Interested Article - Тозелли, Анжело

Готический зал. Эскиз декорации для Большого театра , 1818
Адмиралтейство , 3-й лист , 1817—1820

Анжело Тозе́лли ( итал. Angelo Toselli , ок. 1765, Болонья 1827 ?, Рим ) — итальянский художник , сценограф и архитектор , мастер ведуты .

Биография

В 1816 был приглашён в Россию дирекцией Императорских театров . Прибыл в Санкт-Петербург в 1816 (в других источниках — в 1817) году. Служил художником-декоратором в Императорских театрах, создавал декорации для балетных постановок Дидло в Большом театре .

В Болонье (Риме?) у Тозелли брал уроки перспективы Орест Кипренский , приехавший в Италию в 1816 году. Зная, что художник едет в Россию, он писал на родину: «Обласкайте его, пожалуйте, он человек хороший».

Работы

Наиболее известное произведение художника — « » ( акварель , гуашь , 0,51 х 6,56 м, Государственный Эрмитаж ). Эта масштабная работа, выполненная в 1817—1820 годах с башни Кунсткамеры , с документальной точностью запечатлела сложившийся к тому времени ансамбль российской столицы и ныне является ценным источником для изучения архитектурной застройки города. Выпущена отдельным альбомом издательством « Художник РСФСР » в 1991 году.

Другая панорама Тозелли, «Сценография Иерусалима и святых мест, окрест его лежащих», выставлялась в парадной анфиладе построенного в 1817—1820 годах дома Лобанова-Ростовского с платой за вход в 5 руб. с человека. Стараясь обогнать конкурентов и привлечь больше публики, художник для своей «косморамы» использовал различные эффекты: так, изображение иерусалимского источника Силуан сопровождалось звуками журчащей воды. Павел Свиньин писал по этому поводу: «Зрелище сие весьма походит на театральную сцену, только несравненно ещё живее».

Литографии Ежова с архитектурных рисунков Тозелли вошли также в издание Г. Филистри «Генеалогическая, хронологическая и синхронистическая таблица Российской истории» (типография Александра Плюшара, Санкт-Петербург, 1819). Литография с рисунка «Вид Казанского собора со стороны Невского проспекта » была включена в альбом «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей» (издателство Императорского общества поощрения художеств , 1821).

Рисунки Анжело Тозелли и рисунки другого итальянца, работавшего в России, Пьетро ди Гонзаго , были использованы при оформлении бетонного фасада здания частного в Берлине (архитекторы С. Э. Чобан и С. О. Кузнецов , 2013).

В театре

Театро Арджентина , Рим
Большой театр , Санкт-Петербург
  • 2 декабря 1818 — «Приключение на охоте», балет в 3-х действиях, постановка Ш. Дидло на музыку К. Кавоса (декорации Тозелли и Кондратьева).
  • 3 ноября 1819 — «Лаура и Генрих, или Трубадур», волшебно-героический балет в 3-х действиях, постановка Ш. Дидло на музыку К. Кавоса (новая декорация к последнему действию, остальные декорации Кондратьева).
  • 1819 — « », большой китайский балет в 4-х действиях, постановка Ш. Дидло на музыку К. Кавоса (декорации Каноппи, Тозелли и Кондратьева).

Примечания

  1. Слонимский Ю. И. Дидло. Вехи творческой биографии. — Л.—М: Искусство, 1958. — 264 с. — 4000 экз.

Ссылки

  • // Биографическая справка в Энциклопедии Санкт-Петербурга
  • , коллекция , Нью-Йорк
  • (итал.)
Источник —

Same as Тозелли, Анжело