Interested Article - Раннехристианские культовые сооружения Абхазии

Раннехристианские культовые сооружения Абхазии − культовые сооружения раннехристианского периода на территории Абхазии , хронологически определённые IV—VIII веками.

Согласно церковной традиции христианизация в западной части Грузии связана с апостольским временем I (апостольским) веком . Проповедниками христианской религии считают Андрея Первозванного , Симона Кананита и Левия Матфея . Священное писание подтверждается письменными упоминаниями историков III—IV веков. Первые церкви Восточного Причерноморья появились в прибрежных римских гарнизонных крепостях. Римские гарнизоны состояли, в большинстве своём, из выходцев Малой Азии — региона, где получили первые распространения христианские идеи. Многие солдаты гарнизонов скорее всего уже были приобщены к идеям новой веры, что могло способствовать формированию среди местного населения христианского мировоззрения. Этому способствовало также переселение в Абхазию христиан, подвергавшихся гонениям в Римской империи . В Абхазии обнаружено 26 памятников архитектуры, относящихся к раннехристианскому периоду .

Храмы

Название Местонахождение объекта
(с севера на юг)
Датировка Краткое описание Изображение
Цандрыпшский храм 43°22′47″ с. ш. 40°04′49″ в. д.
Гагрский район , посёлок городского типа Цандрыпш (Гантиади), ул. Октябрьская
VI век
Трёх апсидная трёх нефная базилика с нартексом и примыкающим к нему портиком . Первые исследования провёл В. А. Леквинадзе, который датировал памятник между 527 и 542 годами. В результате раскопок 1980 года были выявлены ранее неизвестные элементы плана: крещальная купель , гробницы , мраморные декоративные фрагменты, фрагменты греческих надписей. Общий наружный размер храма 27,5×16,8 м. Характерная и необычная черта сооружения — расширенные восточные концы боковых нефов, выполнявшие функции баптистерия и мемориальной часовни. Базилика хорошо сохранилась по сравнению с другими раннехристианскими памятниками Абхазии .
Хашупсинская крепостная церковь 43°25′30″ с. ш. 40°07′18″ в. д.
Гагрский район, в 2 км севернее села Хашупса , по левому берегу северной части каньона реки Хашупса (Хашупсинского каньона)
VI век
(предположительно)
Церковь находится внутри Хашупсинской крепости . Это одноапсидная однонефная небольшая постройка с наружными размерами: 16,2×6,9 м. Её стены сохранились на высоту около полуметра. Полукруглая апсида непосредственно переходит в продольные стены. Перед нефом пристроен небольшой, более узкий, чем неф, вестибюль. Нартекс отсутствует. Сложена церковь из тёсаного камня .
Церковь Абаáта
(Абаатская церковь Ипатия Гангрского ,
Гагрская церковь Покрова Пресвятой Богородицы )
43°19′32″ с. ш. 40°13′25″ в. д.
Гагра , территория крепости Абаата
Рубеж V—VI вв. (или начало VI в.)
(предположительно)
Действующая христианская церковь. Впервые была обследована Ф. Дюбуа де Монпере в 1833 году. В плане храм представлял собой небольшое сооружение с полуциркульной апсидой и двумя боковыми симметричными портиками. Во второй половине XIX века гагрская церковь подверглась реконструкции. В результате чего её облик очень сильно изменился, особенно восточная часть. Новые обмеры и описание были сделаны грузинской исследовательницей М. Дидебулидзе, которая определяет тип церкви как «трёхцерковную базилику» .
Аба-Антская церковь Гудаутский район , северная окраина села Лыхны (местность Аба-Анта)
VII—VIII вв.
Однонефная базилика с гранёной апсидой, двумя симметричными боковыми помещениями и нартексом. Церковь была раскопана и предварительно обследована Л. А. Шервашидзе в 1976 году, и датирована VI—VIII веками. Исследователь Л. Д. Рчеулишвили относит церковь к «трёхцерковной базилике» и датирует её VI веком. В южном боковом помещении обнаружена каменная гробница. По-видимому оно являлось мемориальной часовней. Сохранность базилики плохая .
Раннехристианский культовый архитектурный комплекс 42°59′45″ с. ш. 41°00′58″ в. д.
Сухум , приморская часть территории римской Сухумской крепости
рубеж IV—V вв. (или начало V в.) — 542 год
В единый архитектурный комплекс входят октагональная церковь и примыкающая к ней базилика средних размеров.

Центр комплекса — октогон, окружён восьмигранным обходом . К четырём граням обхода, ориентированным по сторонам света, примыкают дополнительные одинаковые помещения предпрямоугольной формы с бо́льшей внешней стороной. Церковь не имеет апсиды и наличие четырёх помещений («крестов»), создают крестовидную симметричную в плане форму храма. В центре октогона находится купольная экседра , расположенная точно на оси восток—запад. Экседра находит подобные аналогии не на Кавказе и в причерноморском ареале, а в памятниках территорий, значительно отдалённых от Причерноморья — в группе церквей Северной Сирии.

С восточной стороны к октогону примыкала трёхнефная базилика с пятигранной апсидой снаружи и полуциркульной изнутри. К базилике с северной стороны было пристроено дополнительное самостоятельное помещение. Базилика, помещённая в свободное пространство между южной и восточной частями «креста» октогона, создаёт таким образом единый архитектурный комплекс. Пространство между юго-восточной гранью октогона и западной стеной базилики служило своеобразным нартексом базилики и использовалось как мартирий . После перестройки базилика из трёхнефной превратилась в однонефную .

В 542 году, во время войны с персами , византийцы сами уничтожили укрепления Себастополиса и Питиунта .

Драндская крестово-купольная церковь 42°52′27″ с. ш. 41°09′44″ в. д.
Гулрыпшский район , северная окраина села Дранда
VI−VII вв. (предположительно)
Трёхапсидная крестово-купольная церковь. Сводчатые каменные перекрытия способствовали сохранению храма от разрушений и пожаров. Сочетание ротонды и креста своеобразно определяют наружные объёмы и внутреннее пространство. Алтарная часть, кроме центральной апсиды, включает жертвенник и дьяконник . Вдоль стены центральной апсиды располагается синтрон с седалищем в центре. В южном конце нартекса находится крещальная купель . По своим размерам, архитектурному типу и сохранности является памятником единственным в своём роде в Восточном Причерноморье .
Мрамбская базилика 43°00′45″ с. ш. 41°15′15″ в. д.
Гулрыпшский район , село Мрамба
VI−VII вв.
Простая в плане небольшая одно нефная церковь с апсидой , пятигранной снаружи и подковообразной изнутри. Остатки фундаментов были обнаружены в 1981 году Ю. Н. Вороновым и О. Х. Бгажбой. Подобные церкви с простым планом относят к «раннефеодальной» эпохе .

Примечания

Комментарии
  1. Данный объект расположен в Абхазии , являющейся спорной территорией . Согласно административному делению Грузии , спорную территорию занимает Абхазская Автономная Республика . Фактически спорную территорию занимает частично признанное государство Республика Абхазия .
  2. Историческое название крепости не известно.
  3. Особая разновидность базилики, распространённая в Грузии, с возможностью совершать три литургии в день.
Источники
  1. , с. 317, 318.
  2. , с. 137—141.
  3. , с. 185, 186.
  4. . . Дата обращения: 24 января 2021. 19 января 2021 года.
  5. , с. 186—189.
  6. , с. 189—191.
  7. , с. 190—196, 204—207.
  8. , с. 204.
  9. , с. 259—262, 268−270.
  10. , с. 323, 324.

Литература

  • Бердзенишвили Ирма. // Археология и культурная антропология : журнал. — 2010. — С. 317—324 .
  • Хрушкова Л. Г. / под ред. Н. А. Макарова. — М. : Наука, 2002. — 502 с. — ISBN 5-02-022544-4 .
  • Хрушкова Л. Г. // Материалы конференции, посвящённой памяти Алисы Владимировны Банк : сборник. — СПб. : Государственный Эрмитаж, 2017. — С. 190—222 .
Источник —

Same as Раннехристианские культовые сооружения Абхазии