Санкт-Петербургский государственный технологический институт
- 1 year ago
- 0
- 0
Санкт-Петербу́ргский будди́йский храм «Даца́н Гунзэчойнэ́й» ( тиб. ཀུན་བརྩེ་ཆོས་གནས་གྲྭ་ཚང , Вайли kun brtse chos gnas grwa tshang ; Гунзэчойнэй в переводе с тибетского — источник святого учения Всесострадающего [Владыки-отшельника] , дацан — в российском буддизме означает монастырь) — культовое сооружение в Санкт-Петербурге. Относится к Буддийской традиционной сангхе России , школа гелугпа .
Находится по адресу: Санкт-Петербург, Приморский проспект , 91 (станция метро « Старая Деревня »).
По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга [ кто? ] , первые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости , с которой начиналась новая столица России. Это были волжские калмыки (подданные Калмыцкого ханства , вошедшего в состав России в 1609 году), трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 года [ источник не указан 4389 дней ] . Жили они неподалёку, в Татарской слободе , расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось. В более поздних источниках XVIII — середины XIX веков, однако, нет упоминаний ни о калмыках, ни о каких-либо других представителях буддийской конфессии среди жителей российской столицы.
Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году — 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки . Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).
В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. Строительство храма началось после слов императора: «Буддисты России находятся под защитой двуглавого орла» [ источник не указан 1249 дней ] . 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне , участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.
Для научного руководства строительством был создан комитет учёных- востоковедов , куда вошли Б. Я. Владимирцов , В. В. Радлов , С. Ф. Ольденбург , Э. Э. Ухтомский , В. Л. Котвич , А. Д. Руднев , Ф. И. Щербатской , Н. К. Рерих , и др.
Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском . Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151 694 рубля.
Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых . Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой VI . Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года . Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.
В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построен из колотого гранита .
Позолота , сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами , изготовленными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.
Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград, так как у дацана не было средств к существованию. После революции, в 1919 году, храм подвергся разграблению , была уничтожена библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет .
В 1921 году Доржиев смог добиться возвращения буддийской общине храма . Религиозная политика советской власти в те годы предполагала поддержку религиозных организаций угнетенных восточных народов (мусульманских, буддистских и иных). В частности, именно при советской власти в 1920 году была достроена соборная мечеть в Петрограде (в конце 30-х закрыта, духовенство и застройщики репрессированы).
В 20-е годы в Дацане некоторое время проживал известный эстонский буддийский проповедник Карл (Вахиндра) Тыниссон (1873—1962).
В 1937 году НКВД арестовал немногочисленных монахов и лиц, живших при храме (среди них — бурятские религиозные просветители и русские ученые-востоковеды). Поводом для ареста послужила борьба с японской разведывательной и диверсионной сетью , активно действовавшей в России еще со времён Русско-японской войны 1904—1905 годов и японской военной интервенции в советскую Россию 1918—1922 годов. Согласно доктрине «Большого террора», милитаристическая Япония (проводившая в то время агрессивную экспансионисткую политику « Великой восточноазиатской сферы сопроцветания ») теперь развернула на территории СССР шпионскую сеть с целью подготовки к последующей оккупации советского Дальнего Востока и Сибири . Большую агентурную работу японцы вели среди своих единоверцев — буддистских народов СССР, японская агентура существовала также среди буддистского духовенства . В газете «Правда» писалось, что «…японская разведка выступает иногда в костюме религиозных проповедников, буддийских и иных священников. Японские агенты, основывая храмы и монастыри, создают хорошо замаскированные опорные пункты для организации шпионажа и диверсий» [4] . Япония позиционировала себя как покровителя буддийских народов и, чтобы привлечь на свою сторону советских буддистов, особенно монголов и бурятов, якобы предлагала образовать панмонгольское буддистское государство на территориях бывшего СССР и передать в нём власть Джебдзун-дамбе — традиционному светскому и духовному главе монголов. Желая привлечь буддистские народы на свою сторону, японцы объявили Японию Шамбалой . Отсюда следовало, что буддистские монахи, недовольные советской властью, участвовали в распространении японской пропаганды и сотрудничали с японской разведкой и армией . По решению тройки НКВД арестованных в ленинградском дацане расстреливали как «участников контрреволюционной шпионской организации», проводящей «активную шпионско-повстанческую работу». Среди расстрелянных был и известный монголист Базар Барадийн , впоследствии оправданный Решением Верховного суда СССР. 13 ноября в Бурятии арестовали 85-летнего Агвана Доржиева, а 29 января 1938 года основатель дацана Гунзэчойнэй после единственного допроса умер в тюремной больнице Улан-Удэ .
Впоследствии имена репрессированных в этот период лам и востоковедов из числа проживавших или гостивших в Дацане (более трех десятков) были выбиты на двух памятных досках на стене здания.
После закрытия дацана и находившейся в нём Монголо-тибетской миссии, здание передаётся во владение физкультурников. В 1939 году о нём упоминает Даниил Хармс в своей повести « Старуха » — персонаж произведения едет в пригородном поезде с Финляндского вокзала на станцию Лисий Нос и делится наблюдениями из окна: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море» .
Во время Великой Отечественной войны в здании была установлена мощная военная радиостанция , причём её антенна располагалась на тросе аэростата заграждения , поднимавшим её высоко в воздух, и тем самым увеличивая дальность действия радиостанции . Она оставалась в здании до 1960-х годов и использовалась в качестве « глушилки ». 9 июня 1960 года по ходатайству Ю. Н. Рериха и ряда других востоковедов здание было передано Академии Наук на правах долгосрочной аренды. Впоследствии в здании бывшего дацана находились лаборатории Зоологического института АН СССР .
25 ноября 1968 года здание храма было объявлено памятником архитектуры местного значения.
В 1989 году, инициированные группой «подпольных буддистов» Ленинграда, (к процессу регистрации были подключены проживающие в Ленинграде буряты, их имена в знак уважения были проставлены первыми), при поддержке общественности и прессы (цикл телепередач 5 канала «Пятое колесо»), а также известных востоковедов (А. Терентьев, А. Парибок и др.) начались активные действия по регистрации в городе буддийской общины с последующей передачей ей Храма (Альманах «Гаруда» № 1, 1991 г.) для возрождения монашеской общины в его стенах, а также проведения учебных программ с участием опытных буддийских лам из зарубежья.
В 1990 году первую проповедь в Храме провел Кушок Бакула Ринпоче. На встрече присутствовало около 200 человек.
9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР .
В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй , что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Новым настоятелем ( ширээтэ ) был назначен лама -гелонг Данзан-Хайбзун Самаев . Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни , изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше , с последующим покрытием фигуры сусальным золотом . Высокую нефритовую спинку трона Будды ( мандорла ) украшают изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.
Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. Однако надо отметить, что в ранний период (90-е годы) отношения с иерархией гелуг в Индии не были восстановлены, монашеская община (гелонги) не была сформирована. Первое руководство Дацана занимало во многом традиционную для буддизма в СССР негативную позицию по отношению к местным буддистам-европейцам, иностранным буддологам, а так же и к тибетским ламам, вплоть до ограничения посещения ими Дацана. Реакцией на это было недовольство самых широких слоев общественности, в дальнейшем такая противоречивая политика послужила поводом для фактически силового захвата Дацана в 1998 г. небольшой оккультной группой, состоящей в основном из жителей Калининграда, и удерживание ими храма на протяжении нескольких лет, с проживанием в нем, проведением загадочных ритуалов, а также коммерческого использования здания и прилегающей территории. В результате долгих судебных разбирательств, обвинений обеих сторон в самых разных нарушениях, и т. п., храм был вновь возвращен буддистам, с многочисленными долгами и утратами.
К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, традиции. Отношения между ними и руководством Дацана стали нормализовываться.
В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты , которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин . Монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи ( эмчи-ламы ) — специалисты в области традиционной тибетской медицины , также в храме проводятся экскурсии и читаются лекции по философии и истории Буддизма.