Подвижный грунтовый ракетный комплекс
- 1 year ago
- 0
- 0
Раннехристианский комплекс в Себастополисе — культовый архитектурный комплекс IV—V веков в приморской части римской территории Сухумской крепости города Сухума ( республика Абхазия ). Включает в себя восьмигранную церковь с примыкающей трёх нефной базиликой .
На территории Абхазии обнаружено 26 раннехристианских памятников архитектуры, хронологически определённых IV—VIII веками. Первые ранние храмы появлялись в укреплённых пунктах, располагавшихся у берегов моря. Церкви представляли собой римско-византийскую политическую опору в регионе. Выбор места для постройки Себастополисской церкви является удачным — она хорошо обозревалась с моря. Такому принципу застройки придерживались и другие приморские центры .
Немногочисленные предметы раннехристианского времени на территории Сухумской крепости (бывшая крепость Себастополис ) были обнаружены при случайных обстоятельствах. Эти находки разных лет и отдельные предметы из начальных раскопок позволили предположить, что в этом районе города жили христиане и указывали на возможное существование в Себастополисе ранних культовых сооружений. Во время археологических исследований была обнаружена церковь малоизвестного и редкого архитектурного типа в Закавказье и в Причерноморье и пристроенная к ней базилика .
В I веке до н. э. на Восточном побережье Чёрного моря рядом с древнегреческой колонией Диоскурией римляне основали крепость, назвав её «Себастополисом» ( греч. sebastos — священный, polis — город ). Вскоре после падения Константинополя в 1454 году Себастополис был взят турецкими войсками. На остатках римской крепости они возвели свой комплекс фортификационных сооружений, который и называется Сухумской (или Турецкой) крепостью .
С начала 1980-х годов Абхазским институтом языка, литературы и истории совместно с Абхазским государственным музеем начались постоянные и полномасштабные раскопки на территории Сухумской крепости. Этому способствовало освобождение участков от позднейших ветхих строений. Экспедиция работала под руководством М. М. Гунба , при участии археологов М. К. Хотелашвили и Л. Г. Хрушковой . Раскопки проводились на двух участках. На одном из них были выявлены остатки позднеантичных сооружений и материалы римского и средневекового времён. На другом раскопе, расположенном на приморской набережной, в 1987—1988 годах были раскрыты архитектурные остатки XVI—XVIII веков и позднеримского периода: руины нескольких помещений, вымостки, трубы акведука с системой водостоков, закрытых плитами и кирпичами, гробница, облицованная изнутри гидрофобным раствором. В сезоне 1989 года были обнаружены первые признаки церковного сооружения. В течение двух последующих сезонов была раскопана значительная часть церкви, уточнены отдельные детали плана и выполнены стратиграфические исследования. Восточная часть раскопа была недоступна для изучения — здесь находилось современное спортивное сооружение. Его снесли в 2001 году и дальнейшие исследования продолжили Абхазский институт гуманитарных исследований и Институт археологии РАН . Была открыта базилика, которая примыкала к октогональной церкви. В 2003 году базилика была полностью раскопана. Полученные данные позволили установить, что все открытые на втором участке сооружения одновременной постройки и что октогон и базилика с примыкающими помещениями составляют единый архитектурный культовый комплекс .
На памятнике выявлены материалы только римской эпохи. Культурных слоёв эпохи Диоскурии не было обнаружено .
Стены церкви и опорные столбы сохранились на высоту до 0,75 м, с юго-восточной стороны — свыше 1 м от уровня пола. Неплохая сохранность пола и столбов позволили восстановить план главных частей сооружения и наличие дверных проёмов. Церковь относится к типу октогональных построек позднеантичной и раннехристианской архитектуры. С восточной стороны к октогону примыкала трёхнефная базилика с пятигранной апсидой снаружи и полуциркульной изнутри. Длина базилики 17 м. Сохранность её плохая, но план восстанавливается полностью. Время постройки комплекса относится к рубежу IV—V веков или к началу V века. В 542 году во время войны с персами византийцы сами уничтожили укрепления Себастополиса и Питиунта . После разрушения восстановлена была только базилика в виде однонефной церкви .
В центре комплекса находится октогон , окружённый восьмигранным обходом шириной 3,05 м. К четырём граням обхода, ориентированным по сторонам света, примыкают дополнительные одинаковые по форме помещения трапециевидной формы («кресты») с бо́льшей внешней стороной. Церковь не имеет апсиды . В центре октогона точно на оси восток/запад расположена купольная экседра . Такие аналогии экседры не встречаются в причерноморском ареале и на Кавказе, а находятся в памятниках территорий, значительно отдалённых от Причерноморья — в группе церквей Северной Сирии . Экседры, подобные себастополисской, первоначально называли «сирийским амвоном». Но более употребительными стали термины «бема-экседра», «бема-амвон», «бема-трон» . В восточной части церкви находится полуциркульная скамья, ориентированная на восток (не на запад, как в Сирии), известная в группе церквей на землях римской провинции Норик , где это устройство называют «свободно стоящей скамьёй для духовенства» или «внутренней апсидой». Себастополисская экседра не является точной аналогией ни сирийской беме, ни «скамье для духовенства». Литургическое устройство — экседра в центре октогона Себастополиса представляет собой, по мнению исследователя комплекса Л. Г. Хрушковой, «изолированный феномен» на обширной территории между Антиохией с одной стороны и Северной Италией и Австрией — с другой. Шурф размерами 2×0,6х1 м, заложенный у северного конца экседры с её внутренней стороны, выявил важный факт: экседра не имела фундаментов, то есть она была не постройкой, а элементом интерьера. Экседру окружают восемь опор, стоящих на восьмигранном стилобате , которые и образовали октогон — внутреннее центральное ядро сооружения. На столбах держался купол, внутренний диаметр которого по оси восток/запад составлял 10 м, по оси север/юг — 10,25 м. Четыре внутренние сплошные грани деамбулатория с пилястрами чередовались с гранями, прорезанными двойными арочными проёмами. Арочные проёмы образовывали аркады , которые открывали свободный проход из дополнительных помещений и помогали лучше освещать внутреннее пространство, так как сам деамбулаторий окон, по-видимому, не имел .
Четыре крестообразно расположенные помещения создают крестовидно-симметричную в плане форму храма. К 2017 году были раскрыты три помещения — южное, северное и восточное. Западная часть не раскопана. Предположительно, по аналогии с другими культовыми сооружениями, центральным входом в церковь являлся западный .
Базилика помещена в свободное пространство между южной и восточной частями «креста» октогона, тем самым создавая единый архитектурный комплекс. Помещение между юго-восточной гранью октогона и западной стеной базилики служило своеобразным нартексом базилики и использовалось как мартирий . Толщина стен 0,75 м. Узкие боковые нефы шириной 0,8 м отделены от центрального тремя парами столбов. Боковые нефы непосредственно не сообщались с мартирием. Верующие через широкие двери проходили из мартирия в центральный неф, откуда был свободный доступ к захоронениям, расположенным в боковых нефах. Бема базилики возвышается по отношению к центральному нефу на 0,14—0,20 м и её граница проходит по хорде апсиды, не выступая в неф. Пол апсиды выполнен из бетона красноватого цвета с добавлением дроблёной керамики. У северной стороны апсиды находился одноступенчатый синтрон , предназначенный для литургии евхаристии . Он был сложен из мелкого булыжника и фрагментов кирпичей. Кладка стен и фундаментов базилики и октогона почти одинакова. Важная особенность базилики — её вымостка opus sectile . Подобный тип пола был открыт в Абхазии впервые. В ней использованы различные строительные материалы: мраморные плитки и лекальные кирпичи разных форм. К северной стене базилики примыкает небольшое самостоятельное помещение с дверным проёмом в его северной стене .
Базилика претерпела несколько реконструкций. Главная перестройка превратила трёхнефную базилику в однонефную церковь. В центральном нефе промежутки между столбами были заложены и превращены в продольные сплошные стены, после чего боковые нефы уже не функционировали. Был также заложен дверной проём между центральным нефом и западным помещением − мартирием. Доступ к гробницам, расположенных в нём, был открыт благодаря дверному проёму в южной стене мартирия .
Мартирий не был построен специально, а образовался как пространство между октогоном, «крестовидным» помещением у его южной грани и западной стеной базилики. Он не сообщался ни с деамбулаторием октогона, ни с западным помещением. Один дверной проём шириной 1,55 м, сдвинутый к юго-восточному углу, вёл на улицу. Другой проём шириной 1,65 м, расположенный по середине восточной стены, соединял его с базиликой. Вдоль южной стены располагались три гробницы. Они возвышались над половой вымосткой и были предметом почитания. Все они одновременны одна с другой и с церковью. Четвёртая гробница, расположенная севернее восточной, находилась под полом мартирия на глубине 0,44 м. Это было типичное захоронение «ad sanctos (к святому)» . Мартирий использовался как место захоронения и позже, когда само помещение уже не функционировало. Октогон и базилика − это две самостоятельные церкви, которые обладали престолами и евхаристическими функциями. Оба сооружения не сообщались между собою непосредственно, но были композиционно объединены благодаря мартирию в единый ансамбль .
Основным материалом для постройки церкви служил камень-булыжник, связанный прочным известковым раствором с примесью гальки и дроблёной керамики. В некоторых местах использовался тёсаный известняк. Несущие элементы сооружения: столбы подкупольного пространства октогона, столбы и пилястры деамбулатория сложены из кирпича, чаще всего из массивного, размерами: 40×29×5,5 см, 40×27×6,5 см, 40×27×5,5 см, 40×26×5 см, 40×25×6 см, 39×27×6,5 см, 39×24×5,5 см в сочетании с булыжником и тёсаным камнем; толщина слоя раствора от 3 до 5,5 см. Экседра сложена из мелких камней на растворе. Столбы центрального октогона стоят на стилобате шириной 1,3—1,4 м, глубина его фундамента — 1,4 м. Такой мощный фундамент для сравнительно небольшого купола может указывать на наличие каменного или кирпичного купола, а не деревянного. Столбы сложной гранёной формы определяли расположение арок: одни арки, соединяя столбы, образовывали основание для купола над экседрой; другие арки, перекинутые к пилястрам стен деамбулатория, являлись частью его сводчатого перекрытия. Очевидно, что аркада шла по всему периметру деамбулатория. Толщина стен центральной части церкви и дополнительных помещений составляла 0,7—0,75 м. Глубина фундаментов стен деамбулатория и дополнительных помещений меньше, чем у стилобата и составляет в среднем 1 м. Поэтому, скорее всего, перекрытие помещений, окружавших центр октогона, было деревянным стропильным двускатным покрытым черепицей. Полы в деамбулатории и примыкающих помещениях известково-бетонные с примесью дроблёной керамики красноватого цвета толщиной от 6 до 10 см. Подготовительным основанием для полов послужил слой мелкого булыжника. В мартирии пол выложен в основном крупным квадратным кирпичом толщиной 3 см со стороной от 40 до 42 см. Реже встречаются узкие прямоугольные и треугольные кирпичи, которые составляют половину формата квадратных .
В восточной части деамбулатория была найдена погребальная стела из светлого мягкого известняка с высеченной греческой надписью из девяти строк, слегка пострадавшей от времени. Текст надписи типичен для христианских эпитафий . Но в начале текста отсутствует крест или иной христианский символ. Дополняя недостающие и исправляя обычные для позднеантичного времени грамматические отступления, текст читается хорошо и смысл его ясен: «… здесь покоится Орест, солдат легионер, в память о нем мы возвели „ойкос“ ». Это простая эпитафия, перешедшая из языческих погребальных надписей в христианские и применялась затем во многих рядовых эпитафиях. Отсутствие в начале надписи христианского символа может указывать на её раннее происхождение и соответствует скорее всего IV веку .
Возможно Орест являлся одним из основателей здешней христианской общины и почитался после смерти как святой. Роль римских легионеров в распространении христианства достаточно известна. По мнению Л. Г. Хрушковой данная церковь могла быть построена в память об Оресте .