Малахов, Михаил Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Фёдорович ( 12 [22] июля 1596 , Москва — 13 [23] июля 1645 , Москва ) — первый русский царь из династии Романовых . Правил с 27 марта ( 6 апреля ) 1613 года , был избран на царствование Земским собором 21 февраля ( 3 марта ) 1613 года .
Михаил Фёдорович был сыном боярина Фёдора Никитича Романова , позже ставшего православным патриархом Филаретом. 21 февраля (3 марта) 1613 года Михаил был избран новым царём на Земском соборе, что ознаменовало конец Смутного времени . В момент коронации ему было всего 16 лет и он был малообразован. Сначала родственники матери Михаила Ксении Ивановны Шестовой получили контроль над правительственными делами. Они продвигали свои личные интересы, однако под их руководством стране удалось восстановить порядок, подавить восстания и заключить Столбовский мир со Швецией (1617) и Деулинское перемирие с Польшей (1618).
В 1619 году из плена был освобождён Фёдор Никитич, вынужденный принять монашество под именем Филарет в 1601 году и впоследствии увезённый в Польшу. По возвращении в Русское царство он был поставлен патриархом церкви и стал соправителем Михаила Фёдоровича. До своей смерти в 1633 году Филарет доминировал в правительстве царя, которое укрепляло дипломатические, коммерческие и культурные связи с Западной Европой, реформировало местное управление, применяло различные средства для решения финансовых проблем государства, укрепляло институт крепостного права .
После смерти Филарета родственники Ксении Шестовой вновь играли важные роли в правительстве Михаила Фёдоровича. 13 (23) июля 1645 года царь умер, и престол перешёл к его сыну Алексею .
Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства . Первый известный по летописям представитель этого рода и нескольких других родов — Андрей Иванович , имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Симеона Ивановича Гордого .
Михаил Фёдорович родился в 1596 году в семье боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии патриарха Московского и всея Руси Филарета) и его жены Ксении Ивановны , урождённой Шестовой. Приходился двоюродным племянником Фёдору I , последнему российскому монарху из династии Даниловичей (московская ветвь династии Рюриковичей ) .
При Борисе Годунове Романовы подверглись опале . В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова — дяди будущего царя. Бертенёв донёс, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооружённое нападение на подворье Романовых. 26 октября 1600 года братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича Захарьина-Юрьева : Фёдор (позже патриарх Филарет), Александр , Михаил , Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в 1601 году в Ныроб на Северный Урал, где Александр, Михаил и Василий погибли .
Михаил Фёдорович родился 12 июля — в день святого Михаила Малеина , в честь которого он был крещён; также по традиции он был назван в честь своего дяди — боярина Михаила Никитича Романова .
В 1605 году Лжедмитрий I , желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет ) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич . С осени 1602 года Михаил несколько лет жил в Клинах (ныне Владимирская область, Кольчугинский район), в имении своего дяди Ивана Никитича, а после свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины оказался в Москве, где и находился всё то время, пока город осаждали русские ополченцы .
Зимой 1612 года Марфа Ивановна с сыном Михаилом жили в своей костромской вотчине Романовых, селе Домнине (читайте о подвиге Ивана Сусанина ), а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре в Костроме .
По версии советского историка профессора Александра Лазаревича Станиславского , специалиста по истории русского общества XVI—XVII веков, ключевую роль в воцарении Михаила вместо иноземных королевичей и короля Англии и Шотландии Якова I , которого хотели избрать дворянство и боярство, сыграло объединившееся тогда с московским простым народом великорусское казачество, вольности которого царь и его потомки впоследствии отбирали всеми возможными способами. Казаки получали хлебное жалованье и опасались, что тот хлеб, который должен был идти на их жалованье, будет вместо этого продаваться англичанами за деньги по всему миру . 13 (23) марта 1613 года послы от Земского собора , избравшего 16-летнего Михаила царём , во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом , келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому ; 14 (24) марта они были приняты в Ипатьевском монастыре. Здесь они огласили решение Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.
Его мать, инокиня Марфа , была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя . Михаил и сам долго колебался . После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол . Через несколько дней Михаил выехал в Москву . Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери , и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых . В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица , в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо своё предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству» .
По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде , Владимире , Ярославле , Троицком монастыре , Ростове , Суздале . Прибыв в Москву , он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора . В мае 1613 года думный дьяк Иван Чичерин подписывает грамоту об избрании на царство Михаила Романова.
11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля Михаил был венчан на царство , ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых .
Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили инокиня Марфа и её родня. Об этом периоде историк Николай Иванович Костомаров говорит следующее :
Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра , ни Александра Фёдоровича Адашева прежних времён. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарён блестящими способностями, но не лишён ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать.
После освобождения в 1619 году из польского плена патриарха Филарета фактическая власть перешла в руки последнего, также именовавшегося Великим государем. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.
В его царствование были прекращены войны со Швецией ( Столбовский мир 1617 , по которому России были возвращены Новгородские земли) и Речью Посполитой ( 1634 ), возобновлены отношения с иностранными державами.
В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету — « Вестовые письма ».
В 1627 году Михаил Фёдорович ограничил [ источник не указан 2086 дней ] местничество .
В 1631—1634 годы были созданы полки «Иноземного строя» : рейтарского , драгунского и солдатского .
На эти же годы приходится Русско-польская война (1632—1634) , закончившаяся невыгодным для России Поляновским миром .
В 1632 году купец Андрей Денисович Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы .
В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1642 году — ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.
Последние Рюриковичи , Годуновы и первые Романовы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В 1616 году царю Михаилу исполнилось 20 лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест — царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи, близкой к семье её родственников Салтыковых . Михаил, однако, спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой . Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Вместе с девушкой ко двору прибыла и её многочисленная родня. Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора (Валентин Бильс и лекарь Балсырь) выдали заключение: «Плоду и чадородию от того порухи не бывает». Но Михаил Салтыков донёс царю Михаилу, что лекарь Балсырь признал болезнь невесты неизлечимой. Инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Был созван Земский собор. Гаврило Хлопов бил челом: «Болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова. Не след отсылать её с верху!» Но бояре знали, что мать царя не хочет Хлопову, поэтому признали: «Мария Хлопова к царской радости непрочна!». Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск . Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты.
В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год — в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую принцессу, но тот отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана . Летопись сообщает об отказе короля, мотивированном тем, что его брат, принц Иоанн , приезжал сватать царевну Ксению и, по слухам, был уморен отравою. В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия — креститься в православную веру.
После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова». После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию (наперсницу Марфы) сослали в Суздальский монастырь. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».
Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту — родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей — Рюриковичей . Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла . Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.
В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц — дочь мещовского дворянина Евдокия Стрешнева , дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 ( 15 ) февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём царь ввёл Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне , ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.
Царь Михаил от рождения не отличался крепким здоровьем. Уже в 1627 году, в возрасте 30 лет, Михаил Фёдорович так «скорбел ножками», что иногда, по его собственным словам, его «до возка и из возка в креслах носят».
Скончался 13 (23) июля 1645 года от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. По мнению лекарей, лечивших Московского государя, болезнь его произошла от «многого сиденья», от холодного питья и меланхолии, «сиречь кручины». Похоронен Михаил Фёдорович в Архангельском соборе Московского Кремля .
В браке Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны родились:
Литература
Кино