Interested Article - Горшков, Борис Львович

Борис Львович Горшков (20 апреля 1939 года, Москва — 25 ноября 2021 года, там же) — советский и российский скрипичный мастер , эксперт, педагог, реставратор , председатель Творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов, Заслуженный работник культуры РСФСР (1989), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995), почётный член РАХ (2008), почётный житель муниципального округа Арбат (2012).

Биография

Родился в Москве в семье известного скрипичного мастера, реставратора Льва Александровича Горшкова (1910—1983) , который реставрировал инструменты великим музыкантам — Давиду Ойстраху , Мстиславу Ростроповичу , Рудольфу Баршаю , Даниилу Шафрану , Эдуарду Грачу , Наталии Гутман , Валерию Климову и другим .

Во время войны Московская консерватория , где работал отец, была эвакуирована в Саратов , и семья переехала туда. В Москву вернулись в 1944 году. С раннего детства играл на скрипке, посещал художественную школу на Парке Культуры, где обучался живописи, композиции и скульптуре: лепил фигуры из пластилина, резал по дереву и кости .

Искусству создания смычковых музыкальных инструментов обучался у отца, которому помогал делать и реставрировать инструменты. Первую скрипку самостоятельно сделал в 1958 году, когда учился в центральной музыкальной школе у выдающегося струнного мастера СССР и России Евгения Николаевича Горохова (1924 г.р.), родного брата советского скрипача Алексея Горохова .

Окончив школу в Серебряном переулке , обучался в школе рабочей молодежи на Арбате . В 1960-м году устроился работать лаборантом в отдел этнографии НИИ и музея антропологии , где были собраны инструменты народов Азии, Африки, Латинской Америки. Здесь он проработал год, занимаясь реставрацией этнографических музыкальных инструментов. Затем работал в музее антропологии МГУ , где расчищал и собирал из сохранившихся фрагментов черепа, привозимые из раскопок. Там он познакомился со скульптором Михаилом Герасимовым . Увлёкшись биологическими темами, поступил на вечернее отделение биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова . В эти годы работал в университете на кафедре высшей деятельности в лаборатории информационных процессов головного мозга.

В 1969 году окончил биофак МГУ и получил рекомендацию в аспирантуру, но увлеченность профессией отца оказалась сильнее : ещё во время обучения в университете он успешно участвовал во всех Всесоюзных конкурсах скрипичных мастеров (1966, 1970, 1974, 1986, 1987). На конкурс 1966 года Борис представил две скрипки. Одна была удостоена первой степени и приобретена в государственную коллекцию. За вторую Борис получил диплом третьей степени . Получал дипломы и призы на международных конкурсах: «Antonio Stradivari» в Кремоне (1976, 1979, 1982), имени Генрика Венявского в Познани (1967, 1972, 1977, 1981), конкурсах скрипичных мастеров в Софии (1983, 1987), принимал участие в выставках музыкальных инструментов. Работы Горшкова были высоко оценены скрипичными мастерами Большого театра Г. А. Морозовым и Н. М. Фроловым . В 1966 и 1976 году ездил на стажировку в Чехословакию к мастеру струнных смычковых инструментов в третьем поколении (чешск.) , с которым сохранил дружеские отношения на всю жизнь .

В разные годы работал экспертом в управлении музыкальных учебных заведений Министерства культуры СССР , членом государственной закупочной комиссии при МК СССР, членом экспертного совета .

За 45 лет мастером изготовлено более 500 скрипок, 50 альтов, 10 виолончелей — уникальных смычковых музыкальных инструментов высочайших исполнительских и художественных качеств. Он создавал около 10 инструментов в год, как правило, одновременно работая над тремя экземплярами. Первоначально в создании инструментов Б. Л. Горшков основывался на моделях французской школы, а с 1970-х годов на образцах итальянских мастеров Антонио Страдивари и Джованни Гваданини . Его работам характерна особая тщательность и тонкость выделки. Он осуществляет поиски новых дизайнов текстуры дерева при изготовлении корпуса из клёна, березы, груши; применяет золотистый грунт и красновато-оранжево-коричневатый лак . Инструменты Горшкова приобретены отечественными и зарубежными концертными организациями, музыкальными учебными заведениями, филармониями, музеями ( Российский национальный музей музыки ), частными коллекционерами, на них играют отечественные и зарубежные исполнители .

С 1994 года на общественных началах возглавлял Творческий союз мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов, являлся членом Правления Союза музыкантов Москвы, членом Координационно-творческого совета Международного Союза музыкальных деятелей и членом Координационного совета Творческих союзов Российской Федерации. Член жюри международных конкурсов скрипичных мастеров. В 2019 году работал Председателем жюри II Международного конкурса скрипичных мастеров «Скрипка: Душа и Облик»—2019 .

В 2012 году был в числе 42 российских учёных и деятелей культуры, обратившихся с открытым письмом к президенту, правительству и парламенту РФ, выступив против введения системы ювенальной юстиции .

В 2012 году получил звание почётного жителя внутригородского муниципального образования Арбат . Жил в Москве на Поварской улице, 29/36 .

Скончался в Москве в 2021 году. Похоронен на Троекуровском кладбище (уч. 35) .

Сегодня его дело продолжают сыновья, которые работают в инструментальных скрипичных мастерских имени Е. Ф. Витачека при Московской консерватории. Старший сын — реставратор, а младший, Сергей (род. 1967 г.) создаёт, осуществляет ремонтные и реставрационные работы смычковых инструментов; является лауреатом и дипломантом всероссийских конкурсов; на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского ему была вручена Серебряная медаль (1994) .

Награды и звания

Внешние видеофайлы

Литература

  • Мастера поющего дерева // Известия. 1970. 30 мая.
  • С приветом // Вечерняя Москва. 1972. 10 июля.
  • Скрипичный ключ мастера // Комсомольская Правда. 1976. 21 ноября.
  • Мастер поющего дерева // Вечерняя Москва. 1976. 7 декабря.
  • Поющее дерево // Правда. 1976. 25 декабря.
  • Журин А. Ведь может собственных Гварнери Российская земля рожать... // Труд. 1978. 12 августа.
  • Фотоинформация // Вечерняя Москва. 1984. 15 сентября.
  • Сохраним ли мастерство? // Суфлёр. 1992. № 11—12.
  • Страдивари с Поварской // Вечерняя Москва. 1994. 25 марта.
  • Богданова О. Можно ли сделать виолончель из крейсера «Аврора»? // Люди. 1997. Декабрь.
  • Пигурчикин С. Страдивари 6 разряда // Вести. 1999. 18—24 мая.

Примечания

  1. от 14 января 2022 на Wayback Machine // Где дремлют мёртвые.
  2. от 14 января 2022 на Wayback Machine // Российский национальный музей музыки.
  3. от 14 января 2022 на Wayback Machine // ClassicalMusicNews.Ru. 2021. 29 ноября.
  4. Дата обращения: 14 января 2022. 14 января 2022 года.
  5. Музыкальный энциклопедический словарь. / Гл. ред. Г.В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
  6. . Дата обращения: 14 января 2022. 14 января 2022 года.
  7. от 14 января 2022 на Wayback Machine // Российская академия художеств.
  8. от 14 января 2022 на Wayback Machine // ClassicalMusicNews.Ru. 2021. 29 ноября.
  9. от 14 января 2022 на Wayback Machine // Известия. 2012. 6 июля.
  10. от 14 января 2022 на Wayback Machine // Район Арбат Москвы
  11. Алёна и Павел Кац. . Московские могилы (13 августа 2023). Дата обращения: 9 октября 2023.
  12. . Дата обращения: 2 марта 2022. 13 декабря 2017 года.
  13. от 14 января 2022 на Wayback Machine // Lenta.ru. 2005. 28 октября.
  14. . Дата обращения: 2 марта 2022. 24 октября 2021 года.
  15. . Дата обращения: 2 марта 2022. 26 октября 2018 года.
  16. от 14 января 2022 на Wayback Machine // Российская Академия Художеств
  17. . Дата обращения: 2 марта 2022. 13 февраля 2019 года.
  18. . Дата обращения: 2 марта 2022. 2 марта 2022 года.
  19. . Дата обращения: 2 марта 2022. 4 марта 2022 года.
Источник —

Same as Горшков, Борис Львович