Interested Article - Великий Устюг
- 2020-06-28
- 1
Вели́кий У́стюг (историческое название У́стюг ) — город в России , административный центр Великоустюгского района Вологодской области . Один из древнейших городов на Русском Севере , сохранивший богатое культурное наследие. Располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны против слияния её с рекой Юг , на судоходных линиях этих рек и Северной Двины . В 1999 году объявлен родиной всероссийского Деда Мороза , благодаря чему стал популярным центром семейного туризма . Через город проходит федеральная автодорога А-123 .
Название
Имя города, Устюг, происходит, по одной из народно-этимологических версий, от расположения близ устья Юга . По другой версии, название пришло вместе с переселенцами из Гледена , располагавшегося в самом устье Юга (Устюг). Также есть версия происхождения от финно-угорского «уфтюга» со значением «река, вода» (хотя сам элемент «Юг» уже один обозначает «река, вода» на финских языках), переосмысленное затем славянским населением.
Эпитет «Великий» город получил за свою роль в истории и торговое значение. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий.
История
В отечественной историографии Великий Устюг известен прежде всего как северный форпост Древней Руси и один из крупнейших опорных пунктов славянской колонизации Русского Севера, происходившей в период с XI по XII век .
Основными интересами славян на северных окраинах были прежде всего экономические выгоды. Доходный пушной промысел , удобные транспортные и торговые пути, возможности установления даннических отношений с местным населением — все это становилось ведущим фактором, подвигшим первоначально небольшие военные отряды, а затем и массы рядового населения на трудные переходы и организацию поселений и новых хозяйственных систем.
Хрестоматийной версией истории основания города Великого Устюга является вариант северных летописей: Устюгской , Двинской, Вычегодско-Вымской и более поздних редакций летописцев Титова и Вологдина. Все эти источники говорят об образовании древнейшего города «на горе, которая и доныне нарицается Гледен... при устье реки Юга» князем Ростовским Всеволодом Большое Гнездо в 1178 году, а Устюг несколько десятилетий спустя появился «в месте, зовомом Черный Прилук». Построил его сын Всеволода Константин . Первоначальное место для города было выбрано не случайно — «на высоком и безопасном берегу, с которого удобно было видеть врагов и с ними братися» . Отсюда склонность многих исследователей вести название Гледена от глагола «глядеть» .
Современные исследователи все больше склоняются к признанию новгородского приоритета в освоении Устюгской округи. В пользу этой гипотезы приводятся различные доводы. Автор одного из первых описаний города предлагает в качестве доказательства упоминания «Югорского края» и населявшей его «югры» в басне о Юряте Тагоровиче, предположительно созданной в XI веке, и территорий Подвинья (река Vina ) на пути в легендарную Бьярмию (Пармию) в скандинавских сагах .
Вместе с тем в летописях содержится неоднократное упоминание о том, что новгородцы Устюг «повоевали и пожгли». По мнению Н. А. Макарова, подобное явление с наибольшей долей вероятности было связано с возрастанием конкуренции и борьбы за обладание богатейшим источником драгоценного пушного меха и новым активным рынком сбыта . По той же причине появлялись под стенами города и вятчане, и вычегодцы, и двиняне, и булгары , и чудь .
Активные военные действия, разворачивавшиеся в данный период в пределах Устюгской округи, нашли отражение в топонимах, среди которых одним из наиболее показательных является топоним «Ратимировская» (от «мериться ратью ») — название волости, окруженной легендами. Показательным источником служит грамота Новгородского архиепископа Иоанна игумену Архангельского монастыря, найденная Н. Суворовым в числе документов по истории российской иерархии .
Документ подтверждает наличие новгородских монастырей на берегах Северной Двины. Этот случай можно было бы считать единичным, если бы под датой 1385 в летописи Титова не появилось сообщение о походе на Устюг отряда Пермской епархии, отправленного Новгородским владыкой для укрепления влияния, однако уже довольно развитый город сумел дать отпор, не подпуская врага под свои стены, на Черной речке .
Великоустюгская летопись напрямую говорит о том, что были «древние» времена, когда город находился «под областью великого князя Святополка, Ярополка, Владимира Киевских и Новгородских» .
Новгородскую волну заселения представляют археологические материалы следующих памятников: Есиплево-И и -III, Кры-ловское, Гостинское, Гледен , Устюг и другие, где присутствовали характерные для северо-западной и балтийской культур стеклянные браслеты и бусы (7 пунктов), железные топоры X века балтийских и древнерусских форм, характерные украшения и кресты (3 пункта). Н. А. Макаров, исследовавший большинство данных памятников, делает вывод о том, что уже с конца X — начала XI века на территории Устюгской округи было развито поступление стандартных средневековых вещей восточноевропейских и балтийских типов . Интересно сообщение о кладе, найденном под Устюгом в 1840 году и состоявшем из англо-саксонских и германских монет, датированных X —XI веками , на основании чего Н. В. Гуслистов сделал вывод о том, что связи местного населения далеко не ограничивались близлежащими территориями. Немалая заслуга в этом принадлежала новгородскому купечеству , обладавшему широкими внешними связями .
Вместе с тем ряд памятников содержит остатки центрально-русских (поволжских) культур. Примечательна курганная группа Ягрыш, обнаруженная на реке Сухоне в 1911 году членом Императорской Археологической комиссии В. Н. Глазовым при проверке сообщения земского участкового начальника Устюгского уезда о существующей на реке группе курганов . Было выявлено 17 сильно поврежденных захоронений на берегу Сухоны близ деревни Мед-ведевая Сученгского погоста (современная деревня Ягрыш). Исследовать удалось только восемь из них. Имея высоту насыпи 0,53 — 0,95 метра и ширину 2,85 — 4,25 метра, они содержали неглубокие ямы, дно которых покрывал угольно-пепельный слой. Все костяки оказались сориентированными на запад, следов кремации не обнаружено. Среди находок в могилах присутствовали медные спиралевидные украшения, бусы, ножи, витые браслеты, характерные, по мнению исследователя, для славянской культуры северо-западных районов Руси, и медные зооморфные шумящие подвески финно-угорского типа. В целом памятник характеризовался им как славянский с заметным влиянием культуры местного чудского населения .
Таким образом, можно наметить два основных направления миграции населения, оставившей след на археологической карте Устюгской округи: со стороны Новгорода и Верхней Волги .
XIII—XIV века
Великий Устюг — один из 15 древних русских городов наряду с городами Золотого Кольца. Из построек преобладают древние храмы, обители и монастыри.
Впервые в источниках город Устюг, возможно, упоминается в 1207 году. Владимирский князь Всеволод Большое гнездо отдаёт своему сыну Константину в удел Ростов с пятью городами, предполагается, что среди них и Устюг (хотя название его в перечислении не указано).
Первое неоспоримое письменное упоминание: в 1212 году преподобным Киприаном Устюжским основан первый на Русском Севере — Михайло-Архангельский монастырь . Фактически это положило начало основанию и развитию настоящего города на левой стороне реки Сухоны.
В 1218 году Устюг подвергся нападению камских булгар , ведших борьбу с русскими князьями за волжско-камский водный путь, дававший выход к богатым охотничьим угодьям. Летописное сообщение об этом событии является первым упоминанием города под его современным названием .
С середины XII века все чаще прослеживается взаимная агрессия в отношениях Устюга и Новгорода . Из всех этих сведений можно было бы сделать вывод о переориентации устюжан на Москву и Ростов, но и среди их владений (грамоты о Новгородско-Московских границах и распределении сфер влияния) упоминания об Устюге как чьем-либо владении нет . Интересна ссылка автора на Герберштейна, который упоминал о существовавшем вплоть до начала XVI века особом языке устюжан, не похожем ни на один из известных ему.
Город был разграблен монголо-татарами в 1238 году, но сумел быстро восстановиться. Уже через два года князья Юрий и Святослав Всеволодовичи повели русские дружины против булгар «из Ростова полк посла, а другой со Устюга на верх Камы».
Вклиниваясь на северо-востоке во владения Новгородской республики , Устюг с самого своего основания служил опорным пунктом ростово-суздальских князей, преграждая дорогу в древнее Заволочье (см. Устюжский летописный свод ). С 1364 по 1474 год существовало Устюжское княжество с центром в Великом Устюге.
Конец XIV века — XVII век
В XIV—XV веках борьба, разгоревшаяся за Север, не оставила в стороне и Устюг. Новгородцы шесть раз нападали на него. Устюжане выступали на стороне московских князей.
В конце XIV века при великом князе Василии I Устюг окончательно закрепился за Великим Московским княжеством . В 1446 году Устюг отразил набег татар. В середине XVI века Устюг перестал быть окраинным укреплением и потерял своё военное значение. Однако благодаря выгодному географическому положению (в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю ) он продолжал развиваться как торговый центр. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов.
В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий.
XVII век был веком расцвета Великого Устюга, как и для других городов, стоявших на Северо-Двинском водном пути. Практически вся внешняя торговля Русского государства, ввиду отсутствия выхода к Балтийскому морю, осуществлялась по Двине через Архангельск. До конца XVII века город был центром огромной по территории Велико-Устюгской области.
По примеру святителя Стефана Пермского устюжане осваивают новые земли: двигаются в Сибирь, на Дальний Восток, в Русскую Америку. Напоминанием об этом в современном городе служат улицы, названные именами устюжан Дежнёва , Атласова , Михаила Матвеевича Булдакова , Неводчикова, Шалаурова , Бахова .
XVIII — начало XX века
В XVIII веке в связи с перемещением торговых путей Великий Устюг, как и многие другие северные города, утратил торгово-транспортное значение. С утратой былой славы менялось и административное положение Устюга.
В 1708 году, когда Пётр I разделил страну на восемь губерний, Великий Устюг вошёл в состав Архангелогородской губернии , стал центром Великоустюжского уезда и получил статус провинциального города, (с 1719 года центр Великоустюгской провинции), а с 1780 года в составе Вологодского наместничества . В XIX век он вступил в качестве уездного города Вологодской губернии .
В конце XVIII века в городе из-за «прекрайней тесноты» произошло несколько крупных пожаров, в результате которых выгорел почти весь посад. Было предложено несколько планов перестройки города. Окончательно утверждён план землемера Голубева, который считается образцом сохранения старой застройки.
4 декабря 1911 года открыта женская учительская семинария .
В РСФСР
В апреле 1920 года председатель местного Горисполкома Е. Е. Горовой предлагал учредить в городе государственный университет .
В 1918—1929 годах Великий Устюг был центром Северо-Двинской губернии РСФСР. Затем в 1929—1930 годах город был центром Северо-Двинского округа Северного края (Архангельск). После упразднения округа с 1930 по 1936 год вместе с Великоустюгским районом входил в состав Северного края (Архангельск). В 1936—1937 годах — райцентр Северной области (Архангельск). После упразднения Северной области 23 сентября 1937 года в качестве районного центра вместе с Великоустюгским районом вошел в состав Вологодской области.
В 1921—1922 годах в городе был образован Северо-Двинский университет , первый на Русском Севере. Действовал Учительский институт. В 30-е годы XX века нанесен большой урон самобытному архитектурному облику города, было разрушено и обезображено множество соборов, церквей и часовен. В частности, снесены церкви Иоанна Предтечи, Троицы (1705), Александра Невского (1707), Варвары Великомученицы (1709), Варлаама Хутынского (1704), Воскресения (1710), Рождества Христова (1716), Иоанна Богослова (1720), Петра и Павла (1749), а также Яиковский Филипповский монастырь.
Великий Устюг — родина российского Деда Мороза, главного волшебника страны с 1998 г.
Физико-географическая характеристика
- Географическое положение
Великий Устюг расположен на северо-востоке европейской части России в центральной части Восточно-Европейской равнины на левом берегу реки Сухоны , у истока Северной Двины . Средняя высота над уровнем моря — 70 м.
Великий Устюг примерно равноудален (400—450 км) от трех региональных центров: Вологды , Кирова и Сыктывкара . Расстояние до Москвы — 914 км, до Санкт-Петербурга — 1100 км, до Котласа — 69 км. Самый восточный районный центр Вологодской области.
- Климат
Средняя дата появления первых устойчивых морозов в Великом Устюге — 18 ноября.
- Часовой пояс
Город Великий Устюг, так же, как и вся Вологодская область , находится в часовом поясе , обозначаемом по международному стандарту как Московское время (MSK). Смещение относительно Всемирного координированного времени UTC составляет +3:00.
Население
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года , на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 513-м месте из 1120 городов Российской Федерации .
Экономика
В 2006 году начал работу завод по производству древесных топливных гранул (пеллет) — крупнейший в стране. В 2010 году прекратил производство из-за отсутствия сбыта, но в 2018 его работа была возобновлена.
В XVII веке в Великом Устюге сложился известный русский народный художественный промысел — великоустюгское чернение по серебру . В 1933 году образована артель Северная чернь, которая позже превратилась в завод « », производящий художественные серебряные изделия, в том числе ювелирные, на котором работают порядка 500 человек . Известны также сувениры фабрики «Великоустюгские узоры» (плетение, резьба и роспись по берёсте : шкатулки , туеса и др.). В городе работает кисте-щёточная фабрика, существующая с 1922 года.
Официальная символика
Герб
Первый герб Великого Устюга был утверждён 2 октября 1780 года . Современный герб, созданный на основе исторического, был утверждён 1 декабря 2000 года постановлением №161 Великоустюгской Думы. Геральдическое описание ( блазон ) гласит:
В зелёном поле над серебряной волнистой оконечностью золотая земля с возвышением слева, на которой полулежит, опираясь на возвышение, обращённый вправо Водолей в зелёном лавровом венке и опускающейся от пояса серебряной одежде, держащий два косвенно опрокинутых навстречу друг другу червлёных (красных) кувшина с изливающейся серебряной водой; один кувшин под десницей Водолея на его коленях, другой — под его шуйцей (левой рукой) на возвышении. В вольной части — герб Вологодской области .
Флаг
«Флаг города Великого Устюга представляет собой зелёное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, несущее изображение фигур герба города Великого Устюга в сокращённой версии (без вольной части )». Решение вступило в силу 1 января 2006 года .
Флаг разработан на основе герба Великого Устюга , геральдическое описание которого гласит:
В зелёном поле над серебряной волнистой оконечностью золотая земля с возвышением слева, на которой полулежит, опираясь на возвышение, обращённый вправо Водолей в зелёном лавровом венке и опускающейся от пояса серебряной одежде, держащий два косвенно опрокинутых навстречу друг другу червлёных (красных) кувшина с изливающейся серебряной водой; один кувшин — под десницей Водолея на его коленях, другой — под его на возвышении. В вольной части — герб Вологодской области .
Эта композиция появилась на знамёнах армейских полков, расквартированных в Великом Устюге, в XVIII веке. Она символизирует слияние рек Юга и Сухоны с образованием реки Северная Двина .
Гимн
Гимн города, являющийся одновременно гимном района, был утверждён 27 февраля 2004 года. Автор текста — Н. И. Чебыкин, автор музыки - преподаватель Великоустюгской детской школы искусств Владимир Иванович Чебыкин .
Территориальное деление и муниципальное образование
1 января 2006 года было образовано городское поселение «Город Великий Устюг», в состав которого, кроме самого города, вошла деревня Слободка , ранее входившая в Юдинский сельсовет . Код ОКТМО — 19 614 101.
Населённый пункт | ОКАТО | Индекс | Координаты |
---|---|---|---|
деревня Слободка | 19 214 884 038 | 162393 | 60°47′14″ с. ш. 46°16′13″ в. д. |
Город делится на 6 микрорайонов: , , , , и . В черту города входят посёлки Добрынино, Дымково , Коромыслово, Маринино.
— исторический район города. Здесь сосредоточены основные памятники истории и культуры.
Достопримечательности
В городе сохранилось 28 храмов XVII—XVIII веков.
- Церкви и монастыри Великоустюгского уезда
-
Соборное дворище:
- Собор Прокопия Праведного
- Успенский собор
- Иоанновский собор
- Архиерейский дом и с церковью святителя Алексия Московского
- Богоявленская церковь
- Михайло-Архангельский монастырь
- Знамено-Филипповский монастырь
- Иоанно-Предтеченский монастырь
- Спасо-Преображенский монастырь
- Церковь Вознесения (XVII век)
- Церковь Симеона Столпника (XVIII век)
- Мироносицкая церковь
-
Успенский собор
-
Спасо-Преображенская церковь
-
Михайло-Архангельский монастырь
-
Собор Св. Прокопия
-
Церковь Симеона Столпника (XVIII век)
- Гражданская архитектура
Несколько десятков памятников гражданской архитектуры XIX века :
- Дом Усова
- Дом Охлопкова
- Дом Ноготковых
- Усадьба Булдакова
Проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза»
По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева , в Вологодской области с 1999 года действует туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Торжественное открытие Дома Деда Мороза состоялось 25 декабря 1999 года.
В Великий Устюг идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга , Вологды , Казани, разработаны специализированные автобусные путешествия.
За первые три года (с 1999 по 2002 год ) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч . По заявлению тогдашнего губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалёва с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, товарооборот в городе вырос в 15 раз, снизилась безработица .
По данным Дома Деда Мороза, в 2009 году родину волшебника посетило 204 849 человек. По сравнению с началом 2009 года, в 2010 году число гостей выросло на 12 %. Количество писем, которые пришли на Почту волшебника, также в плюсе по сравнению с прошлым годом и составило 157 тысяч .
В 2018 году годовой поток туристов на «родину» Деда Мороза достиг 300 тысяч человек .
Социальная сфера
- Культура
-
В городе действует Великоустюгский культурно-досуговый центр, в состав которого входит Дом культуры, городской парк культуры и отдыха и Центр традиционной народной культуры «Лад»
.
- Дом культуры был открыт еще в 1949 году в здании, которое в 1844 году принадлежало купцу Григорию Усову. В 2014 году в Доме культуры работало 40 клубных объединений, в том числе: заслуженный народный фольклорный коллектив «Истоки», народный танцевальный коллектив «Устюжаночка», детский танцевальный коллектив «Незабудки», народный цирк «Кураж», народный хор ветеранов, народный коллектив-клуб гармонистов «Сухонские переборы» и другие .
- Парк культуры и отдыха, расположенный в центре города и являющийся частью бывшей купеческой усадьбы устюгского купца М. М. Булдакова , ведет свое летоисчисление с 1824 года, когда он был подарен городу и стал «Общественным садом». В 1937 году «Общественный сад» был переименован в «Городской парк», а с 2009 года носит имя М. М. Булдакова . Старейший парк Вологодской области с реликтовыми деревьями и липовой аллеей XIX века, зонами отдыха и аттракционами — излюбленное место для семейного отдыха и проведения городских мероприятий .
- Центр традиционной народной культуры «Лад», созданный в 2007 году с целью сохранения и восстановления народных традиций, в своем составе имеет: ткацкие мастерские, мастерские по пошиву и реконструкции традиционного народного костюма, лоскутному шитью, росписи, плетению и резьбе по бересте, кружевоплетению, глиняной игрушке, народной кукле и другие .
- — многопрофильный музейный комплекс, на балансе которого 27 памятников федерального значения, в том числе: собор Успения Пресвятой Богородицы (XVII—XVIII вв.) , Михайло-Архангельский собор (XVII в.) , Троицкий собор Троице-Гледенского монастыря (XVII—XVIII вв.) . Музей-заповедник имеет современное фондохранилище (депозитарий) с экспозициями доступного для посетителей хранения, реставрационными мастерскими и лекционно-выставочным залом. За проект "Реставрация памятника архитектуры XIX — начала XX века « » и создание Фондохранилища творческий коллектив музея удостоен государственной премии Вологодской области в сфере культуры и искусства за 2008 год. В структуре музея-заповедника 5 музеев: музей истории и культуры Великого Устюга, музей этнографии, музей древнерусского искусства, музей природы и музей новогодней и рождественской игрушки .
- Здравоохранение
В Великом Устюге находятся следующие лечебно-оздоровительные учреждения:
- Великоустюгская ЦРБ
- Две детские поликлиники
- Взрослая поликлиника
- Поликлиника восстановительного лечения
- Центр здоровья
- Образование
В городе расположены 6 школ, гимназия, коррекционная школа-интернат и школа рабочей молодёжи, четыре средних профессиональных учебных заведения.
В дошкольном образовании работают 20 учреждений.
Дополнительное образование обеспечивают 9 учреждений:
- Школа искусств
- Художественная школа
- Дом детского творчества
- Дом культуры
- Центр традиционной народной культуры «Лад»
- Две детско-юношеские спортивные школы
- ДЮЦ «Авангард»
- Автошкола РОСТО (ДОСААФ)
- Воскресная школа
Спорт
- Физкультурно-оздоровительный комплекс
- ДЮСШ
- ДЮСШ по плаванию
- Ледовый дворец «Мороз-Арена»
Религия
Великий Устюг, город с богатой православной историей, является местом рождения, жизни и кончины десятков святых русской земли, самые известные из них: считающийся покровителем города, первый Христа ради юродивый Прокопий Праведный , проповедник христианства в земле Коми святитель Стефан Пермский , святые праведные Иоанн и Мария, преподобный Киприан — основатель Михайло-Архангельского монастыря, праведный Иоанн Устюжский , преподобный Филипп Яиковский — основатель Знаменского монастыря, в том числе новомученики: архиепископы Алексий (Бельковский) и Николай (Клементьев) , протоиереи Константин Богословский и Сергий Рохлецов. преподобномученик Никифор Югов.
Население города до революции было очень набожным, практически все храмы были построены на пожертвования богатых устюжан и содержались на деньги прихожан.
В городе, кроме православных церквей, были синагога и протестантская кирха .
В Великом Устюге 7 действующих православных храмов: собор Прокопия Праведного, кладбищенская церковь Стефана Пермского и храм преподобного Симеона Столпника, храм великомученика Георгия Победоносца, храм святителя Леонтия Ростовского, храм преподобного Сергия Радонежского в Дымковской Слободе и Михайло-Архангельский монастырь. Действуют две воскресные школы и паломническая служба.
Транспорт
- Железнодорожный транспорт
Железнодорожная станция Великий Устюг ( 60°47′01″ с. ш. 046°16′41″ в. д. ) Северной железной дороги является конечной станцией участка Ядриха — Великий Устюг длиной 54,5 км . С 2005 года по 2020 год движение пассажирских поездов не осуществлялось .
16 ноября 2020 года пригородный поезд Котлас — Великий Устюг был возвращен на линию . Также с конца декабря по конец марта станция принимает пассажирские туристические поезда разового назначения.
- Аэропорт
Аэропорт Великий Устюг ( 60°47′18″ с. ш. 046°15′36″ в. д. ). С марта 2012 года авиакомпания Северсталь (Череповец) осуществляет регулярные рейсы по маршруту Москва — Череповец — Великий Устюг, Санкт-Петербург — Череповец — Великий Устюг самолётами ЯК-40, два раза в неделю, по специальному тарифу «Дед Мороз» . В 2017 году планировалось начать реконструкцию Аэропорта. Она состоит из двух этапов: первый — реконструкция взлетно-посадочной полосы, второй — реконструкция объектов аварийного, заправочного комплекса, объектов обслуживания пассажиров .
- Городские автобусы
Автобусное движение в городе было открыто в 1947 году . Первый автобус проходил по маршруту ССРЗ — мясокомбинат.
На сегодняшний день существуют семь городских маршрутов.
Автобусные маршруты в Великом Устюге | |||
---|---|---|---|
№ марш. | Конечный остановочный пункт 1 | Конечный остановочный пункт 2 | Длина маршрута |
1 | ПАТП | Судоремонтный завод | 5 км 420 м |
2 | Речное училище | ЖД вокзал | 5 км 890 м |
3 | Судоремонтный завод | Аэропорт | 7 км 90 м |
4 | ПАТП | ЖД вокзал | 6 км 360 м |
6 | Судоремонтный завод | Гимназия | 6 км 620 м |
7 | Некрасова | Молокозавод | 6 км 130 м |
8 | Автовокзал | Парковая | 7 км 200 м |
Автопарк состоит из ЛиАЗ-5256 , МАЗ-103 , ПАЗ-3205 , ПАЗ-4234 , работающих на городских маршрутах.
Монополистом по пассажирским перевозкам является «Великоустюгское ПАТП». На ряде рейсов в ближний пригород работают частные перевозчики.
- Междугородние
Великий Устюг имеет постоянное автобусное сообщение с Вологдой , Котласом , Череповцом , Архангельском , Северодвинском , Кичменгским Городком , Никольском , Нюксеницей и Тарногой .
- Такси
В Великом Устюге существует , предоставляющих услуги такси .
- Речной транспорт
Существует паромное сообщение с заречной стороной. Маршрут парома:
С 2021 года через Великий Устюг проходит федеральная трасса А-123 . Автодорога имеет важное значение для внутреннего туризма.
Связь
Стационарные телефоны города обслуживаются ПАО « Ростелеком ». Действующие операторы сотовой связи: МегаФон , МТС , Билайн , Теле2 .
Услуги проводного доступа к сети интернет предоставляют две компании — ПАО «Ростелеком», ООО «Терабит» .
Средства массовой информации
- Телевидение
- 26 цифра DVB-T2 (1мп)
- 31 цифра DVB-T2 (2мп)
- Газеты
- « »
- « »
- Радио
- 100,1 — / (РТПС 1 Вт)
- 103,0 — Европа Плюс
- 103,5 — Русское радио / Устюг FM (100 Вт, 38 м)
- 105,2 — Радио России / ГТРК Вологда (Якутино 1 кВт)
- 107,8 — Радио Дача
- Кабельное ТВ
Услуги кабельного ТВ в городе предоставляют две компании :
- Терабит
- Телесети
Люди, связанные с городом
В Великом Устюге родился епископ Стефан , креститель земель пермских. В XIV веке он отправился в земли коми , создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. Причислен к лику святых как Святитель Стефан Пермский .
Великий Устюг — родина выдающихся мореходов и землепроходцев, сыгравших заметную роль в освоении Сибири и Русской Америки :
- Владимир Атласов — русский землепроходец
- Семён Дежнёв — русский землепроходец и путешественник
- — первооткрыватель Алеутских островов и первый составитель их карты.
- Михаил Булдаков — первенствующий директор Российско-Американской компании , исследователь Аляски .
- Выше по течению Сухоны, на её левом берегу находится деревня, в которой близко к воде установлен памятный крест в честь того, что в этой деревне родился Ерофей Хабаров — русский исследователь Дальнего Востока и путешественник.
Социолог Питирим Сорокин по отцу был родом из Устюга, неоднократно бывал там, в том числе сдал в мужской гимназии экстернатом экзамены за гимназический курс . Позже Питирим Сорокин вёл в Устюге активную культурную и политическую жизнь, посвятил Устюгу несколько глав в своих путевых заметках «Пёстрое кружево» , а также после установления весной 1918 года в Великом Устюге власти большевиков провёл несколько недель в Устюжской тюрьме .
Далее см. Категория:Персоналии:Великий Устюг
Почётные граждане
В скобках указан год присвоения звания:
- Шаховцев — (1890)
- Шильниковский, Евстафий Павлович (1970)
- (1972)
- Щелкунов, Василий Иванович (1972)
- (1972)
- (1972)
- (1972)
- (1977)
- (1977)
- (1977)
- (1982)
- Банин, Симон Яковлевич (1982)
- (посмертно) (1983)
- Кудрин, Николай Михайлович (1986)
- Сычев, Алексей Алексеевич (1987)
- (1990)
- (1992)
- (1997)
- Плеханов, Алексей Николаевич (1997)
- (1998)
- Лужков, Юрий Михайлович (1999)
- Бекряшев, Николай Георгиевич (2000, посмертно)
- (2001)
- (2002)
- (2003)
- (2003)
- (2003)
- (2004)
- (2004)
- Бурчевский Василий Зосимович (2006)
- (2011)
- (1999)
- Чучин, Виктор Николаевич (2014)
- Андреева, Антонина Борисовна (2015)
- Кадомкин, Владимир Викторович (2015)
- Гагарский, Энгельс Александрович (2016)
- Лебедева, Татьяна Григорьевна (2017)
- Коровкин, Александр Иванович (2017)
- Латынцев, Владимир Николаевич (2019)
- Щедрин, Евгений Владимирович (2019)
Почетные граждане Великоустюгского муниципального района
- Рапакова Дина Ивановна, учитель, основатель музея С. Преминина 2004 г.
- Фалин Владимир Александрович, врач 2004 г.
- Шулькин Станислав Давыдович, врач 2005 г.
- Позгалёв Вячеслав Евгеньевич , Губернатор Вологодской области 2005 г.
- Бурчевский Василий Зосимович, спортсмен и тренер 2006 г.
- Трудов Николай Николаевич, первый секретарь ГК КПСС с 1973 по 1983 гг. 2006 г.
- Поточкин Николай Иванович, директор совхоза «Красавино» 2006 г.
- Амосов Игорь Михайлович, директор совхоза «Усть-Алексеевский» 2007 г.
- Дернов Виталий Николаевич, речник 2007 г.
- Преминин Сергей Анатольевич 2007 г. (посмертно)
- Бирюков Иван Иосифович, директор Кузинского механического завода 2008 г.
- Шитикова Антонина Вениаминовна, председатель женсовета 2008 г.
См. также
- Список объектов культурного наследия Великого Устюга
- Земляной мост (Великий Устюг)
- Список улиц Великого Устюга
- Устюжна
- История Великого Устюга
Примечания
- . Федеральная служба государственной статистики (18 августа 2023). Дата обращения: 23 августа 2023.
- . Дата обращения: 20 декабря 2015. 20 декабря 2015 года.
- Е. В. Соколова. (рус.) . . Великий Устюг. Краеведческий альманах. Выпуск 3. Дата обращения: 2 января 2023. 14 августа 2022 года.
- Житие Стефана Пермского // Историко-филологический сборник. Вып. 4. Сыктывкар, 1958.
- ↑ Титов Л. Л. Летопись Великоустюжская. М., 1889.
- Описание Великого Устюга // Прибавление к ВГВ. 1838. № 3. 9.Макаров Н. А. К дышащему морю // Родина. 2001. Январь.
- Макаров Н. А. Русский Север: Таинственное средневековье. М., 1993. 14Степановский И. К. Вологодская старина: Историко-археологический сборник. Вологда, 1890.
- Суворов в Н. И. О начале и распространении христианства в пределах Вологодской епархии // ВЕВ. 1865. № 1-2.
- ↑ Титов Л. Л. Указ. соч.
- Макаров Н. А. Колонизация Русского Севера // Новгородские археологические чтения. Новгород, 1994.
- Гуслистов Н. В. Разведывательные археологические исследования на территории Вологодской области // Историография и источниковедение истории северного крестьянства СССР. Северный археографический сборник. Вып. 4. Вологда, 1978.
- Глазов Н. В. Записки о древностях Вологодской губернии // Отчеты Императорской Археологической комиссии за 1911 год. Пг., 1914.
- // Encyclopaedia Britannica online.
- . Дата обращения: 17 марта 2023. 26 декабря 2021 года.
- Костицын В. А. «Мое утраченное счастье…»: Воспоминания, дневники. М.: Новое литературное обозрение, 2017
- . Дата обращения: 15 февраля 2016. 31 июля 2017 года.
- с учётом городов Крыма
- Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более (XLSX).
- Чебыкина Г. Н. — Великий Устюг: 2007. — 191 с. — ISBN 978-5-86402-187-3
- . Дата обращения: 7 февраля 2010. 10 июля 2010 года.
- ↑
- . Дата обращения: 4 апреля 2010. 31 октября 2010 года.
- Чебыкина, Галина Николаевна. . www.booksite.ru . Дата обращения: 6 августа 2023.
- . Администрация ГП «Город Великий Устюг» Официальный сайт . Дата обращения: 6 августа 2023.
- [УСТАВ ГП «Город Великий Устюг» от 22.05.2020 УСТАВ ГП «Город Великий Устюг» от 22.05.2020] . Администрация ГП «Город Великий Устюг» Официальный сайт . Дата обращения: 6 августа 2023.
- . Дата обращения: 14 декабря 2010. 22 октября 2016 года.
- Дата обращения: 18 апреля 2010. 3 декабря 2010 года.
- . РИА Новости. 2007-12-24. из оригинала 14 октября 2009 . Дата обращения: 7 мая 2010 .
- . Устюжаночка. 2010-01-28. из оригинала 7 декабря 2014 . Дата обращения: 7 мая 2010 .
- . Дата обращения: 14 июня 2022. 7 декабря 2020 года.
- . Интернет-версия газеты «Устюжаночка».— №44 (865) от 08.11.2018. Дата обращения: 5 марта 2019. 6 марта 2019 года.
- Интернет-версия газеты «Устюжаночка».— №43 (657) от 23.10.2014. Дата обращения: 5 марта 2019. 6 марта 2019 года.
- . Официальный сайт городской администрации. Дата обращения: 5 марта 2019. 6 марта 2019 года.
- . Портал о культурной жизни Вологодской области. Дата обращения: 5 марта 2019. 6 марта 2019 года.
- . Официальный портал правительства Вологодской области. Дата обращения: 5 марта 2019. 6 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 7 мая 2010. Архивировано из 13 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 28 февраля 2010. 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 29 ноября 2020. 3 декабря 2020 года.
-
.
АвиаПорт.Ru
.
из оригинала
29 октября 2016
. Дата обращения:
29 октября 2016
.
{{ cite news }}
: no-break space character в|title=
на позиции 66 ( справка ) - 20 мая 2009 года. на сайте правительства Вологодской области
- . gradis.info. Дата обращения: 28 ноября 2018. 8 октября 2017 года.
- . Дата обращения: 18 сентября 2010. 21 сентября 2010 года.
- . Дата обращения: 5 января 2013. 4 марта 2016 года.
- . gradis.info. Дата обращения: 28 ноября 2018.
- ↑ . Дата обращения: 1 марта 2010. 22 августа 2010 года.
- . Дата обращения: 1 марта 2010. 5 октября 2008 года.
- Чебыкина, Г. Н. Приложение 5. Почётные граждане Великого Устюга // . — 1-е изд. — Вологда: Полиграф-Книга, 2007. — С. 185. — 191 с. 18 сентября 2010 года.
- . www.vumr.ru . Дата обращения: 26 февраля 2022. 26 февраля 2022 года.
- [Вологодские губернские ведомости. N 31, 1890]
Литература
- Туркин А. М., Боев М. А. // Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков . — Вологда: Русь, 2006. — 608 с. — С. 93, 94 . — ISBN 5-87822-305-8 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Великий Устюг. — М.: Госстройиздат, 1960. ( Архитектура городов СССР ).
- Великий Устюг. Развитие архитектуры города до середины XIX века. Изд. 2-е., дополн. (Изд. 1-е — 1973). — М.: Стройиздат, 1987. — 256 с. ил. — 40.000 экз.
- на сайте « Руниверс »
- Мельник А. Г. К истории первого каменного собора Великого Устюга // Русская религиозность: проблемы изучения. — СПб. : Журнал Нева, 2000. — С. 78—83. — ISBN 5-87516-182-5 .
Ссылки
- на сервисе Яндекс.Панорамы
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- в Викигиде
- 2020-06-28
- 1