Interested Article - Собор Санта-Мария-Ассунта (Атри)
- 2021-05-05
- 1
Собор Санта-Мария-Ассунта ( итал. Concattedrale di Santa Maria Assunta ) — собор епархии Терамо-Атри Римско-католической церкви в городе Атри , в провинции Терамо , в регионе Абруццо , в Италии .
Храм является национальным памятником с 1899 года . 30 июня 1985 года собор посетил Папа Иоанн Павел II .
История
Когда Атри был основан в XI — XII веке до нашей эры, на месте, где сейчас находится собор, стояли циклопические стены, окружавшие город. Древние римляне завоевали Атри в 290 году до н.э., разрушили циклопические стены и построили на месте будущего собора храм Геркулеса . Впоследствии там был построен домус, а также в I — II веке нашей эры, термы . После распада и исчезновения Западной Римской империи , Атри неоднократно подвергался нападению германских племен, и древнеримские бани были уничтожены.
В это же время в Атри распространилось христианство , и на руинах терм построили храм, используя при строительстве камни от прежнего сооружения. Эта церковь, построенная, вероятно, в IX веке , была небольшой, о чем сохранилось свидетельство в документе императора Оттона I ( 958 ). В XI веке из-за роста общины старый храм был разрушен и построен новый большой, но с невысоким потолком и пятью нефами . В церкви было много произведений искусства, однако, почти все они ныне утрачены (кроме фрагмента кафедры и алтаря ).
Новая церковь была освящена в честь Санта Мария ди Атри ( Богоматери Атрийской). Приход был поручен цистерцианцам , которые построили рядом монастырь . В XII — XIII веках церковь упоминается в документах императоров Генриха VI ( 1195 ) и Фридриха II ( 1200 и 1221 ), а также в буллах Пап Александра III ( 1177 ), Луция III ( 1181 ), Климента III ( 1189 ), Целестина III ( 1194 ) и Иннокентия III ( 1198 ).
В 1223 году церковь была перестроена и освящена собором всех прелатов Абруццо. Во время войны между гвельфами и гибеллинами , жители Атри сначала заняли сторону гибеллинов, а затем перешли на сторону гвельфов. В награду за лояльность по отношению к понтифику Папа Иннокентий IV , по совету кардинала Капоччо, основал епархию Атри, занимавшую всю территорию нынешней провинции Терамо. Через год, в 1252 году , тот же Папа сократил площадь епархии, установив границы между реками Вомано и Пьомба, и в том же году объединил новую епархию с епархией Пенне, сохранив за Атри автономный статус.
Вместе с тем церковь была возведена в ранг собора. Тогда же храм начал рушиться, потому что колонны , построенные по проекту архитектора в 1223 году , оказались слишком тонкими. Новая реконструкция началась около 1260 года под руководством двух местных архитекторов, известных в регионе: и . Эти архитекторы являются основателями атрийской школы в архитектуре, художественные тенденции которой прослеживаются и сегодня. Реконструкция была завершена в 1284 году . Три нефа были разделены тяжелыми восьмиугольными пилястрами. Собор был переосвящен в честь Санта-Мария-Ассунта, успения Богоматери .
С XIV до начала XVII века , благодаря покровительству герцогов Атри из рода Аквавива, ризница собора и внутреннее убранство обогатились бесценными произведениями искусства, например, колоколом ( 1305 — 1502 ), фресками «История Христа и Марии» в пресвитерии ( 1460 — 1470 ) и «Евангелисты» (1481) на своде пресвитерия кисти , знаменитого художника эпохи Возрождения в Абруццо.
В 1824 году епископ Доменико Риччардони построил небольшие своды в центральном нефе, перестроил крышу собора, избавив храм от опасности быть затопленным. 19 февраля 1899 года собор Санта-Мария-Ассунта в Атри был объявлен национальным памятником.
С 1954 по 1964 годы в соборе были проведены впечатляющие реставрационные работы по проекту архитектора , которые придали церкви нынешний облик. Храму вернули ряд окон, хоры в романском стиле и задний фасад , были снесены капелла Успения , ризница и помещение рядом с ризницей. Все произведения искусства из бывшей ризницы перенесли в музей при соборе. Алтарь святой Анны в капелле Аквавива, находившийся рядом с алтарем Успения, был демонтирован и собран у контрфасада. Также были удалены некоторые барочные алтари, уничтожена гробница блаженного Николая, местночтимого подвижника, чей культ, не был утвержден Церковью; при этом было утрачено его тело. Своды нефа были разрушены, крыше вернули деревянное покрытие, капелла Святых Даров была перенесена, и на этом месте был помещен алтарь дей Корви.
Кроме того, чтобы сделать видимой мозаику древнеримских терм, был приподнят пресвитерий и в пол заложены пластины из стекла. Балдахин над алтарем был удален, поскольку закрывал собой фрески. Его перенесли в соседнюю церковь Святой Репараты . В ходе этой реставрации были обнаружены фрагменты древней церкви Санта Мария ди Атри. Реконструкция затронула и музей при соборе. Все работы были завершены 12 сентября 1964 года , и Папа Павел VI присвоил собору статус малой базилики.
30 июня 1985 года Папа Иоанн Павел II посетил епархию и служил в соборе Мессу в присутствии тысяч людей со всего Абруццо. 30 сентября 1986 года епархии Терамо и Атри были объединены, и церковь Санта-Мария-Ассунта в Атри утратила статус кафедрального храма, став сокафедральным храмом.
Во время реставрации были совершены две ошибки: первая, был уничтожен древний орган и заменен современным, вторая, была не правильно сделана растяжка пола. Последняя ошибка, из-за которой спустя сорок лет пол треснул, привела к временному закрытию храма и новой реконструкции с 2003 по 2008 год . Снова для богослужений собор открылся 21 декабря 2008 года .
Во время последних реставрационных работ пол переложили плитами из обожженного травертина , имитировавшего цвет пилястр, под полом была проведена система отопления для холодного времени года, заменены стеклянные пластины, переделана штукатурка , отреставрированы все произведения искусства. Основные реставрационные работы с 1996 по 1999 год прошли в колокольне . Во время грозы молния ударила в сферу с крестом, которые находились на вершине башни. Реконструкция позволила восстановить всю верхнюю часть башни и заменить сферу точной копией, оригинал был передан в музей при соборе. Во время землетрясения 2009 года церковь была закрыта в течение двух дней для ревизии, в ходе которой были обнаружены небольшие повреждения штукатурки в левом нефе, но вся конструкция собора продемонстрировала устойчивость, и богослужения возобновились. Однако, в качестве меры предосторожности, проход в левый неф был ограничен до июня 2009 года.
Описание
Величественный фасад выходит на Пьяцца Дуомо (Соборную площадь). Раньше его украшал шпиль , который рухнул во время землетрясения 17 сентября 1563 года и не был восстановлен. Построенный из камня, привезенного из Истрии , как и вся церковь, фасад имеет центральный портал , созданный Раймондо дель Поджо и Райнальдо д'Атри между 1288 и 1305 годами . В обрамлении колонн, с капителями в виде двух бестий, портал является важным образцом готической архитектуры в Абруццо.
Люнет над порталом украшает фреска «Успения Пресвятой Девы Марии» XVI века, ошибочно приписывавшаяся Андреа Де Литио. Справа от портала сохранились фрагменты гигантской фрески XIII века с изображением Святого Христофора , покровителя путешественников и паломников.
Над порталом великолепная роза с 12 «лепестками», одна из лучших в Абруццо, работа неизвестного автора. Над розой находится ниша с мраморной статуей Мадонны с младенцем на троне , конца XIII века. Автор статуи также неизвестен, возможно, он принадлежал к местной художественной школе, однако, статуя содержит черты готической скульптуры, свойственные работам Арнольфо ди Камбио . На месте шпиля, рухнувшего в 1563 году , установлен декор в виде ряда арок в стиле эпохи Возрождения .
На правой стороне собора, обращенной в сторону улицы Андреа Де Литио, с видом на епископский дворец, семинарию и церковь Святой Репараты, находятся три портала. Первый был построен Райнальдо д'Атри в 1305 году в готическом стиле с богатым ажурным орнаментом. В люнете над порталом фреска «Венчание Богоматери небесной славой» была выполнена 1200 — 1300 годах неизвестным художником, связанным со школой Чимабуэ . Этот же художник, прозванный «Мастером люнетов в Атри», является автором фресок, обнаруженных в люнетах и над двумя другими порталами. Первый портал получил привилегию и статус Святых врат. Собор в Атри является одной из семи церквей в мире, имеющих Святые врата, и связанную с ними привилегию индульгенции . К 1295 году относится первое упоминание о Святых вратах в Атри. По этой причине в 1305 году небольшой портал был заменен на более величественный. Неизвестно имя Папы, предоставившего эту привилегию собору, возможно, им был Целестин V , чья мать была родом из Атри, или Бонифаций VIII , ставший Папой в 1295 году . Ныне Святые врата открываются 14 августа в присутствии тысяч паломников и закрываются восемь дней спустя, 22 августа , всегда в присутствии епископа .
За Святыми вратами находится второй портал, который, как правило, всегда открыт в часы посещений собора (основная дверь открывается во время Месс и торжественных процессий). Этот портал был создан в 1288 году Раймондо дель Поджо и зажат между двух пилястр. По бокам от него находятся скульптуры львов в романском стиле. Портал также украшен изображением Агнца с крестом (символ Иисуса), а также гербом Анжуйской династии, правившей в то время Неаполитанским королевством . Фреска в люнете над порталом изображает Мадонну с младенцем и двумя святыми.
Третий и последний портал, рядом с церковью Святой Репараты, открывается в исключительных случаях. Он был создан Раймондо дель Поджо в 1302 году в готическом стиле и имеет богатый декор. Особенный интерес представляют скульптуры льва спокойного и льва ревущего. Фреска в люнете над порталом изображает Мадонну с младенцем и святыми Иаковом и Иоанном.
На правой стороне храма находятся окна с витражами XIII века.
С тыльной стороны собора, выполненной в стиле романской готики, открывается вид на монастырь. Здесь находятся романские окна XI-XII веков. В нижней части заднего фасада большой балкон . В верхней части — круглое окно, которое освещает храм, вместе с двумя другими малыми окнами.
На левой стороне собора есть два окна, украшенные витражами с изображениями святых. Здесь же находится вход в музей при соборе.
Колокольня квадратной формы стоит на крыше и хорошо видна даже в ночное время суток (с помощью современного освещения). Кроме того, достигая в высоту почти 64 метра, она является самой высокой башней в Абруццо. Построена колокольня в 1264 — 1305 году Райнальдо д'Атри. В 1502 году Антонио да Лоди завершил возведение колокольни, добавив восьмиугольный барабан, увенчанный сферой и крестом.
Колокольня имеет 7 колоколов, каждый со своим именем. Чтобы подняться на самый верх башни необходимо сделать 147 шагов. В ясную погоду в хороший телескоп с колокольни можно увидеть Динарское нагорье .
Внутри собор имеет три нефа. Центральный самый высокий, боковые нефы — один пониже, другой на той же высоте, что и центральный. Средневековые колонны украшены, отличающимися друг от друга, капителями, созданными в 1223, 1260 — 1284 годах Раймондо дель Поджо и Райнальдо д'Атри.
В левом нефе находятся фрески «Истории Иисуса» ( 1340 , или ), фрески с изображением Святого Николая и Иакова (XIV век, автор неизвестен), фреска Богоматери Лореттанской, получившей местное название «Мадонна д'Альто Маре» (1460, Антонио Де Литио), старейшая фреска храма «Встреча трех живых и трех умерших» (1260), капелла Арлини в стиле барокко, с позолоченным деревянным алтарем 1618 года , капелла Святых Даров, капелла дей Корви с мраморным алтарем 1577 года и место, которое некогда занимал демонтированный орган (самый большой в Абруццо).
Здесь также находятся основание колокольни с фрагментами фресок XIV и XV-XVI веков, мраморный баптистерий (1503, ) с купелью в стиле эпохи Возрождения, фрагменты древней церкви Санта Мария ди Атри и ризница со многими предметами культа и произведениями искусства.
В правом нефе находятся фрески XIII и XIV-XV веков, в том числе «Мадонна дель Карделлино» со Святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом и «Мадонна дель Лате» (Богоматерь Млекопитающая) со Святыми Антонием, Берардом и Репаратой (XIV, Мастер из Оффиды), Святой Иаков Старший и Святая Екатерина ( 1360 , ).
Здесь также находится капелла Аквавивы с алтарем Святой Анны 1505 года , алтарь Святого Николая , подаренный собору купцом-арабом, крестившимся мусульманином, в благодарность Святому Николаю за избавление от гибели во время шторма. Этот алтарь иногда называют «алтарем портных» из-за изображенного на нем Святого Омобона, покровителя портных.
Центральный неф разделен 8 пилястрами (по 4 с каждой стороны). Все столбы покрыты средневековыми фресками с изображениями Богоматери и святых, в том числе кисти .
Алтарь находится в центре пресвитерия. Он сделан из мрамора в XII веке. Внутренне убранство собора (стены хоров) украшено фресками «Истории Марии» работы Андреа Де Литио XV века (из 22 картин сохранилось 14), выполненные мастером по заказу юного герцога .
Галерея
-
Mадонна адоранте иль Бамбино (1465), Андреа Де Литио
-
Извещение Пресвятой Девы Марии о смерти, Андреа Де Литио
-
Прощание Пресвятой Девы Марии с апостолами, Андреа Де Литио
Ссылки
- (итал.)
См. также
- 2021-05-05
- 1