Interested Article - Чердынь

Че́рдынь город в Пермском крае России . Административный центр Чердынского городского округа . Чердынь является одним из древнейших городов Урала и входил в Перечень исторических городов России (список 2002 года). Население — 4502 чел. (2023).

Этимология

Название города происходит, согласно гипотезе, выдвинутой А. С. Гантман, от двух коми-зырянских и коми-пермяцких слов: чер — «приток» и дын — «устье», — то есть «поселение, возникшее при устье ручья» .

Согласно другой версии , название поселению дала расположенная с северной стороны города небольшая речка, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в её устье , именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо»). Современное название речки — Чердынка — вторично, дано по названию города.

В писцовых книгах XVI XVII веков , в государевых грамотах и других указах Чердынь называли Пермью Великой , отождествляя её с наименованием исторической области.

География

Город расположен на севере Пермского края на правом берегу реки Колвы в 290 км от Перми . Расстояние по автодороге до ближайшей железнодорожной станции Соликамск — 95 км , до административного центра Пермского края, города Перми — 300 км .

История

Основание города

Спасская часовня и Успенская церковь

Точных сведений о дате основания Чердыни нет. Существуют гипотезы, согласно которым город первоначально располагался южнее, на месте села Пянтег . Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покчи , а затем оказалась на своём современном месте.

В русской историографии XIX века древнерусский топоним Пермь Великая отождествлялся со скандинавским топонимом Биармия , центр которой, как полагали, находился в районе Чердыни, которая в X XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами , Ираном , Великим Новгородом и северными народами ( Югрой ). В эту эпоху с Пермью поддерживали тесные торговые и политические отношения новгородцы, которые следовали на восток древним торговым путём по притокам Северной Двины , попадая с Вычегды волоком на Колву . Чердынь и расположенное в семи километрах к северу другое важное селение Покча были основаны на высоком правом берегу Колвы близ её впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор. Историки отмечают, что Чердынь располагалась на перекрестке водно-волоковых торговых путей :

Кроме того, на юг проходил путь на Каму и Волгу . На север от Чердыни также шла « пушная » дорога к полноводной Печоре и по ней к Ледовитому океану . Новгородцы получали дань с местных жителей (вероятно, название горы Полюд происходит от полюдья , то есть дани, которую здесь собирали для Новгорода) и числили край среди своих административных округов, но данных о наличии русского населения в Чердыни до конца XV века нет [ источник не указан 576 дней ] .

Первоначально на месте Чердыни существовало Чердынское (Троицкое) городище, которое относят к родановской культуре . При его раскопках обнаружены обломки глиняной посуды и бронзовые шумящие подвески XII - XIII веков . Первое упоминание Чердыни содержится в и относится к 1451 году:

Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землёй Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной .

Раскопки, проведённые в Чердыни в 2000-е годы показали, что это было святилище, а не городок: не обнаружено ни укреплений, ни жилых построек . На месте городища в XV веке был основан собственно город Чердынь. Обнаруженные археологами остатки деревянных укреплений русского кремля датируются XVI XVII веками .

Экономическое и политическое значение Перми Великой — Чердыни достигло пика в XV веке . Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермском крае сосредотачивалось так называемое закамское серебро , то есть высокохудожественные серебряные изделия Сасанидской Персии , Византии и Волжской Булгарии издавна стекавшиеся сюда по торговым путям в обмен на меха и, возможно, добываемое и обрабатываемое на месте; это серебро составляло значительную часть дани, уплачиваемой русскими землями, преимущественно новгородцами , Золотой Орде . Начиная с Ивана Калиты , московские князья пытались оспорить политическое господство Новгорода над Пермским краем [ источник не указан 576 дней ] .

В составе Великопермского княжества 1451—1505 годы

Церковь Иоанна Богослова Богословского монастыря

Проводниками влияния московских властей стали пермские епископы. Пермский епископ Питирим в условиях феодальной войны в Московском княжестве поддержал Василия II , издав в 1447 году вместе с другими церковными иерархами Руси анафему на его противника князя Дмитрия Шемяку . Помощь выразилась также в том, что Питирим в 1450 году послал на защиту от Шемяки Великого Устюга свою паству, а двое пермских сотников были казнены Шемякой . В 1451 году Василий Темный назначил в Чердынь своего ставленника — князя Михаила Ермолаевича . При нём прошло крещение Перми Великой. В 1455 году епископ Питирим попытался крестить население Перми Великой, но был убит в результате набега манси . Новый епископ Иона Пермский «добавне крести» Пермь Великую в 1462 году . В этом же году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь , при котором был заложен первый на Западном Урале христианский храм — деревянная церковь Иоанна Богослова . П. А. Корчагин считает, что продолжением крещения был Чердынский поход 1472 года, в ходе которого московский отряд разорил коми-пермяцкое святилище в Искоре . Предлогом для похода были некие обиды, нанесёнными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. [ источник не указан 576 дней ]

В 1481 году Чердынь атаковали пелымские манси (вогуличи) во главе с князем Асыкой , которым не удалось взять город .

Устюжский летописный свод указывает, что в 1504 году « город згорел Чердынь и князь Матфей Михайлович великопермьский поставил город на Покче новый ».

После похода 1472 года центр русской администрации Перми Великой был организован в Покче ; как считал А. А. Дмитриев это было сделано намеренно, чтобы сломать старые традиции . Князь Михаил, доставленный в Москву, выразил покорность Ивану III и вскоре возвратился назад. Его потомки княжили в Чердыни и Покче до 1505 года, когда княжество было упразднено, и в Чердынь был назначен московский наместник. С этого момента население Чердыни и Покчи становится преимущественно русским, путем ассимиляции коми-пермяков, и переселения туда русских. В то время как пермяцкое население сохранилось лишь в отдельных деревнях и на территориях Коми-пермяцкого национального округа, расположенного к западу от р. Камы [ источник не указан 576 дней ] .

Чердынь в XVI— начале XX веков

Троицкое городище
Воскресенский собор и Преображенская церковь
План города Чердыни начала XVIII века, из архива ЦГИАЛ
План города Чердыни, 1770 г., из архива ЦГИАЛ

В 1535 году на Троицком холме города под наблюдением московского мастера — дьяка Семёна Курчова — был возведён первый на Урале кремль — Чердынский кремль , переживший одиннадцать крупных осад. В этом же году сгорела Покча , и Чердыни был возвращён статус административного центра. Одновременно Чердынь официально была признана городом .

В этот период оформился новый «Московский» путь в Сибирь, который был короче «Чрезкаменного» (шедшего через Северный Урал), что чрезвычайно усилило экономическое и политическое влияние Москвы на Сибирь .

До присоединения к России в 1552 году обширного Казанского ханства Чердынь оставалась приграничной крепостью . В 1547 году на город был совершен набег ногайских татар , которые были разбиты на подступах к Чердыни у Кондратьевой слободы (до самого города они не смогли добраться) . 85 чердынских мучеников, погибших от ран во время этого набега, стали первыми пермяками, канонизированными Русской православной церковью . По другой версии этот набег совершили сибирские татары . По преданию, 85 мучеников были захоронены в Чердыни, и на месте их погребения была построена не сохранившаяся каменная часовня Во имя Нерукотворного Образа Иисуса Христа . Проведённые в 2005 году археологические раскопки на месте, где стояла часовня, не выявили останков 85 ратников (найдены останки 10 человек, среди которых только 4 были взрослыми мужчинами, причём зрелого возраста) .

Согласно писцовым книгам И. И. Яхонтова, в 1579 году в Чердыни было 290 дворов и 67 лавок (не считая амбаров), причём большинство населения было «беспашенным», то есть занималось торговлей и службой.

Известно описание Чердыни, составленное воеводой Петром Нащокиным в 1613 году :

город Чердынь деревянный и на городе шесть башен, а мосты и обломы на городе и на башнях сгнили и кровли обвалились, а у города четверо ворота, да тайник завалился; а на городе наряду пушка медная 12 пядей в станку, а станок и колеса ветхи и худы.

В начале XVII века Чердынь оставалась крупным религиозным центром — в городе в 1624 году было 16 деревянных храмов (12 приходских и 4 монастырских) . Чердынский Иоанно-Богословский монастырь получил в 1580 году жалованную грамоту от Ивана Грозного, которая давала ему большую самостоятельность в хозяйственных и духовных делах, причём эту грамоту подтверждали вновь вступающие на престол русские цари в 1586, 1600, 1608, 1615 и 1624 годах .

После выделения южной части пермских земель в вотчину Строгановым административный центр края сместился на юг, и Чердынь утратила прежнее политическое значение. В 1636 году чердынский воевода был переведён в Соликамск , где расположился центр управления Чердынским и Соликамским уездами . В XVII—XVIII веках Чердынь вела активную торговлю с Русским Севером . В конце XVII века в городе уже жили торговые люди из северных Пустозерска и Усть-Цильмы (от последних произошла фамилия Исцелемов) . В конце XVIII века через Чердынь с низовьев Камы поступали в Пустозерск хлеб (по сообщению 1781 года 20—30 тыс. пудов в год), пенька и некоторые другие товары, которые обменивались на «рыбу, мяхкую рухлядь , моржовые и белужьи лавтаки, моржовое и белужье сало» . Путь этот, из Чердыни в Пустозерск через Печорский волок , существовал и в XIX веке — в 1881 году предприимчивый крестьянин из села Камгорт И. А. Суслов предлагал построить узкоколейную железную дорогу для ведения хлебной торговли с Печорским краем, но эти планы не были осуществлены . Помимо рыбы в Пустозерск поступала соль из Соликамска . Активная торговля чердынских купцов с Печорским краем продолжалась в начале XX века . Чердынцы с XVII века вывозили с Печорского края точильные камни (право на их добычу было предоставлено грамотой царя Михаила Федоровича 1638 года); в начале XX века с Печоры поступало ежегодно в Чердынь большое количество точил .

В 1708 году город Чердынь был включён в состав учреждённой Сибирской губернии .

Экономика края развивается преимущественно за счёт разработки месторождений поваренной и калийной солей вокруг городов Соликамск и Березники , для вывоза которых в Чердыни и Покче до начала XX века строили баржи. Строительство железных дорог также ограничилось южной частью Пермской области, и Чердынь с областным центром в настоящее время соединяет только шоссе и речной транспорт.

Всесвятская кладбищенская церковь

На Чердынь заметное влияние оказал приток беженцев, эвакуированных в ходе Великого отступления Первой мировой войны . Только в сентябре 1915 года в Чердынь доставили 517 переселенцев :

  • 316 немцев (две партии по 282 и 34 человека);
  • 116 русских;
  • 185 евреев — подданных Австро-Венгрии .

Эвакуированных русских отправили в Покчу, немцев разослали по населённым пунктам Чердынского уезда (в Вильгорт, Искор и другие места), а прибывших евреев оставили в Чердыни .

С точки зрения административного устройства с 1781 года Чердынь являлась центром Чердынского уезда Пермского наместничества (с 1796 года — Пермской губернии ).

Современность

Чердынь и Покча до сих пор сохраняют облик старинных русских городков с типичными усадебными хозяйствами и не имеют многоэтажной застройки. Значительная часть населения края придерживается старообрядческого христианства, хотя церкви преимущественно находятся в ведении Московского патриархата [ источник не указан 575 дней ] .

Чердынь — центр распространения уникальной Пермской деревянной скульптуры , в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Пермской художественной галерее .

В 2006—2009 годах по инициативе пермского писателя Алексея Иванова в расположенном около Чердыни селе Камгорт проводился фестиваль « Сердце Пармы ». С 2010 года, после выхода из мероприятия писателя, фестиваль проводится ежегодно под названием « Зов Пармы ». В 2016 году фестиваль перенесли в расположенное в 2 км от Чердыни село Серёгово .

В 1923 году город становится центром вновь образованного Чердынского района Верхне-Камского округа Уральской области , с 1934 года —— в составе Свердловской области , с 1938 года — в составе Пермской области .

В 2004 году Чердынь получает статус городского поселения в составе Чердынского муниципального района . В 2019 году Чердынское городское поселение и муниципальный район упразднены, вместо них образовано единое муниципальное образование — Чердынский городской округ с административным центром в Чердыни .

Климат

Климат умеренный континентальный . Зима морозная, выпадает много снега. Июль относительно тёплый, но лето короткое.

Долгота дня изменяется от 5 часов 45 минут до 19 часов 1 минуты (приблизительные значения во время солнцестояний ) .

  • Среднегодовая относительная влажность воздуха — 78 %. Среднемесячная влажность — от 61 % в мае до 89 % в ноябре.
  • Среднегодовая скорость ветра — 3,1 м/с. Среднемесячная скорость — от 2,3 м/с в июле до 3,5 м/с в марте .
Климат Чердыни (норма 1981—2010 гг.)
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 3,3 4,1 12,7 24,0 32,0 36,4 33,8 34,7 28,5 19,6 9,3 5,3 36,4
Средний максимум, °C −11,9 −9,9 −1,7 6,3 14,4 20,9 23,0 18,5 12,0 3,7 −5,1 −9,8 5,0
Средняя температура, °C −14,9 −13,3 −5,4 1,6 8,8 15,3 17,9 14,0 8,1 1,3 −7,8 −13,2 1,0
Средний минимум, °C −18,3 −16,5 −9,3 −2,1 4,3 10,8 13,3 10,2 5,3 −0,9 −9,9 −15,7 −2,4
Абсолютный минимум, °C −50,2 −42,5 −37,2 −24,2 −14,9 −3,1 1,5 −2,1 −8,5 −25,4 −45,4 −51,6 −51,6
Норма осадков, мм 62 39 40 45 56 76 82 78 70 76 73 67 764
Источник: .

Население

Численность населения
1814 1856 1860 1897 1903 1913 1920 1926 1931 1959 1970 1979
2793 3300 3425 3658 4321 4200 4578 3900 4200 7524 6972 6617
1989 1992 1996 1998 2000 2001 2002 2003 2005 2006 2007 2008
6535 6600 6600 6500 6500 6400 5756 5800 5500 5300 5500 5400
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
5365 4920 4900 4756 4673 4644 4674 4686 4687 4677 4634 4618
2021 2023
4590 4502
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
1860
1926
1989
2001
2007
2012
2017
2023

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года , на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 1078-м месте из 1120 городов Российской Федерации .

По итогам Всероссийской переписи 2010 года население Чердыни составило 4920 человек, из них 2234 мужчин и 2686 женщин (45,4 % и 54,6 % соответственно). По национальному составу наибольший процент среди жителей города составляют: русские — 94,6 %, украинцы — 1,4 %, татары — 0,7 %.

Динамика изменения численности дворов в Чердыни за 1579—1678 годы:

Год 1579 1623 1646 1678
Количество дворов 290 304 147 295
Население (д. м. п. * ) 326 309+ 200 725
* д. м. п. — душ мужского пола.
Национальности 1897
число %
Всего 3 658 100
русские 3 510 95,95
коми-зыряне 60
татары 21
поляки 19
евреи 13
цыгане 13
коми-пермяки 9
удмурты 4
белорусы 3
немцы 2
башкиры 2
прочие 2

Краеведческий музей

В 1899 году в городе был открыт общеобразовательный музей в ознаменование 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина . В этом же году в городе был создан археологический музей . В 1918 году оба музея слились в один Общеобразовательный музей имени А. С. Пушкина , с 1922 года получивший своё современное название — Чердынский краеведческий музей имени А. С. Пушкина .
Музейное собрание составляет более 110 тыс. ед. хранения и включает в себя следующие коллекции: археологическую, пермской деревянной скульптуры , старопечатных и рукописных книг XVI—XVIII веков, коллекции иконописи, этнографии, клады восточных монет . В этом музее есть возможность примерить на себя 50-ти килограммовые кандалы замученного в соседнем Ныробе боярина Михаила Никитича .

Музей имеет два филиала: Выставочный зал и Музей истории веры .

В музей значительно возрос поток посетителей после выхода в 2003 году романа пермского писателя Алексея Иванова « Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор ». Если в 2003 году музей посетили 36,9 тыс. человек , то в 2015 году 71,0 тыс. человек .

Средства массовой информации

Печатные СМИ

Районная газета «Северная звезда»

Электронные СМИ

Радио «Соль FM» 102,2 FM

См. также

Примечания

  1. от 12 мая 2021 на Wayback Machine // Коммерсант, 11.12.2020.
  2. . Федеральная служба государственной статистики (18 августа 2023). Дата обращения: 23 августа 2023.
  3. . Дата обращения: 15 декабря 2008. Архивировано из 9 апреля 2020 года.
  4. Поспелов, Евгений Михайлович . Географические названия России: топонимический словарь. — Москва: АСТ; Астрель, 2008.. — С. 483. — 523 с. — ISBN 978-5-17-054966-5 .
  5. Туризм в Пермской области. — Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002. — С. 45—47.
  6. . Дата обращения: 7 сентября 2014. 18 сентября 2020 года.
  7. . Яндекс.Карты . yandex.ru. Дата обращения: 2 апреля 2019.
  8. . Яндекс.Карты . yandex.ru. Дата обращения: 2 апреля 2019.
  9. Корчагин П. А., Лобанова А. С. Очерки ранней истории Перми Великой: водно-волоковые пути // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2012. — № 1 (18). — С. 133.
  10. . Дата обращения: 20 января 2009. 10 апреля 2017 года.
  11. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 190.
  12. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 191.
  13. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 192
  14. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 192—193.
  15. Корчагин П. А. Очерки ранней истории Перми Великой: князья Пермские и Вымские // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 124.
  16. Пермская старина. — Пермь, 1889. — Вып. I. — С. 166.
  17. Иофа Л. Е. Города Урала. — Географгиз, 1951. — С. 53. — 424 с.
  18. Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века её христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 11
  19. Дата обращения: 24 сентября 2014. 11 августа 2014 года.
  20. Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века её христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 11—12.
  21. Дата обращения: 24 сентября 2014. 12 ноября 2014 года.
  22. Брюхова Н. Г. Антропологический материал из раскопа Чердынь посад I-54 (05) // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. — 2008. — № 2. — С. 46.
  23. Брюхова Н. Г. Антропологический материал из раскопа Чердынь посад I-54 (05) // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. — 2008. — № 2. — С. 46—47.
  24. Корсакова В. от 27 сентября 2011 на Wayback Machine // Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
  25. Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века её христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 13.
  26. Космовская А. А. Воеводское управление в Перми Великой в XVII в. // Вестник Пермского университета. — Серия: История. 2012. — № 1 (18). — С. 136.
  27. Чагин Г. Н. Социально-экономическое развитие Чердынско-Печорского края в XVIII — начале XX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 184.
  28. Чагин Г. Н. Социально-экономическое развитие Чердынско-Печорского края в XVIII — начале XX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 184—185.
  29. Чагин Г. Н. Социально-экономическое развитие Чердынско-Печорского края в XVIII — начале XX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 185.
  30. Чагин Г. Н. Социально-экономическое развитие Чердынско-Печорского края в XVIII — начале XX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 190.
  31. Дата обращения: 28 марта 2023. 26 февраля 2023 года.
  32. Чагин Г. Н. Беженцы Первой мировой войны в Чердынском крае: история переселения, обустройство на новом месте, дальнейшие судьбы // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2010. — № 1. — С. 54.
  33. Чагин Г. Н. Беженцы Первой мировой войны в Чердынском крае: история переселения, обустройство на новом месте, дальнейшие судьбы // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2010. — № 1. — С. 55.
  34. Корчагин Павел Анатольевич, Шабурова Е.в. // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — Вып. 6 . — С. 190–197 . — ISSN . 1 июля 2022 года.
  35. . Дата обращения: 14 октября 2016. 10 июля 2016 года.
  36. .
  37. . Официальный интернет-портал правовой информации . publication.pravo.gov.ru (26 марта 2019). Дата обращения: 17 мая 2020.
  38. . dateandtime.info . Дата обращения: 1 августа 2020.
  39. . Дата обращения: 5 июня 2017. 6 апреля 2017 года.
  40. Дата обращения: 5 июня 2017. 31 июля 2017 года.
  41. Абсолютные максимумы и минимумы температуры за всё время наблюдения из от 6 апреля 2017 на Wayback Machine
  42. от 12 июля 2021 на Wayback Machine Средние максимумы и минимумы температуры
  43. . Дата обращения: 18 июня 2014. 25 июля 2014 года.
  44. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  45. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. 28 мая 2013 года.
  46. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. 29 сентября 2013 года.
  47. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. 7 ноября 2021 года.
  48. . 26 сентября 2011 года.
  49. . 3 февраля 2012 года.
  50. . Дата обращения: 25 января 2015. 25 апреля 2015 года.
  51. . Дата обращения: 18 августа 2013. 25 июля 2013 года.
  52. . Дата обращения: 2 января 2014. 18 мая 2015 года.
  53. . Дата обращения: 10 сентября 2014. 3 января 2014 года.
  54. . Дата обращения: 31 мая 2014. 16 мая 2013 года.
  55. . Дата обращения: 16 ноября 2013. 12 октября 2013 года.
  56. . Дата обращения: 2 августа 2014. 10 августа 2014 года.
  57. . Дата обращения: 6 августа 2015. 23 сентября 2015 года.
  58. (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021. 8 мая 2021 года.
  59. (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017. 31 июля 2017 года.
  60. . Дата обращения: 25 июля 2018. 26 июля 2018 года.
  61. . Дата обращения: 7 февраля 2020.
  62. . Дата обращения: 17 октября 2020. 17 октября 2020 года.
  63. . . На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. 1 сентября 2022 года.
  64. с учётом городов Крыма
  65. Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более (XLSX).
  66. . Дата обращения: 24 сентября 2014. 3 июня 2015 года.
  67. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Пермская губерния.
  68. . Дата обращения: 15 декабря 2008. 28 марта 2009 года.
  69. . Дата обращения: 24 сентября 2014. 13 декабря 2014 года.
  70. Абашев В. В., Фирсова А. В. Творчество Алексея Иванова как фактор развития внутреннего туризма в Пермском крае // Вестник Пермского университета. — 2013. — Вып. 3 (23). — С. 183—187
  71. . Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано из 13 октября 2016 года.

Литература

  • Иван Грозный .
  • // Из прошлого Чердынского края. — Пермское книжное издательство, 1974.
  • // Из прошлого Чердынского края. — Пермское книжное издательство, 1974.
  • Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004.
  • Семенов О. В. Становление и эволюция системы местного управления на Урале во второй половине XV — первой половине XVII в. — Екатеринбург, 2006.
  • В. В. Косточкин Чердынь. Соликамск. Усолье. — Стройиздат, 1988. — ISBN 5-274-00186-6 .

Ссылки

Источник —

Same as Чердынь