамилии» — Русское богатство, 1902, № 10; — Русское богатство, 1903, № 10), неправда и безысходность современного брака ( — Русское богатство, 1905, № 5). Написанные свежим литературным языком, с чувством формы, сложившимся не без влияния тургеневской школы, они несли в себе хотя не формулируемое напрямую, но радикальное неприятие русской действительности как таковой.

В 1899 году , после выхода «Повестей и рассказов» Летковой, оценивая её «скромный талант» в целом

Всегда умно и тонко задумано и почти всегда талантливо, хотя и не совсем ровно исполнено.

Н. К. Михайловский

Михайловский выделил мотивы «одиночества, мучительной двойственности чувств и стыда жизни», назвал источником душевной энергии её героинь сопротивление «силе житейской тины» и «рабству» физиологии и наследственности.

Немногочисленные художественные произведения Летковой в последующие годы в основном повторяли те же мотивы. В сборнике ( 1913 ) новой была лишь усугубившаяся под впечатлением событий 1905 года мрачность описаний народной жизни.

Надгробие Е. П. Султановой-Летковой на Литераторских мостках

В разные годы среди знакомых Летковой, кроме вышеназванных были В. В. Крестовский , В. Г. Короленко , А. Ф. Кони , Н. Ф. Анненский , П. Ф. Якубович , В. И. Немирович-Данченко , М. Г. Савина , С. Ф. Ольденбург , Л. Н. Андреев и многие другие. В начале 1900-х годов она приступила к работе над мемуарами и продолжала её до последнего года жизни, печатая, однако, крайне скупо, что объясняла нежеланием «влезать под чужие лучи» (письмо Горькому ; здесь же см. письма Горького Летковой с настоятельными советами довести мемуары до конца).

Много работала в области художественного перевода: пьесы Г. Д’Аннунцио , пьеса А. Дюма-сына «Дениза», романы Шанфлёри «Моленшарские обыватели», Э. Золя «Углекопы», Ж. Касселя «Мятежные души» (о Н. И. Махно ) и др.

Издания

  • Повести и рассказы. Т. 1-3. — СПб.- 1900—1903.
  • Очерки и рассказы. — П. — 1915.

Литература

  • Колтоновская Е. А . Е. П. Леткова // . — СПб.: Просвещение, 1912. — С. 126—144: портр.
  • Умерла Е. П. Леткова-Султанова // Сегодня . — Рига, 1937. — 10 апреля (№ 98). — С. 8: портр.
  • Варшер Т. Красавица Е. П. Леткова-Султанова. (Из воспоминаний о встречах с ней) // Сегодня. — Рига, 1937. — 20 апреля (№ 108). — С. 3.
  • Амфитеатров А. «Жили были три сестры». (Памяти Ек. П. Летковой) // Сегодня. — Рига, 1937. — 21 июня (№ 167). — С. 4; 22 июня (№ 168). — С. 3.
  • Ходасевич В. « Дом искусств » // Ходасевич В. Избранная проза. — Нью-Йорк, 1982. — С. 329, 332.
  • Милюков П. Н . Воспоминания. — М., 1991. — С. 36, 48.
  • Баскаков В. Н., Алексеев А. В . Леткова Екатерина Павловна // Русские писатели, 1800—1917 : Биогр. словарь. — М., 1994. — Т. 3. — С. 350—351: портр. ISBN 5-85270-112-2

Примечания

  1. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1901. — Т. XXXII. — С. 36.
  2. Боборыкин П. Д. Воспоминания.-М., 1965.-Т. 2.-С.407
  3. Успенский Г. И. Полное собрание сочинений.- М.-Л.- 1952.- Т. XIII- С.312-315, 370—380
  4. Аксакова Т. А. Дочь генеалога. — Минувшее. Вып. 4. — М., 1991.- С.47
  5. Форш О. Д. Сумасшедший корабль. - Л., 1988. - С.49
  6. Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 435.
  7. Русское богатство , 1914, № 1.-Леткова Е.П. Из писем Н. К. Михайловского. - С.393
  8. Колтоновская Е. А. Женские силуэты.- СПб, 1912.- С.135
  9. Русское богатство, 1899, № 8. - С.161
  10. Литературное наследство - Т.70.- С.271
Источник —

Same as Леткова, Екатерина Павловна