Interested Article - Спарагмос

Менады нападают на Пенфея (роспись на римской стене в , Помпеи )

Спарагмос ( др.-греч. σπαραγμός , от σπαράσσω sparasso , «рвать, раздирать, разрывать на кусочки») — это акт разрывания, обычно употребляемый в контексте Диониса .

В дионисийских ритуалах, представленных в мифах и литературе, живое существо, иногда даже человек, приносится в жертву посредством расчленения. После cпарагмоса часто следует омофагия (поедание сырой плоти одного из расчленённых животных. Спарагмос ассоциируется, прежде всего, с менадами (вакханками), следующими за Дионисом, и с дионисийскими мистериями. Однако исторических свидетельств того, что последовательницы культа Диониса действительно разрывали животных и поедали сырое мясо, довольно-таки мало.

Примеры спарагмоса можно увидеть в пьесе Еврипида « Вакханки ». В одной из сцен стража, отправленная контролировать менад, становится свидетелями разрывания вакханками живого быка с помощью одних лишь рук. Позднее, когда царь Пенфей запретил поклонение Дионису, бог заманивает его в лес, чтобы его разорвали менады, включая его собственную мать Агаву . Согласно некоторым мифам, Орфей , считающийся пророком в орфизме и вакхизме, погиб, будучи расчленённым разъярёнными фракийскими женщинами.

Медея

Как считается, Медея убила и расчленила своего брата во время бегства с Ясоном и украденным золотым руном , чтобы задержать своих преследователей, вынужденных собирать останки. Итальянский режиссёр Пьер Паоло Пазолини снял длинную сцену с ритуалом спарагмоса в начале своего фильма Медея (1969), добавляя драматизма к следующему эпизоду, в котором Медея подобным образом убьёт собственного брата.

Современная литература и теории

Интерпретируя ритуал спарагмоса через призму фрейдовского Эдипова комплекса , определяет спарагмос как форму кастрации , особенно в случае с Орфеем.

В современной литературе спарагмос встречается в пьесе Теннесси Уильямс « Внезапно, прошлым летом »..

Спарагмос также кратко упоминается в «Тайной истории» Донны Тартт .

Спарагмос — это главная тема в романе Лиакоса Димитриса « », где рассказывается о муках изувеченного главного героя, застрявшего на острове. В книге рассказывается о расчленении Диониса, а также о древнегреческих ритуалах и практиках.

См. также

Ссылки

  1. Matthew Dillon, Girls and Women in Classical Greek Religion (Routledge, 2002), pp. 142—143.
  2. Catherine Maxwell, The Female Sublime from Milton to Swinburne: Bearing Blindness , Manchester University Press, 2001, p. 17
  3. The Journal of Modern Greek Studies,Volume 19, 2001/ Johns Hopkins University Press. Robert Zaller — Recent Translations from Shoestring Press. Tassos Denegris, Dimitris Lyacos, Dionysios Solomos. Jump up ^
Источник —

Same as Спарагмос