Иоасаф (Удалов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Патриарх Иоасаф II (прозвище Новоторжец ; ?, Торжок — 17 ( 27 ) февраля 1672 , Москва ) — патриарх Московский и всея Руси ( 1667 — 1672 ), преемник Никона на Патриаршем престоле.
Принял монашеский постриг в Новоторжском Борисоглебском монастыре в Торжке. Отсюда встречающееся в источниках прозвище патриарха Новоторжец . Примерно с 1648 года становится настоятелем Краснохолмского Антониева монастыря . На этой должности исправил неоконченное его предшественниками восстановление монастыря после постигших его бедствий. При нём возобновлена Воскресенская церковь, стоявшая с разорёнными престолами после литовского нашествия . В 1654 году стал архимандритом Владимирского Богородице-Рождественского монастыря , 25 апреля 1656 года — архимандритом Троице-Сергиева монастыря .
В последнем вместе с братией горячо молился о победе россиян над поляками ; говорили, что архимандрит обратил на себя внимание Алексея Михайловича благодаря чуду, ниспосланному московским войскам в виде крупной победы над неприятелем после трёхдневного поста и молитв троицкой братии.
Возведён на Московский патриарший престол патриархами Александрийским Паисием и Антиохийским Макарием 31 января 1667 года .
В мае 1667 года под его председательством состоялось заключительное заседание Большого Московского Собора , изрёкшего анафему на старообрядцев , которые предавались «градскому суду», то есть государственному уголовному преследованию. Но фактическая роль Иоасафа в соборных деяниях была незначительна.
При нём изданы первые полемические сочинения против «раскольников» : «Сказание о соборных деяниях» и « Жезл правления » (1667) Симеона Полоцкого .
Из Печатного двора вышли также: «Большой катехизис» и «Малый катехизис» (Симеона Полоцкого), «Цветная триодь» ( 1670 ) и «Постная триодь» ( 1672 ).
Соборное постановление об учреждения новых епархий на огромных новых территориях государства привело к организации только одной новой епархии — Белгородской .
Священников, придерживавшихся дониконовских обрядов, патриарх лишал мест и предавал в руки гражданских властей; преследованиям подвергались даже просвирни, пёкшие просфоры с осьмиконечным крестом, которые были разосланы в наказание по монастырям ( 1668 ). В особом сочинении, разосланном всем священникам («Глас к священноначальникам»), он объяснял подробно смысл постановлений Собора о старых обрядах.
Заботясь о правильном иконописании , он издал «Выписку от Божих писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оные» (1668). В напечатанном им при « Служебнике » «соборном свитке» исчислен ряд постановлений московского собора 1667 года.
Поддерживал проповедническое слово в храме и деятельность миссионеров, распространившуюся на Крайнем Севере до Новой Земли , на Дальнем Востоке до Даурии . На Амуре, близ границы с Цинской империей , был основан ( 1671 ).
Скончался 17 ( 27 ) февраля 1672 года; погребён в Успенском соборе у западной стены.