Interested Article - Хрусталёв, машину!
- 2020-12-17
- 2
«Хрусталёв, маши́ну!» ( фр. Khroustaliov, ma voiture! ) — художественный фильм режиссёра Алексея Германа о последних днях сталинского времени , снятый им в 1990-х гг. по сценарию, написанному вместе с женой Светланой Кармалитой . Фильм, ставший для Германа во многом итоговым, примечателен усложнённым модернистским киноязыком, который может оказаться непроницаемым даже для подготовленного зрителя:
глазу не охватить такое множество планов, привычно сосредоточившись лишь на переднем; ухо не улавливает многоголосый хор . Пётр Вайль
Сюжет
Аномально морозный февраль 1953 года . Действие начинается в день, когда Сталина разбил паралич . Фабула закольцована: в первой сцене показан арест истопника Феди Арамышева, который выйдет на свободу в конце фильма .
В первой части на фоне « дела врачей » сочными, босховско - брейгелевскими красками нарисована эксцентричная картина жизни в доме генерала медицинской службы Юрия Клёнского. Хотя генерал пьёт коньяк чайными стаканами, он не может не чувствовать опасности, особенно после того, как встречает в госпитале собственного двойника. Так как двойники использовались госбезопасностью в показательных процессах , Клёнский понимает, что именно он назначен следующей мишенью по «делу врачей» .
Когда в его доме появляется иностранец с известием о якобы живущей за рубежом родственнице, генерал, подозревая в нём провокатора, спускает его с лестницы. Однако местный стукач успевает доложить о контактах высокопоставленного доктора с иностранцами, и прямо в госпитале на него устраивают облаву. Предугадав это развитие событий, Клёнский уходит из дома и после ночи, проведённой у любовницы, пытается бежать из Москвы «в народ» .
Вторая часть посвящена лагерному опыту генерала. Его семью выселяют в переполненную коммуналку , а самого Клёнского после задержания бросают на расправу банде зэков, которая подвергает его сексуальному насилию . Чудесным образом его освобождают и срочно доставляют к постели безнадёжного больного , в котором не сразу можно признать Сталина. После того, как тот умирает, Берия милостиво освобождает Клёнского [ уточнить ] и произносит первую фразу послесталинской России: «Хрусталёв, машину!» (Иван Васильевич Хрусталёв — сотрудник органов госбезопасности, дежуривший на даче Сталина в день, когда тот скончался) .
Вместо возвращения к семье генерал осуществляет свою мечту «уйти в народ» и затеряться на бескрайних просторах страны . В конце фильма он показан счастливым комендантом поезда, на спор удерживающим на своей бритой голове стакан портвейна .
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Юрий Цурило | генерал Юрий Георгиевич Клёнский |
Нина Русланова | жена генерала |
финский репортёр | |
сын генерала | |
Александр Баширов | Федя Арамышев |
Иван Мацкевич | двойник генерала |
мать генерала, бабушка | |
Виктор Михайлов | шофёр генерала |
Соня | |
Ольга Самошина | влюблённая учительница |
Генриетта Яновская | сестра генерала |
Евгений Важенин | гэбист в штатском |
Алексей Жарков | чиновник МВД |
Александр Лыков | зэк-шофёр |
Юрий Нифонтов | Толик |
Константин Воробьёв | охранник генерала в клинике |
Даниил Белых | в эпизоде |
Виктор Степанов | Терентий Фомич нет в титрах |
начальник ГПУ нет в титрах | |
гэбист «Побужинский» нет в титрах | |
следователь нет в титрах | |
курсант нет в титрах | |
Сергей Русскин | гэбэшник нет в титрах |
младший лейтенант нет в титрах | |
Дмитрий Пригов | анестезиолог генерала в клинике нет в титрах |
Константин Хабенский | оркестрант с бенгальскими огнями нет в титрах |
Михаил Трухин | дирижёр нет в титрах |
пахан нет в титрах | |
Анатолий Шведерский | врач генерала в клинике нет в титрах |
Евгений Филатов | врач генерала в клинике нет в титрах |
Сталин | |
Берия | |
зэк-насильник нет в титрах |
Съёмочная группа
- авторы сценария: Алексей Герман , Светлана Кармалита
- режиссёр: Алексей Герман
- оператор-постановщик: Владимир Ильин
- композитор: Андрей Петров
- художник-постановщик: Владимир Светозаров
- постановщик трюков: , Сергей Головкин
- продюсеры: Армен Медведев , Александр Голутва
Работа над фильмом
По первоначальному сценарию, который Герман начал писать в конце 1980-х годов, главную роль в картине должен был исполнить Сергей Довлатов . Отправной точкой для создания сценария послужило детское воспоминание Германа о том, как его отец спустил с лестницы шведского журналиста, приняв его за провокатора . Дом Клёнского (в сценарии Глинского) по сути воспроизводит квартиру, в которой прошло детство режиссёра, со множеством чудаковатых обитателей (включая живущих в платяном шкафу дочерей репрессированного «врага народа») . А. Ю. Герман передаёт сценарный замысел следующим образом:
Дело происходит, когда умирает Сталин и никто об этом ещё не знает. Русский генерал. Огромный, красивый, который считает, что всё это его не касается — то, что происходит в стране. Все занимаются евреями, а его — пронесёт. И вот его судьба. Достаточно драматичная и любопытная. Ещё там есть иностранец, который приехал, чтоб всем сделать хорошо, а сделал плохо. Есть мальчик, который вроде бы я сам, и чуть-чуть моя семья. Сталин и Берия тоже там существуют, но через призму этого генерала. И так плетутся три линии: генерал, иностранец, мальчик… Мальчик достаточно дрянной. Я, например, никогда не доносил на собственного отца, а в фильме мальчик пытается это сделать.
— А. Ю. Герман
Открывающая сцена фильма снята на Новой Басманной улице , рядом с домом Стахеева . Сцена с умирающим Сталиным снималась на Ближней даче , где прошли последние дни жизни «вождя народов» . Название фильма — реальная фраза Берии, которую тот произнёс, уезжая с кунцевской дачи после смерти Сталина . Иван Васильевич Хрусталёв — сотрудник органов госбезопасности, дежуривший на даче Сталина в день, когда тот скончался . На экране он не появляется.
Из-за перебоев с финансированием (американские спонсоры потребовали, чтобы Сталина сыграл американский актёр, и после несогласия Германа отказались от своего участия ) фильм снимался целых семь лет и был очень ожидаем. « Мы несколько раз надолго останавливались, группа расходилась, её приходилось собирать; актёры разучивались играть в нашей манере, нужно было учить заново », — вспоминает Герман . Средства на создание русскоязычных копий предоставил « новый русский по имени Серёжа », который отказался назвать режиссёру свою фамилию . Часть финансирования поступила из Франции, часть удалось гарантировать благодаря содействию чиновников мэрии Санкт-Петербурга .
В телеверсиях фильма часть реплик можно разобрать с большим трудом. Герман объясняет это собственным не всегда удачным экспериментированием с многослойным фоновым звуком . По его словам, все реплики можно разобрать в оригинальной киноверсии фильма .
Противоречивый приём
Фильм участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля ( 1998 ), но был не понят зрителями и практически освистан. Многие покинули зал, показ « просто шёл под хлопание кресел » . Тем не менее Джим Хоберман , например, назвал его одним из великих фильмов десятилетия . Кинопоказ в Японии прошёл с триумфом . Ведущие французские киноиздания впоследствии принесли режиссёру свои извинения за разнос, устроенный фильму после его показа в Канне .
Российские кинокритики восприняли ленту куда более однозначно. Например, Андрей Плахов предрекал, что «Хрусталёв»:
…займёт своё место в истории кинематографа как самый личный и самый жёсткий фильм выдающегося режиссёра .
Режиссёр Сергей Лозница назвал фильм Германа самым серьёзным в новейшем российском кинематографе:
Это самая мощная, важная рефлексия, это интеллектуальное, художественное событие .
Пётр Вайль после просмотра картины написал:
Это было редчайшее столкновение с чем-то, что масштабами превосходит твоё представление даже не о кино, а о возможностях всякого искусства вообще. Наваждение — то, что охватывает зрителя. Сновидческая природа кино, быть может, нигде ещё не проступала с такой отчаянной и наглядной выразительностью. В «Хрусталёва» погружаешься без остатка .
В 1999 году фильм был награждён премиями « Ника » в следующих номинациях: «лучший фильм», «лучший режиссёр», «лучшая музыка», «лучшая работа оператора», «лучшая работа художника-костюмера», «лучшая работа художника-постановщика» . Сам режиссёр отреагировал на вызванные фильмом споры философски:
Пройдёт шок от другого киноязыка и станет понятно, что это трагикомедия про нашу жизнь: так, как писал Гоголь , как пишет Беккет .
Проблематика
Алексей Герман говорит, что в фильме «Хрусталёв, машину!» стремился проследить истоки проблем России как «изнасилованной, опущенной страны» , которая « всегда всем всё прощает ». По его словам, это не столько фильм об атмосфере 1953 года , сколько
…наше представление о России, о том, что это такое, почему мы такие несчастные… Мы за миллионы убитых [в годы сталинского террора] просто сказали: «Ну ладно, ну нехорошо, забудем» .
Кинокритик Михаил Трофименков обнаружил сходство между самодурами Клёнским и Сталиным — их беззащитность перед лицом судьбы. Он также отмечает зыбкость границы между гиперреализмом (мельчайшее восприятие деталей материального быта послевоенного времени, «бытовизм») и фантасмагорией в фильме Германа:
В апокалиптической атмосфере «дела врачей» медленно, но верно спивается колосс-генерал медицинской службы, директор госпиталя нейрохирургии. Происходящее вокруг настолько иррационально, что иногда кажется: все события фильма — его белогорячечная фантазия, подобно тому как вся «современная» часть « Однажды в Америке » — опийные грёзы героя Де Ниро. перерастает в сюрреализм .
Антон Долин обращает внимание на то, что
…в художественном мире Германа трудно уловить грань, отделяющую не только реальность от сновиде́ния, но и нечто наполненное глубоким смыслом от случайного. Благодаря непроговорённости сюжетных поворотов и отказу режиссёра от традиционного киноязыка с перебивочными крупными планами словно бы сама история поднимается перед глазами зрителя как неукротимая, ужасающая сила .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 24 марта 2012. 4 марта 2016 года.
- ↑ 29 марта 2012 года.
- ↑ Толстой И. от 14 октября 2020 на Wayback Machine // Радио «Свобода». — 2001. — 30 ноября.
- ↑ . Дата обращения: 1 октября 2017. 15 ноября 2015 года.
- ООО «Н + Н» по заказу ГТРК «Культура». . фильм 5-й . tvkultura.ru . Культура (2005). Дата обращения: 30 июля 2017. 27 мая 2015 года.
- Для режиссёра эта фраза обозначает водораздел в истории: «Всего лишь одна секунда и — пошла в другую сторону вся история! Потому что проживи Сталин ещё лет десять, мы бы тут не сидели: вместо Манхеттена здесь была бы, например, ядерная воронка или радио бы вело репортаж о неплохом урожае на Вашингтонщине…»
- «Эта фраза Берии ознаменовала начало послесталинской эпохи. В стране начиналась ожесточенная борьба за власть, главными центрами которой стали Берия, Георгий Маленков и Никита Хрущев.»: от 20 декабря 2022 на Wayback Machine // Лента.ру , 18 декабря 2022
- ↑ 11 мая 2012 года.
- Антон Долин , Евгений Марголит . . Радио Маяк (20 апреля 2010). Дата обращения: 25 октября 2015. 1 февраля 2017 года.
- ↑ Дата обращения: 24 марта 2012. Архивировано из 1 марта 2013 года.
- ↑ от 9 октября 2006 на Wayback Machine (Дата обращения: 13 июня 2010)
- от 18 мая 2008 на Wayback Machine (Дата обращения: 13 июня 2010)
- от 9 июня 2009 на Wayback Machine (Дата обращения: 13 июня 2010)
- . Дата обращения: 18 мая 2012. 27 марта 2013 года.
- ↑ . Дата обращения: 24 марта 2012. 20 января 2015 года.
- В связи с этим титры заканчиваются благодарностью А. Кудрину .
- . Дата обращения: 20 ноября 2010. 11 октября 2010 года.
- . Дата обращения: 20 ноября 2010. Архивировано из 25 марта 2011 года.
- « Российская газета ». № 157 (4714). «Трудно быть собой».
- от 24 марта 2012 на Wayback Machine .
- от 7 января 2011 на Wayback Machine (Дата обращения: 13 июня 2010)
Ссылки
- на сайте
- Мария Божович. . kinoart.ru . Искусство кино . — 1999. — № 6: июнь. — «Нас совершенно не интересовал ни Сталин, ни данный политический период. Мы хотели сделать фильм о России, а Сталин — это крайняя точка в истории страны. <…> Это всегдашнее несчастье России: в ней обожают тиранов и отталкивают людей прямых.» Дата обращения: 30 июля 2017. 30 июля 2017 года.
- Елена Стишова. . kinoart.ru . Искусство кино , 2000, № 1, январь. — «Гениальность режиссуры Германа в том, на мой взгляд, что ему каким-то чудом удалось зафиксировать на экране реальность полувековой давности или, скажем мягче, свои воспоминания о ней на стыке между предсознанием и сознанием. Было — не было. Не то сон, не то явь. Зыбкость, размытость, дискретность. Вспышки памяти выхватывают из темноты забвения какой-то фрагмент навсегда исчезнувшей жизни. Это фантомная реальность. Но она смотрится как репортаж из прошлого.» Дата обращения: 30 июля 2017. 30 июля 2017 года.
- Мария Божович. kinoart.ru . Искусство кино , 2000, № 3, март. — «„Хрусталев, машину!“, новый фильм, снятый Алексеем Германом, предлагает богатейшую поэтическую фреску сталинской эпохи, которую режиссёр трактует как вневременной портрет России — от царской до современной. (L'Echo du centre, 14 января 1999 года)». Дата обращения: 30 июля 2017. 30 июля 2017 года.
- Станислав Никулин. kinomania.ru (5 сентября 2004). — «По окончании сеанса на фестивале, славившимся умной и чуткой аудиторией, большинство мест пустовало. Зрители начинали уходить из зала уже на пятнадцатой минуте фильма.» Дата обращения: 30 июля 2017. 30 июля 2017 года.
- Михаил Ямпольский. . О фильме Алексея Германа «Хрусталёв, машину!» nlobooks.ru . Новое литературное обозрение . Дата обращения: 30 июля 2017. 8 августа 2014 года.
- Алексей Герман: «Мы – рабы» // discours.io.
- 2020-12-17
- 2