Interested Article - Михайловский, Николай Константинович

Никола́й Константи́нович Михайло́вский ( 15 [27] ноября 1842 , Мещовск , Калужская губерния 28 января [ 10 февраля ] 1904 , Санкт-Петербург ) — русский публицист , социолог и литературовед , критик, переводчик . Теоретик народничества .

«В ту эпоху забытый теперь критик считался в широких кругах народнической интеллигенции „властителем дум“» .

Биография

Родился 15 ( 27 ) ноября 1842 года в Мещовске Калужской губернии . Учился в Петербургском институте горных инженеров .

Литературную деятельность начал в 1860 году в журнале « » под редакцией В. А. Кремпина . Сотрудничал в различных периодических изданиях (« Книжный вестник », «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»). Перевёл «Французскую демократию» Прудона (Санкт-Петербург, 1867).

С 1868 года участвовал в журнале « Отечественные записки ». После смерти Н. А. Некрасова (1877) стал одним из редакторов журнала (вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. З. Елисеевым ).

В 1879 году сблизился с организацией « Народная воля », его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского по адресу Невский, 80 . Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале « Северный вестник » и « Русская мысль », в газете « Русские ведомости ». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 года — один из редакторов журнала « Русское богатство » (совместно с В. Г. Короленко ).

Умер 28 января ( 10 февраля ) 1904 года; похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского православного кладбища .

Социальная философия

Могила Михайловского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Михайловскому наравне с П. Л. Лавровым принадлежит разработка идеи о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который в качестве высшего мерила общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность («Что такое прогресс?», «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность»).

Разрабатывал теорию «героев и толпы» , объяснявшую механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию («Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе»). Он считает, что психологическое воздействие личности зависит от восприятия массы, и в принципе любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно впереди толпы, может сыграть важную роль в определённых событиях .

В 1880-х годах критиковал теорию «малых дел» и толстовство . В начале 1890-х выступал против русских марксистов (см. « легальный марксизм »), обвиняя их в защите капитализма и отказе от наследства шестидесятников и семидесятников. В работе В. И. Ленина «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» народнические взгляды Михайловского и других либеральных народников были подвергнуты резкой критике.

Б. Горев в написанной по поводу 20-летия со дня его смерти статье «Н. К. Михайловский и революция» приходит к выводу, что «сторонник консервативного мелкобуржуазного социализма, он даже тогда, когда признал необходимость политической борьбы, признавал лишь одну её форму: террористическое воздействие на правительство с целью вынудить либеральные реформы» .

В начале XX века в кругах демократической, особенно народнической , интеллигенции фигура Михайловского была окружена культом, его ставили в один ряд с крупнейшими фигурами освободительного движения, такими, как А. И. Герцен или Н. Г. Чернышевский . Однако после 1917 года его слава померкла: он был оппонентом марксизма и сторонником критиковавшейся марксистами теории героев и толпы, в эмиграции к его наследию также обращались редко.

Фотография из журнала «Нива» за 1904 год

Михайловский как литературный критик

В литературной критике считается продолжателем Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова . В литературно-критических работах анализировал творчество Л. Н. Толстого , Ф. М. Достоевского , Г. И. Успенского , В. М. Гаршина , Максима Горького , З. Н. Гиппиус и других писателей. Значительный общественный резонанс получили статьи «Десница и шуйца Льва Толстого » и «Жестокий талант» (о Ф. М. Достоевском ).

Пользовался псевдонимами Гроньяр , Посторонний , Профан и другими.

Адреса в Санкт-Петербурге

1900 — 28.01.1904 года — Спасская улица, 5.

Примечания

  1. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  2. Кареев Н. , Венгеров С. А. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1896. — Т. XIXа. — С. 196.
  3. Михайловский Николай Константинович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Скиталец С. Г. «Повести и рассказы. Воспоминания»
  5. . Народная Воля . Дата обращения: 31 марта 2010. 10 февраля 2008 года.
  6. Гринин Л. Е. от 8 августа 2021 на Wayback Machine // История и современность. — 2010. — № 2. — С. 38—39.
  7. (недоступная ссылка)
  8. Михайловский Н. К. от 2 декабря 2013 на Wayback Machine . 1896

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Михайловский, Николай Константинович