«У нас была великая эпоха»
—
повесть
Эдуарда Лимонова
, впервые изданная в 1989 в
советском
журнале «Знамя» № 11 и во Франции в переводе на
французский язык
. Впоследствии в России книга была опубликована издательством «
Глагол
» лишь в 1994 и затем неоднократно переиздавалась
. В произведении автор рассказывает о своём
послевоенном
детстве, проведённом в
Харькове
конца
40-х годов XX века.
Данная повесть — часть «Харьковской трилогии» Лимонова. Другими работами, входящими в этот цикл, являются романы «Подросток Савенко» (1983) и «Молодой негодяй» (1996)
.
Сюжет
В начале повести автор рассказывает о своей
родословной
. Мать маленького Эди — Раиса Зыбина работала техником на заводе во время
Второй мировой войны
. Отец — Вениамин Савенко, эксперт по радиотехнике, служил в войсках
НКВД
. Также перечисляются и другие родственники автора: прадедушка Никита, погибший на фронте, мамина сестра Аня, жившая в
Финляндии
, брат матери — Борис, что был
душевнобольным
, и так далее. Рассказ о семье сменяется на отрывочные воспоминания о
младенчестве
Эдуарда, которое пришлось на
войну
— например о том, как во время
бомбардировок
города родители клали его в ящик для снарядов, а затем задвигали под стол, обитый досками, надеясь, что это поможет ребёнку выжить.
В последующих главах приводятся описания Харькова той эпохи, людей, которые его населяли, и их
нравов
. Автор не только рассказывает о жизнях людей, недавно вернувшихся с войны, но и часто обращает внимание на разного рода мелочи: в повести нередко можно встретить крайне детальное описание какого-нибудь оружия, одежды и других бытовых предметов. Литературный критик
Сергей Костырко
отмечает, что подобная обстоятельность в описаниях примет времени может быть обусловлена местом выпуска книги: сперва повесть публиковалась во Франции, где аудитория имела слабое представление о жизни в
СССР
. Заканчивается произведение сценой
военных похорон
, на которых главный герой впервые задумался о феномене
смерти
.
Мнения и оценки
Публицист
Владимир Бондаренко
в своей книге «Поколение одиночек» (2008) характеризует данную повесть как «наиболее прогосударственный, можно сказать — имперский, державный труд» Лимонова
.
Ярослав Могутин
написал следующую рецензию на весь цикл о Харькове: «Знаменитая харьковская трилогия Лимонова, куда входят романы „У нас была Великая Эпоха“, „Подросток Савенко“ и „Молодой негодяй“, выражаясь языком традиционного советского литературоведения, „стоит особняком в творчестве писателя“, выделяясь из всех его книг какой-то цельностью, завершенностью и формы, и содержания
».
В библиографическом словаре «Русская литература XX века: прозаики, поэты, драматурги» под редакцией
Николая Скатова
о повести говорится следующее: «Повесть-воспоминание дезавуировала „тотальный гипноз“, вызывала „недоверие к мифам Эпохи“, помогала „обрести смелость смотреть правде в глаза“, сохраняя „любовь, снисхождение к заблуждениям и ошибкам старших“»
.
Данила Дубшин рассказывает: «Лимонов досадовал, что при публикации повести в журнале „Знамя“ в 1989 редакционная цензура купировала сцену раннеподросткового (да что там — детского!) секса, имевшуюся в оригинальном авторском варианте. Это как раз тот случай, когда от цензурного вмешательства вещь только выиграла
».
Примечания
(фр.)
.
bibliotheques.cg971.fr
. Дата обращения: 18 мая 2020.
Эдуард Лимонов.
(неопр.)
(1995). — — Тираж 5000 экз. — Издательство «Глагол». Дата обращения: 18 мая 2020.
29 сентября 2020 года.
. — 1998.
. Russkoe [Hardcover] by Eduard Limonov
(неопр.)
.
www.isbns.co.tt
. — Compare Discount Book Prices & Save up to 90%. Дата обращения: 3 июня 2020.
3 июня 2020 года.
Эдуард Лимонов.
(неопр.)
limonov-eduard.livejournal.com
.
Живой Журнал
(16 декабря 2013). Дата обращения: 18 мая 2020.
28 марта 2020 года.