Ткачёв, Александр Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Николаевич Златовра́тский , Златоврацкий ( 15 сентября 1878 , Владимир — 19 января 1960 , Москва ) — русский и позднее советский скульптор , один из основателей Общества русских скульпторов .
Родился во Владимире . Отец — писатель-народник Николай Златовратский , мать — Стефания Августиновна, дочь действительного статского советника, известного владимирского врача польского происхождения Августа Игнатьевича Яновского (1812—1890) .
В 1900 году поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет , занимался рисованием в школе Я. С. Гольдблата и по скульптуре у В. А. Беклемишева .
Учился у Сергея Конёнкова в Москве , с которым впоследствии переписывался о вопросах «грядущего братства народов» во время эмиграции Конёнкова в США .
В 1902—1905 годах учился в высшем художественном училище Санкт-Петербурга , с 1908 года — участник выставок. Работал в Париже в мастерских Майоля , Бернара , Бурделя .
В 1911 году создал надгробие для могилы отца на Ваганьковском кладбище .
Жил в Москве по адресу Малая Бронная улица , д. 15, кв. 68.
После революции 1917 года с первых же дней стал работать в Кремлёвской комиссии (1918), совместно с художниками М. С. Пыриным и Ф. И. Захаровым отвечал за сохранность фондов Третьяковской галереи . Составил опись дворца в Архангельском .
В рамках плана монументальной пропаганды Златовратский создал бюст писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина . Гипсовый памятник был установлен 7 ноября 1918 года в Москве на Верхне-Таганской площади , но впоследствии убран ввиду непрочности материала (не сохранился) .
В 1919 году — создал рельеф на здании Московского почтамта на Мясницкой улице , изображающий опершегося на плечо женщины старика, указывающего рукой на виднеющийся вдали на скале греческий храм. На барельфе приводятся слова Льва Толстого «Искусство есть одно из средств, которые служат объединению людей» .
В 1922 году создал памятник-бюст Карлу Марксу в Москве .
В 1926 году был одним из членов-учредителей Общества русских скульпторов , постоянный секретарь общества вплоть до его ликвидации в 1932 году . Участники общества попытались реализовать знаковый для той эпохи коллективный творческий проект. Идею ОРС Александр Златоврацкий сформулировал так: «Укрепить за скульптурой ее самостоятельное положение среди других родов изоискусства» . Официальным адресом правления ОРС значился Большой Козихинский переулок , дом 8, квартира 3 (мастерская А. Н. Златовратского) .
За время своего существования ОРС успело устроить всего четыре выставки, проходивших на разных площадках Москвы: в 1926 ( ГИМ ), 1927 ( Музей Революции ), 1929 ( ГМИИ ) и 1931 ( ГМИИ ) года, которые частично финансировались Главнаукой Наркомпроса . А. Н. Златовратский принимал участие в каждой из них .
В 1927 году скульптуру Златовратского «Девушка из берёзы» (1925), экспонировавшуюся на первой выставке ОРС , приобретает в своё собрание Третьяковская галерея .
В 1928—1929 годах Александр Златовратский сотрудничает с Дмитровским фарфоровым заводом (Вербилки): создает модель фарфоровой скульптуры «Подавальщица» (книжный упор) и скульптуру «Крестьянин».
Среди работ А. Н. Златовратского: скульптурный бюст женщины-врача А. Г. Архангельской , жившей по соседству с дачей семьи Златовратских, скульптурные портреты М. В. Ломоносова, И. В. Сталина, поэта С. Д. Дрожжина (1940-е годы), писателя-народника Николая Златовратского , а также работы «Сафо» (экспонировалась на второй выставке ОРС ), «Физкультура» (экспонировалась на третьей выставке ОРС ) и «На паровом молоте — ударная бригада» (экспонировалась на четвёртой выставке ОРС ).
Работы Александра Златовратского хранятся в собраниях музеев России: Третьяковской галерее , Владимиро-Суздальском музее-заповеднике , Тверском объединённом музее и других .
Скончался 19 января 1960 года . Похоронен рядом с отцом на Ваганьковском кладбище (21 уч.) .
Жена — скульптор Марина Давыдовна Рындзюнская (1877—1946) .