Interested Article - Легенда о библейском происхождении династии Багратионов
- 2020-08-10
- 1
Легенда о том, что грузинская ц арская династия Багратионов имела еврейское происхождение и произошла от Давида , восходит к появлению этого рода на грузинской земле во второй половине VIII века.
По мере роста власти Багратионов это утверждение превратилось в официально одобренную парадигму, закрепленную в средневековой исторической литературе, такой как хроника Сумбата Давитис-дзе начала XI века, и легло в основу политической идеологии этой династии на протяжении всего ее тысячелетнего господства в Грузии. Предполагаемое происхождение от царя-пророка Давида позволило Багратионам заявить о родстве с Иисусом Христом и Девой Марией , и основывать свою легитимность на библейском архетипе помазанного Богом царственного царя.
Легенда о еврейском или Давидовом происхождении Багратиони не вызывает доверия со стороны современной основной науки. Происхождение семьи оспаривается, но преобладает точка зрения, сформулированная такими историками, как Эквтиме Такаишвили и Кирилла Туманова , о том, что грузинская династия произошла от беглого после восстания против арабов в 775 году князя Васака , из армянского рода Багратуни .
Этот факт отметил известный историк Урарту академик Б.Б Пиотровский еще в 1945 г. в своей работе «К вопросу о происхождении армянского народа». До него проф. Г. Капанцян в другом исследовании по истории Урарту, опубликованном в 1940 г., обратил внимание, что царь страны Манна , живший в 716 г. до н.э., носил имя Багадати . А Манна находилась в составе Урарту и занимала территорию восточного побережья озера Урмия , которое было заселено индоевропейскими племенами, родственными иранским племенам. Г. Капанцян определил, что Багадати принадлежал к роду Багратуни, поскольку представители именно этого рода носили имя Багадат-Баграт и производную от него фамилию Багратуни . На это указывал и профессор Николай Адонц (см. его труд «Армения в эпоху Юстиниана», СПб., 1908). Имя Багадат носил также Баграт - стратег (полководец) армянского царя Тиграна II Великого (95-55 до н.э.), назначенный правителем Сирии после присоединения последней к державе Тиграна. Считая область Багреванд на юге Армении первоначальной родовой областью Багратуни, Адонц высказал гипотезу, что Багратидская династия возникла на Атропатенской или иранской окраине Армении, на армяно-иранской этнической почве. Слово Багадата означает “ богом данный ”, и стратега Багадата-Баграта Адонц считал родоначальником Багратуни. В ассирийских и урартских надписях указаны и родственники царя Багадати: дед - Иранзу, отец - Аза, брат - Улусуну. Таким образом, из эпохи Урарту нам известны четыре представителя рода Багратуни. Армянская и зарубежная арменоведческая историко-филологическая наука за прошедшее столетие накопила огромный критический материал относительно иудейской версии происхождения Багратидов.
Уже в 1895 г. А. Гарагашян отметил, что имена Вараз, Баграт, Смбат и другие - арийские. Профессор Халатян провел сравнительный анализ багратидских и иудейских имен, и это сравнение тоже не доказывает версию Хоренаци . Имя Смбат - очень древнее, оно встречается уже в урартскую эпоху в форме Sunbu-Sumbu. Один из новейших исследователей, историк Г. Мелконян считает, что Шамбат был из тех армян - нахараров (крупных феодалов), которые проживали в Адиабене (север Ассирии ) в годы борьбы Трдата I Аршакуни (основателя Аршакидского царства в Армении в 1 в. н.э). Часть из них, в том числе и Шамбат, перешли в Армению и участвовали в антиримских войнах. В этот период в Адиабене при царском дворе распространилось одно из ранних христианских учений, которое тогда воспринималось как «еврейское», а его последователи назывались «евреями». Поэтому и для Хоренаци все последователи раннего христианства, в том числе и Шамбат, даже если они были этническими армянами, могли считаться «евреями».
Армянское происхождение Багратидов утверждается и в сообщении, более древнем, чем Хоренаци, а именно сирийского летописца III-IV вв. н.э. Мар Абас Катины, жителя армянского города Мцурна. Академик С. Еремян заключил из сопоставления этих источников, что Шамбат - герой «Истории» Хоренаци может быть идентифицирован с Багаратом Фаразяном у Мара Абаса и что он был современником Трдата I Аршакуни . Он был одним из первых армян - христиан и возглавлял армянских нахараров , нашедших убежище в Мцбине (во время армяно-парфяно-римских войн). Этот же Багарат в качестве венцевозлагателя участвовал в церемонии коронации Трдата . Венцевозлагательство издавна было почетным правом Багратуни . Как отмечалось, родоначальником Багратуни долгое время считался стратег Тиграна II - Баграт . Однако сейчас он должен значиться лишь одним из представителей рода, поскольку известен более «ранний» и бесспорный Багратид - венцевозлагатель Арташеса I (189-160 гг. до н.э.) - Багратид Никефор , сын Ахшахрсартра .
Таким образом, до венцевозлагателя Шамбата-Багарата, современника Трдата I Аршакуни (т.е. I в. н.э.), науке поименно известны следующие представители Багратидов:
- Багадата ( Багадатти ), царь страны Манна (и его родственники) - VIII в. до н.э.
- Никефор , он же Смбат Багратуни , венцевозлагатель (и его отец), - II век до н.э.
- Баграт (Багадат) , стратег и наместник Тиграна Великого - I в. до н.э.
Возвращаясь к повествованию Хоренаци, можно встретить и другие противоречия. Упоминая род Ангех-тун (Ангелена), он считает его происходящим от внука Хайка - Паскама. Род Ангелена в свою очередь являлся ветвью Багратуни.
Во всех случаях, указываемый армянскими историками, к примеру, Рафаэлом Матевосяном, еврейский принц Шамбат никак не мог быть родоначальником Багратидов, поскольку в таком случае династия называлась бы Шмбатуни или же Шмбатиони ( Шмбатиды / Шмбатионы/Смбатиды/Сумбатионы ).
Происхождение легенды
Легенда зародилась в армяно-грузинской среде во второй половине VIII века. Еврейское происхождение впервые приписывает армянским Багратидам раннесредневековый армянский историк Мовсес Хоренаци , но он никоим образом не предполагает, что семья произошла от царя Давида.
По сказанию армянского историка Мовсеса Хоренаци , род происходит от Шамбота (Шамбата, арм. Смбата), одного из иудейских пленников, привезенного в Армению царём Гайном II, союзником Навуходоносора :
Этот назван Храчеа из-за особенно светлого лика и огненных очей. Говорят, что в его время жил Навуходоносор, царь Вавилона, уведший в плен иудеев. И он, говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей, по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими почестями. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда. Мы потом обстоятельно расскажем, каких усилий стоило нашим царям склонить их к идолопоклонству, или сколькие из них и кто именно поплатились жизнью за богопочитание. Ибо некоторые не заслуживающие доверия люди произвольно, не считаясь с истиной, утверждают, что твой венцевозлагающий род Багратуни происходит от Хайка. По этому поводу скажу: не верь подобным глупостям, ибо в этих словах нет ни следа или признака правды, ни отдаленного намека на нее; они только и бубнят пустые речи и разные нелепицы про Хайка и про подобных ему. Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском, языке — Шамбат. Мовсес Хоренаци, История Армении
По этой версии, Багратуни ведёт род от евреев, уведенных в Вавилонский плен .
Версию о еврейском происхождении рода Багратуни можно встретить и у Мовсеса Каганкатваци :
А если хочешь знать о роде Багратуни, то знай: царь армянский Паруйр, сын Скайорди, прозванный Храчеа, попросил царя вавилонского уступить ему одного из пленных евреев по имени Шамбат, которого он привёл с собой и поселил в Армении, оказав большие почести. От него и происходит род Багратуни, который стал возвышаться, когда великий род Иафетидов стал угасать.
«Царем Иберии был Баграт из племени евреев, уведенных при царях вавилонских в плен и приведенных в нашу страну».
Армянский историк Вардан:
Пригласил на почетные эти должности венценалагателей из рода Багарата, происходившего от Сембата Еврея из племени Иудейского, назвав их Багратуни; надевающих (рукавицы) из рода Ханаанского, назвав их Гент’уни.
Её повторяют и другие армянские историки, например Иованнес Драсханакертци :
Паруйр оставил после смерти своей сына Грачья, имя которого соответствовало взору и лику его, ибо всегда казался он веселым, а очи его сверкали. В его время, согласно Писанию, Иудея была пленена Навуходоносором. Грачья выпросил у Навуходоносора одного из главных пленников по имени Шамбат и поселил его в нашем государстве с великими почестями. От потомков его и происходит род Багратуни.
Примерно в это время появилась легенда о том, что Шамбат происходил из рода царя Давида. Тот же Иованнес Драсханакертци согласно одному переводу называет Шамбата представителем « рода царя Давида », по другому, «Шамбата еврея о котором говорили, что он был из племени Давида». В хронике Сумбата Давитисдзе сказано:
«В то время католикосом в Мцхете был Самоэл, и собралась вся Картли, и избрали Гуарама, из потомков Давида».
В сочинении историка Шараф ад-дина Язди « Зафар-наме » («Книга побед»), где говорится, что Баграт, наряду с другими дарами, преподнес Тимуру, и «латы, якобы выкованные в мастерской царя и пророка евреев Давида».
Около 800 г. ранние грузинские Багратиды творчески манипулировали этим заявлением, чтобы представить себя прямыми биологическими потомками библейского царя. Они не применяли Давидовское происхождение к своим армянским двоюродным братьям, хотя впоследствии армянская ветвь приняла нововведение грузинской ветви как свое собственное.
Первым армянским источником, знакомым с Давидовским происхождением Багратидов, является « История Армении » историка начала X века Ованеса Драсханакерци, который познакомился с грузинской легендой, когда добровольно проживал при дворе грузинского правителя Багратионов Адарнасе IV , умершего 923 году. В целом, армянские Багратиды проявляли мало интереса к еврейской теории и ее Давидовскому развитию по сравнению со своими грузинскими родичами, предпочитая выводить себя от Айка Наапета .
Самое раннее дошедшее до нас упоминание о грузинских Багратидах и их Давидовском происхождении встречается в кратком историческом сочинении Джуаншера , написанном между 800 и 813 годами, где рассказывается о прибытии в Картли, центральный грузинский регион, где-то после 772 года Адарнасе , «который был из Дома Давида-пророка ». Следующим упоминается традиция Давидовского происхождения, существовавшая во времена Ашота I , сына Адарнасе Багратуниани и первого грузинского монарха Багратионов, к которому монах Григол Хандзтели обращается как «Государь, называемый потомком Давида, пророка и помазанника Божьего».
Утверждения от императора Константина VII Багрянородного в трактате об управлении Империей
Легенда стала достаточно известной, чтобы быть включенной в 45-ю главу трактата «De Administando Imperio (рус.: Об управлении Империей)» , написанного около 950 г. византийским императором Константином VII Багрянородным , к которому претензия, по-видимому, дошла через кавказцев, служивших при императорском дворе в Константинополе.
По словам Константина, грузины считали себя отпрысками жены Урии Вирсавии , с которой царь Давид совершил прелюбодеяние и у которой были от него дети. Таким образом, они утверждали, что были родственниками Девы Марии, поскольку она также произошла от Давида.
Рассказ Константина Багрянородного свидетельствует о грузинском влиянии, но некоторые его детали нигде не подтверждены. Это противоречит более подробной версии грузинского историка Сумбата Давитисдзе , поскольку он цитирует генеалогическую линию, ведущую к Деве Марии, а не к Иосифу , мужу Марии. Наконец, генеалогия Константина доходит до двух братьев, Давида и Спандиата, которые покинули Иерусалим по совету оракула и поселились на границах Персии, где они основали свое царство в Иберии (то есть Картли ) и увеличили свою власть с помощью императора Ираклия. Спандиат был бездетен, но у Давида был сын Панкратий, у которого был сын Асотий, сын которого Адарнасе был поставлен куропалатом императором Львом, отцом Константина.
Хроника Сумбата Давитис-дзе (Повествование о Багратионах)
Наиболее полное выражение Давидических притязаний грузинских Багратидов в грузинской литературе сохранилось в «Жизни и повести Багратидов» XI века Сумбата Давитис-дзе (Сумбат, сын Давида), который, возможно, сам принадлежал к грузинскому роду Багратионов. Этот труд, дошедший до нас как часть более крупного сборника, известного как « Грузинские хроники », содержит наиболее разработанную версию семейной легенды Багратиони.
История Сумбата начинается с длинной стемы, прослеживающей окончательное происхождение грузинских Багратионов от Адама, через царя Давида к Иосифу, мужу Девы Марии; а затем от Клеопы, брата Иосифа, к некоему Соломону, семь сыновей которого покинули Святую Землю и отправились в Армению, где их крестила некая царица Рахиль.
Трое из них остались в Армении, и их потомки впоследствии правили этой страной, а четверо братьев прибыли в Картли.
Один из них, Гуарам , стал там правителем и стал, как утверждает Сумбат, праотцом рода Багратиони.
Брат Гуарама, Саак, обосновался в Кахетии, а два других брата, Асам и Варазвард, отвоевали Камбечани, к востоку от Кахетии, у персидского наместника.
Генеалогия Сумбата от Адама до царя Давида основана на Евангелии от Луки (3:32 и далее), а генеалогия от царя Давида до Иосифа заимствована из Евангелия от Матфея (1:1-16).
Источником генеалогии Клеопы и его потомков, по-видимому, является римский учёный Евсевий Кесарийский, который в своей «Церковной истории» цитирует Гегезиппа, согласно которому, римляне искали отпрысков царя Давида, чтобы устранить с еврейской территории потенциальных претендентов на престол, имевший библейскую легитимность.
Добавив Клеопу в генеалогию Багратионов, Сумбат целенаправленно привел родословную династии к богомазанному царю Израиля. Таким образом, в творчестве Сумбата содержится версия семейной легенды, которая стала основой династической и политической идеологии и в ходе истории повлияла на мировоззрение династии Багратиони.
Генеалогия по Сумбату
Адам родил Сифа, Сиф родил Еноса, Енос родил Каинана, Каинан родил Малелеила, Малелеил родил Иареда, Иаред родил Еноха, Енох родил Мафусаила, Мафусаил родил Ламеха, Ламех родил Ноя, Ной родил Сима, Сим родил Арфаксада, Арфаксад родил Каинана, Каинан родил Салу, Сала родил Евера, Евер родил Фалека, Фалек родил Рагава, Рагав родил Серуха, Серух родил Нахора, Нахор родил Фарру, Фарра родил Авраама, Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду, Иуда родил Фареса, Фарес родил Есрома, Есром родил Арама, Арам родил Аминадаба, Аминадаб родил Наасона, Наасон родил Салмона, Салмон родил Бооза, Бооз родил Овида, Овид родил Иесея, Иесей родил царя Давида, царь Давид родил Соломона, Соломон родил Ровоама, Ровоам родил Авию, Авия родил Асу, Аса родил Иосафата, Иосафат родил Иорама, Иорам родил Озию, Озия родил Иоафама, Иоафам родил Ахаза, Ахаз родил Езекию, Езекия родил Манассию, Манассия родил Амона, Амон родил Иосию, Иосия родил Иоакима, Иоаким родил Иехонию, Иехония родил Салафиила, Салафиил родил Зоровавеля, Зоровавель родил Авиуда, Авиуда родил Елиакима, Елиаким родил Азора, Азор родил Садока, Садок родил Ахима, Ахим родил Елиуда, Елиуд родил Елеазара, Елеазар родил Матфана, Матфан родил Иакова, Иаков родил Иосифа, Иосифа мужа Марии и брата Иосифа Клеопу, Клеопа родил Наума, Наум родил Салу, Сала родил Ровоама, Ровоам родил Мохфара, Мохфар родил Елиакима, Елиаким родил Вениамина, Вениамин родил Рувима, Рувим родил Моисея, Моисей родил Иуду, Иуда родил Елеазара, Елеазар родил Лева, Леви родил Ерома, Ером родил Манассию, Манассия родил Иакова, Иаков родил Михея, Михей родил Иоакима, Иоаким родил Рувима, Рувим родил Авраама, Авраам родил Иова, Иов родил Ахава, Ахав родил Симеона, Симеон родил Исахара, Исахар родил Авию, Авия родил Гаада, Гаад родил Асора, Асор родил Исаака, Исаак родил Дана, Дан родил Соломона, а Соломон родил семерых братьев, которых даровал ему бог в бытность его в плену. И эти семь братьев, сыновья того Соломона отправились из страны Палестины, евреи вышедшие из плена, прибыли в Акилисену к царице Рахиль и были крещены ею. Остались они в стране Армении, и по сей день господствуют их потомки в Армении. А четверо их братьев прибыли в Картли, и одного из них, Гуарама, избрали эриставом, и он он эристави Картли и отец Багратионов, а эти грузинские Багратониани являются потомками и родичами того Гуарама. Сумбат Давитис-дзе, ИСТОРИЯ И ПОВЕСТВОВАНИЕ О БАГРАТОНИАНАХ ЦАРЯХ НАШИХ ГРУЗИНСКИХ. СУМБАТ ДАВИТИС-ДЗЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ
Сведения историка Сумбата, сына Давида, по мнению историков являются не более, чем генеалогической легендой, призванной утвердить право на царствование за династией Багратионов в Грузии.
О начале истории грузинской ветви Багратидов армянский историк Вардан Аревелци писал:
«Скажем здесь несколько слов о начале царей армянских и иверийских происшедших от Багратуни… Смбат Багратуни, за которым следовал Ашот , сын Васака, ослепленный князьями Мамиконскими. У него было два сына. Смбат, родоначальник армянских , и Васак – родоначальник иверийских царей »
Иные сведения
Помимо текстовых источников, легенда о Давидовском происхождении Багратионов, возможно, закреплена в каменном барельефе из средневекового грузинского монастыря Опиза в Шавшети, который сейчас экспонируется в Художественном музее Грузии в Тбилиси. Скульптура изображает дворянина, подносящего модель церкви Иисусу Христу, сидящего на троне, благословляющего дарителя и сопровождаемого мужчиной, возложившим руки в мольбном жесте.
На основе сопровождающих минимальных грузинских надписей рельеф традиционно интерпретируется Эквтиме Такаишвили, Иване Джавахишвили и Кириллом Тумановым как современное изображение куропалата Ашота I (убит в 826 г.) с Христом и библейским царем Давидом. Туманов, например, был убежден, что здесь «безошибочен намек на происхождение дарителя от предка Господа и заступничество последнего».
Однако более поздняя интерпретация таких людей, как Нодар Шошиашвили и Вахтанг Джобадзе, предполагает идентификацию рассматриваемых лиц как более позднего куропалата Ашота (умер в 954 году) и старшего брата этого Ашота, Давида (умер в 937 году).
Более того, Дэвид Уинфилд утверждал, что присутствие шестиконечной звезды в средневековой грузинской архитектуре, например, в церкви Долискана 10-го века в Кларджети, намекало на предполагаемое происхождение Багратиони от царя Давида, но нет никаких доказательств того, что этот символ имел какие-либо ассоциации с Давидом в Грузии в этот период.
Более поздние источники
Последующие исторические работы во многих случаях ссылаются на библейское происхождение династии. Сразу после того, как Сумбат составил свою историю, анонимный автор так называемой Картлис Цховреба XI века, рассказывая о событии накануне прихода к власти грузинских Багратионов, упоминает Давидову традицию, существовавшую во времена отца Ашота I куропалата, Адарнасе .
Однако последний источник предполагает, что во времена Адарнасе, которые еще широко известны, этого утверждения не было, поскольку царевна Картли, сын которой женился на дочери Адарнасе, как показывает летопись, не знала о своем зяте, что он ведет свое происхождение от царя Давида.
Другая грузинская летопись, анонимная «Житие царя царей Давида», написанная ок. 1123—1126, заявляет, что его подданный, царь Грузии Давид IV Агмашенебели (годы правления 1089—1125), был 78-м потомком своего библейского эпонима. Позже летопись сравнивает коронацию Давидом IV своего сына Деметре I , предшествовавшую его смерти, с возведением на престол Соломона библейским Давидом и еще раз подчеркивает «сходство с его предками». Современная стихотворная дарственная надпись на чтимой иконе Божией Матери, известной как Хахулинский триптих, в котором упоминаются Давид IV и Деметрий I, сравнивается происхождение Давидовой Девы Марии с происхождением грузинских монархов из рода Багратионов.
Легендарное библейское происхождение нашло свое отражение и в более поздней династической фамилии Иессиан-Давидиан-Соломониан-Багратиони , нередко встречающейся в документах Багратионов. Символы, связанные с Давидом, арфой и пращой, появляются в геральдике Багратиони, самом раннем известном образце, датируемом концом 16 века.
Наконец, историк XVIII века, Вахушти Багратиони попытался включить теорию Давида в свою хронологию, в то время как его отец, царь Картли Вахтанг VI , составил генеалогическое древо, объединив библейскую родословную Багратиони с родословной грузинского народа, истоки которого были прослежены средневековыми хрониками до Фогармы , потомка Ноя .
Царевич Давид XII Багратион-Грузинский , сын последнего царя Грузии , писавший в первые годы XIX века, вскоре после свержения Багратионов расширяющейся Российской империей, резюмировал Давидовское происхождение его семьи, будучи первым, кто напрямую включил в свою историю, написанную на русском языке, оригинальное армянское повествование о еврейском происхождении династии Багратидов, автором которого является Мовсес Хоренаци.
Как выразился современный историк Стивен Х. Рэпп, «его история была попыткой подвести итог истории Грузии и в последний раз провозгласить божественную санкцию, стоящую за Багратионами».
Таким образом, утверждение Багратионов о том, что они произошли от библейского Давида, сохранялось до тех пор, пока Российская Империя не захватила их государство в начале 19 века, и даже некоторые выжившие Багратиони сегодня его поддерживают.
Параллели
Поскольку царь-пророк Давид считался образцовым правителем и символом установленной Богом монархии во всей средневековой Западной Европе и восточно-христианском мире, Багратионы были не единственной правящей семьей, заявлявшей о своей связи с Давидом. Каролинги часто связывали себя с Давидом, но не заявляли, что произошли непосредственно от него.
Как предположил историк Иван Билярски, кавказская парадигма царской власти Давида, возможно, повлияла на смоделированное Ветхим Заветом видение царской власти в раннесредневековой Болгарии, стране, которая тогда находилась в процессе перехода от этнического языческого государства к христианской империи, что очевидно в случае с царем Изотом, цитируемой в Повествовании Исайи , так называемой болгарской апокрифической хроникае одиннадцатого века.
Ближайшей параллелью грузинскому опыту Багратидов является опыт Эфиопии . Средневековый эфиопский исторический труд «Кебра Нагаст» утверждает, что эфиопские правители были прямыми потомками библейского первенца Соломона, Менелика .
Грузинские и эфиопские династии, возможно, знали о притязаниях друг друга; грузинский царевич, Багратиони Иоанн , в своем дидактическом энциклопедическом романе «Калмасоба», написанном между 1817 и 1828 годами, цитирует письмо 1787 года, отправленное эфиопским императором — «тоже потомком Давида-пророка» — деду Иоанна , царю Грузии Ираклию II , в котором, как сообщается, его эфиопский коллега обратился к грузинскому монарху как к « любимому брату, связанному общей родословной ».
Современные интерпретации
Еврейское или Давидовское происхождение Багратиони рассматривается современными учеными как чисто легендарное, созданное грузинской династией в начале их истории, чтобы помочь утвердить свою легитимность. Предполагаемое еврейское происхождение семьи было использовано и развито грузинскими Багратионами, чтобы заявить о происхождении от назначенного Богом образцового библейского царя Давида, который сам был потомком Адама по непрерывной линии и предком Иисуса Христа, в то же время скрывая происхождение семьи и ее истинное происхождение династии и кровные связи с армянскими кузенами .
Эти утверждения были сформулированы в средневековых грузинских текстах, особенно в хронике Сумбата Давитис-дзе, который сам был предполагаемым Багратионом. Более того, Сумбат ошибочно или намеренно представил более раннюю, добагратидскую династию Гуарамидов из Картли как первых Багратионов на грузинской земле, идентифицировав гуарамидского князя Гуарама как потомка библейского царя Давида.
Однако верно, что ранние Багратионы были связаны с Гуарамидами супружескими узами, и приданое Гуарамидов составляло важный сегмент первоначального царства Багратионов .
В XX веке британский историк Стивен Рансимен попытался реабилитировать теорию еврейского происхождения Багратионов. Рансимен предположил, что нет никаких оснований сомневаться в их еврейском происхождении, учитывая присутствие евреев, бежавших из ассирийского плена, на Кавказ, «где, как и в Вавилонии, существовали потомственные вожди, заявлявшие о своем происхождении от Давида, до высокого средневековья».
Однако, эта гипотеза не была принята другими учеными, и Туманов полностью отверг такую возможность.
Ветви династии Багратионов
- Багратион-Грузинские ( Царский дом Грузии )
- Багратион-Давитишвили (тавади, азнаури)
- Багратион-Бабадиши (тавади)
- Багратион (имеретинская ветвь; азнаури)
- Багратион-Мухранские (тавади)
См. также
Примечания
- Toumanoff 1963, p. 423.
- Rapp 2000, pp. 571—572.
- Taqaishvili 1935, pp. 23-25.
- Toumanoff 1963, p. 328.
- Rapp 1997, p. 533.
- Rapp 2003, p. 234.
- Rapp 1997, pp. 529—530.
- Rapp 1997, pp. 527—528, 530—531.
- Toumanoff 1963, p. 329, fn. 108.
- Rapp 1997, p. 526.
- Rapp 2003, pp. 233—234.
- Toumanoff 1963, p. 329.
- Biliarsky 2013, p. 152.
- Taqaishvili 1935, p. 19.
- Toumanoff 1963, p. 323.
- Biliarsky 2013, p. 153.
- Constantine Porphyrogenitus 1949, p. 171.
- Rapp 2000, p. 571.
- Rapp 2003, p. 339.
- Rapp 1997, p. 532.
- Taqaishvili 1935, pp. 17-19.
- Rapp 2003, p. 351.
- Biliarsky 2013, p. 154.
- Rapp 2003, p. 369.
- Biliarsky 2013, pp. 154—155.
- Rapp 2000, p. 573.
- Djobadze 1992, pp. 14-15.
- Eastmond 1998, pp. 223—224.
- Eastmond 1998, p. 225, fn. 22.
- Toumanoff 1963, p. 329, fn. 107.
- Papamastorakis 2002, pp. 226—228.
- Toumanoff 1949—1951, p. 209, fn. 29.
- Bichikashvili 2004, p. 4.
- Rapp 1997, pp. 533—534.
- Rapp 1997, p. 528, fn. 139.
- Biliarsky 2013, p. 157.
- Karbelashvili 1999, pp. 250—251.
- Toumanoff 1963, p. 425.
- Toumanoff 1963, p. 329, fn. 110.
- Энциклопедия Ираника, статья: Bagratids. .
- Смбат/Шмбат - суть арамейское Шам-баал. Шам - Сирия, баал - Господин. Буквально "Господин Сирии".
- .
- Р. Матевосян, доктор исторических наук, сотрудник института Истории Национальной АН РА, Заместитель Председателя Союза Армянских дворян. Ереван К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БАГРАТИДОВ. В истории древней и феодальной Армении, а в IX - XI вв. н. э. и всего Закавказья, исключительную роль сыграл знатный род Багратуни (Багратидов). Его происхождение восходит к клинописному периоду Армении, известному в истории под названием Урарту. Уже тогда этот род играл весомую роль в жизни государства, к IX в. до н. э. объединившего племена и народы Армянского нагорья в рабовладельческую монархию восточного типа. Уже в эпоху Урарту формируются аристократические фамилии, которые составили ядро урартской знати и которые перешли в эпоху раннего феодализма, оформившись как класс феодалов в Армении. Это те представители урартской знати, фамилии которых оканчиваются на суффикс "уни" – Арцруни, Рштуни, Хорхоруни, Сюни, Багратуни и т. д. На этот факт указал историк Урарту акад. Б. Пиотровский еще в 1945 г.1 До него, проф. Г. Капанцян в исследовании по истории Урарту обратил внимание, что царь страны Мана носил имя Багадати (716 г. до н. э.). Мана находилась в составе Урарту и занимала территорию восточного побережья оз. Урмия, которое было заселено индоевропейскими племенами, родственными иранским племенам. Г. Капанцян определил, что Багадати принадлежал к роду Багратуни, поскольку именно представители этого рода носили имя Багадат-Баграт и производное от него фамилию Багратуни. На это первым указал и обосновал свою версию проф. Н. Адонц еще в 1908 г. Имя Багадат носил стратег (полководец) армянского царя Тиграна II Великого (95-55 до н. э.), которого он назначил правителем Сирии после присоединения последней к державе Тиграна. Первоначальной родовой областью Багратуни Н. Адонц считал область Багреванд на юге Армении и высказал гипотезу, что Багратидская династия возникла на Атропатенской или иранской окраине Армении, на армяно-иранской этнической почве. Слово Багадата от baga-data означает "богом данный", стратега Багадата-Баграта Адонц считал родоначальником Багратуни.3 Гр. Капанцян разделяет версию Адонца, считая, что страна Мана была заселена индоевропейскими племенами. В ассирийских и урартских надписях указана и родня Багадати: дед —Иранзу, отец —Аза, брат —Улусуну. Таким образом, из эпохи Урарту нам известны четыре представителя рода Багратуни. Эпонимом фамилии мы считаем имя главной богини Урарту, супруги главного бога Урарту — Халда. Ее звали Багбарту. как разъясняет Б. Пиотровский, до присоединения Мана к Урарту храм в Мусасире был главным храмом Маны, после присоединения он стал главным храмом Урарту, а Халд — также и главным богом Мана. Багбарту же стала его супругой и женским двойником.5 Ее имя — эпоним фамилии - чередование Баг-бар-ту переходит в Баграт — Багарат — Багратуни (по аналогии —Ур-ар-ту —Арарат).6 В научной литературе (и за ее пределами) Багратидам обычно приписывается еврейское происхождение. В обоснование делается ссылка на сообщение армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. который в обращении к своему меценату – марзпану Сааку Багратуни, дает разъяснения относительно происхождения рода. Соответствующая глава называется — "Ряд наших царей и их перечисление от отца к сыну". В ней историк пишет, что армянский царь Грачья (Храчеа) выпросил у царя Вавилона Навуходоносора, уведшего в плен иудеев, одного из пленных иудейских вождей по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими почестями. "Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни и это правда". Далее Хоренаци пишет, с каким трудом армянские цари склонили потомков Шамбата к идолопоклонничеству, наконец, добавляет: "Ибо некоторые, не заслуживающие доверья люди, произвольно, не считаясь с истиной, утверждают, что твой венцевозлагающий род Багратуни происходит от Хайка. По этому поводу скажу: не верь подобным глупостям, ибо в этих словах нет ни следа или признака правды, ни отдаленного намека на нее, они только и бубнят пустые речи и разные нелепицы про Хайка и про подобных ему. Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском языке —Шамбат." В другом месте он добавляет: "Надобно тебе знать, что когда род Багратуни покинул веру своих предков, он, прежде всего, приобрел варварские прозвания — Бюрат. Смбат и тому подобные наименования, лишившись первоначальных имен Багадия, Тубия, Сенекия, Асуд, Сапатия, Вазария, Енанос, какими их называли до отступничества. И мне кажется что имя, которое Багратуни произносят как Багарат — это Багадия, Асуд — Ашот, таким же образом Вазария (превратился) в Вараза, как и Шамбат —в Смбата".8 По этой версии один из иудейских вождей по имени Шамбат (Смбат) был пленен Навуходоносором в 593 или 583 г. до н. э., а армянский царь Грачья поселил его в Армении. Вторая версия у Хоренаци — происхождение Багратуни от Хайка. т. е. армянское происхождение. Первая версия давным-давно отжила свой век, она не выдержала критики и существует лишь по инерции, а часто поддерживается искусственно. Армянская и зарубежная арменоведческая историко-филологическая наука за прошедшее столетие накопила огромный критический материал относительно иудейской версии происхождения Багратидов, сейчас поддерживать этот вариант, значит, откатываться до уровня конца XIX в. Уже А. Гарагашян в 1895 г. отметил, что имена Вараз, Баграт, Смбат и другие — арийские, например, Вараз, означает "победитель", Багарат, как отмечалось выше — "богом данный". Производные от Вараза — Вараздат, Варазтироц и т.д. При Сасанидах Вараз стал Перозом. Проф. Г. Халатян провел сравнительный анализ багратидских и иудейских имен, подобное сравнение не доказывает версию Хоренаци. Багадия, Вазария, Шамбат, Асуд, якобы соответствующие армянским Баграту, Варазу, Ашоту, Смбату — в Библии не встречаются. И наоборот - имена Сенекия, Тубия, Енанос, Азария, Сария, которые встречаются в Библии, у Багратидов в употреблении не были.9 Добавим, что имя Смбат — очень древнее, оно встречается уже в урартскую эпоху в форме Sunbu-Sumbu.10 Крупный специалист по генеалогии армянских и кавказских аристократических фамилий — Кирилл Туманов посвятил специальное исследование происхождению древнеармянской царский династии Ервандуни (VI - II вв. до н.э.), Ервандуни-Оронтидов он отождествляет с Багратуни (Подробно см. исследование Туманова на английском языке).11 Таким образом, историческая наука долгое время родоначальником Багратуни считала Шамбата (или Смбата), ссылаясь на сообщение Хоренаци. В армянской историко-филологической науке это положение пересмотрено, но в зарубежной (в тот числе и русской) исторической науке традиционно Шамбат остается на своем месте. За последнее столетие, в особенности за последние десятилетия, наука шагнула далеко вперед, то, что вчера казалось непререкаемым, сегодня отвергнуто как анахронизм. Что знает сегодня историческая наука о Шамбате? Из новейших исследователей историк Г. Мелконян (бывший сотрудник Института истории АН Арм. ССР) считает, что Шамбат был из тех армян, которые проживали в Адиабене (север Ассирии), в годы борьбы Трдата I Аршакуни (основателя Аршакидского царства в Армении) против Рима (50-60 гг. н. э.) Адиабена была союзником Армении, здесь проживали армянские нахарары (крупные феодалы). Часть из них, в том числе и Шамбат, перешли в Армению и участвовали в антиримских войнах. В этот период в Адиабене, при царском дворе распространилось одно из ранних христианских учений, которое воспринималось как еврейская религия. Все последователи этого учения считались "евреями".12Поэтому для Хоренаци все последователи раннего христианства, в том числе и Шамбат, являлись "евреями". Личность Шамбата проясняется благодаря сообщению сирийского летописца III — IV вв. н. э. Map Абас Катины, жителя армянского города Мцурна. Его труд содержал записи древних армянских легенд, также и письменных источников, в том числе и документальных, из коих он почерпнул сведения об армянских и парфянских Аршакидах. Его трудом пользовался и Хоренаци (в его "Истории" Map Абас назван Марабба Мцурнаци). Часть сочинения Map Абаса ошибочно приобщена к "Истории" автора VII в. Себеоса (из рода Багратуни) и в историко-филологической науке известна как "История Анонима" или "Начальная история Армении" (см. Мовсес Хоренаци. История Армении, Введение, стр. XI-XII). Относительно Шамбата у Анонима сказано: "И стал властвовать над ними т.е. армянами) Зарех, сын сыновей Араменака, муж храбрый, с мощным луком. После него Армог, за ним Сарханг, за ним Шаваш, за ним Парнаваз. Этот Парнаваз родил Багама и Багарата, и Багарат родил Бюрата, и Бюрат родил Аспата. Сыновья Багарата унаследовали свои владения на западной стороне, т. е. дом Ангег, ибо Багарат назывался также Ангегом и его в то время племя варваров называло богом". Этот Багарат назывался также Багарат-Паразян. он возложил венец на голову Трдата I при коронации последнего: "Ему навстречу выходит Багарат Паразян, из сыновей Араменака, великий нахарар с войском ... венчает отцовской короной, усаживает на престол, покрытый золотом и украшениями ... Его назначил царь Аршак (царь Парфии —P.M.), аспетом Армянской земли".14
- ↑
- . www.vostlit.info . Дата обращения: 14 октября 2023.
- Robert W. Thomson. Armenian Literary Culture through the Eleventh Century // The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century / Edited by Richard G. Hovannisian. — St. Martin’s Press, 1997. — Vol. I. — P. 214.
- Н. Адонц объяснял еврейское происхождение своеобразным рефлексом того факта, что при Царе Тигране II Багарат был переведен на юг и назначен правителем Сирии, т. е. края населенного семитами.
- Дворянские роды Российской Империи. 1993. том 3. Дворянские роды Российской Империи. 1993. том 3.
- ↑ Дворянские роды Российской Империи. 1993. том 3.
Литература
1. Б. Пиотровский. К вопросу о происхождении армянского народа // Известия АН Арм ССР, 1945. N6. стр. 13 (на арм. яз.).
2. Г. Капанцян. История Урарту, Ер., 1940, стр. 203, 219, прим 1 (на арм. яз.).
3. Н. Адонц. Армения в эпоху Юстиниана, СПб., 1908, (Ер., 1971), стр. 307, 308, 400, 412, 413.
4. Г. Капанцян. указ. сочинение и указ. страницы.
5. Б. Пиотровский. Ванское царство, М., 1959, стр. 223
6. Р. Матевосян. Багратуни. Историко-родословная энциклопедия, Ер., 1997, стр. 7-9 (на арм. яз.).
7. Мовсес Хоренаци. История Армении, перевод с древнеармянского языка, Введение и примечания Гагика Саркисяна. Ер., 1990. Книга I, глава 22. стр. 38.
8. История Армении, книга II, глава 63. стр. 112.
9. А. Гарагашян. Критическая история Армении, ч. I, Тифлис. 1895. стр. 166, 170-173 (на арм яз.), Г. Халатянц. Армянские Аршакиды в "Истории Армении" Моисея Хоренского. ч. I, М., 1903. стр. 26-28, 107. Его же —Армянский эпос в "Истории Армении" Моисея Хоренского. М., 1896. стр. 83, 162, 163.
10. О. Карагезян. Армянское нагорье в клинописных источниках, т. 1, кн. 1, Клинописные топонимы, Ер., 1998. стр. 238 (на арм. языке).
11. Cyril Toumanoff. Orontids of Armenia, Studies in Christian Caucasian History, Washington. 1963, с. 277-354.
12. Г. Мелконян, Царство Адиабены и Армения, Ер., 1980, стр. 129-135 (на арм. яз.).
13. История армянского народа, т. 1. Ер., 1971. стр. 747 (на арм. яз.). Шамбат являлся прозелитом, т.е. новообращенным, в эллинистических городах Армении среди прозелитов были представители различных народов (греки, евреи, ассирийцы, армяне и др.). Историк V в. Фавстос Бузанд всех их считает "евреями", см. Р. Манасерян. К вопросу о вероисповедании населения городов Армении (I в. до н.э. —IV в. н.э.) // ИФЖ. 1989, N2.
14. История епископа Себеоса, перевел с четвертого исправленного армянского издания Ст. Малхасян. Ер., 1939. стр. 15, 17. История Себеоса. сводный критический текст, предисловие и комментарии Г. Абгаряна (на древне-армянском языке). Ер., 1979. стр. 51, 54: Об Анониме см. также Н. Адонц. "Начальная история Армении" у Себеоса в ее отношениях к трудам Моисея Хоренского и Фауста Византийского // "Византийский временник", т. VIII, вып. 1-2, СПб., 1901.
15. См. История армянского народа, т. 1. стр. 681, 747, 831, 835, 880.
16. Мовсес Хоренаци, История Армении, книга II, глава 3, стр. 59.
17. История армянского народа, т. 1, стр. 835-836. Только "Марац амур ашхар" и Ангех-тун были родовыми владениями в этот период, остальные считались "дзеракан" — владение за придворную службу.
18. См. А. Периханян. Арамейская надпись из Зангезура, в надписи указано — "Арташес, царь Ервандид Благой, сын Зареха и Некфарр венцевозлагатель. сын Ахшахрсарта" // "Историко-филологический журнал" АН Арм. ССР, 1965, N4, стр. 108.
19.J. Marquart. Eransahr, .... стр. 174, Н. Адонц, Армения ... . стр. 412.
20. М. Brosset, Additions et eclaircissements a l Histoire de la Georgie". Petersb., 1851, p. 140. Лео. История Армении, т. 2, см. “Сочинения”. т. 2, Ер., 1967, стр. 489-491 (на арм. языке). Н Адонц, "Слава Багратуни" в сборнике "Исторические исследования" (на арм. языке), Париж, 1948, стр. 95, 102-104. Cyril Toumanoff. The Orontids of Armenia, part II, § 16, Studies... c. 328.
21. Константин Багрянородный, "Об управлении государством" - "De administrando imperio". глава 45; Древнеармянский перевод грузинских исторических хроник ("Картлис Цховреба"). Грузинский оригинал и Древнеармянский перевод с исследованием и вокабуларием. Издал И. Абуладзе, Тбилиси, 1953, стр. 198. Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах. Пер., введ. М. Лордкипанидзе, Тб., 1979.
22. Мовсес Хоренаци. История Армении, кн. II. гл. 25. стр. 80.
23. Там же, кн. I. гл. 19, стр. 34., Ср. Н. Адонц, Армения... стр. 413.
24. См. подробно работу К. Туманова - С. Toumanoff. The Bagratids of Iberia from the eight to the eleventh Century //Le Museon", t. LXXIV. Louvain, 1961 и указанную там литературу.
25. См. Ваге Айк. Харберд и его золото плодное поле. Нью-Йорк, 1957, стр. 949-950 (на арм. языке).
- Bichikashvili, Ioseb (2004). ჩხეიძეთა საგვარეულო. დანართი 1: ქართული საგვარეულო ჰერალდიკა [The Chkheidze family. Appendix 1: Georgian family heraldry] (PDF) (in Georgian). Tbilisi: National Parliamentary Library of Georgia. p. 3. ISBN 99928-0-213-8.
- Biliarsky, Ivan (2013). The Tale of the Prophet Isaiah: The Destiny and Meanings of an Apocryphal Text. Leiden: Brill. ISBN 978-90-04-25438-1.
- Constantine Porphyrogenitus (1949). De Administrando Imperio, Greek text edited by Gyula Moravcsik, English translation by R. J. H. Jenkins. Budapest: Pazmany Peter Tudomanyegyetemi Gorog Filologiai Intezet.
- Djobadze, Wachtang (1992). Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjet’i, and Šavšet’i. Stuttgart: Franz Steiner Verlag. ISBN 3-515-05624-6.
- Eastmond, Antony (1998). Royal imagery in medieval Georgia. University Park, Pa.: Pennsylvania State University Press. ISBN 0-271-01628-0.
- Karbelashvili, Mariam (1999). «იოანე ბატონიშვილის ცნობა საქართველოსა და ეთიოპიის სამეფო დინასტიათა ნათესაობის შესახებ» [Ioane Batonishvili’s Information on the Relationship of Georgian and Ethiopian Royal Dynasties]. Literaturuli Dziebani (in Georgian and English). 26 (1): 244—254.
- Papamastorakis, Titos (2002). «Re-deconstructing the Khakhouli Triptych» (PDF). Deltion of the Christian Archaeological Society. 23 (4): 225—254.
- Rapp, Stephen H., Jr. (1997). Imagining history at the crossroads: Persia, Byzantium, and the architects of the written Georgian past. Ph.D. dissertation, University of Michigan.
- Rapp, Stephen H., Jr. (2000). «Sumbat Davitʿis-dze and the Vocabulary of Political Authority in the Era of Georgian Unification». Journal of the American Oriental Society. 120 (4): 570—576. doi:10.2307/606617. JSTOR 606617.
- Rapp, Stephen H. (2003). Studies in Medieval Georgian Historiography: Early Texts And Eurasian Contexts. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Leuven: Peeters Publishers . ISBN 90-429-1318-5.
- Taqaishvili, Ekvtime (1935). «Georgian chronology and the beginning of the Bagratid rule in Georgia». Georgica. 1: 9-27.
- Toumanoff, Cyril (1949—1951). «The Fifteenth-Century Bagratids and the Institution of Collegial Sovereignty in Georgia». Traditio. 7: 169—221. doi:10.1017/S0362152900015142. JSTOR 27830207. S2CID 149043757.
- Toumanoff, Cyril (1963). Studies in Christian Caucasian history. Washington, DC: Georgetown University Press.
- 2020-08-10
- 1