Это
не трибуна
для политических дискуссий и высказываний.
Сообщения, не относящиеся непосредственно к работе над статьёй,
будут удаляться
. Пожалуйста, ограничьтесь конструктивными предложениями по улучшению статьи.
Страница обсуждения статьи
не должна
использоваться как форум для отвлечённых дискуссий о
предмете
статьи или для изложения
личных взглядов
участников, поскольку содержимое статьи в конечном итоге должно опираться на
авторитетные источники
.
Эта статья была
предложена к переименованию
в
Русы
16 мая 2011 года.
В результате обсуждения было решено оставить название
Русь (народ)
без изменений.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны
веские основания
, иначе это может быть расценено как
игра с правилами
(см. пункт 8).
Уважаемый участник 5.18.207.29, добавленный вами текст, посвящённый взглядам Г. Эверса, я вынужден полностью удалить. Такое подробное изложение взглядов малоизвестного автора является непропорциональным для обзорной статьи. Кроме того в изложении множество спорных утверждений, похожих на оригинальное исследование. Отмечу такие:
Его многочисленные последователи
- фраза создаёт у читателя ошибочное впечатление, будто теорию Эверса о происхождения руси развивали многие последующие историки, но на самом деле её никто как развивал и даже сам Эверс от неё позднее отказался. Как отмечается в приведённом вами источнике (В.И. Шевцов), у Эверса не было научной школы.
Теория Эверса была официальной в Российской империи
- фантастическое утверждение.
иначе не могли обосновать лествичное право
- не вижу этого утверждения в приведённых АИ.
по его мнению хазарские варяги были носителями культуры, получившей позднее название Салтово-Маяцкой
- фантастическое утверждение, учитывая что эта культура открыта в 1900г.
Если упоминание Эверса в статье кажется вам необходимым, просьба сфомулировать его в виде 1-2-х предложений, не нарушая общий стиль статьи, и без орисса.--
Fred
(
обс.
) 09:16, 24 сентября 2018 (UTC)
[
]
Извините, не знал, что это Ваша правка. Буду сокращать до двух предложений. Но, в основном, правка касалась не Эверса. Описаны взгляды Погодина и Гедеонова. Эверс отрицал теорию Погодина о происхождении Руси с Немана. В конце жизни - вообще с территорий между Чёрным и Балтийским морем. Но не отрицал западноевропейское или азиатское происхождение и по-прежнему считал, что они стали носителями культуры хазар.
—
Эта
реплика
добавлена с IP
5.18.207.29
(
) 11:37, 24 сентября 2018 (UTC)
[
]
Это касается и остальных авторов. Надо каждого вместить в одну фразу. Про хазар вообще не надо здесь, эта полностью устаревшая экзотическае теория, представляющая только историографический интерес. Ещё и плохо изученная в АИ. Нет уверенности, что взгляды Эверса верно переданы. --
Fred
(
обс.
) 11:51, 24 сентября 2018 (UTC)
[
]
Ув. аноним, снова призываю Вас не добавлять такие большие тексты. Давайте сначала здесь их обсудим. Вы не учли замечания. Давайте посмотрим ещё раз. По Эверсу.
Последователей, тем более "многочисленных последователей" у него не было. Были историки, которые независимо от него высказывали похожие идеи. Но это касается ТОЛЬКО истории права, а не теории происхождения варягов.
Утверждение, будто Теория Эверса была официальной до 1917г. (!) и что Николай I её официально одобрил не соответствуют действительности. В АИ такой информации нет
Предлагаю начать с того, чтобы выяснить, что именно Эверс написал о хазарах. Такое впечатление, что этого до конца не знают даже авторы историографических обзоров. Потом подумаем, надо ли это добавлять в статью, и, если надо, то как именно. В первую очередь это важно для статьи о самом Эверсе.
По остальным:
Вы зачем-то взяли и скопировали сюда кусок из статьи
Русский каганат
. Это неуместно ни по стилю, ни по смыслу.
Погодин. Тема статьи не историография. Упоминать того или иного историка имеет смысл только если он был пионером в чём-то, или оказал сильное влияние. Представляется, что Погодин для совр. читателя малоизвестный автор позапрошлого века и можно вообще обойтись без его упоминания.
В целом ваш текст содержит рассуждения, что для энциклопедического стиля не годится. И сбивание с темы. Если раздел о славянской гипотезе, надо излагать именно её, а не критиковать норманнскую параллельно. --
Fred
(
обс.
) 13:23, 25 сентября 2018 (UTC)
[
]
Сегодня вы ещё добавили абзац про Слово о полку Игореве. Там ненаучный источник, не АИ. Инфа фантастическая. Упоминать Слово среди древнейших свидетельств о руси тоже совершенно неправильно, 12 век уже никак нельзя считать "древнейшим". --
Fred
(
обс.
) 13:33, 25 сентября 2018 (UTC)
[
]
Regni etc.
Нет,
Nikolay Omonov
, не было верно. Вот эта книга
(или объясните, что такое regin), по-гречески без диакритики не пишут.
Demetrius Talpa
(
обс.
) 16:56, 19 октября 2021 (UTC)
[
]
Русь (этноним)
Почему в статье вообще практическ отсутствует информация о том, что это был этноним всех жителей Руси? Или где эту статью искать, о названии славян, а не варягов, у которых и так есть статья "варяг"?
VladOz
(
обс.
) 00:59, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Вообще предмет статьи непонятен. Гипотетический народ, к которому якобы принадлежал Рюрик? Любые письменные упоминания кого-то или чего-то под названием "рус" и вариациями по всей Евразии в 8-11 веках? Население Киевской Руси (но тогда почему "народ", население полиэтнично)? Присутствие скандинавов на Руси, подтверждённое археологически, генетически и письменно (но скандинавы не народ и тем более не русь, а присутствие среди них некоего этнического ядра "руси" очень дискуссионно)? Статья выглядит как оригинальный синтез и заслуживает раздробления и растаскивания. —
Igor Borisenko
(
обс.
) 02:03, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Этноним всех жителей Руси - отдельная тема, которая частично отражена в статье
древнерусская народность
, но, возможно, нужна отдельная статья. Этнонимом всех жителей Руси это слово стало позже, здесь о народе, которому этот этноним принадлежал ранее и который отражен в исторических источниках. Как единое понятие присутствует в массе АИ, приведенных в статье. Это не любые упоминания по всей Евразии, а те упоминания в Восточной Европе, которые АИ относят к одному народу и понятию. --
Nikolay Omonov
(
обс.
) 05:55, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Да, эта статья тоже. Другими словами, этноним всех жителей Руси разнесен на несколько статей, где он рассматривается с разных точек зрения. Что же касается предмета этой статьи, то о поисках любых упоминаний «рус» замечание верное. Этот поиск производит ряд околомаргинальных исследователей, тогда как в АИ это вполне конкретное понятие. --
Nikolay Omonov
(
обс.
) 06:30, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
РУСИ́НЫ, 1) в широком смысле – одно из обозначений вост. славян. По памятникам др.-рус. литературы, самоназвание русин, исключительно в форме ед. ч., бытовало у жителей Древней Руси, минимум до 19 в. оно встречалось на Рус. Севере.
Зайцев Руслан Викторович
(
обс.
) 08:03, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Это о предмете статьи
Русины (исторический этноним)
. Предмет данной статьи (русь (народ)) о другом народе, от названия которого происходит этноним жителей Руси. --
Nikolay Omonov
(
обс.
) 08:39, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Неверная внутренняя ссылка, исправил. --
Nikolay Omonov
(
обс.
) 09:01, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
В древнерусском языке «русь» (ед. ч. «русин») первоначально применялось к народу, составившему верхушку государства и давшему ему свое название, а затем - к другому - новому (преимущественно славянскому) этносу (в историографии
древнерусская народность
), сформировавшемуся в этом государстве (таким образом, это омонимы, обозначающие два разных народа). Концепция существования в Древней Руси единого этноса (древнерусской народности) оспаривается некоторыми исследователями, но разделяется другими (что и отражено в соотв. статье). Здесь речь о другом народе, существовавшим до древнерусской народности и давшем ей свое имя. --
Nikolay Omonov
(
обс.
) 09:22, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Мне кажется, внутренняя ссылка была правильная. Предмет статьи —
русы
. Вообще в соответствии с принципом узнаваемости так бы и следовало назвать статью, но в своём время просто решили выбрать более изящный вариант.--
Fred
(
обс.
) 10:30, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Не надо. --
Fred
(
обс.
) 10:52, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Коллега Fred, я вас понял. Ссылка на статью именно об этнониме. Статья русь (народ) о народе, составившем верхушку государства. Статья
Древнерусская народность
о едином (предположительно) этносе Руси, на который позднее перешло название верхушки. А статья
Русины (исторический этноним)
- именно об этнониме, названии и его эволюции. Поправил, посмотрите, как выглядят статьи теперь. --
Nikolay Omonov
(
обс.
) 11:15, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Переименовывать действительно не надо. Во-первых, она уже предлагалась к переименованию (см. в начале этой страницы) и для повторного выставления на переименование нужны веские основания. Во-вторых, нынешнее название широко представлено в научной литературе. --
Nikolay Omonov
(
обс.
) 11:20, 23 февраля 2022 (UTC)
[
]
Форум, но не орисс
Конечно, никакого "продвижения к середине 10 века с севера на юг" не было, и у Горского этого нет. К середине 10 века распространение власти на перечисленные народы. У него же есть про ославянивание варягов к середине 10 века. А происхождение фразы можно связать с Цукерманом, который отодвигает вообще всё на 10 век, потому что до этого "скандинавские древности на среднем Днепре отсутствуют", но это альтернативная версия всё же.--
Max
04:15, 16 декабря 2022 (UTC)
[
]
Там был ряд ориссных выводов анонима. С Вами, конечно, согласен. Тогда может «к середине X века» заменить на другое?
Nikolay Omonov
(
обс.
) 06:40, 16 декабря 2022 (UTC)
[
]
Тут смотря про что говорить. Если про то, что Олег уже в 880-е утвердил свою власть на другие союзы, то в конце 9 века. Если про всех описанных, то это сделал Владимир к концу 10 века.--
Max
07:38, 19 декабря 2022 (UTC)
[
]
Макс, ты все мои фразы переделал, пока я был в блокировках)) --
Fred
(
обс.
) 04:57, 19 декабря 2022 (UTC)
[
]
Вроде две только, ту и эту)--
Max
07:38, 19 декабря 2022 (UTC)
[
]
Примечания
Ковалёв Г. Ф.
История русских этнических названий. Воронеж : Воронежский университет, 1982. С. 47.
Горский А. А.
Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М. : Языки славянской культуры, 2004. С. 46.
"Объединение связано с деятельностью норманнов"
Очень странная цитата. Это же прямое указание на расовую неполноценность. Чем плохи
государство Само
(и сразу "ответ":
Согласно Хронике Фредегара, государство было создано франкским торговцем из Сенонской области[4] по имени Само на славянских землях)
или Польша (поляки даже Чехию захватывали при
Болеславе I
). И полюдье 1-й половины 9 века было до призвания варягов.--
Max
03:49, 29 декабря 2022 (UTC)
[
]
Откуда информация о полюдье первой половины 9 века? Если это так, то это очень важно и нужно добавлять во все связанные статьи, потому что это один из первых признаков раннего государства или протогосударства.
Цитата не более чем указание на роль этнического компонента, который вёл магистральную торговлю и составил основную часть элиты государства на ранней стадии.
Антон Горский, который является по большей части антинорманистом, последовательно отвергает влияние скандинавов на развитие Руси, но признаёт его только в одном аспекте.
В более полном виде цитата выглядит так:
«
Но одна из черт сложившегося в Восточной Европе государства все же может быть связана в значительной мере с деятельностью норманнов. Это объединение всех восточных славян в одно государственное образование. Ни у южных, ни у западных славян подобного не произошло. Если бы варяжские князья не обосновались в Киеве и не соединили под своей властью Юг и Север Восточной Европы, в Х в., возможно, на Юге существовало бы одно или два славянских государственных образования, а на Севере - одно или несколько полиэтничных (славяне, скандинавы, финны, балты), с верхушкой из норманнов, которая, если бы и шла по пути славянизации, то не столь быстро, как это имело место в реальности
».
Nikolay Omonov
(
обс.
) 04:06, 29 декабря 2022 (UTC)
[
]
По мнению историка
А. А. Горского
, именно деятельность норманнов привела к объединению государственных образований Севера и Юга Восточной Европы, которые в обратном случае могли бы существовать раздельно и далее. Вместе с тем, это ускорило и ассимиляцию пришлой, скандинавской части элитного слоя.
Согласен, давайте так напишем. Я бы ещё добавил, что в других аспектах Горский отрицает влияние скандинавов.
Этот арабский автор обычно не считается надёжным источником, к тому же другие арабы писали, что русы и славяне разные народы. Вообще по многим источникам скандинавы вели деятельность в Восточной Европе ещё до Рюрика (что нам хорошо известно, но большинству читателей нет). А полюдье предположительно локально могли собирать и славянские князья в рамках
вождества
.
Мне самому вывод Горского представляется неверным. У него речь об объединении очень большой территории, чего не было у других славян. Но причина здесь не в самих норманнах или славянах, а в том, что из-за климата это было малопродуктивное пространство, и для участия в международной торговли требовалась собирать дань с очень большой территории.
Nikolay Omonov
(
обс.
) 05:28, 29 декабря 2022 (UTC)
[
]
А ещё для содержания войска) Оно не успеет собраться в случае необходимости, поэтому собирать надо дань, а не воинов) поэтому нет вассалитета. А значит и крепостного права.
Так:
...влияние норманнов выразилось исключительно в объединении государственных образований Севера и Юга Восточной Европы...
"Географы
Арабского халифата
составляли систематические описания земель вокруг своих границ. Восточный мир вначале узнал о русах (арабск.
ар-рус
) как о купцах. С конца IX века прикаспийские государства становятся объектом их набегов. Не отмечено, чтобы кто-нибудь из арабоязычных авторов в IX—X веках бывал на
Руси
. Их сведения почерпнуты из личных наблюдений за купцами-русью, слухов и более ранних трудов."
«Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём
скифы
-рось
(Σκύθας τοὺς Ῥῶς) и другие
гиперборейские народы
живут ближе к арктическому поясу».
Современная историография не идентифицирует упоминаемый народ в качестве
варягов
племени «русь», призванного, согласно «Повести временных лет», в
новгородские
земли с берегов
Балтики
. Одной из причин этого является неопределённая датировка цитаты, что позволяет отнести её как к ранневизантийской эпохе, так и к временам набегов руси на Византию.
«Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём
скифы
-рось
(Σκύθας τοὺς Ῥῶς) и другие
гиперборейские народы
живут ближе к арктическому поясу».
Современная историография не идентифицирует упоминаемый народ в качестве
варягов
племени «русь», призванного, согласно «Повести временных лет», в
новгородские
земли с берегов
Балтики
. Одной из причин этого является неопределённая датировка цитаты, что позволяет отнести её как к ранневизантийской эпохе, так и к временам набегов руси на Византию.
145.255.3.145
02:55, 27 августа 2023 (UTC)
[
]
Разница в чем? Причём здесь маргинальная наука?
Nikolay Omonov
(
обс.
) 05:14, 27 августа 2023 (UTC)
[
]
Тоже разницу не уловил. Скорее здесь просится источник на фразу "позволяет отнести к временам набегов руси на Византию". Если бы позволял, то историография бы его хоть иногда упоминала. --
Fred
(
обс.
) 10:18, 27 августа 2023 (UTC)
[
]
то что это первое упоминание народа рос нет консенсуса, это маргинальная точка зрения
145.255.3.145
13:07, 29 августа 2023 (UTC)
[
]
«Впервые» убрано. Автор сравнительно поздний.
Nikolay Omonov
(
обс.
) 13:21, 29 августа 2023 (UTC)
[
]
По некоторым косвенным признакам, русь - это самоназвание антов. Такой вывод напрашивается из суммы сведений о периоде 6-8 веков в Поднепровье. Это был сложный этногенез от Оксывской археологической культуры - до Ромено-Борщевской. Цепочка довольно хорошо складывается. Плюс некоторые сенсационные факты.... из легенд.—
:) AlexPin
(
обс.
) 21:19, 31 августа 2023 (UTC)
[
]
Если это есть в АИ — именно в АИ, а не у Цветкова etc — имеет смысл изложить в разделе по антинорманизму. Каким образом преемственность культур (
материальных культур
) может подтверждать
самоназвание
, то есть элемент
устной культуры
, никак к материальной не привязанный — чрезвычайно интересно.
Кажется, антов русами считал Рыбаков. Эта концепция в современной науке отвергнута.
Nikolay Omonov
(
обс.
) 07:13, 14 сентября 2023 (UTC)
[
]
ОРИСС. ВП:АИ
Вскоре, в 866 (6374) году (в 860 по более точной византийской хронике), бояре Рюрика
Аскольд
и
Дир
, захватившие Киев,
совершили набег на Царьград
на 200 кораблях. Согласно «Повести временных лет» в походе участвовала только русь. В 882 году новгородский князь
Олег
перебрался в Киев, убив Аскольда и Дира. Летописец в описании деяний Олега называет племена их собственными именами, но делает обобщение о распространении названия Руси на все народы, населявшие Древнерусское государство: «
И бѣша у него словѣни и варязи и прочии, прозвашася русью
». Также летопись отмечает заимствование ильменскими словенами названия Русь от варягов, одновременно отмечая единство современных ему славян и руси: «
А словѣнескъ языкъ и рускый одинъ. От варягъ бо прозвашася Русью, а пѣрвѣе бѣша словѣне
».
О подчинённом положении славян («словен») летописец повествует в описании
похода Вещего Олега
на Царьград в 907 году: «
И рече Олегъ: „Исшийте парусы паволочиты руси, а словѣном кропийнныя“
» (для руси паруса из паволок, а славянам шёлковые — то есть из более дешёвой ткани). Однако здесь, предположительно, под именем «словене» в списке участников похода на Царьград упоминаются
словене ильменские
(новгородцы), а не все славяне, так как в составе флота Олега (поимённо названном летописью) имя русь отдельно от других племенных имён не упоминается: «
Иде Олегъ на Грѣкы… Поя же множьство варягъ, и словѣнъ, и чюди, и кривичи, и мерю, и поляны, и сѣверо, и деревляны, и радимичи, и хорваты, и дулѣбы, и тиверци
».
В
русско-византийском торговом договоре 911 года
перечислены имена 15 послов «от рода русского»: «
Мы от рода рускаго — Карлы, Инегелдъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Рюаръ, Актеву, Труанъ, Лидуль, Фостъ, Стемиръ, иже послани от Олга, великаго князя рускаго
». Большинство имён имеют признанную скандинавскую
этимологию
, при этом «Повесть временных лет» повествует о том, что первый договор Олега между Византией и Русью закрепляется клятвами, которые опираются на имена славянских, а не скандинавских, языческих богов: «
а Ольга водиша и мужий его на роту по
рускому закону
: кляшася оружьемь своимъ, и
Перуномъ
, богомъ своимъ, и
Волосом
, скотьимъ богомъ, и утвердиша миръ
».
В следующем
русско-византийском договоре 944 года
среди имён послов появляются славянские имена и та же клятва «по
закону русскому
», что и в предыдущем договоре Олега, именами славянских богов
Перуна
и
Волоса
. В
походе на Византию 944 года
русь упоминается отдельно от варягов, ильменских словен, полян и кривичей: «
Игорь совокупи воя многы — варягы, и русь, и поляны, и словѣны, и кривичи, и тиверцы, и печенѣгы ная
». После этого — всегда только, как название государства и его населения. Варяжская дружина ещё продолжает упоминаться вплоть до правления
Владимира Святославича
и
Ярослава Мудрого
.
Большинство событий летописи датированы, однако летописная хронология для IX—X веков, как доказывают сравнения с независимыми источниками, далеко не всегда точна и поэтому носит условный характер.
145.255.3.145
03:06, 27 августа 2023 (UTC)
[
]
Русь и Другие Шведы
Вообще-то на слове
другие
, в указанной цитате акцент делают официальные историки, такие например как Цветков, Артамонов.
:) AlexPin
(
обс.
) 21:15, 13 сентября 2023 (UTC)
[
]
Не другие шведы, а другие варяги (скандинавы). Прямой смысл там именно такой, если не прибегать к софистике антинорманистов (по логике которых другие это какие-то другие народы, ни в коем случае не варяги!, хотя в цитате все прозрачно: «
Те варяги назывались русью, как другие…
»). Цветков вообще не АИ. И другие ученые понимают это именно как
другие варяги
. Один АИ об этом есть в статье.
А то у уважаемых антинорманистов это искажение цитаты является едва ли не главным аргументом, разбивающим все доводы письменных источников, археологии и лингвистики.
Моя реплика направлена, конечно, не в ваш адрес, уважаемый коллега, а относительно авторов источников.
Nikolay Omonov
(
обс.
) 06:51, 14 сентября 2023 (UTC)
[
]
Не настаиваю, но контекст летописца похоже выглядит так - он перечисляет норманнов, народов по его мнению населявших определенный кластер. Предположительно, это побережье Балтийского моря, не в одном же месте они проживали. Варяги, это полиэтничная специализированная группа - не народ, хотя этот термин несколько видоизменится позднее. В статье свое видение отражать не планирую, можете не отвечать.—
:) AlexPin
(
обс.
) 18:01, 15 сентября 2023 (UTC)
[
]
С первой частью согласен, это перечисление норманнов. Варяги практически по всем источникам - древнерусское обозначение скандинавов (норманнов). Летопись перечисляет варягов.
Nikolay Omonov
(
обс.
) 18:10, 15 сентября 2023 (UTC)
[
]
Категория: Русь
@
Воевода
:
Вы
категорию "Русь" на категорию "Древнерусские племена". Прошу пояснить ваши действия.
Прим:
до завершения обсуждения возвращаю консенсусный вариант.
(
обс.
) 04:25, 11 ноября 2023 (UTC)
[
]
При ведущей роли норманской теории, тут действительно не стоит. "Древнерусские племена" и сама по себе не очень категория. --
Fred
(
обс.
) 04:39, 11 ноября 2023 (UTC)
[
]
А в чём тут противоречие против норманской теории? Это антинорманская категория?
Воевода
(
обс.
) 09:49, 11 ноября 2023 (UTC)
[
]
Здравствуйте! В моём понимании «Древнерусские племена» — это племена относящиеся к Древней Руси. Отнюдь не только восточные славяне, а в том числе и чудь, и другие, которые включены в категорию. В заглавии категории написано, что она содержит племена, участвовавшие в этногенезе древнерусской народности. Так чем русы не подходят? Я попытался тематически разгрести категорию Русь и поместить всё, что связано с населением, в соответствующую категорию и подкатегории.
Воевода
(
обс.
) 09:49, 11 ноября 2023 (UTC)
[
]