Interested Article - Коровяков, Александр Петрович

Алекса́ндр Петро́вич Коровяко́в ( 16 ноября 1912 , станица Бердская, Оренбургская губерния — 12 июня 1993 , Санкт-Петербург) — советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) .

Биография

Коровяков Александр Петрович родился 16 ноября 1912 года в казачьей станице Бердская Оренбургской губернии в семье железнодорожного рабочего. В 1928 окончил школу-семилетку, до 1932 года работал на паровозо-вагоноремонтном заводе в Оренбурге .

В сентябре 1932 года был направлен для учёбы в Пензенское художественное училище. По его окончании в сентябре 1936 уехал в Ленинград, где поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии Художеств. В 1937 был принят на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры . Занимался у Бориса Фогеля , Генриха Павловского , Семёна Абугова .

В июле 1941 с последнего курса института добровольцем ушёл в Красную Армию. Воевал на Волховском фронте . Участвовал в боях за Ленинград, в освобождении Прибалтики. Был ранен, награждён орденом Отечественной войны II степени , орденом «Красная Звезда» , медалями «За оборону Ленинграда» , «За Победу над Германией» . Демобилизовался в 1945 году в звании старшего сержанта.

В сентябре 1945 года Коровяков возобновил занятия в ЛИЖСА имени И. Е. Репина и в 1947 окончил его по мастерской профессора Рудольфа Френца с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «Раненый командир» . Вместе с Коровяковым институт окончили Игорь Весёлкин , Георгий Калинкин, Вера Кашутова, Вера Любимова , Евсей Моисеенко , Пен Варлен , Степан Приведенцев , Елена Табакова , Галина Яхонтова и другие известные в будущем художники. Тесное творческое общение и дружба со многими из них сохранится у Коровякова на многие годы.

После окончания учёбы в августе 1947 года Коровякова направляют на работу в Пензенское художественное училище преподавателем живописи и рисунка. В конце того же года его принимают в члены Союза художников Пензенской области. С 1949 года Коровяков участвовал в выставках , экспонируя свои работы сначала в Пензе, а после возвращения — вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, городские и ландшафтные пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, этюды с натуры.

Осенью 1954 года Коровяков вернулся в Ленинград и поступил преподавателем живописи и рисунка в Среднюю художественную школу при Академии художеств СССР (ныне Художественный Лицей имени Б. В. Иогансона ), где проработал до 1983 года, воспитав несколько поколений художников. Одновременно активно включился в творческую жизнь Ленинградского Союза художников , членом которого стал в августе 1955 года.

В конце 1956 года Коровяков принял участие в , на которой показал работы «Первый снег» и «Дворцовая площадь. Пейзаж» (обе 1956) . Этими произведениями художник весьма точно обозначил свои творческие пристрастия на многие годы: письмо с натуры как основной художественный приём и ленинградский пейзаж как ведущий жанр.

Среди многочисленных ленинградских пейзажей-картин и этюдов, написанных художником в 1950—1960-е годы, работы «Весна в Ленинграде», «Исаакиевская площадь», «У пристани» (все 1957 ) , «Кронверкский пролив» ( 1960 ) , , «Улица Ленина», «Заводской район» (все 1960 ) , , «После снегопада» и «Ленинград» (все 1962 ) , «Мокрый асфальт» ( 1963 ) , , «У стен Петропавловской крепости» (обе 1965) , «На Невке» ( 1964 ) и другие.

Помимо ленинградских мотивов, Коровяков обращался и к традиционным для пейзажной живописи темам, используя для этого каждую возможность, предоставляемую напряжённым графиком педагогической работы. Панорамным видам с множеством ясно читаемых планов, с широким охватом пространства он предпочитал камерные сюжеты: уголок осеннего сада, заснеженный дворик, игру световых пятен на водной глади. Тонко чувствуя изменчивую красоту в природе, художник умел передать разнообразные оттенки в её настроении. Как, например, в работах (1965) и «На озере Селигер» (1965) .

В 1960—1980-е годы Коровяков часто обращается к жанру натюрморта. Здесь, как и в пейзаже, для него недостаточно любования формой и цветом. Его композиции оригинальны по замыслу, сложны по фактуре и технике письма, исполнены ассоциативного подтекста, как, например, (1972) , «Шиповник» (1969), «Натюрморт с капустой» (1972), «Букет» (1979).

Коровяков много экспериментировал с техникой живописи, добиваясь эффекта объёмности, полупрозрачности и многослойности изображения . В своих работах художник сочетал гладкое письмо с энергичным мазком и корпусной кладкой краски на светлых местах, добиваясь объёмности и глубины изображения. В 1989—1992 годах работы Коровякова с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи во Франции.

Скончался 12 июня 1993 года в Санкт-Петербурге на 81-м году жизни.

Произведения А. П. Коровякова находятся в музеях и частных собраниях в России , Англии, Бельгии, США, Франции и других странах.

Выставки

Галерея

Примечания

  1. Справочник членов Союза художников СССР. Том 1. — М.: Советский художник, 1979. — С. 540.
  2. . Дата обращения: 10 июля 2016. Архивировано из 13 марта 2012 года.
  3. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007. — С.58.
  4. — Л.: Ленинградский художник, 1958. — С.14.
  5. 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л.: Ленинградский художник, 1958. — С.18.
  6. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1963. — С.11.
  7. Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог . СПб.: Выставочный центр ПСХ, 1994. — С.3.
  8. Коровяков А. П. Стадион Ленина // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб.: «Цветпринт», 2012. — С.204.
  9. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1961. — С.22.
  10. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1962. — С.15.
  11. Ленинград. Зональная выставка. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — С.27.
  12. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. — Л.: Художник РСФСР, 1970. — С.17.
  13. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995. — С.4.
  14. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — С.54.
  15. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1994. — С.4.
  16. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — С. 362.
  17. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — С.6—7.
  18. Peinture Russe. Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 18 Fevrier 1991. — Р.7,23—24.

Источники

  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб . Ф.78. Оп.8.ч.2. Д.309.
  • — Л.: Ленинградский художник, 1958. — С. 14.
  • — Л.: Ленинградский художник, 1958. — С. 18.
  • — Л.: Художник РСФСР, 1959. — С.15.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1963. — С. 11.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1961. — С. 22.
  • — Л.: Художник РСФСР, 1962. — С. 15.
  • — Л.: Художник РСФСР, 1965. — С. 27.
  • — Л.: Художник РСФСР, 1970. — С.17.
  • Каталог произведений художников Российской Федерации, переданных в дар организациям и учреждениям культуры (1963—1971 гг.) . — М.: СХ РСФСР, 1972. — С. 51.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Том 1. — М.: Советский художник, 1979. — С. 540.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 5. 1954—1958 годы . М.: Советский художник, 1981. — С. 57, 259, 386, 348, 571.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР . — Л.: Художник РСФСР, 1987. — С. 62.
  • Peinture Russe. Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 18 Fevrier 1991. — Р. 7,23—24.
  • Sots’Art a St Petersbourg. Catalogue. — St Germain en Laye: 23 Fevrier 1992. — Р. 6.
  • Выставка произведений художников — участников Великой Отечественной войны Санкт-Петербургского Союза художников России . — Санкт-Петербург: ПСХ, 1993. — С.3.
  • Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог . — Санкт-Петербург: Выставочный центр ПСХ, 1994. — С.3.
  • — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1994. — С.4.
  • — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995. — С.4.
  • . — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996. — С.3.
  • Натюрморт в живописи 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1997. — С.3.
  • Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны . — М.: Союз художников России, 2000. — С.145.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — С. 9, 18, 21, 27, 54, 300, 336, 342, 345, 346, 349, 362, 387, 390—396, 403—405, 431. ISBN 5-901724-21-6 , ISBN 978-5-901724-21-7 .
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007. — С.58.
  • Коровяков А. П. Стадион Ленина // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб.: «Цветпринт», 2012. — С.204.

См. также

Ссылки

  • на сайте
Источник —

Same as Коровяков, Александр Петрович