Политехнический проезд
- 1 year ago
- 0
- 0
Политехни́ческий музе́й ( Полите́х ) — один из старейших научно-технических музеев мира, расположен в Москве на Новой площади . Образован в 1872 году по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при активном участии профессоров Московского университета Григория Щуровского , Анатолия Богданова и Августа Давидова . В основу фондов легли коллекции Политехнической выставки 1872 года .
Музей был открыт 12 декабря 1872 года в арендованном здании на Пречистенке . Архитектор Николай Шохин разработал планировку собственного здания музея, первый камень фундамента был заложен в 1874 году. 30 мая 1877 года состоялась торжественная церемония открытия здания музея . Строительство ещё двух корпусов растянулось на 30 лет и закончилось только в 1906-м, ещё год заняла отделка .
Всё это время Музей прикладных знаний осуществлял миссию: «Знания из кабинета учёного должны поступать в массы народа и стать его умственным достоянием» . Первые лекции в здании прошли 11 октября 1907 года . После революции , в 1918-м музей передали в ведение специальной коллеги Народного комиссариата просвещения РСФСР под руководством Надежды Крупской и переименовали в Центральный институт политехнических знаний. В 1930-х главной задачей музея стала идеологическая поддержка индустриализации и коллективизации .
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал выставочную деятельность, но ещё работал как пункт противовоздушной обороны и убежище . С 1947 года Политех был под руководством Всесоюзного общества « Знание », там возобновили экскурсии, публичные лекции-демонстрации и консультации, были налажены контакты с зарубежными музеями . В честь столетия Политехнического музея в 1972 году его коллективу присвоили орден орден Трудового Красного Знамени .
В 1991-м Политехнический музей был объявлен особо ценным объектом наследия народов Российской Федерации . Во время нестабильной экономической ситуации в стране музей переживал период стагнации. В 2000 году был создан Попечительский совет Политеха . С 2013 года в историческом здании проходит реставрация, завершение которой планировалось в 2021 году , но было отложено до 2025 года . Выставочная деятельность продолжалась на других площадках, например, ВДНХ и технополисе «Москва» .
На фоне промышленной революции 50-х годов XIX века в Европе стали популярны музеи техники и научных достижений . В течение двадцати лет в Париже , Лондоне , Вене , Берлине и других крупных городах открыли свыше ста подобных заведений. В России идея создания Политехнического музея сформировалась в эпоху реформ Александра II под влиянием зарождающегося отечественного капитализма . В 1864 году по инициативе профессоров Григория Щуровского , Анатолия Богданова и Августа Давидова при Московском университете учредили Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии . Сообщество помогало развивать науку и распространять естественно-научные знания. Члены общества снаряжали экспедиции, создавали лаборатории, организовывали лекции, вели издательскую деятельность. В частности, выпустили 130 томов « Известий » — летопись российской науки. Но организация не имела постоянной базы, где могла бы развернуть масштабную просветительскую работу .
Летом 1868 года Анатолий Богданов предложил организовать в Москве выставку прикладного естествознания. Предполагалось, что она будет скромной из-за недостатка финансирования, а собранные экспонаты по завершении распределят между Зоологическим , Минералогическим и Ботаническим кабинетами Московского университета . Но Министерство государственных имуществ выделило на организацию мероприятия 2000 рублей и предоставило под выставочное пространство около 20 гектаров, протянувшиеся от Манежа , через Александровский сад , по набережной Москвы-реки от Кремля до Москворецкого моста . В мае 1870 года на заседании Московской общей думы Богданов поднял вопрос о создании Всероссийского промышленного музея, куда направили бы экспонаты после окончания мероприятия .
При обществе создали специальный комитет для устройства Политехнической выставки, запланированной на 1872 год . Участники выставки должны были представить образовательные экспонаты, которые демонстрировали в действии научные законы и производственные процессы. Например, в техническом отделе соорудили действовавший маслобойный завод, представляли образцы масел, семян и контрольные приборы . Инженер-изобретатель Владимир Чиколев впервые представил российской публике электрифицированную швейную машинку . Всего устроили 24 тематических отдела, среди которых были Геолого-минералогический и горнозаводский, Технический, Мануфактурный, Почтовый, Телеграфный, Прикладной физики, Гидравлический и другие. На выставке было представлено 10 000 отечественных и порядка 2000 зарубежных экспонатов .
Открытие выставки приурочили к празднованию 200-летия со дня рождения Петра I . Во время подготовки проложили первую в Москве конную рельсовую дорогу . За три месяца работы экспозицию посетило 750 тысяч человек, что, по данным переписи населения 1871 года , превышало общее количество горожан примерно на 150 тысяч человек . Церемония закрытия выставки состоялась 1 сентября 1872 года у ботика Петра I в Морском отделе .
26 апреля 1871 года вышел указ императора Александра II об учреждении Музея прикладных знаний. 23 сентября 1872 года Александр II учредил Кабинет для устройства Музея прикладных знаний и управления им . Почётным председателем комитета стал великий князь Константин Николаевич . Также в его состав вошли московский городской голова Иван Лямин , министр финансов Михаил Рейтерн , профессор Анатолий Богданов, директор Императорского технического училища Виктор Делла-Вос , ректор Московского университета Сергей Соловьёв , председатель Московского архитектурного общества Николай Шохин и другие общественные деятели. Непосредственным руководителем комиссии до 1884-го являлся геолог Григорий Щуровский , позднее — А. Д. Наумов, в 1895—1919 годах — Владимир Голицын .
Открытие Музея прикладных знаний в арендованном доме командора Московского речного яхт-клуба на Пречистенке состоялось 12 декабря 1872 года . На торжественном мероприятии профессор геологии Григорий Щуровский отметил значимость этого события:
Во всех образованных государствах существование публичных музеев считается делом настолько важным, что эти государства жертвуют для них значительные материальные средства и смотрят на эти учреждения как на драгоценные хранилища наглядных результатов прошедшей и современной деятельности ума человеческого, которые, следовательно, должны заключать в себе в значительной степени образовательную силу. Не подлежит сомнению, что такого рода учреждения действуют весьма благодетельно и на возвышение нравственных его качеств, так как эти последние находятся в тесной связи с умственной культурой человека .
Общество любителей естествознания планировало сделать музей крупнейшим научным и просветительским центром России. Григорий Щуровской так описывал замысел: «Знания из кабинета учёного должны поступать в массы народа и стать его умственным достоянием» . Профессор Иван Архипов полагал, что музей должен стимулировать русских промышленников к развитию отечественной индустрии, выступать посредником между «производственниками» и широкой общественностью .
Помещения, занимаемые музеем, не соответствовали его нуждам, экспонаты не помещались в комнатах, поэтому их часть хранилась в подвалах . Ещё до открытия экспозиции в доме на Пречистенке Комитет музея начал искать участок под собственное здание. Рассматривались площади на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке , в университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади . В итоге Городская дума выделила под строительство участок площадью 2504 квадратные сажени (примерно 1,13 гектара) вдоль стены Китай-города , между Лубянской площадью и Ильинскими воротами . Профессор Богданов предлагал разделить музейный фонд на две независимые части: коллекцию промышленных экспонатов поместить в новое здание, а естественно-историческую выставку вынести в павильоны Александровского сада, где под составленный архитектурный проект выделили участок . Музей 12 лет спонсировал содержание этой части парка, но от задумки пришлось отказаться из-за нехватки средств — эту территорию вернули Дворцовому ведомству в 1897 году .
|
Комитет поручил архитектору Николаю Шохину разработать планировку музея, но одновременно попросил иностранных архитекторов изложить своё видение. Так, эскизы музея представили создатель павильонов Всемирной выставки 1867 года Э. Трел и архитектор Художественно-промышленного музея в Вене Генрих фон Ферстель . В жюри проектировочных проектов вошли художники и архитекторы Иосиф Каминский , Пётр Зыков , Василий Карнеев , Пётр Кампиони , Владимир Соколов , Август Вебер , Александр Обер , Сергей Дмитриев , Александр Попов . В декабре 1874-го комитет утвердил подготовленный Шохиным план здания. По традиции того времени, оформлением фасадов занимался другой архитектор. Жюри объявило открытый конкурс, в котором победил Иероним Китнер с проектом под названием «Не богато ли?». Но позднее почётный председатель комиссии великий князь Константин Николаевич решил, что эскизам Китнера не хватает национального колорита и утвердил фасад архитектора Ипполита Монигетти в русско-византийском стиле с оригинальными орнаментами, пилястрами и балконами . Проектные чертежи главного входа и лестницы разработал Александр Каминский .
Смета на возведение и оформление фасада всего здания составляла 1,5 миллиона рублей. Но Московская городская дума выделила в 1871 году всего 500 тысяч. Даже вместе с вырученными от Политехнической выставки средствами, суммы хватало только на строительство центральной части комплекса. Комиссия переработала архитектурный проект, отказавшись в целях экономии от портика главного подъезда и башни . 9 мая 1874 года был заложен первый камень фундамента. Возведение здания продлилось три года под руководством архитектора Николая Шохина, использовавшего собственную инновационную систему перекрытий . 30 мая 1877 года состоялась торжественная церемония открытия здания музея , на которой среди прочих присутствовал критик Владимир Стасов , который отмечал следующее:
Прекрасен фасад Политехнического музея в Москве, построенный по проекту Монигетти и Никонова в русском стиле XVII века . Это пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности .
Отстроенная центральная часть здания не могла вместить всю коллекцию музея. Несмотря на это, возведение северного и южного крыльев отложили из-за смерти архитектора Монигетти и недостатка финансирования . Чтобы продолжить строительство, комитет был вынужден заключить сделку с частными предпринимателями: они получали в долгосрочную аренду нижний и подвальные помещения со стороны Ильинского сквера. В 1886-м задумку Монигетти переработал инженер И. А. Сытенко при помощи архитекторов Николая Шохина и Августа Вебера . Они переоформили фасад в русском стиле , сделав его гораздо скромнее центральной части. Композиционные элементы вытянули по горизонтали, сместив уровень этажей.
Церемония закладки правого, южного крыла состоялась 30 мая 1887 года . Инженеры И. А. Сытенко и В. А. Бабин предусмотрели эксплуатацию и размещение товарищества « Лубянско-Ильинские торговые помещения » в нижнем и цокольных этажах, а также в верхнем антресольном этаже, согласно заключённым договорам на аренду сроком на 30 лет. Строительство второй очереди музея продолжалось почти десять лет, до 1896 года, при участии архитекторов И. П. Машкова , С. Н. Тихомирова, Ф. О. Шехтеля .
К возведению левого, северного крыла приступили только в 1903 году при схожих обстоятельствах: застройщики получали часть здания под коммерческие нужды в аренду на 36 лет. Третий этаж спроектировали под залы музея и аудиторию на тысячу человек . Автором концепции был директор инженерно-архитектурного музея Александр Семёнов при участии архитекторов И. П. Машкова, З. И. Иванова и Н. А. Алексеева . Кроме Большой аудитории на третьем этаже устроили две изолированные малые аудитории на 200 человек, химическую и физическую лаборатории, на последнем ярусе разместили метеорологическую станцию , а в стеклянном фонаре на крыше — теплицу. Строительством руководили архитекторы и инженеры В. И. Ерамишанцев, Владимир Воейков . Проектные чертежи разработал инженер Георгий Макаев , по его инициативе рабочие использовали технологически новое каркасное строительство и блочные перекрытия из цементных плит . Макаеву также приписывают эскизы сохранившейся фрески - триптиха «Аллегория хозяйственного труда» на фасаде северного крыла. Вероятно, в создании живописи участвовал художник Илья Машков .
Строительство приостанавливали на время вспыхнувшего в Москве восстания рабочих , митинги проходили прямо у стен здания. В 1905 году весь музейный комплекс пострадал от пожара, завершение его западного фасада было восстановлено только к 1912-му . Возведение аудиторного корпуса завершилось в 1906-м. Но отделка помещений заняла ещё около года, поэтому первые лекции в здании прошли 11 октября 1907 года . В общей сложности возведение комплекса заняло около 30 лет, три четверти ансамбля было построено на частные инвестиции .
Музейная экспозиция состояла из девяти разделов техническо-промышленной и прикладной направленности. Вплоть до 1927 года в музее действовали технический отдел с механическим, технологическим и горнозаводским подразделами, сельскохозяйственный , отдел прикладной зоологии, прикладной физики , архитектурный , учебный, отдел торгового мореходства и почтовой техники . Целью музея была популяризация технических и научных достижений, а также просвещение малообразованных слоёв населения. Члены Императорского общества формировали коллекции, отражающие достижения и новинки научно-технической и естественной сфер знаний . Основным источником новых экспонатов стали отечественные и зарубежные выставки, источниками финансирования — научные общества и частные инвесторы. Кроме того, часть сотрудников работала бесплатно .
Руководителями отделов и научных лабораторий музея в разное время числились профессора Алексей Владимирский , Климент Тимирязев , Александр Столетов , физик Пётр Лебедев , естествоиспытатель Николай Жуковский и другие. После студенческих волнений 1911-го и погрома в Московском университете часть его учёного состава перешла на службу в Музей прикладных знаний, среди них были Владимир Вернадский , Николай Умов , Николай Зелинский , Сергей Чаплыгин . По их инициативе в публичных аудиториях музея проводили платные курсы, средства от которых поступали в фонд музея. В разное время лекции читали астроном Фёдор Бредихин , математик Август Давыдов , физик Алексей Владимирский , химик Александр Колли , Григорий Щуровский и другие .
Основная экспозиция была открыта для всех желающих, а по четвергам, пятницам, воскресеньям и в праздничные дни вход был бесплатным на все мероприятия музея. Для увеличенного потока посетителей в выходные организовали дополнительные объяснения коллекций, публичные чтения и курсы лекций по физике, прикладной зоологии, товароведению, молочному делу и другим предметам . Бесплатные народные чтения пользовались большой популярностью: всего с 1877 по 1914 год в музее провели около двух тысяч лекториев . Мероприятия, на которых часто устраивали научные опыты, привлекали в музей посетителей из разных слоёв общества: слушательниц женских курсов, подмастерьев, фабричных рабочих, кадетов, студентов и прочих. В. А. Вагнер, один из экскурсоводов музея, вспоминал:
По воскресеньям в музей валила толпа прямо с базара, который раскинулся тут же у Никольских ворот: публика в чуйках и платочках — словом, такая, которая до того времени ни о каких музеях не слыхала, — настоящая московская улица. А ведь как слушали, как интересовались!
Помимо этого в стенах музея проходили регулярные заседания Общества по распространению полезных книг, Высших женских курсов, Московского общества сельского хозяйства и Московского медицинского общества, курсы Общества воспитательниц и учительниц, классы технического рисования, съезды земских врачей и учителей, занятия частных общеобразовательных учреждений, таких как Высшие женские курсы В. И. Герье . По данным только 1878 года в музее проводили регулярные собрания 12 учёных обществ, благодаря чему музей получил статус городского центра научной деятельности .
Данные по количеству посещений в этот период разнятся. По одним сведениям, в 1873 году его посетило 12 552 человека, в 1913-м — 156 000 . Историк А. И. Анисимов указывает, что в 1872 году в музее побывало 1828 посетителей, а в 1914-м — 133 409 . Также существуют данные, что в первый год после строительства нового здания на Лубянской площади комплекс осмотрели более 270 000 посетителей. Всего за первые 13 лет существования музея экспозицию увидели 1 360 260 человек . По свидетельству профессора Гургена Григоряна, занимавшего пост генерального директора музея в 1992—2010 годах, в общей сложности с момента основания до 1915-го на лекциях и мероприятиях музея побывало более пяти миллионов слушателей, около 90 % из них бесплатно, около 10 % составляли учащиеся из Москвы и других населённых пунктов .
Во время Первой мировой войны в здании музея обустроили госпиталь с лазаретом на 60 коек, обслуживающим до 400 тысяч человек в год. В здании работал рентгенологический кабинет , которым также пользовались другие московские больницы. В 1915-м коллектив музея присоединился к Красному Кресту Никольской Общины и стал готовить для наборы с бельём, одеждой, мылом и полотенцами, табаком и продуктами. При этом музей продолжал работать: для раненых проводили экскурсии, устраивали благотворительные музыкальные и литературные вечера . В этот период в музее выступал писатель Иван Бунин , доходы направляли в фонд помощи жертвам войны .
Во время революционных событий 1917 года музей стал важной общественно-политической площадкой: в аудиториях проводили агитации и митинги, в здании работал Московский городской совет . Считается, что именно в Большой аудитории торжественно провозгласили победу советской власти в Москве . В 1918-м Политехнический музей передали в ведение специальной коллегии Народного комиссариата просвещения РСФСР под руководством Надежды Крупской . Руководство рассматривало музей как площадку для демонстрации достижений новой власти «в рамках борьбы за техническую грамотность населения и кампании по подъёму трудового энтузиазма». Правительство с 1917 по 1924 год издало более 30 распорядительных актов, регулирующих работу музея . Всё это время здание продолжали использовать как площадку для пленумов Московского Совета и митингов трудящихся, где неоднократно выступали Владимир Ленин , Феликс Дзержинский .
В июне 1919 года музей переименовали в Центральный институт политехнических знаний . Главной его деятельностью осталось распространение естественнонаучных знаний, знакомство населения с достижениями науки и проведение научных исследований. В это время Политехнический музей стал центром краеведческого движения : в конце 1921-го в Большом зале прошла I Всероссийская конференция по краеведению, после которой направление набрало популярность, и по всей стране было устроено 285 краеведческих музеев. В этом же году в лектории музея обсуждали план электрификации страны , возобновили открытые научно-популярные лекции для трудящихся .
В честь пятидесятилетнего юбилея в 1922 году музей переименовали в Российский государственный политехнический музей , само учреждение национализировали . Через год его передали в ведение Главного управления науки под руководством Фёдора Петрова . При нём здание полностью , что позволило проводить вечерние лекции. К 1925 году посещаемость музея удвоилась, площадь экспозиции возросла до 11 000 м² . Там впервые провели ряд государственных технических выставок: Всесоюзную светотехническую выставку (1917), Всесоюзную радиовыставку (1925), выставку Харьковского физико-технического института (1932), представляющую успехи в расщеплении ядра атома . К тому времени помещения музея уже требовали ремонта: была повреждена отопительная система, текла крыша . Политех хоть и был фактически единственным в стране центром просвещения в технологической сфере, но его фонды не поспевали за темпами технического прогресса. В 1929—1931 годах прошла реорганизация музея . Выставку разделили на 22 отдела по трём направлениям: общему, фабрично-заводскому и сельскохозяйственному (тематически близкая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была организована только в конце десятилетия). Появились разделы «Эпопея „ Челюскина “» , «Станки и инструменты», «Энергетика», «Химия», « Лёгкая промышленность », «Рентгенотехника», «Кинофотопромышленность» и другие . Основу экспозиции составили индустриальные достижения первой пятилетки , количество выставленной дореволюционной техники сократили . К концу десятилетия музей разработал передвижные выставки для экспонирования в парках . Лаборатории музея прекратили исследовательскую деятельность и были перепрофилированы в центры повышения квалификации рабочих .
Несмотря на реструктуризацию, Комиссия по чистке аппарата отмечала в отчёте за 1931 год, что Политехнический музей оставался «отставшим от революции культурным участком», а «научные ценности музея не поставлены на службу пролетарского государства в борьбе за новый общественно-политический строй». После этого во главе музея стал партийный деятель Яков Юровский .
В 1932 году правительство рассматривало проект «Дворца техники» авторства Николая Бухарина — многопрофильного музейно-выставочного центра, где молодёжь могла бы получить техническое образование. Здание предлагалось возвести на левом берегу Москвы-реки напротив Центрального парка культуры и отдыха . Чтобы собрать музейный фонд, к XVII съезду ВКП(б) 1934 года устроили выставку «Наши достижения»: на площади около 20 000 м² демонстрировали заслуги советских учёных и инженеров, там были автомобиль ГАЗ , участвовавший в Каракумском пробеге , кабины стратостата СССР-1 , модели блюминга , паровозов ИС и ФД , самолётов, шлюзы Беломорско-Балтийского канала и Днепростроя , шаропоезд Ярмольчука и многое другое . Выставка просуществовала около года и пользовалась большим успехом, за это время её посетило около двух миллионов человек. Однако по решению Политбюро , работы по созданию «Дворца техники» прекратили в 1935-м, а собранные архивы и экспонаты через четыре года передали Политеху .
С первых дней Великой Отечественной войны в музее действовали круглосуточный пункт противовоздушной обороны и два убежища на 250 человек . Во время бомбардировок Москвы 1941 года один из снарядов попал в здание Политехнического музея, уничтожив часть коллекции. Сохранившиеся экспонаты разместили в других залах или эвакуировали из города. До мая 1943-го музей был закрыт, сотрудники же продолжали устраивать временные передвижные выставки военно-оборонной тематики, например, «Экономия топлива», «Экономия электроэнергии», «Металлолом — на службу обороны страны», «Героический тыл в помощь фронту» . В здании музея действовали курсы по подготовке шофёров и радистов, временная экспозиция знакомила с методами противотанковой обороны . После окончания войны музею остро не хватало квалифицированных кадров и современной техники. Некоторые источники говорят, что из эвакуации вернулась только часть коллекций. Так, из Казахстана , куда отправляли на временное хранение отдел меховой промышленности, прислали записку с сообщением, что экспонаты были использованы зимой «по назначению» .
В 1947 году Политехнический музей передали под руководство Всесоюзного общества « Знание », созданного по инициативе группы общественных деятелей во главе с президентом Академии наук СССР Сергеем Вавиловым . В Политехе снова запустили экскурсии, лекции-демонстрации и консультации, организовывали ряд выставок: «Электропромышленность СССР» (1947), «Промышленность средств связи» (1948), «Изобретательство и рационализация в лёгкой промышленности» (1949), «Социалистический учёт» (1949—1951), «Приборостроение» (с 1949) . Экспозицию перестроили с ориентацией на учебный процесс школ и вузов, открыли ряд новых залов: «Пластические массы», « Гидротехническое строительство в СССР» и другие. На выставке появились новые науки: кибернетика , квантовая механика , атомная физика . Политех стал одной из площадок для Всесоюзной выставки технического творчества пионеров и школьников, которая проводилась с 1955 года. К этому моменту в музее действовало 50 демонстрационных залов и кабинетов, где было собрано более 20 000 экспонатов .
В начале 1970-х годов экспозицию снова обновили. Сотрудники оформили зал химии полимеров , отделы космонавтики и автоматики, устроили центр борьбы за качество и надёжность промышленных изделий . Одновременно они продолжали просветительскую работу: за 1966—1971 годы учёные провели 247 выездных лекций и 157 выставок . Политехнический музей сотрудничал с 48 музеями из 24 стран мира . В разное время в его здании представляли научно-технические выставки музеи Чехословакии , ГДР , Польши , Венгрии .
В честь столетия Политехнического музея в 1972 году его коллективу присвоили орден Трудового Красного Знамени . На юбилейной выставке представили подлинные печатные издания середины XIX и начала XX века , выпустили коллекционные конверты и марки . В 1970-х годах Политех вошёл в состав Международного совета музеев при ЮНЕСКО .
В 1987 г. руководство приняло новую рабочую концепцию, направленную на развитие всех форм музейной работы. К примеру, музей выступил одним из сооснователей Ассоциации научно-технических музеев Российского комитета ИКОМ, став базой для её научной и методической работы .
В 1991 году указом президента Бориса Ельцина Политехнический музей был признан федеральной собственностью и особо ценным объектом национального наследия , через год его перевели на баланс Министерства культуры . В конце 1990-х годов он вошёл в список вновь выявленных объектов культурного наследия . Но одновременно государственное финансирование музея сильно сократилось из-за нестабильной экономической ситуации в стране, поэтому организация была вынуждена начать коммерческую деятельность. Музей стал соучредителем Товарно-сырьевой биржи, вступил в партнёрские отношения с Военно-промышленной инвестиционной компанией, благодаря этому музей смог пополнить фондохранилище . В 2000 году был создан Попечительский совет организации, его первым председателем стал член правительства РФ Илья Клебанов . С 2009-го в состав совета входит политик Анатолий Чубайс .
В 2011 году в здании Политехнического музея открылся Музей анимационного кино , созданный бывшими сотрудниками студии Союзмультфильм .
Собрание музея насчитывает (по состоянию на 2020 год) более 200 000 предметов в 150 тематических коллекциях. Экспозиция, на 2004 год, занимала 65 залов общей площадью 10 500 м² . Ежегодно её посещало около 450 000 человек . Приоритетным направлением этого периода стало привлечение молодёжи и реализация программ для детей и школьников . Одним из новых форматов работы с аудиторией стала организация открытых показов научно-популярных фильмов. Осенью 2011 г. Политехнический музей при поддержке Министерства культуры стал инициатором и главной площадкой первого фестиваля научного кино «360 градусов» . К 130-летию комплекса, совпадающему с 550-летием со дня рождения Леонардо да Винчи , в музее организовали выставку «Мир Леонардо», где среди прочего представили его механизм, доказывающий невозможность создания вечного двигателя .
В 2023 году планируется открытие филиала в Туле , в здании бывшего кинотеатра «Центральный». Территория позволит создать отдельные пространства для мероприятий, кинопоказов, конференций, временных экспозиций. Музей будет ориентирован на региональную повестку, взяв за основу стратегию развития Тульской области и её приоритетные направления, местную промышленность .
В апреле 2004 года здание Политехнического музея пострадало от крупного пожара. Возгорание удалось погасить за несколько часов, но пламя повредило два этажа комплекса, а пожарные залили водой бо́льшую часть экспонатов .
Последующее десятилетие в музее проводили архитектурные исследования, чтобы выявить зоны, находящиеся в непригодном техническом состоянии, фундамент комплекса за всё время просел неравномерно . В здании не было центрального отопления и системы вентиляции . В 2007 г. генеральный директор Гурген Григорьевич Григорян признал, что музей «исчерпал материальные ресурсы развития»: его инфраструктура и экспозиция устарели, часть экспонатов не работала, для крупногабаритной техники и ремонтной мастерской требовалось создание филиала, но людей и ресурсов не хватало; Политех был единственным в Москве музеем, чьи коллекции глобально не обновили за прошедшие 70 лет . В 2009 г. Министерство культуры и Росимущество повысили стоимость аренды коммерческих помещений в здании, что привело к оттоку арендаторов и сокращению финансовых поступлений в бюджет музея .
В апреле 2010 года президент Д. Медведев поручил правительству разработать на базе Политеха концепцию Музея науки . Изначально на реализацию проекта выделили 7,6 миллиарда рублей, а работы планировали закончить через шесть лет. Попечительский совет музея помог дополнительно собрать около 60 миллионов долларов частных инвестиций. Совет возглавил заместитель председателя правительства Игорь Шувалов , помимо него в состав вошли бывший руководитель администрации президента Александр Волошин , президент фонда « Сколково » Виктор Вексельберг , заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович . Ежегодно совет выделяет финансирование на работу музея, так только в 2018 году Политеху предоставили 250 млн рублей .
На основании приказа Министерства культуры компания « Роснано » учредила Фонд развития Политехнического музея . В 2010 году фонд организовал международный конкурс на новую концепцию Центра инженерных искусств и технологий «Политехнический музей» . В требованиях значились реконструкция внутренних дворов и устройство общественных пространств (рабочие название «Город инноваций» и «Площадь инноваций»), создание учебного кампуса и библиотеки, увеличение выставочных площадей, реконструкция и модернизация старого здания. Консультировать жюри пригласили архитектурный институт « Стрелка » . Победителем конкурса стала британская компания , которая предложила идею «концептуальной демонстрации», начинающейся с исторических артефактов и заканчивающейся современными виртуальными пространствами. Проектировщики выделили три основных раздела: энергия, материя и информация .
Предстоящая реновация вызвала резонанс в научном сообществе: высказывались опасения за сохранность коллекций и грамотный подход к организации новых экспозиций, о значительном влиянии госкорпорации «Роснано» на новый вид музея . По словам Гургена Григоряна, в 2010-м возникли разногласия между Фондом развития Политеха и руководством музея на тему стратегии развития. В 2010-м Григорян перешёл на пост научного сотрудника, а директором музея назначили бывшего министра науки и технической политики России Бориса Салтыкова .
Весной 2011 года Политехнический музей выставил архитектурные проекты реновации здания, из четырнадцати представленных работ отметили концепции японца
и американца . Попечительский совет попросил двух финалистов доработать проекты, победителем стала концепция Исигами. Архитектор предложил окружить здание «Музейным парком», который проходит через подземный уровень и соединяет зелёные зоны Лубянской площади и Ильинского сквера . Исигами предложил покрыть внутренние дворы сверхтонким прозрачным материалом, ранее не применявшимся в России. Пространство Южного двора отводилось под детский музей, а Северный — под площадку для научных и иных публичных мероприятий .В июле 2013 года Борис Салтыков перешёл на должность президента Политеха . Музей возглавила Юлия Шахновская, до этого в качестве директора Фонда развития и поддержки искусства «Айрис» она запускала музей современного искусства «Гараж» , а после руководила Фондом развития Политеха .
Юлия Шахновская была директором до 14 декабря 2020 года. 15 декабря 2020 года директором Политехнического музея в Москве назначена Елена Проничева, которая с 2013 года по 2020 год была Исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности . .
В 2023 году Проничева перешла на работу в Третьяковскую галерею . Новым директором стал , до этого занимавший пост помощника президента НИЦ « Курчатовский институт » . Вскоре после этого новым президентом музея стал глава Курчатовского института Михаил Ковальчук .
|
Комплекс на Новой площади закрыли для посетителей 10 января 2013 года. Следующие три года в здании проводили противоаварийные работы: разобрали ненесущие конструкции, усилили перекрытия, установили сваи, на которые перераспределили нагрузку. Строители извлекли 30 000 м³ грунта, объединили фундамент трёх корпусов в один, ликвидировав трещины и разницу высот, укрепили 364 опорных пилона и другие несущие конструкции .
Проект реновации предполагал разделение комплекса на две функциональные зоны: «Музей-парк» (сейчас это Музейный парк) и «Классический музей» (само здание). По задумке архитектора, часть экспозиции должна была занять в том числе чердачные помещения и новый двухъярусный подвал. Строителям удалось за счёт открытия подвальных этажей и переноса инженерных коммуникаций увеличить полезную площадь на 15 300 м² . Реконструкции подверглись Большая аудитория, фойе лектория, галереи, лаборатории . Всего образовательные площадки должны занять 10 тысяч квадратных метров .
Реставраторы предусмотрели возвращение исторической анфиладной планировки, восстановление кирпичной кладки, оконных и дверных проёмов, изразцовых печей, воссоздание лепных карнизов, внутренней штукатурной облицовки, ремонт металлического декора. В Большой аудитории отремонтировали акустическую систему и сохранившуюся раму светового фонаря , воссоздали дубовый паркет . При этом здание получило несколько лифтов, инфраструктуру для маломобильных граждан, новые инженерные системы, обеспечивающие микроклимат .
Однако реновация не проходила гладко. По данным Счётной палаты , к 2017 году было выполнено не больше 37 % запланированных работ. Проверки выявили проблемы с организацией госзакупок , задолженности у генерального подрядчика «Политехинжиниринга» — он был отстранён от работ, а музей выплатил 400 000 рублей штрафа за его нарушения . Чтобы уложиться в запланированный срок, последующие работы в здании музея ведутся круглосуточно . Реставраторы восстановили интерьеры лестничных клеток, расчистили штукатурку и подобрали декоративный камень и метлахскую напольную плитку по цвету к сохранившимся элементам, по фотографиям воссоздали утраченную лепнину. В общей сложности с нуля воссоздали примерно 40 % декора. В помещениях, использовавшихся как торговые, под 20—25 слоями краски обнаружили первоначальную облицовку: гипсовую штукатурку со специальной пропиткой, внешне делающей её похожей на мрамор .
Мы попытаемся сохранить всё, что мы можем сохранить. Например, мы очень долго и мучительно пытались сохранить весь кирпич. Но некоторые кирпичи просто рассыпались на глазах. Или, например, мы точно сохраняем все конструктивные особенности – перекрытия, своды, колонны и т. д., но есть такие места, где вообще ничего не осталось и стена рассыпается, когда её трогают. Для таких мест архитекторы вместе с реставраторами придумывают другие решения . директор Юлия Шахновская
В августе 2019-го с Политехнического музея сняли леса, а в сентябре посетителям открыли площадку «Музейный парк» — пешеходную зону на уровне подвального яруса музея, объединяющую сквер Соловецкого камня с площадью у памятника героям Плевны . Уличная галерея находится на четыре метра ниже тротуара, она покрыта гранитной брусчаткой с автоматическим подогревом . Центром общественного пространства стал амфитеатр, обустроенный на месте Политехнического проезда, где планируется проводить общественные мероприятия . Сразу после открытия амфитеатр стал одной из площадок фестиваля « Круг Света » .
Окончание реконструкции изначально было запланировано на 12 декабря 2020 года — день рождения музея. При этом уже в 2019-м сотрудники запустили экскурсионную программу по музейному парку и части здания, где велись реставрационные работы . Общая стоимость реконструкции превысила 13,4 миллиардов рублей .
Первоначально в бюджете было 9,8 млрд руб., а стало 13,4 млрд. Но это на весь проект. А 7 млрд и 11 млрд – это стоимость госконтракта на стройку. За его пределами есть ещё расходы: проектные, мониторинг, исследования, разного рода сопровождающие мероприятия, в том числе подключения и т. д. Это всё музей делает сам, поэтому внутри проекта есть деньги, не покрытые государственным контрактом на реконструкцию . директор Юлия Шахновская
В ноябре 2013-го руководство Политеха совместно с МГУ имени Ломоносова и институтом «Стрелка» приступили к созданию музейно-просветительского центра на новой территории университета на Воробьёвых горах . Комплекс должен стать новой постоянной площадкой для библиотеки, а также ряда других творческих пространств Политеха . В конкурсе архитектурных проектов победили компания Massimiliano Fuksas Architettо и российская мастерская SPEECH, предложившие концепцию асимметричного двухэтажного здания, декорированного медью и платиной .
Работа по подготовке главного здания к реконструкции в 2011—2012 годах включала и перевоз музейного фонда во временное хранилище на территории центра « Технополис. Москва ». Политехническую библиотеку вывезли туда же, в специально подготовленные помещения, предназначенные для хранения редкого фонда. Доступ читателям открыли к январю 2014-го , а в ноябре запустили экскурсии по Открытому фонду . Лекторий Политеха и площадка детских программ расположились в обновлённом ДК ЗИЛ .
Под руководством архитектора Вячеслава Олтаржевского был сделан ремонт павильона « Транспорт СССР (Земледелие) » (№ 26) на ВДНХ , где в апреле 2014-го запустили временную выставку Политеха «Россия делает сама» . Проект включал семь разделов: «Аналоги природы», «Иллюзии», «За пределами Земли», «Новый антропогенез », «Радио+», «Энергия плазмы» и «Энергия ядра», где рассказывалось о развитии отечественной научной мысли в контексте мирового технического прогресса . Каждый блок был сформирован вокруг центрального музейного экспоната: действующей модели искусственной молнии, голографического стола, экзоскелета и другого . Особый объект выставки — первый советский робот-экскурсовод «Сепулька», признанный неофициальным символом Политехнического музея. Робот изготовлен в 1962 году, в высоту он 1,7 метра и весит 49 кг, имеет встроенный динамик и микрофон . В 2017 году экспозицию обновили и дополнили интерактивным экспонатом «Солярис», демонстрирующим мыслительную активность человека. Всего пространство включало 170 предметов на площади более двух тысяч квадратных метров . Параллельно в павильоне проходили короткие выставки, например, « Сикорский : крылья будущего», в 2015 году получивший диплом архитектурного конкурса « Золотое сечение ». А с декабря 2019-го до закрытия выставки РДС и сдачи павильона в марте 2020-го работала выставка « Руссо-Балт . Первый. Легендарный» про историю конструирования дореволюционных российских машин . Экспозиция «Россия делает сама» проработала шесть лет (с 2014 по 2020 год) и закрылась 1 марта 2020 года. Таким образом, с тех пор музей как площадка функционирует только на территории «Технополис. Москва» .
В 2015 г. музей запустил школьную программу «Университет детей» для средних классов, где учёные работают с детьми и помогают им развить критическое мышление, в феврале 2016-го программа стартовала в Санкт-Петербурге . С 2010 года Политех ежегодно проводит международный фестиваль документального кино о науке и технологиях 360° .
Политех совместно с Издательством Яндекса запустил в 2017 году платформу «Большой музей». Изначальная идея была похожа на конструктор сайтов: другие российские музеи и просветительские организации могли создать с её помощью официальный сайт и приложение, мультимедийные туры и галереи . Первыми пользователями платформы стали Третьяковская галерея , Московская биеннале современного искусства , Петербургская филармония имени Шостаковича и Музей истории ГУЛАГа . В конце 2019 года проект расширили, запустив одноимённое просветительское медиа в сфере культуры .
В ноябре 2023-го в рамках проекта Минкульта «по созданию детских центров на базе музеев новых регионов» Политехнический музей стал куратором типовых детских центров в музеях ДНР и открыл детский центр в Макеевском художественно-краеведческом музее .
|
Первыми экспонатами музея стали предметы Политехнической выставки 1872 года, в то время начали высказывать идеи о формировании постоянной коллекции . Историк Сергей Соловьёв предлагал экспонировать предметы, отражающие историю российских технологий со времён Петра I. Но Кабинет для устройства Музея прикладных знаний решил разделить коллекции на два основных вида: представляющие технологии и фундаментальные знания через их прикладные применения. В 1880 году музей опубликовал краткий указатель коллекций по 11 отделам. А в период с 1984 по 2011 год сотрудники Политеха составили около 1500 научных описаний музейных предметов .
С момента основания собрание неуклонно росло, увеличившись за 50 лет более чем в 10 раз. В 2011-м коллекция насчитывала 192 000 единиц хранения. Из них вещевой фонд включал около 65 000 предметов, изобразительный — более 65 500, письменный — более 58 500. К 2017-му общее число экспонатов превысило 230 000 .
Коллекции разделены на тематические отделы, позволяющие представить основные этапы развития практически всех областей научно-технического прогресса: авиацию, автоматику и вычислительную технику, горное дело (включая разработку нефтяных и газовых месторождений , поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, добычу твёрдых полезных ископаемых), космонавтику, металлургию и технологии ручной ковки, полиграфию, приборы времени, радиоэлектронику и связь, теплотехнику, транспорт, физику и оптику, химию, электронику, энергетику и электротехнику, а также игротеку с залом занимательной науки .
Коллекция гальванопластических изделий насчитывает около 100 предметов XIX—XX веков, часть из которых изготовил академик Борис Якоби . Среди экспонатов представлено первое произведение гальванопластики — рельефный портрет Якоби .
Постановлением президиума Академии наук СССР в 1968 году Институт истории естествознания и техники передал Политеху коллекцию Музея истории микроскопа . Она являлась единственной в России и одной из крупнейших в мире. Фонд насчитывал более тысячи образцов XVII—XXI веков. Среди них: первый солнечный микроскоп анатома Иоанна Либеркюна , единственный сохранившийся экземпляр первой ахроматической модели конструкции академика Франца Эпинуса , личные микроскопы учёных Николая Пирогова , Карла Бэра и другие мемориальные приборы . В комплексе функционирует «Анатомический кабинет Либеркюна», где собраны микроскопы, микро- и макропрепараты работы немецкого анатома. Коллекция была приобретена по указанию императрицы Екатерины II для Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга .
Одна из самых старых коллекций музея сформирована на основе собрания учёного-энергетика Михаила Шателена и насчитывает более 500 экспонатов источников света . В основе собрания электрическое освещение Павла Яблочкова , электрические лампы Александра Лодыгина и А. М. Хотинского, дуговая лампа Владимира Чиколева , лампы накаливания Томаса Эдиссона другое .
Коллекция пишущих машинок включает более 150 предметов и также является одной из крупнейших в мире: от механических моделей конца XIX века, до машин с электронным управлением .
|
В отделе часов и часовых механизмов представлено более 400 экспонатов, включая солнечные, водяные, песочные, огненные часы, хронометры и эталоны времени , электрические часы, работы видных российских часовщиков Ф. Т. Скородумова, братьев Бронниковых и других . Среди прочих выставлена модель со специальной шкалой для перевода времени с церковного на гражданское и наоборот. Её разработали историк П. В. Хавский и механик Д. Гаврилов для историков, работавших с древними рукописями . Также представлена работа мастера-самоучки Франца Карася с четырнадцатью циферблатами, показывающими месяцы, числа, дни недели, фазы Луны и другое . Модель была подарена в 1904-м российскому императору Николаю II . Отдельное место в коллекции отведено часовой станции московского трамвая 1912 года, которая в течение 65 лет обеспечивала работу 138 вторичных часов на трамвайных остановках .
Собрание музыкальных и занимательных автоматов с программным управлением создано в конце 1960-х годов, хотя первый экспонат — поющая механическая птичка в клетке парижской фирмы «Бонтам» — привезена в Москву в 1926 году . Остальная часть коллекции сформирована в конце 1960-х годов, когда музыкальные автоматы стали воспринимать как пласт техники, связанный одновременно и с музыкальным, и с художественным искусством. Для знакомства посетителей с перфолентами в Политехническом создали специальную установку .
Коллекция «Весы и весовые приборы» демонстрирует весы общего и специального назначения 1799—1964 годов. Среди них: коромысловые весы 1779 и 1812 годов, безмены первой половины XIX века, раритетные весы системы Квинтенца начала XX века, пурки XIX—XX веков. Широко представлены лабораторные аналитические и технические весы, а также механика Главной палаты мер и весов .
|
В фондах хранятся крупногабаритные экспонаты — коллекции транспортных средств : реконструированная самобеглая коляска Кулибина с тремя скоростями, подлинник французского « De Dion Bouton » без руля, малолитражка « НАМИ-1 », фронтовой грузовой автомобиль, автомобиль- амфибия ГАЗ-011, разные модели « Жигулей », « Победы », « Москвича » и « Волги » . Посетителей знакомят с единственным сохранившимся дореволюционным автомобилем российских конструкторов « Руссо-Балт » 1911 года. Четырёхместную модель, развивающую скорость до 60—70 км/ч, выкупили у киностудии имени Горького в 1966-м, и через год провели реставрацию в центре НАМИ .
Коллекция мотоциклов и велосипедов XIX—XX веков насчитывает более 100 экспонатов, включая: деревянный бегунок Карла Драйза , опасный велосипед «Паук» 1881 года, дамский велосипед фирмы «Пирс» 1910-х годов, немецкий трицикл «Cudell» 1899 года , точную копию велосипеда Артамонова , а также первый в мире педальный самокат .
|
Первыми экспонатами радиоэлектроники и связи стали модели, поступившие из Московской телефонной станции в начале XX века . Тематический раздел представлен коллекциями телефонных станций, аппаратов для записи и воспроизведения звука, телевизионными и радиовещательными приёмниками . Собрание телефонных аппаратов включает технику от трубки Александра Белла до современных мобильных телефонов. В отделе телеграфных аппаратов представлены все существующие модели, начиная с первого в мире электромагнитного аппарата с 12-клавишным передатчиком, созданного русским учёным Павлом Шиллингом в 1832 году .
Крупнейшее в России собрание вычислительной техники включает редкие авторские приборы. К примеру, единственный экземпляр самосчётов русского академика Виктора Буняковского , кассовый аппарат «Националь» 1921 года, единственный сохранившийся экземпляр отечественной ламповой вычислительной машины «Урал» , гидроинтегратор Владимира Лукьянова , вычислительную машину «Сетунь», основанную на троичной логике , и другое . В залах представлено 80 экземпляров механических арифмометров , включая одни из первых экземпляров, созданных французским инженером К. Томасом и петербургским инженером Вильгодта Однера , необычную цилиндрическую модель англичанина Дж. Эдмондзона, принадлежавшую мостостроителю Георгию Евграфову .
В фондах музея не представлены шифровальные машины: в 2011 году музей искал спонсора для приобретения «HitlerSmuhle» («Мельницы Гитлера »), поднятой со дна озера Топлиц , но попытки не увенчались успехом .
|
Первые экземпляры телевизионных приёмников поступили в фонд музея в 1939 году от Всесоюзного радиокомитета , к 2014-му собрание насчитывало 170 аппаратов. Особенно широко представлены модели 1950—1985 годов, когда действовала система безвозмездной передачи музеям образцов продукции от изготовителей: в музее экспонируются модели двадцати заводов из четырнадцати городов бывшего СССР . Самая старая модель телевизор «Коминтерн» датирована 1934 годом .
В разделе «Горное дело» представлены действующие модели шагающего и роторного экскаваторов, угольных подземных комбайнов, среди которых первый отечественный механизм «Донбасс» . Коллекция шахтёрских ламп изначально была представлена восемью экземплярами, поступившими в музей после Политехнической выставки 1872 года: лампы отечественного производства «Петушок» для коногонов, панцирная лампа «Благодать», «Бог помощь», «Благодетельница», которые представляют собой переносные пламенные лампы, заправлявшиеся маслом — такие светильники использовались до XIX века. Самый старый шахтный светильник в собрании датируется IV веком до нашей эры . В фондах созданы действующие макеты шахты, рудника, современного угольного карьера . Бо́льшая часть моделей выполнена в мастерских Фрейберской горной академии и ремесленной школы Варвары Морозовой .
В металлургической коллекции отдела расположены первые промышленные образцы технологии электросварки, разработанной Николаем Славяновым , а также макеты домны XVIII века в масштабе 1:20 и доменного цеха Днепропетровского металлургического завода .
Отдел космонавтики был создан в начале 1980-х годов, хотя первые тематические выставки проходили в музее с 1957-го. Собрание началось с вращающегося глобуса Земли с макетом первого искусственного спутника . Позднее собрание пополнили миниатюрными космическими моделями, созданными в 1968-м на базе мастерских Всесоюзного общества «Знание», аэростатным зондом для исследования атмосферы Венеры , моделью межпланетного корабля, сделанной по описаниям Циолковского, полётным скафандром , а также манекеном из тканиподобного материала для изучения радиационной обстановки на орбите Луны .
Здание Политехнического музея стало первым в России строением, спроектированным специально под музейные нужды, а также одним из первых общественных зданий, выполненных в русском стиле . Хотя фасады получили разное стилистическое оформление, так как в общей сложности ансамбль формировался более тридцати лет . Центральный корпус выполнили в бело-охристой расцветке, его декорировали небольшими башенками, венчавшими кровлю и аттик . Заложенный в 1887-м южный корпус визуально вытянули по горизонтали, сместив уровень этажей. Отличительной чертой крыла стали «смотровые» башенки, сходные по стилистике с Царской башней Кремля . Экстерьер северного крыла получил черты модного в начале XX века стиля модерн . Но его декор соответствует оформлению главного корпуса, благодаря чему комплекс воспринимается как единое архитектурное целое. Трёхчастный северный фасад с выступающим аттиком замыкает Лубянскую площадь, подчёркивая главенствующее положение Политехнического музея. Стены декорированы фреской монументальной живописи «Аллегория хозяйственного труда» включающей три композиции: «Пахарь», «Семья» и «В кузнице». В ходе реконструкции 2010-х годов красочный слой законсервировали и обновили . Благодаря асимметричному построению двух боковых крыльев архитекторы подчеркнули доминирующее положение центрального корпуса .
В вестибюлях, в экспозиционных залах главного здания стены и потолки оформлены профилированными тягами , геометрическим лепным орнаментом и плафонами . Особое внимание архитекторы уделили Большой аудитории. Её площадь составила 122,8 квадратные сажени. Помещение перекрыли плоским потолком без промежуточных опор со световым окном размером 8 на 4 метра в центре. Металлические части кровли выполнили из авиационного алюминия, чтобы снизить вес конструкции . На сцене за трибуной лектора находился стеклянный вытяжной шкаф для химических опытов, а над которым поместили таблицу Периодической системы элементов Менделеева. Из центра зала амфитеатром расходились полукруглые скамейки из русской берёзы на 900 мест. Начиная с 1948 года, интерьер Большой аудитории неоднократно менялся .
Каждая лестница комплекса имеет уникальный декор. Так, подвальные марши в русско-византийском стиле оформлены крашеным литьём, доломитовыми ступенями, колонками с кубическими капителями. Торшеры вестибюлей выполнили из гипса, что было необычно для декоративно-прикладного искусства конца XIX века .
|
Лекторий Политехнического музея создан с просветительской целью и долгие годы оставался важным научным и культурным центром России , а Большая аудитория стала значимой публичной площадкой Москвы . В своё время постоянный лектор музея Климент Тимирязев представил в её стенах цикл лекций «Жизнь растений», «отец русской авиации» Николай Жуковский читал лекции по проблемам воздухоплавания . За один только 1873 год профессор Фёдор Бередихин прочитал 30 общедоступных лекций по астрономии . В 1887 году изобретатель Константин Циолковский рассказывал в музее о «самодвижущихся» воздушных кораблях . В январе 1902-го с докладом «Основы современных успехов телеграфии без проводов» выступал академик Александр Попов , через пять лет — создатель электронно-лучевой трубки Борис Розинг . В мае 1909 года учёные чествовали в аудитории биолога Илью Мечникова , удостоенного Нобелевской премии . Через три года полярный исследователь Георгий Седов представил в музее план покорения Северного полюса , в 1914-м гостем был пилот Пётр Нестеров , совершивший первую « мёртвую петлю » . В разное время в стенах аудитории выступали учёные Нильс Бор , Илья Мечников , Владимир Марковников , Павел Голубицкий , архитектор Ле Корбюзье .
В начале XX столетия в залах музея устраивали открытые дискуссии между символистами , футуристами , акмеистами , имажинистами , кубистами , на которых выступали поэты и прозаики Алексей Кручёных , Велимир Хлебников , Сергей Есенин , Анатолий Мариенгоф , Валерий Брюсов . На одном из чтений в Андрея Белого стреляла Нина Петровская . В 1913—1916 годах на сцене Большой аудитории выступали Александр Блок , Владимир Маяковский , представивший свою поэму « Облако в штанах », Давид Бурлюк , Иван Бунин .
В музее устраивали диспуты на социально значимые темы. Так, революционерка Александра Коллонтай в 1908-м публично поднимала вопрос о социализме и семье . А в феврале 1913 года в аудитории организовали дискуссию о современной живописи, поводом для которой стал случай вандализма с картиной Ильи Репина « Иван Грозный и сын его Иван » в Третьяковской галерее . Популярностью пользовались словесные баталии наркома просвещения Анатолия Луначарского и митрополита Александра Введенского . Материалы большинства лекций издавали в виде брошюр для распространения информации за пределы Москвы .
В 1930-х годах традицию литературных вечеров в Политехническом музее продолжили поэты Николай Заболоцкий , Александр Твардовский , Эдуард Багрицкий . Большой ажиотаж вызывали научно-популярные лекции, которые в разное время читали Нобелевский лауреат Илья Мечников, академики Николай Вавилов , Александр Ферсман , Владимир Зелинский . Первым иностранным учёным, выступившим в лектории музея после революции, стал физик Нильс Бор — в мае 1934 года он прочёл лекцию о строении атомного ядра .
После образования всесоюзного общества «Знание» с 1947 года в лектории выступали учёные и лауреаты Нобелевской премии Пётр Капица , Игорь Тамм , Николай Басов , академики Отто Шмидт , Андрей Колмогоров и другие. Аудитория стала местом съёмки цикла лекций передачи «Клуб кинопутешественников» . К 1960-м годам в поэтических вечерах Политехнического музея участвовали Андрей Вознесенский , Роберт Рождественский , Евгений Евтушенко , Белла Ахмадулина , Булат Окуджава .
С 1987-го по 1994 год в Большой аудитории проходила реконструкция . К 2004 году партнёрами площадки стали технологические компании Роснано и Intel , образовательные институты: Российская экономическая школа , Институт теоретической и экспериментальной физики , Государственный астрономический институт имени П. К. Штернберга , а также иностранные посольства и культурные центры. В лектории регулярно проходили дискуссии общественно-политического характера, лекции и мастер-классы, направленные на популяризацию науки . В 2009-м в Большой аудитории отпраздновали 175-летие со дня рождения Дмитрия Менделеева .
Открытие Большой аудитории и возобновление лектория было назначено на 12 декабря 2020 года — одновременно с открытием всего музея, до этого музей проводит мероприятия в том числе онлайн. Так, в начале апреля 2020-го в рамках коронавирусной акции #оставайтесьдома музей провёл 12-часовой поэтический марафон. В проекте участвовали поэты Фёдор Сваровский , Дмитрий Воденников , Линор Горалик , Лев Оборин , Оксана Васякина , Демьян Кудрявцев , среди чтецов были журналисты, актёры и другие известные лица . Из-за остановки реставрационных работ во время пандемии, открытие музея было перенесено на 2021 год .
Императорское общество любителей естествознания основало собственную публичную библиотеку ещё до создания самого музея. Изначально она действовала на базе Московского университета и обслуживала всех желающих. В основу библиотеки легли труды по техническим и естественнонаучным знаниям .
Первое поступление в фонд библиотеки датировано 17 сентября 1864 года — семь книг геолога Григория Щуровского , среди которых были его труды «Золотые россыпи в Сибири », « Землетрясение около Байкала ». В дальнейшем члены общества — Щуровской, Анатолий Богданов , Алексей Владимирский , Август Давидов , Алексей Владимирский — приобретали журналы и книги за свой счёт, относя их к «непременным предметам своих занятий». Так начали формироваться коллекции изданий по геологии, минералогии, зоологии, антропологии, физике, математике, астрономии. Библиотекой пользовались зарубежные и русские учёные, они же приносили в дар собственные сочинения, зачастую с подписью. Так, в фонде имеются труды и книги из личных коллекций Дмитрия Менделеева , Александра Бутлерова , Александра Столетова , Николая Жуковского , Алексея Крылова , Ильи Мечникова , Ивана Сеченова , Климента Тимирязева и других. Издания жертвовали Русское географическое общество , Московское общество испытателей природы , Общество по распространению технических знаний , Российская академия наук и других организации. Императорское общество любителей естествознания обменивалось фондами с Парижским музеем естественной истории , Королевским Эдинбургским обществом , различными университетами Европы. Уже через пять лет коллекция насчитывала более двух тысяч изданий. В 1872-м фонд библиотеки пополнили из отдела книгопечатания Политехнической выставки, позднее — из материалов Этнографической выставки 1879 года, электрических выставок в Париже (1868 и 1877), Мюнхене (1881) и Вене в (1873 и 1888) и других .
30 сентября 1867 года на заседании Общества любителей естествознания учредили должность библиотекаря, которую занял Александр Михайлович Маракуев. Через десять лет библиотека переехала в новопостроенное музейное здание на Лубянской площади. Структура инвентарных номеров и каталогов, установленная изначально, сохранялась вплоть до 1917 года . К тому моменту фонд насчитывал более 300 тысяч экземпляров, существовали отдельные журнальный и газетный фонды. В 1921-м библиотеку включили в список государственных научных библиотек Наркомпроса на правах самостоятельного учреждения. Российские издательства были обязаны выделять библиотеке по одному бесплатному экземпляру изданий по естественным наукам и технике. В 1934-м её преобразовали в Государственную научно-техническую библиотеку , были созданы межбиблиотечные и индивидуальные абонементы, читальный зал, справочно-библиографический кабинет и информационно-библиографическое бюро. К началу Великой Отечественной войны коллекция библиотеки насчитывала почти миллион наименований, где помимо научных трудов были патентные описания, технические стандарты, каталоги изделий советских заводов и иностранных фирм, неопубликованные материалы промышленных предприятий. Во время оккупации Москвы библиотека продолжала обслуживать читателей, но около 87 тысяч ценных изданий эвакуировали в Костанай .
В послевоенные годы библиотека вместе с Политехническим музеем перешла в ведение Всесоюзного общества « Знание » и получила название Центральная политехническая библиотека . В 1947-м в фонде выделили коллекцию об истории техники, которая вскоре стала тематическим центром всей библиотеки. В фонд стали поступать обязательные экземпляры из Центрального коллектора научных библиотек .
В разные годы в Политехнической библиотеке работали известные учёные Евгений Шамурин , Исак Фрумин , Захарий Амбарцумян , Юрий Григорьев , Константин Симон и другие. Сотрудники ведут научно-исследовательскую работу, с 1940-х годов они издают ретроспективный библиографический указатель «История техники» и ежегодный «Указатель юбилейных и памятных дат в области естествознания и техники». Совместно с Российской государственной библиотекой была выпущена серия указателей «Выдающиеся деятели науки и техники», «Новости науки и техники», библиографический справочник «Наука. Техника. Технология» и другое .
|
В 1992 году библиотека вошла в комплекс Политехнического музея, а через два года получила официальный статус филиала . В дальнейшем её деятельность была связана с работой музея: сотрудники перекомплектовали литературный фонд, выделили тематики музейного дела, архивоведения, культурологии. С 2003 года библиотека получила статус его музейного подразделения, а через пять лет была переименована в Политехническую библиотеку — информационный центр «Инженерное наследие и инновации» .
Помимо помощи в музейной деятельности, библиотека служит практической базой для студентов Московского государственного университета культуры искусства . С 2004 года ведётся электронный каталог . Политехническая библиотека участвует в создании Российского сводного каталога по научно-технической литературе .
В 2011—2012 годах во время подготовки гласного здания к реконструкции фонды библиотеки вывезли в технополис «Москва» и снова открыли для посетителей к январю 2014-го .
По состоянию на 2020 год коллекция Политехнической библиотеки насчитывала более 3,5 миллиона изданий (подсобный фонд — более 300 тысяч книг), что делает её одной из крупнейших научно-технических библиотек в России. В библиотеке представлены книги на русском и иностранных языках, оригиналы XVI — XVIII веков , в частности, труды итальянского зодчего Джакомо да Виньола , изданные в Риме в 1536 году и переведённые на русский язык по приказу Петра I, первая русская научно-техническая книга, напечатанная кириллицей , — «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магнитского 1703 года , прижизненное издание Михаила Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел» 1763 года, первая научно-популярную техническую книгу на русском языке «Осмь книг об изобретении вещей» Полидора Вергилия 1720 года, «Новейшее основание и практика артиллерии» Э. Брауна 1709 года и многие другие . Среди редких изданий XX века книга художника Алексея Деньшина « Вятская глиняная игрушка в рисунках», вышедшая ограниченным тиражом в 1917 году. Она написана от руки и раскрашена яичными красками, которыми покрывают сами игрушки .
В иностранном отделе хранится полное собрание «Энциклопедия наук, искусств и ремесла» Жана Д’Аламбера и Дени Дидро 1754 года, книга архитектора Андреа Палладио об ордерах и реконструкции античных памятников «Четыре книги по архитектуре» , труды Исаака Ньютона , Альберта Эйнштейна , Готфрида Лейбница .
Крупнейший фонд периодики включает более 1800 наименований, многие из которых собираются с первого выпуска. Среди них «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755—1757 годы), « Ежемесячные сочинения в учёных делах » (1763—1764 годов), «Горный журнал» (выходил с 1826 года), «Электричество» (выходил с 1880 года) и другие.
Морозова С. Г. // Утопии XX века: проект Дворца техники СССР. — 2003.