Стал всемирно известным в позднесоветский и постсоветский периоды благодаря инсталляциям, в которых исследовал чувство отчуждённости и скуки, характерное для советской повседневности
.
В последнее время работал в соавторстве со своей племянницей (впоследствии женой) Эмилией
.
Работы Кабакова «Жук» ($5,8 млн, 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства (обе — аукцион Phillips de Pury,
Лондон
)
.
С 1956 года Илья Кабаков начал иллюстрировать книги для издательства «
Детгиз
» (с 1963 года — «Детская литература») и для журналов «Малыш», «
Мурзилка
»
, «
Весёлые картинки
». Со второй половины 1950-х стал заниматься живописью «для себя».
В 1960-х был активным участником диссидентских художественных экспозиций в Советском Союзе и за границей. Однако позже отказывался считать себя художником-диссидентом. Во время поездки в США в конце 1980-х годов во время интервью для англоязычного сборника «Soviet Dissident Artists» Кабаков ответил: «Я не был диссидентом. Я ни с кем и ни с чем не сражался. Этот термин ко мне неприменим»
.
В конце 1967 года Кабаков вместе с
Юло Соостером
построил ставшую впоследствии знаменитой мастерскую на чердаке бывшего доходного дома «Россия» на
Сретенском бульваре
. В 1968 году он вместе с
Олегом Васильевым
,
Эриком Булатовым
и другими нонконформистами участвовал в выставках в кафе «Синяя птица». Некоторые работы художника уже в 1965 году попали на выставку «Альтернативная действительность II» (
Аквила
, Италия), а с начала 1970-х их включали в устраивавшиеся на Западе экспозиции советского неофициального искусства в Кёльне, Лондоне, Венеции и др. С 1970 по 1976 годы Кабаков нарисовал 55 альбомов для серии «Десять персонажей».
В 1973 году чешский искусствовед
Индржих Халупецкий
в своей статье в журнале Výtvarné umění назвал содружество авангардных московских художников, имевших мастерские в достаточно большом районе от Маросейки до Б. Дмитровки и до Уланского переулка «школой „Сретенского бульвара“». К ней Халупецкий отнёс друзей
Эрика Булатова
, Илью Кабакова,
Виктора Пивоварова
,
Эдуарда Штейнберга
,
Владимира Янкилевского
. Название «Сретенский бульвар» понравилось искусствоведам для обозначения этой группы ведущих московских художников 1970х-1980х годов, однако как таковой «группы „Сретенский бульвар“» никогда не существовало.
В середине 1970-х Кабаков сделал концептуальный триптих из трёх белых щитов и приступил к циклу «альб» — листов с надписями на «коммунальные» темы, а с 1978-го разрабатывал ироническую «жэковскую серию».
В 1980-е годы стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на
инсталляциях
, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир. В 1982 году Кабаков придумал одну из своих самых знаменитых инсталляций — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году. Впоследствии такие масштабные проекты он стал называть «тотальными инсталляциями». В 1987 году получил первый зарубежный грант — от австрийского объединения Grazer Kunstverein — и построил в
Граце
в фойе Оперного театра инсталляцию «Перед ужином». Год спустя он устроил первую «тотальную инсталляцию» из проекта «Десять персонажей» в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана и получил стипендию французского министерства культуры. В 1989 году Кабакову дали стипендию в фонде DAAD (Германская служба академических обменов), и он переехал в
Берлин
. С этого времени он постоянно работал за пределами сначала СССР, а потом России.
С начала 1990-х годов у Кабакова прошли десятки выставок в Европе и Америке, в том числе в таких крупных музеях, как
парижский Центр Помпиду
, норвежский Национальный центр современного искусства,
нью-йоркский музей современного искусства
, кёльнский Кунстхалле, а также на
Венецианской биеннале
и на
выставке Documenta
в Касселе. 1990-е годы стали временем признания художника: в это десятилетие он получил награды от датского, немецкого и швейцарского музеев, титул кавалера Ордена искусств и литературы от французского министерства культуры.
В 2000-е годы художник стал активно выставляться в России. Так, осенью 2003 года
Московский дом фотографии
показал проект «Илья Кабаков. Фото и видео документация жизни и творчества».
В начале 2004 года
Третьяковская галерея
устроила программную выставку «Илья Кабаков. Десять персонажей». В июне 2004 года в
Эрмитаже в здании Главного штаба
открылась выставка Ильи Кабакова и его жены Эмилии (они женаты с 1989 года) «Случай в музее и другие инсталляции», которая «знаменовала их возвращение на родину». Тогда же художники подарили музею две инсталляции, которые, по словам
Михаила Пиотровского
, положили начало эрмитажному собранию новейшего искусства. В декабре всё того же 2004 года московская галерея «Стелла Арт» показала девять инсталляций Кабакова, сделанных в 1994—2004 годах.
Когда в 2006 году в
нью-йоркский музей Гуггенхайма
отправилась программная выставка «Russia!», в неё была включена инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос». Присутствие этой работы в одном пространстве с иконами
Андрея Рублёва
и
Дионисия
, картинами
Брюллова
,
Репина
и
Малевича
окончательно закрепило за Кабаковым статус одного из самых важных советских и российских художников послевоенного поколения.
Летом 2007 года на лондонских торгах дома
Phillips de Pury & Company
картина Кабакова «Номер люкс» была куплена за 2 миллиона фунтов стерлингов (около 4 миллионов долларов). Так он стал самым дорогим русским художником второй половины XX века.
В феврале 2008 года работа Кабакова «Жук» (1982) была продана на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,93 миллиона фунтов стерлингов (5,84 миллиона долларов). В апреле того же года альбом «Полетевший Комаров» был продан на нью-йоркских торгах Sotheby’s за 445 тысяч долларов. Осенью 2008 года в Москве была показана самая большая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Экспозиция демонстрировалась сразу на трёх площадках:
ГМИИ имени Пушкина
,
центр современного искусства «Винзавод»
и
центр современного искусства «Гараж»
.
Долгое время работал иллюстратором детских книг и журналов. Ввёл в художественный обиход понятие «
тотальная инсталляция
».
Жил в
Нью-Йорке
(на
Лонг-Айленде
) с 1988 года. С 1989 года работал в соавторстве со своей женой (и племянницей) Эмилией Кабаковой (урожд.
Леках
, род. 1945).
. Эмилия Кабакова (урождённая
Леках
) родилась в 1945 году в
Днепропетровске
. Училась в музыкальной школе в Москве, затем в музыкальных училищах в
Иркутске
и Днепропетровске, окончила факультет
испанского языка
и литературы
Московского государственного университета
. С 1973 года жила в
Израиле
, в 1975 году переехала в
США
, где работала куратором художественных выставок в Нью-Йорке. Замужем за Ильёй Кабаковым с 1989 года.
В августе 2018 года Илья и Эмилия Кабаковы передали свою мастерскую в дар Третьяковской галерее. 15 февраля 2019 года Третьяковская галерея анонсировала открытие музея художника Кабакова
.
Вторая жена —
Виктория Мочалова
(род. 1945), филолог, полонист, руководитель Центра славяно-иудаики в Институте славяноведения РАН; первым браком замужем за писателем
Б. М. Носиком
. Воспитывал пасынка
Антона Носика
.
Третья жена (с 1989 года) — Эмилия Кабакова (урождённая Леках; род. 1945, Днепропетровск). С 1988 года художник с супругой жил в
Нью-Йорке
.
1994 — «Лицо долой: портрет в сегодняшнем искусстве. Коллекционер», передвижная выставка в трёх местах: Институт современного искусства, университет штата
Пенсильвания
, США; Художественный музей Джозайлин, Омаха, США; Картинная галерея Везерспун, Гринсборо, США;
1994 — «Европа-Европа (Человек, который никогда ничего не выбрасывал — выставка)», Kunst- und Ausstellunghalle der Bundesrepublik Deutschland, Бонн, Германия; Топонимии Восемь идей пространства, Fundaciyn la Caixa, Мадрид, Испания;
1993 — «Kunst im Verborgenen. Скрытое искусство: нонконформисты в России, 1957—1995», передвижная выставка в трёх местах: Wilhelm-Hack Museum,
Людвигсхафен
, Германия; Lindenau Museum, Альтенбург, Германия; Documenta-Halle, Кассель, Германия;
1993 — «Российско-еврейские художники в столетие перемен, 1890—1990», передвижная выставка в двух местах: Еврейский музей, Нью-Йорк, США; Художественный музей Элвейем, Университет штата Висконсин, Мэдисон, США;
1993 — «Конец музея», La Fundaciy Antoni Tapies, Барселона, Испания; Africus: Бьеннале в Йоханнесбурге, ЮАР;
1992 — «Туалет»,
Documenta
n.9 de Kassel, Германия;
1992 — «Синее блюдо», Expo '92, Севилья, Испания; Семь художников из России («На коммунальной кухне» — инсталляция), Groninger Museum,
Гронинген
, Голландия;
1991 — «Widerstand — Denkbilder fur die Zukunft» («Альбом моей матери II Лабиринт» — выставка), Haus der Kunst, Мюнхен, Германия;
1991 — «Выбор Сталина: советский социалистический реализм, 1932—1956», Институт искусства и городских ресурсов в P.S.l, Нью-Йорк, США;
1991 — «От Малевича до Кабакова» («Перед ужином, Красный павильон» — инсталляции), Kunsthalle, Кёльн, Германия;
1991 — «Язык искусства», передвижная выставка в двух местах: Kunsthalle Wien, Вена, Австрия; Frankfurter Kunstverein, Германия; et tous ils changent le monde («Аварийный выход» — выставка), Biennale d’Art Contemporain, Лион, Франция;
1991 — Rendez Vous («Незаконченная выставка» — выставка), Музей современного искусства Луизиана, Химлебек, Дания;
После иллюстрированной совместно с худ. К. Соколовым книги
Лупсяков Н.
Зелёная чернильница. — ДЕТГИЗ, 1956г.
Кабаков за годы пребывания в СССР проиллюстрировал около 75 детских книг, сборники, а также детские журналы и альманахи («Мурзилка», «Весёлые картинки», «Звёздочка», «Круглый год»). Работал над иллюстрациями 3-6 месяцев в году, а остальное время уделял собственным проектам.
Книги, изданные в 50-е
Олевский Б.
Ося и его друзья (Пер. с евр. Л. Юткевича). —
М.
: Детгиз, 1956. — 156 с.
Панку-Яш, Октав.
Великая битва у малого пруда (Перевод с румынского). —
М.
: Детская литература, 1957. — 223 с.
Ржига, Богумил.
Поездка Гонзика в деревню (Пер. с чешс.). —
М.
: Детская литература, 1957.
Крачковская А.
Волшебный графин. — Детгиз, 1958. — 17 с.
Раппапорт А.
//
Советское искусствознание
. — 1990. — № 26. — С.33—61. Или: The Ropes of Ilya Kabakov: An Experiment in Interpretation of a Conceptual Installation // Tekstura: Russian essays on visual culture / Ed. and translated by
Alla Efimova
and
Lev Manovich
. University of Chicago Press, 1993. —
ISBN 0-226-95123-5
, 9780226951232.