Interested Article - Комбинационизм

Комбинационизм — это такое течение в археологии , которое рассматривает слияние (скрещение) двух или нескольких культур, как механизм возникновения совершенно новой культуры, то есть как шаг эволюции , точнее его замена.

Предпосылки

Наиболее интенсивно идея комбинационизма разрабатывалась в России, где смешение культур шло особенно сильно и где эту идею разрабатывали в конце XIX — начале XX вв. Н. П. Кондаков и М. И. Ростовцев . В Англии во втором десятилетии XX века с аналогичной идеей выступил Дж. Риверс. В историографию данный термин ввел Лев Самуилович Клейн . В языкознании тенденция такого явления, как «комбинационизм» проявилась уже в 70-х годах XIX в. Тогда вместе индоевропейским родословным древом Шлейхера и делением праязыка были выдвинуты теории «географического варьирования языков», автором которой был Гуго Шухардт и «теория волн» Иоганна Адама Эрдмана Шмидт . По Шухардту, единого праязыка не существовало, а изначально была этакая лингвистическая непрерывность диалектических особенностей, а далее эти диалекты стали обособляться. В то же время смешивание языков изначально играло не меньшую роль, чем деление. Иоганн Адам Эрдман Шмидт рисовал похожую картину влияния друг на друга разных очагов возникновения и концентрации разных языковых форм, в свою очередь эти взаимодействия давали начало новым формам. Грациадио Асколи в 80-е годы выдвинул идею, которая гласила о том, что для него новые языковые явления в языке возникали в результате заимствования, освоения чужого языка и воздействия местного языка на тот, который уже существовал. В середине XX века неолингвист Джулиано Бонфанте считает этническое смешение основной причиной лингвистических изменений и в каждом языке видит результаты скрещивания разнородных языков: во французском смешаны латинский с германским, в испанском — латинский с арабским, в чешском — славянский с германским, в русском — славянский с финно-угорским и т. д.

История

В изучении культур та же тенденция развивалась параллельно. «Культурные круги» Ратцеля и Фробениуса более схожи с «кругами волн» И. Шмидта, чем с этносами и языками Шлейхера. Уже позже культурные провинции и культуры показывают характер этнического обособления. Французский психолог Габриель Тард считал, что чаще всего новшества — это «комбинации предыдущих образов», а изобретение можно определить как «логическое совокупление». Фробениус придерживался идеи уподобления культур живым организмам, поэтому он говорит уже о «спаривании» культур и возникновении новых культур в результате такого рода скрещивания. Во втором десятилетии XX века с идеей смешивания культур выступал Риверс. Согласно ему, материальные предметы и их типы могут распространяться в ходе контактов, а язык, религия и социальные структуры в основном взаимодействуют лишь при слиянии народов. Но наиболее интенсивно разрабатывали эту идею в России Никодим Павлович Кондаков и его ученики, делая из этой идеи основу всей концепции развития.

«Комбинационизм» в России

Конец века был примечателен в русской археологии. В 1899 году появились две работы, определившие надолго пути развития отечественной археологии. Одной работой являлась статья А. А. Спицына «Расселение древнерусских племен по археологическим данным», в которой автор по типам височных колец установил границы летописных русских племен. Данная статья, сравнивалась с аналогичной работой Коссинны (о железных наконечниках копий), но она появилась раньше. Вторая работа, занимавшая также важное место в археологии В. А. Городцова «Русская доисторическая керамика». В ней Городцов впервые изложил основные принципы формального анализа не только керамики, но любого археологического материала. Это те принципы, которые легли в основу всех типологических работ русских археологов. Именно тогда Кондаков, которому было уже 55 лет, выступил в Обществе любителей древней письменности и искусства с докладом «О научных задачах истории древнерусского искусства». В этом докладе он заявлял, что древнерусское искусство представляло собой «оригинальный художественный тип, крупное историческое явление, сложившееся в результате работы великорусского племени при содействии целого ряда иноплеменных и восточных народностей». Исследуя происхождение древнерусского искусства, Кондаков установил его отношение к византийскому искусству, влияния Востока на русское искусство, роль кочевнического мира. Воздействие кочевников он трактовал не только как разрушительное. Кочевники оказались также посредниками — они передали России ряд компонентов культуры Востока. Кондаков доказывал, что влияние византийского искусства на русское искусство было не тормозящим и омертвляющим, а сугубо плодотворным. Идея заключалась в том, что смешивание собственных (местных) и чужих форм способно привести к созданию чего-то нового. Эта идея была чужда диффузионизму и знаменовала появление нового течения, которое и названо комбинационизмом. Кондаков выступил с этой концепцией на самом рубеже веков, то есть почти одновременно с Фробениусом и раньше Риверса, а в начале XX века она была подхвачена и развита его учениками Ростовцевым и Фармаковским .Ростовцев показывал это на примере Боспора и Скифии , где иранский элемент сочетался с местным и греческим, а второй ученик, Фармаковский, рассматривал результат сочетания ионийского компонента с восточным в архаической скифской культуре Кавказа.

Последствия

В Англии традицию Риверса продолжил в этом отношении Гордон Чайлд . Он придавал большое значение слиянию восточных и местных европейских компонентов в формировании европейской цивилизации. Чайлд и его коллега по марксистскому толкованию истории знаний биохимик Дж. Д. Бернал излагают развитие науки так : «Из Египта и Месопотамии наука перешла в Грецию, из мусульманской Испании — в Италию эпохи Возрождения, оттуда — в Нидерланды и Францию, а затем — в Шотландию и Англию времен промышленной революции… Многие черты цивилизации могут легко распространяться и действительно легко распространяются. Благодаря купцам и странствующим ремесленникам широко распространились те технические приспособления, которые могут быть изготовлены повсюду, раз известен способ их изготовления, как, например, колесница и перегонный куб….Благодаря бродячим ученым приносившие пользу интеллектуальные идеи — математика, астрономия и, в меньшей степени, алхимия — также были разнесены почти повсеместно и имели тенденцию образовать общую совокупность знаний…». Сын Дж. Бернала, Мартин Бернал, выпустил в 1987 г. книгу «Черная Афина», которая стала очень популярной. В тексте данной книги он объявил «арийскую» модель происхождения европейской цивилизации мифом XVIII века и выдвинул взамен концепцию гибридных египетски-семитско-греческих основ Западной цивилизации .Данная концепция гласила о «гибридизации» культур и языков, а также о сложении «креольских» формирований говорил Майкл Роулэндз в докладе «Чайлд и археология свободы» в 1993 г.

Примечания

  1. Клейн Л. С. 1975. Проблема смены культур в современных археологических теориях. — Вестник Ленинградского Университета, 8:. 95 — 103.
  2. . Дата обращения: 17 января 2016. Архивировано из 25 января 2016 года.
  3. Бернал Дж. Д. 1958. Наука в истории общества. Москва, изд. Иностранной Литературы (пер. с англ. J. D. Bernall. Science in history. London, Watts, 1954)
  4. Rowlands M. 1994. Childe and the archaeology of freedom. — Harris D. R. (ed.). The archaeology of V. Gordon Childe: Contemporary perspectives (Proceedings of the conference held in 1992). London, University College London Press: 35 — 54
Источник —

Same as Комбинационизм