Кино про кино
- 1 year ago
- 0
- 0
« Кино́ » (раннее название — « Га́рин и гиперболо́иды ») — одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов, входившая в состав ленинградского рок-клуба . Лидером группы и автором текстов песен и музыки, исполняемых ею на концертах, был Виктор Цой , после смерти которого в 1990 году, коллектив, выпустивший, в общей сложности, за 9 лет в студийных альбомах более 100 песен , несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов , надолго прекратил существование. В 2012 году несколько участников коллектива записали студийную версию песни « Атаман », используя старые сохранившиеся записи с вокалом Виктора Цоя, а в 2020 году произошло воссоединение коллектива на постоянной основе, началась подготовка к концертам, несколько из которых были проведены в 2021 году (инструментальные партии были исполнены музыкантами вживую, для вокала Виктора Цоя была использована фонограмма ). На 2022—2023 годы запланирован большой гастрольный тур группы по городам России и республикам бывшего Советского Союза.
Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока , в частности, вместо обычных ударных установок нередко использовали разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драм-машин , что порой придавало звучанию «налёт дискотечности » или « попсовости ». Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты были удостоены звания « новые романтики »; в более же поздних текстах героика и протест сочетаются с трагичностью мироощущения.
Популярность группы «Кино» с годами постоянно росла, и если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки уже были распространены миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила так называемый феномен «киномании», усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя и существующий по сей день, место работы музыканта стало объектом « паломничества » многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства ; в Кривоарбатском переулке (Москва) появилась так называемая « стена Цоя », которую поклонники исписали цитатами из его песен и признаниями в любви к творчеству группы. «Кино» часто находит отражение в массовой культуре , а оставленное ими наследие высоко оценивают сегодняшние обозреватели и музыковеды.
Группа «Кино» образовалась из участников двух ленинградских бит-групп — « Палата № 6 » и «Пилигрим»; в первой на бас-гитаре играл Виктор Цой, а во второй состояли гитарист Алексей Рыбин и барабанщик Олег Валинский . Кроме того, Цой несколько раз выступал на концертах группы « Автоматические удовлетворители » Андрея Панова , а Рыбин некоторое время репетировал с «Абзацем». Летом 1981 года трое друзей самостоятельно поехали отдыхать в Крым , где в селе Морское пришли к решению о создании собственной общей группы под названием «Гарин и гиперболоиды» (по аналогии с фантастическим романом Алексея Толстого « Гиперболоид инженера Гарина »). Как впоследствии вспоминал Алексей Рыбин, название было также навеяно тем, что западные рок-группы, которые музыканты в то время постоянно слушали, часто имели в своих названиях два или три слова . Вернувшись в Ленинград , они приступили к репетициям накопленного Цоем материала, однако Валинский почти сразу же был призван в армию и в связи с этим покинул коллектив . Осенью 1981 года музыканты вступили в « Ленинградский рок-клуб » и ближе познакомились с влиятельным представителем рок-андерграунда Борисом Гребенщиковым , которому настолько понравилось творчество молодой группы, что он предложил им совместно поработать в студии. В начале 1982 года название коллектива сменилось на «Кино» .
Смысл названия заключается в нём самом — оно краткое, ёмкое, а также «синтетическое», то есть искусственное. Когда придумывали название, главными условиями выбора были наличие не более двух слогов , распространённость и лёгкое произношение. Эти условия появились из-за того, что первое название группы — «Гарин и гиперболоиды» — было слишком длинным. Слово «кино» же, помимо краткости, понравилось Виктору Цою своей искусственностью, сродни песне «Алюминиевые огурцы», написанной им в 1981 году под впечатлением от сельскохозяйственных работ, на которые музыканта отправили во время обучения в училище. В песне есть такие «искусственные» слова, как «кнопки», «скрепки», «клёпки», «дырки», «булки», «вилки» и т. п . Цой и Рыбин обсуждали название на квартире у Геннадия Зайцева вместе с Борисом Гребенщиковым и другими участниками группы « Аквариум ». Шла подготовка к записи первого альбома, и требовалось простое название из одного слова, которое можно было бы поместить на обложку. Присутствовавшие на собрании музыканты перебрали множество вариантов, но к окончательному решению так и не пришли, и уже на обратном пути домой, направляясь к станции метро « Технологический институт », друзья обратили внимание на светящуюся вывеску кинотеатра «Космонавт». Слово «кино», светящееся на вывеске, показалось им вполне подходящим, хотя и было отброшено среди прочих ещё полчаса назад. Можно сказать, что музыканты уже устали мучиться проблемой выбора и остановились на этом варианте .
Дебютный альбом записывался в Доме пионеров Красногвардейского района, впоследствии — студии « АнТроп », собранной Андреем Тропилло из списанного оборудования различных организаций. На одном из квартирников Тропилло уже имел возможность наблюдать Цоя и Рыбина, поэтому сразу же после сведения аквариумовского « Треугольника », следуя рекомендации Гребенщикова, пригласил к себе музыкантов и приступил к работе над записью имевшегося у них материала. Так как группа «Кино» на тот момент состояла всего из двух человек, Гребенщиков попросил помочь своих коллег по «Аквариуму» — Всеволода Гаккеля ( виолончель ), Андрея Романова ( флейта ) и Михаила Файнштейна-Васильева ( бас-гитара ) . В связи с отсутствием барабанщика было решено использовать драм-машину , советский ритм-бокс «Электроника» . Получившийся магнитоальбом содержал 13 песен, а назван был по запланированной общей продолжительности в минутах — « 45 » . В среде музыкальных критиков альбом остался почти незамеченным, но поспособствовал популярности группы, в том числе за пределами Ленинграда. Цой впоследствии отмечал, что «запись вышла довольно-таки сырой, и выпускать её не следовало» .
В конце 1982 года в студии Малого драматического театра музыканты предприняли попытку записи второго альбома при участии барабанщика Валерия Кириллова (будущий член « Зоопарка ») и звукорежиссёра Андрея Кускова, однако в процессе Цою разонравился звук ударных инструментов и он решил прекратить запись. Впоследствии некоторые фрагменты этой плёнки были включены в издание под названием « Неизвестные песни Виктора Цоя » и выпущены в 1992 году на CD-носителе . Зимой 1983 года группа дала несколько концертов в Ленинграде и в Москве, причём на некоторых выступлениях «Кино» сопровождал барабанщик «Аквариума» Пётр Трощенков . Рыбин стал приводить на репетиции басиста Максима Колосова, а позднее — гитариста Юрия Каспаряна . По словам Гребенщикова, Каспарян не очень хорошо играл на гитаре, но быстро прогрессировал и в итоге стал вторым по значимости участником «Кино» . Об этом в 1988 году писал и журналист Евгений Додолев : «Первый же выбранный Цоем кандидат — гитарист Юрий Каспарян — вызвал в среде коллег-музыкантов недоумение: „он совсем играть не умеет“. Однако время расставило всё и всех по местам… искушённые мэтры, без энтузиазма встретившие Каспаряна, виновато разводят руками — ну кто бы мог подумать, что у Цоя такая интуиция» . С Колосовым и Каспаряном прошёл второй концерт на сцене «Ленинградского рок-клуба». Публика встретила выступающих с лёгким недоумением, так как программа «Кино» нуждалась в существенной доработке .
Обязанности между Цоем и Рыбиным чётко распределились: первый отвечал за творческую составляющую — написание текстов и музыки — второй же выполнял всю административную работу, организовывал концерты, репетиции и сессии записи. В марте 1983 года между ними разразился серьёзный конфликт, ставший итогом многочисленных разногласий. Цоя, в частности, раздражало, что Рыбин на стороне исполняет его песни, а своих не пишет, в то время как Рыбину не нравилось безоговорочное лидерство Цоя в принятии всех решений . В конечном счёте, они просто перестали созваниваться и с тех пор никогда больше не виделись. После распада группы Рыбин, по приглашению Сергея Рыженко , уехал в Москву играть с панк-командой « », а Цой, за неимением состава, на некоторое время прекратил музыкальную деятельность, из-за чего ему пришлось пропустить I фестиваль «рок-клуба» .
Единственным аудиодокументом того периода стал бутлег под названием « 46 » — демонстрационные версии новых песен Цоя, записанные в домашней портастудии Алексея Вишни , молодого звукорежиссёра, обучившегося этому мастерству у Тропилло и Гребенщикова. Песни продолжили линию городской романтики, но, вместе с тем, материал вышел более мрачным и холодным. Цой воспринимал «Сорок шесть» только лишь как репетиционную ленту, созданную для тренировки навыков Каспаряна, однако Вишня без ведома музыкантов пустил запись в народ, и многие восприняли её как второй номерной альбом группы «Кино», несмотря на то, что самой группой её легитимность никогда не признавалась .
В начале 1984 года Цой и Каспарян приступили к записи настоящего второго альбома; роль продюсера снова исполнил Гребенщиков , позвав на запись многих своих знакомых — Александра Титова (бас-гитара), Сергея Курёхина (клавиши), Петра Трощенкова ( ударные ), Всеволода Гаккеля (виолончель), Игоря Бутмана ( саксофон ) и Андрея Радченко (барабаны) . Сам Гребенщиков подыгрывал на небольшом клавишном инструменте «Кассиотон» . Запись была произведена в студии Андрея Тропилло и выпущена под названием « Начальник Камчатки » («Камчаткой» именовалась котельная , в которой Цой позже работал кочегаром ). На обложке, в числе прочих музыкантов, изображён Георгий «Густав» Гурьянов , хотя он влился в состав лишь в самом конце рабочего процесса, поучаствовав в записи только одной песни . Определяющим стилем альбома стал минимализм , проявившийся и в лаконизме аранжировок, и в техническом оснащении, когда, к примеру, обработка звука гитары Каспаряна осуществлялась не через овердрайв , а при помощи советского магнитофона «Нота», выполнявшего в тот момент функции фузз-эффекта . Подпольная рок-пресса, отметив в альбоме с полдесятка беспроигрышных хитов («Троллейбус», « Последний герой », «Генерал», «Камчатка», «Транквилизатор»), всё-таки съязвила на тему «атмосферы какого-то занудства». «Альбом был электрическим и несколько экспериментальным в области звука и формы. Не могу сказать, что по звуку и стилевой направленности он получился таким, каким бы мы его хотели видеть, но, с точки зрения эксперимента, это выглядело интересно», — отмечал в интервью лидер коллектива .
По окончании работы над альбомом сформировался «электрический» состав «Кино», в который, кроме Цоя, вошли Каспарян ( соло-гитара ), Титов ( бас-гитара ) и Гурьянов (ударные), и с мая 1984 года начали активно репетировать новую концертную программу. Тогда же музыканты выступили на II фестивале «Ленинградского рок-клуба», где произвели настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым ярким открытием: в частности, лучшей песней мероприятия была признана их «Я объявляю свой дом» . С тех пор группа получила некоторую известность и стала регулярно гастролировать по другим городам Советского Союза . Летом состоялось совместное выступление «Кино» с группами «Аквариум», « Звуки Му » и « Браво », проходившее в подмосковном посёлке Николина Гора под пристальным наблюдением сил государственной безопасности и также отмеченное критиками как успешное .
В начале 1985 года коллектив предпринял попытку записи ещё одного альбома, но Цою не понравилось излишнее вмешательство Тропилло, который постоянно пытался влиять на его творчество, поэтому тот проект оставили незаконченным, а запись произвели дома у Алексея Вишни с тремя гитарами и ритм-компьютером . Как отмечал журналист Андрей Бурлака , аудиокассета под названием « Это не любовь » получилась самым позитивным альбомом за всю историю «Кино» .
Александр Титов, одновременно с участием в деятельности группы, был членом «Аквариума», и с каждым днём ему становилось всё труднее совмещать работу в двух группах, поэтому в ноябре 1985 года он принял решение покинуть «Кино» в пользу ансамбля Бориса Гребенщикова . На его место взяли джазового гитариста Игоря Тихомирова (экс-« Джунгли ») . Таким образом, сформировался классический состав группы, просуществовавший до самого её конца .
В январе 1986 года Андрей Тропилло всё-таки выпустил запись, произведённую у него в студии несколькими месяцами ранее . Альбом под названием « Ночь » стал первым официальным релизом «Кино», изданным московской фирмой « Мелодия ». Пластинка, по некоторым данным, разошлась двухмиллионным тиражом, сделав группу знаменитой далеко за пределами рок-сообщества. Тем не менее сами музыканты крайне негативно восприняли выпуск этого альбома, с продаж которого не получили ни копейки ; нелестно отозвалась об альбоме и подпольная рок-пресса .
В конце февраля 1986 года группа начала работать над новым альбомом в студии Алексея Вишни; велась работа над песнями романтической направленности, которые группа решила не исполнять на концертах — «Рядом со мной», «Братская любовь», «Ты обвела меня вокруг пальца» и т. д. Рабочие сессии, однако, не дали нужного результата, и запись (впоследствии известная как «Любовь — это не шутка») отправилась в архив. Этому решению также поспособствовал подарок группе от Джоанны Стингрей в виде 4-канальной портастудии «Yamaha MT-44», открывавший ранее недоступные возможности студийной работы .
Летом музыканты съездили в Киев на съёмки фильма Сергея Лысенко « Конец каникул », в котором прозвучало четыре песни группы , и дали концерт в киевском Доме учёных . В июле, совместно с «Аквариумом» и « Алисой », они дали концерт в московском дворце культуры МИИТ, после чего с этими же группами был выпущен общий сплит-сборник под названием « Red Wave » («Красная волна») . Этот альбом, вывезенный из СССР контрабандой и распространившийся в Калифорнии количеством в 10 000 экземпляров, стал первым релизом советской рок-музыки на Западе . В 1987 году, по итогам опроса журнала «РИО», группа «Кино» было признана лучшей группой года, а их песня « Следи за собой » была названа песней года .
В период с 1986 по 1988 года Виктор Цой активно снимался в кино: сначала в « Ассе » (1987) Сергея Соловьёва , потом в « Игле » (1988) Рашида Нугманова . Он постоянно пропадал на съёмках, надолго уезжая в Казахстан , и группа из-за этого часто простаивала . Юрий Каспарян, например, благодаря изобилию свободного времени успел порепетировать с Максимом Пашковым, а позднее принял участие в записи дебютного альбома группы « Петля Нестерова ». Цой же, находясь «в степях», продолжал сочинять песни и в 1987 году выгадал время для записи альбома « Группа крови », большинством критиков считающегося наиболее цельной и зрелой работой «Кино» . Запись производилась дома у Георгия Гурьянова в Купчино , и, по сравнению с ранними этапами творчества, группа в этот раз обладала хорошим техническим оснащением, позволившим сделать запись на уровне европейских и американских исполнителей . Каспарян был в то время женат на американке Джоанне Стингрей, привозившей из-за границы качественное оборудование — в частности, у них имелась драм-машина Yamaha RX-11 , что позволяло легко редактировать не только ритмический рисунок, но также тембры и громкость . Александр Житинский назвал «Группу крови» одним из лучших альбомов отечественного рока, отметив, что «он поднимает русский рок на новую ступень, ступень мужественной гражданской ответственности» . Альбом сделал группу популярной и на Западе — так, крайне положительно о нём отозвался Роберт Кристгау , обозреватель газеты Village Voice .
Также во время отъезда Цоя на съёмки фильма «Игла», в 1987 музыканты группы Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян и Андрей Крисанов совместно с дуэтом « Новые композиторы » записывают сайд-проект — инструментальный альбом Start , изданный лишь в 2015 году .
Группа появилась на центральном телевидении с концертом в передаче « Музыкальный ринг », а в 1988 году на экраны кинотеатров вышел фильм « Асса », в последних сценах которого группа «Кино», выступая перед огромной аудиторией, исполняет песню « Хочу перемен! ». Этот финальный эпизод имел эффект, близкий к культурному шоку , и стал одной из причин «киномании», охватившей всю страну. Мироощущение романтического героя цоевских песен оказалось очень созвучно настроениям молодых слушателей поколения 1980-х .
Обретя популярность, группа стала получать приглашения из разных социалистических республик и даже из некоторых стран дальнего зарубежья. В рамках движения « Next Stop » состоялся благотворительный концерт в Дании , доход от которого шёл пострадавшим от землетрясения в Армении , был дан концерт на крупнейшем французском рок-фестивале в Бурже , а также на советско-итальянском фестивале « Back in the USSR („Назад в СССР“)» в Мельпиньяно . В это же время у «Кино» появился профессиональный менеджер Юрий Белишкин (ранее всеми делами заведовала жена Цоя Марианна ) . В 1989 году музыканты поехали в Нью-Йорк , где состоялся премьерный показ фильма « Игла » и был сыгран небольшой концерт . После этого группа уехала в Париж , где происходил процесс сведения альбома « Последний герой », который представляет собой, по сути, сборник старых песен, перезаписанных в хорошем качестве. Запись и выпуск пластинки профинансировал французский дипломат Жоэль Бастенер, ценитель русской культуры, широко известный в узком кругу московской богемы . 16 ноября во время выступления на мемориальном концерте Александра Башлачёва во Дворце спорта «Лужники» зрители, после того как музыкантам отключили звук, полностью смели стулья в партере и не желали расходиться . 20 ноября состоялся ещё один концерт памяти Башлачёва, на котором впервые в СССР из партера были убраны стулья и поднята сцена, как это принято на концертах западной рок-музыки. Выступление Цоя, однако, было прервано, когда пустили фонограмму песни Башлачёва « Время колокольчиков », которой должен был завершиться концерт, после чего зрителям было велено покинуть зал. Они стали бурно выражать своё недовольство, но лидер группы «Кино» вновь появился на сцене и успокоил толпу . В результате группе на некоторое время запретили играть в Москве .
В 1989 году на прилавках появился альбом « Звезда по имени Солнце ». Черновые наброски к нему составлялись ещё весной 1988 года, а сама запись была произведена в конце декабря в московской студии, принадлежавшей Валерию Леонтьеву . Группа поучаствовала в популярной телепрограмме « Взгляд » и предприняла попытку записи нескольких видеоклипов (на песни «Видели ночь», « В наших глазах », «Группа крови», « Дальше действовать будем мы » и « Звезда по имени Солнце »). Виктор Цой впоследствии жаловался на неприемлемые условия, в которых им приходилось сниматься; тем не менее клипы получились довольно неплохими и попали в ротацию ведущих телеканалов страны . Кроме того, музыканты вынашивали идею о создании отдельного поп-коллектива, который мог бы исполнять накопившиеся «лёгкие» песни:
У Виктора был запас таких любимых песен, которые по каким-то причинам не входили в альбомы. Тогда он носился с мыслью создать коллектив из молодых людей, которые исполняли бы эти песни. Мы находились в плену своего героического пафоса , и петь о любви нам казалось как-то не по рангу. А песни были неплохие: «Разреши мне», «Братская любовь», «Малыш», «Когда твоя девушка больна». Это был целый новый стиль. Грандиозный самостоятельный коллектив мог бы существовать, и даже были наработки. Мы искали какого-нибудь симпатичного парня и мечтали создать бойз-бэнд . Если бы всё это получилось, мы могли бы делать концерты из двух отделений — сперва они, а потом мы. Много было мыслей в этом направлении.
— Юрий Каспарян
В декабре 1989 года, вместо Белишкина, продюсером стал недавно освободившийся после отбывания наказания Юрий Айзеншпис ; весной группа отправилась в Токио , где был заключён договор по раскрутке в Японии .
В начале июня 1990 года группа приняла участие в фестивале « МузЭко-90 » в Донецке , а 24 июня 1990 года музыканты отыграли 45-минутный сет на Большой спортивной арене « Лужники » в завершение ежегодного праздника газеты «Московский Комсомолец», что было последним появлением Виктора Цоя на сцене . Организаторы устроили грандиозный салют, в рамках шоу зажгли Олимпийский огонь , который до этого зажигался лишь четыре раза ( Олимпиада в Москве в 1980 году, Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1985 году, Игры доброй воли в 1986 году, Московский международный фестиваль мира в 1989 году) .
В июне 1990 года, окончив тяжёлый гастрольный сезон, музыканты хотели записывать новый альбом, сведение которого планировалось во Франции , но перед этим решили взять небольшие каникулы и разъехались отдыхать . В полной мере планам не суждено было осуществиться, поскольку 15 августа, возвращаясь с рыбалки, Виктор Цой погиб в автокатастрофе на 35-м километре старого шоссе « Слока — Талси », в нескольких десятках километров от Риги . Смерть музыканта стала потрясением для всей советской общественности; среди фанатов было зафиксировано несколько случаев самоубийств, на Богословском кладбище , где музыкант был похоронен, образовался целый палаточный городок, просуществовавший несколько месяцев .
К этому моменту полностью была готова только песня « Красно-жёлтые дни »; ещё несколько песен сохранились в черновых вариантах с акустической гитарой Цоя и частично сделанными инструментальными партиями. Осенью в студии ВПТО «Видеофильм» Каспарян, Тихомиров и Гурьянов дописали аранжировки для имевшихся четырёхканальных записей и завершили альбом, получивший в народе название « Чёрный » (за полностью чёрный цвет обложки) .
В декабре состоялось первое прослушивание в «Ленинградском рок-клубе», а в январе 1991-го года в Московском дворце молодёжи были проведены презентация и телевизионная (« Первый канал », телекомпания « ВИD ») пресс-конференция, приуроченная к выходу «Чёрного альбома» . На вопросы журналистов отвечали музыканты группы «Кино» и другие приближённые к Виктору Цою люди — Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, Рашид Нугманов, Марианна Цой, Артемий Троицкий , Сергей Бугаев и Юрий Айзеншпис . После этого группа «Кино» надолго прекратила своё существование .
Предположительно в 1988 году Виктор Цой написал стихи « Дети минут », текст был передан другу Цоя Александру Липницкому . По утверждению Липницкого, Цой решил не выпускать песню, чтобы не обидеть своих товарищей-музыкантов из-за отсылок , которыми наполнены стихи . 20 июня 1992 года песня на эти стихи была впервые исполнена Алексеем Рыбиным (одним из основателей «Кино») и группой «Атас» на концерте, посвящённом памяти Виктора Цоя, но не получила распространения . К двадцатилетию со дня смерти Цоя Рашид Нугманов задумал снять «ремикс» своего фильма « Игла » 1988 года, главную роль в котором исполнил Цой. Узнав об этом, Липницкий передал режиссёру копию текста. Нугманов, в свою очередь, обратился к Вячеславу Бутусову , основателю групп « Наутилус Помпилиус » и « Ю-Питер ». Тот написал музыку, а гитарные партии исполнил Юрий Каспарян , гитарист «Кино» и «Ю-Питера» . Также Нугманов выступил режиссёром клипа на песню «Дети минут», который был впервые показан на фестивале « Рок над Волгой » 12 июня 2010 года .
Георгий Гурьянов буквально сразу же завершил музыкальную карьеру и посвятил себя живописи. Игорь Тихомиров некоторое время руководил клубом « », играя вместе с Александром Ляпиным , после чего летом 1995 года перешёл в « ДДТ ». Юрий Каспарян, после долгого периода молчания, записал инструментальный альбом «Драконовы ключи» (1996), несколько раз аккомпанировал Сергею Курёхину, а в октябре 2001 года совместно с Вячеславом Бутусовым (экс-« Наутилус Помпилиус ») и Олегом Сакмаровым (экс-«Аквариум») основал группу « Ю-Питер », в концертный репертуар которой вошли многие хиты «Кино» . В том же году Бутусов с Тихомировым и Каспаряном записали проект под названием « ». Альбом получился мрачным и мистическим, все тексты написал именитый поэт Евгений Головин ; тем не менее, большинство обозревателей подвергли этот диск критике за неоправданную эксплуатацию слова «Кино», написанного на обложке жирными буквами .
Некоторое время ходили слухи о возрождении группы «Кино» с новым вокалистом Бекханом Барахоевым : он спел с Каспаряном и Тихомировым на двух юбилейных концертах, принял участие в нескольких студийных записях, но в итоге этот проект не состоялся — певец продолжил выступать со своим собственным коллективом « Бекхан » .
В 2008 году вышел трёхсерийный документальный фильм о группе «Кино» Александра Липницкого под названием «Еловая субмарина. Виктор Цой. Дети минут» .
В 2010 году, в рамках концерта «20 лет без Кино», впервые прозвучали симфонические инструментальные версии песен группы, оркестровки сделал Игорь Вдовин . Затем два года продолжалась работа над полноценной концертной программой, на этом этапе к проекту подключился гитарист «Кино» Георгий Каспарян, продюсером проекта выступил сын Виктор Цоя — Александр Цой , а барабанщиком Олег Шунцов, в 2020 году вошедший в состав группы как сессионный музыкант . Проект «Симфоническое Кино» был представлен 21 июня 2012 года, к 50-летию со дня рождения Виктора Цоя . В 2017 году был издан дебютный концертный альбом проекта «СимфониК», представляющий собой запись выступления 2015 года в БКЗ « Октябрьский » г. Санкт-Петербурга . Дизайн обложки альбома успел создать сессионный гитарист «Кино» второй половины 1980-х Андрей Крисанов , умерший в 2018 году от онкологического заболевания . 18 декабря 2020 года вышел фильм-концерт «Симфонического Кино» в рамках проекта «Музыкальная гостиная» Газпромбанка .
В 2019 году сооснователь и гитарист группы в 1981—1983 годах Алексей Рыбин , используя изначальное название «Кино», собрал коллектив «Гарин и Гиперболоиды». Основу репертуара новой команды составляют кавер-версии песен Виктора Цоя и Майка Науменко , причём Рыбин использует лишь те песни «Кино», к которым имеет историческое отношение . В 2021 году «Гарин и Гиперболоиды» Алексея Рыбина выпустили дебютный альбом «Экстрада», в который вошло 5 кавер-версии песен «Кино» — «Бездельник», «Битник», «Генерал», «Мне не нравится город Москва» и «Просто хочешь ты знать» .
В 2012 году на « Первом канале » был показан документальный фильм «Цой — Кино», в котором прозвучала новая песня группы — « Атаман ». Старые участники коллектива собрались, чтобы завершить эту песню.
После издания песни, 20 июля 2013 года умирает барабанщик группы Георгий Гурьянов .
В 2019 году сын Виктора Цоя Александр Цой предложил организовать концерты группы, в которых использовался бы вокал Виктора Цоя из старых песен, но при этом живая музыка бывших участников группы и специально разработанный видеоряд. Предполагалось, что на сцену выйдут музыканты «Кино» — Тихомиров, Титов и Каспарян, барабанные партии должен был исполнить Олег Шунцов (участник проекта «Симфоническое Кино»), на акустической гитаре — Дмитрий Кежватов из группы « Тараканы! ». Концерты должны были состояться 31 октября (Петербург) и 21 ноября (Москва) 2020 года . Из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19 , концерты были перенесены на 2021 год .
1 июля 2020 года Юрий Каспарян презентовал свой инструментальный проект YK , в состав которого также вошёл сессионный барабанщик «Кино» Олег Шунцов . В начале осени вышел первый сингл проекта, а 22 декабря 2020 года состоялся первый онлайн-концерт YK . В основу программы легли две пьесы барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова — «Доктор Мабузе» (Dr. Mabuze из альбома Start (1987) группы « Новые композиторы ») и «Рига», тема из фильма « Игла » (1988) и новые композиции Каспаряна .
14—16 мая 2021 года в московской « ЦСКА Арене » прошли первые концерты новой группы, в 2022 году выступление получило премию « Чартова дюжина » Нашего радио как лучший концерт года . 30 марта 2023 года группа выпустила концертное видео данного выступления — «Кино 2021 Live — Концерт в ЦСКА Арене 15.05.2021» .
20 октября 2020 года был выпущен клип на песню «Попробуй спеть вместе со мной», в который вошли кадры короткометражного фильма Сергея Лысенко « Конец каникул » (1986), ставшего первой картиной с участием группы .
В 2021 году также состоялись концерты в Санкт-Петербурге, Минске и Нижнем Новгороде. На 2022—2023 года были запланированы концерты в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Риге, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Иркутске, Красноярске, Барнауле, Новосибирске, Тюмени, Перми, Уфе, Магнитогорске и Челябинске, на 2023 год — в Саратове, Тольятти, Казани и Нижнем Новгороде.
1 марта 2021 года вышел концертный альбом «Кино В Дании. Христания. Фестиваль Next Stop Sovjet. 14.01.1989» с аудиозаписью выступления группы 1989 года в Дании .
15 марта 2021 года состоялся выход нового концертного альбома группы под названием « Кино в Севкабеле », на котором участники новой группы исполнили множество хитов в «тяжёлом» звучании .
В 2022 году началась подготовка второй части трибьюта « Выход Дракона » памяти Рикошета и группе « Объект насмешек ». Музыканты группы «Кино» и бывший участник «Объекта насмешек» Евгений Фёдоров записали новую версию песни «Любовь к оружию» из альбома « Жизнь настоящих ковбоев » (1988) .
В ноябре 2022 года группа сообщила о выходе альбома, в который вошли все студийные записи в современном звучании за прошедшие десять лет . Релиз альбома, получившего название « 12 22 », состоялся 22 декабря . Релиз заявлен как студийный альбом, однако, критик Алексей Мажаев в рецензии отметил: «Это сборник , который сам собой сложился за последние десять лет. На этом сборнике „Кино“ звучит так, как должно звучать в 2023 году» , газета « Московский комсомолец » в своей рецензии также отметила: «Трек-лист у „12_22“ не очень похож на сборник мечты . Здесь нет „ Группы крови “, „ Звезды по имени Солнце “, „ Пачки сигарет “ и прочих чемпионов караоке» .
Перед выходом альбома-сборника, 20 октября 2022 года был представлен клип на песню « Закрой за мной дверь », в который как и в «Попробуй спеть вместе со мной» (2020) вошли кадры фильма «Конец каникул» .
На февраль 2024 года намечен выход перезаписанной версии альбома « Это не любовь » (1985), продюсер группы Александр Цой отметил: «Качество записи в начале 1980-х не позволило полностью оценить эти песни: вроде бы все инструменты слышно, но цельной картинки нет. Спустя 40 лет эта музыка получает тот звук, которого она заслуживает» .
После смерти Виктора Цоя возникли серьёзные разногласия в отношении авторских прав на творчество группы «Кино». По словам Александра Липницкого , нарушались права третьих лиц со стороны вдовы Цоя и фирмы звукозаписи « Moroz Records ». При этом использовались хитрые схемы. В результате музыканты «Кино» и другие заинтересованные лица утратили свои права на творчество группы, а Марьяна Цой платила им деньги несколько лет (это не являлось полноценной компенсацией). Липницкий отобразил такую сторону истории легендарного коллектива, «чтобы была восстановлена историческая справедливость» .
Кроме перечисленных на схеме, в 1985—1988 годах вместе с «Кино» играли многие их приятели и знакомые: Алексей Вишня , Юрий Лебедев, Дмитрий Анашкин («Электростандарт», «Оркестр А»), Игорь Борисов («Цивилизации Z», «Нате!») — гитары; Андрей Крисанов — бас (умер в 2018); Дмитрий Павлов, Андрей Сигле , Сергей Курёхин — клавишные (умер в 1996); Роман Баринов, Сергей Бугаев — барабаны, перкуссия; Джоанна Стингрей — бэк-вокал. В свою очередь, многие из музыкантов группы были участниками проекта « Поп-механика » .
Музыка «Кино», написанная преимущественно Виктором Цоем, близка к стилистике постпанка и новой волны , хотя сам он не раз отождествлял свой жанр с бит-музыкой и поп-музыкой . Звучание группы было по-хорошему модным: они внимательно и заинтересованно наблюдали за развитием музыкального процесса на Западе и стремились найти в своём творчестве применение наиболее интересному из услышанного. Песни всегда отличало обилие свежих мелодических находок — романтико-героическая патетика текстов соседствовала с реалистическими зарисовками с натуры, сдержанной иронией и характерным сардоническим юмором . По словам Анатолия Гуницкого , стиль «Кино» напоминает зрелый « T. Rex » — ритмическим однообразием и лаконизмом инструментальных партий, а также запоминающейся, навязчивой мелодикой . Тематика текстов чаще всего затрагивает проблемы человека, вступившего в противоборство с окружающими его обстоятельствами — обозреватель журнала « Ровесник » сравнил музыку Цоя со злым воплем городского партизана, ненавидящего испоганенный мир, в котором ему приходится жить . Несмотря на это, все песни далеки от политических лозунгов; отвечая на вопрос об отсутствии социально-политических тем, Цой отметил, что относится к своим песням как к художественным произведениям и не желает заниматься публицистикой .
Источниками вдохновения критики считают группы The Cure , Duran Duran , R.E.M . , The Smiths (в период « Это не любовь ») , The Sisters of Mercy . Во многом на стиль Цоя повлияли его знакомые, музыканты групп «Аквариум», « Зоопарк » и « Телевизор », отмечается взаимное влияние с группой « Алиса ». Вокальная манера Цоя напоминает стиль Иэна Кёртиса , вокалиста группы Joy Division . Пластика поведения на сцене навеяна впечатлениями от фильмов с Брюсом Ли , часто пересматриваемых участниками группы в гостях у друзей .
Авторы некоторых статей считают, что группа играет альтернативный рок . Например Иван Михайлов с сайта [ неавторитетный источник ] относит коллектив к этому жанру, из-за того, что группа «использовала синтезатор вместо ударных инструментов», а анонимный автор сайта [ неавторитетный источник ] утверждает, что «в Советском Союзе сформировался свой подход альтернативной музыке, получившей название русский рок» и относит к альт-року заодно « Наутилус », «Алису», « Агату Кристи » .
Песни «Кино» среди любителей русского рока остаются популярными по сей день. Считается, что смерть Цоя даже способствовала популяризации группы, создав своего рода культ трагически погибшего героя . Тем не менее, авария произошла на пике популярности «Кино», что привело к катализации феномена «киномании» . В Кривоарбатском переулке (Москва) появилась « стена Цоя », которую поклонники группы исписали надписями наподобие «Кино», «Цой жив», а также цитатами из песен и признаниями в любви к музыканту . Представители властей и некие неформальные организации неоднократно пытались закрасить стену, но до сих пор многие фанаты со всей России и стран ближнего зарубежья продолжают паломничество к этому мемориалу, приносят цветы, вешают плакаты и добавляют новые надписи .
Котельная « Камчатка » (улица Блохина, 15), в которой Цой больше года (с осени 1986 до января 1988) работал кочегаром, также стала объектом паломничества. В 2001 году здание было выкуплено коммерческой компанией, и легендарный подвал планировалось уничтожить, однако Валентина Матвиенко посетила это место и распорядилась о сохранении котельной, а также о создании здесь музея Виктора Цоя и его финансировании из городского бюджета . В Киеве, на озере Тельбин , где снимался короткометражный фильм «Конец каникул», до настоящего времени растут старые ивы , которые видны в кадрах фильма, и это место является культовым для украинских фанатов .
Летом 2011 года к 30-летию рок-группы в посёлке Морское ( Крым ) — на месте, где в 1981 году стояла палатка будущих музыкантов группы судакским рок-клубом — был установлен памятный знак в виде гитары с мемориальной доской .
Будучи одной из самых ярких советских групп второй половины 1980-х, «Кино» оказало большое влияние на становление многих молодых коллективов, и, в определённой степени, продолжает оказывать влияние до сих пор. Деятели музыки, знавшие Виктора Цоя лично или просто являвшиеся поклонниками его группы, высказывали своё уважение не только в интервью, но и непосредственно в творчестве . Хороший тому пример — проект « КИНОпробы », двойной трибьют-альбом, состоящий из кавер-версий, выполненных самыми известными рокерами постсоветского пространства. Альбом вышел осенью 2000 года и сопровождался масштабными стадионными концертами в Москве и Санкт-Петербурге .
Группа «Кино» — это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной — это удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными, то можно вспомнить « Doors », « Beatles » — группы, которые никак не стареют со временем. У всех этих групп были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не то что не тускнеют, а становятся ещё более отчётливыми. Скажем, если говорить о «Beatles» — то это фантастические мелодии, хотя, естественно, их лирика сейчас звучит очень наивно. Но их мелодии, их музыка, — вечны и классичны. Если говорить о «Doors» — то это как раз лирика Джима Моррисона , его удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле и то, и другое достоинства.
Константин Кинчев , друживший с Цоем, на концертах « Алисы » нередко исполняет « Песню без слов », «Транквилизатор» и « Спокойную ночь ». «Алисоманы» даже придумали свой ритуал : во время исполнения песни «Спокойная ночь» они садятся на корточки и зажигают зажигалки, а на словах «Тем, кто ложится спать — спокойного сна» все разом встают . В 2008 году Кинчев посвятил памяти друга целый альбом « Пульс хранителя дверей лабиринта » (в этом контексте под «хранителем лабиринта» подразумевается сам Цой) .
Илья Чёрт , лидер группы « Пилот », признавался, что альбом « Ч/б » сознательно записывался в стиле «Кино»: «Мне стало обидно, что в нашей стране существуют тысячи команд, которые копируют группу „ Nirvana “. Ведь такая музыка и стилистика абсолютно вторичны. А отечественный исполнитель Виктор Цой родился и умер — и никто его дело не продолжает. А у его музыки — российские корни» . В 2000 году Рикошет , лидер группы « Объект насмешек », выпустил сборник ремиксов на песни с « Последнего героя », получивший название «Виктор Цой: Печаль» .
В октябре 2010 года в Москве и Санкт-Петербурге прошёл фестиваль «20 лет без „Кино“», где их песни вновь прозвучали в исполнении главных рокеров страны — групп «Алиса», «Ю-Питер», « Король и шут », « Пикник », « Кукрыниксы », «Пилот» и др .
16 декабря 2010 года в Crocus City Hall состоялся концерт «Музыка „Кино“ для оркестра», в рамках которого симфонический оркестр « Глобалис » при участии Каспаряна отыграл 30 композиций группы в оркестровых версиях. Автором аранжировок выступил музыкант Игорь Вдовин .
31 декабря 1999 года « Наше радио » огласило список « », составленный на основе выбора радиослушателей. «Кино» с десятью песнями (« Группа крови », « Звезда по имени Солнце », « В наших глазах », « Последний герой », « Хочу перемен! », « Пачка сигарет », « Спокойная ночь », « Восьмиклассница », « Война » и « Закрой за мной дверь ») имеет в нём наибольшее представительство, причём «Группа крови» в общем списке почётно занимает позицию № 1. « Комсомольская правда », в соответствии с опросом читателей, назвала «Кино» второй по влиятельности группой за всю историю отечественного рока . Кроме того, «Группа крови» попала в список «40 песен, изменивших мир», составленный редакцией русскоязычной версии журнала « Rolling Stone » в 2007 году .
В апреле 2011 года известный русский бизнесмен Олег Тиньков приобрёл права на песню «Дальше действовать будем мы» для новой рекламной кампании своего банка « Тинькофф Кредитные Системы »; песня стала корпоративным гимном банка, а сама фраза — слоганом. Кроме того, композиция звучит во время телепрограммы «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым». По некоторым источникам, стоимость сделки составила один миллион долларов США, хотя сам предприниматель частично опроверг эту информацию в своём блоге .
… большинство его песен — маршеобразны, а главной темой стала война … его герой чаще всего говорит о себе «мы» … его поэтика — предельное упрощение главных мотивов и приёмов позднесоветской поэзии; это не примитив, но очень сильная редукция … сообщает самые общие сведения, которые можно понимать как угодно … у него очень простые, самые общие слова и почти элементарная музыка
Студийные альбомы
Синглы
Звуковые приложения к журналам:
Сборники
На советских сборниках
На зарубежных сборниках |
Концертные альбомы
Концертные альбомы Виктора Цоя
Трибьюты
Ремиксы Саундтреки
Сайд-проекты
|