Interested Article - Щедрин, Сильвестр Феодосиевич

Сильве́стр Феодо́сиевич Щедри́н (1791—1830) — русский живописец , пейзажист .

Биография

Сильвестр Щедрин родился в Санкт-Петербурге 2 (13) февраля 1791 года . Отец — Феодосий Фёдорович Щедрин , известный скульптор, ректор Академии художеств , профессор класса скульптуры. Брат — архитектор Аполлон Щедрин , дядя — известный в XVIII столетии пейзажист Семён Фёдорович Щедрин .

Поступив в 1800 году, то есть всего в девять лет, он попал в число воспитанников Академии художеств. К тому моменту, когда Сильвестр должен был избрать род художества, он собирался записаться в пейзажный класс своего дяди, профессора академии Семёна Фёдоровича Щедрина, однако тот незадолго до этого времени умер ( 1 [13] сентября 1804 ), и с 1806 года юный (13-летний) художник специализировался в области пейзажной живописи под руководством профессора M. M. Иванова , к которому перешёл пейзажный класс .

С первых же шагов Сильвестр Щедрин обнаружил блестящие дарования и еще задолго до окончания курса за свои работы, главным образом за рисунки с натуры, был удостоен значительных наград, а именно — серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году .

В 1811 году он окончил Академию, написав дипломную картину «Вид с Петровского острова» (по заданной программе: « Приморский город или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого скота » ), за которую получил Большую золотую медаль , что давало право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812 года поездка была отложена, и молодой художник отправился в Италию лишь в 1818 году.

В этой стране он и остался до конца своих дней. Умер в Сорренто 27 октября (8 ноября) 1830 года .

Творчество

Первые картины художника («Вид с Петровского острова» и «Вид с Петровского острова на Тучков мост») были написаны в мастерской. Исполнены они в манере классицизма , с присущей этому стилю условностью в цвете и композиции.

Ранние пейзажи итальянского периода (такие как: «Колизей», «Водопад», «Вид в Тиволи», «Водопад в Тиволи») верны натуре, но ни один из них не представляет собой целостного пейзажа-картины. В них присутствует некоторая необъединённость, разрозненность точно скопированных деталей.

Новый Рим. Замок святого Ангела , 1823—1825

Серия картин « Новый Рим. Замок святого Ангела » (один и тот же мотив, повторенный художником при различном освещении восемь раз) явился поворотным этапом в творчестве Щедрина. Прежде всего, по-новому трактуется сам сюжет: рыбачьи лодки на воде с людьми, стены жилых домов — вот первый план, а «старый» Рим (замок св. Ангела и собор св. Петра ) перемещён в глубину и стал своеобразным фоном.

Эта серия пейзажей — очень удачный опыт Щедрина-пленэриста, мастера живописи на открытом воздухе. Меняется в этих пейзажах и цветовая гамма: на смену сумрачным коричневым тонам первых щедринских работ приходят теперь более холодные — серебристые, голубые и зеленоватые тона.

Веранда, обвитая виноградом , 1828

К периоду пребывания Щедрина в Неаполе и Сорренто относится создание им ряда замечательных морских пейзажей: «Вид Неаполя. Санта Лючия », «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». К тому же периоду относится серия «Террасы в Сорренто». В этих произведениях наиболее полно обнаруживается талант художника.

Большой шаг вперёд Щедрин сделал в изображении людей. Человеческие фигуры в его картинах не просто стаффаж (условные фигурки людей, оживляющие пейзаж и показывающие масштаб архитектуры), а живые люди, занятые своей повседневной работой. Правдиво передавая жизнь рыбаков и простых итальянских граждан, художник тем самым внёс в свои пейзажи черты жанра.

В пейзажах 1828—1830-х годов, прежде всего в картинах «Лунная ночь в Неаполе», присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам. Картины обретают зыбкий и тревожный драматизм.

Почтовая марка СССР, 1991 год. Серия «Российская пейзажная живопись. 200 лет со дня рождения С. Ф. Щедрина: «Берег Сорренто с видом на остров Капри ». «Новый Рим. Вид на замок св. Ангела»

Примечания

  1. Евсевьев М. Ю., Сохор Т. Е. от 1 февраля 2019 на Wayback Machine // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 301—310.
  2. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.

Литература

  • Власов В. Г. Щедрин Сильвестр Феодосиевич // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 543. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
  • Серов Н. И. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1912. — Т. 24: Щапов — Юшневский. — С. 30–32.
  • / И. Г. Басова // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 174. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6 .
  • Щедрин С. Ф. / Сильвестр Щедрин; [Сост. и авт. вступ. статьи Э. Н. Ацаркина]. — М. : Искусство, 1978. — 231 с. — 25 000 экз.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1904. — Т. XL (79) : Шуйское — Электровозбудимость. — С. 51–52.
  • Михайлова К. В. Сильвестр Феодосиевич Щедрин. — Л. : Художник РСФСР, 1972. — 72 с. — ( Народная библиотечка по искусству ). — 20 000 экз. (обл.)
  • Сильвестр Щедрин. 1791—1830. — М. : Искусство, 1978. — 208 с. — 25 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Михайлова К. В. Сильвестр Феодосиевич Щедрин. 1791—1830. — Л. : Художник РСФСР, 1984. — 72 с. — ( Массовая библиотека по искусству ). (обл.)
  • Замечательные полотна : книга для чтения по истории русской живописи XVIII — нач. XX веков : Сборник. — Л. : Художник РСФСР, 1962. — 380 с.
  • Яворская Н. В. Сильвестр Щедрин (1791—1830). — М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1931. — 50 с.
  • Кондаков С. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 230. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
  • Яковлев В. В. Щедровский Сильвестр Феодосиевич / В. В. Яковлев // Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / руководитель проекта С. И. Богданов; гл. ред. В. В. Яковлев. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Академия, 2011. — Т. 2 : Девятнадцатый век, кн. 8 : Ш — Я. Приложение, указатели. — С. 250–255. — 1138, [9] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., цв. ил., планы, карты. — 1500 экз. ISBN 5-8465-0052-8 . — ISBN 978-5-905011-02-3 .

Ссылки

  • в Web Gallery of Art (англ.)
  • .
  • Давтян Л. Русский «неаполитанец» Сильвестр Щедрин / Лариса Давтян // Иные берега : журнал о русской культуре за рубежом. — М. : Союз театральных деятелей России, 2012. — . — С. 12–23. — 1000 экз.
Источник —

Same as Щедрин, Сильвестр Феодосиевич