«
Вимуттимагга
», «Путь к освобождению», представляет собой раннее руководство по медитации
араханта
Упатиссы. Текст сохранился только в китайском переводе VI века. В «
Вимуттимагге
» описаны следующие этапы прозрения
:
радость в освобождении и невозмутимость (
樂解脫, 捨
);
соответствие/сходство (
相似
).
Подобное представление этих этапов можно найти в «
Патисамбхидамагге»
(датируемой между III веком до н. э. и II веком н. э.). Этот абхидхаммический текст входит в пятую
никаю
Палийского канона
. В «
Патисамбхидамагге»
перечислены 5 стадий. Первые три стадии аналогичны приведённым в «Вимутимагге», а последние две — это «страх и недостаток» (
пали
bhaya & ādīnava
,
бхайа
и
адинава
) и «желание освобождения и невозмутимость по отношению к формациям» (
muñcitukamyatā & saṅkhārupekkhā
,
мунчитукамьята и санкхарупекха
)
.
namarupa pariccheda ñana
(намарупа париччеда ньяна)
— знание психических и физических состояний, аналитическое знание тела и ума. Возникает
маха-кусала-читта ньяна-сампаютта
и ясно обозначает разницу между характеристикой намы и характеристикой рупы, когда они появляются по очереди. Объекты, составляющие «мир», предстают лишёнными самости. В этот момент нет
атта-сання
, неправильного памятования о Я, которое обычно служит для целостного восприятия реальности, понимаемого как «мир». Возникает правильное памятование реалий, которые проявляются как
анатта
. Дополнительным методом осознания намы и рупы служит
сатипаттхана
.
paccaya pariggaha ñana
(
паччая париггаха ньяна
) — проницательная обусловленность, знание причин и следствий, существующих между психическим и физическим состояниями.
udayabbaya ñana
(удайббая
ньяна)
— знание процессов возникновения и исчезновения обусловленных дхамм. Сопровождается возможными ментальными образами/светом,
восторгом
,
счастьем
, спокойствием и стойкой
осознанностью
, так что «нет ни одного процесса тела и ума, в котором не была бы задействована осознанность»
.
bhanga ñana
(бханга-ньяна)
— знание распада формаций обусловленных дхамм.
bhaya ñana
(бхая
ньяна)
— знание опасности и недостатков, присущих природе ментальных и физических состояний. Из-за созерцания непрестанного распада дхамм ум медитирующего «охватывает страх и он кажется беспомощным»
.
adinava ñana
(адинава
ньяна)
— знание умственных и физических состояний как не приносящих удовлетворения (
дуккха
). «Итак, он видит в это время только страдание, только неудовлетворенность»
.
nibbida ñana
(ниббида
ньяна)
— знание разочарования/бесстрастия. Возникает при понимании тщеты в отношении обусловленных дхамм
.
muncitukamayata ñana
(мунчитукамаята ньяна)
— знание желания освобождения. Возникает желание избавиться от мирского состояния (и устремиться к ниббане).
duḥkhe dharmajñānakṣānti (苦法智忍) — восприимчивость к знанию дхармы в отношении неудовлетворительности;
duḥkhe dharmajñāna (苦法智) — знание дхармы в отношении страдания;
duḥkhe anvayajñānakṣānti (苦類智忍) — восприимчивость к знанию дхармы в отношении неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования;
duḥkhe anvayajñāna (苦類智) — знание дхармы в отношении страдания, относящейся к двум высшим сферам существования;
samudaye dharmajñānakṣānti (集法智忍) — восприимчивость к знанию дхармы о происхождении неудовлетворительности;
самудайе дхармаджняна (集法智) — знание дхармы о происхождении неудовлетворённости;
samudaye anvayajñānakṣānti (集類智忍) — восприимчивость к знанию дхармы о происхождении неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования;
samudaye anvayajñāna (集類智) — знание дхармы о происхождении неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования;
duḥkhanirodhe dharmajñānakṣānti (滅法智忍) — восприимчивость к знанию дхармы о прекращении неудовлетворённости;
duḥkhanirodhe dharmajñāna (滅法智) — знание дхармы о прекращении неудовлетворенности;
duḥkhanirodhe anvayajñānakṣānti (滅類智忍) — восприимчивость к знанию дхармы о прекращении неудовлетворённости, принадлежащей к двум высшим сферам существования;
duḥkhanirodhe anvayajñāna (滅類智) — знание дхармы прекращения неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования
duḥkhapratipakṣamārge dharmajñānakṣānti (道法智忍) — восприимчивость к знанию дхармы пути прекращения неудовлетворённости;
duḥkhapratipakṣamārge dharmajñāna (道法智) — знание дхармы пути прекращения неудовлетворённости;
duḥkhapratipakṣamārge anvayajñānakṣānti (道類智忍) — восприимчивость к знанию дхармы пути прекращения неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования.
Бхавана-марга (16-й момент) (修道第十六心)
16. duḥkhapratipakṣamārge anvayajñāna (道類智) — знание дхармы пути прекращения неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования.
IAST
:
samudaya-jñāna
(集智): знание происхождения (вторая благородная истина);
IAST
:
nirodha-jñāna
(滅智): знание о прекращении или исчезновении (3-я благородная истина);
IAST
:
mārga-jñāna
(道智): знание Пути (4-я благородная истина);
IAST
:
para-mano-jñāna
(или пара-читта-джняна) (他心智): знание ума другого (имеет своей сферой независимый объект — один ментальный фактор чужого ума);
IAST
:
kṣaya-jñāna
(盡智): знание разрушения («в отношении истин, уверенность в том, что они известны, оставлены и т. д.»);
IAST
:
anutpāda-jñāna
(無生智): знание невозникновения («является уверенностью в том, что их [истины] больше нельзя узнать, от них нужно отказаться и т. д.»).
Примечания
↑
Mahasi Sayadaw.
. — 3rd ed. — Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society, 1994. — ix, 50 с. —
ISBN 955-24-0090-2
, 978-955-24-0090-2.
, p. 39.
, p. 41.
Phra Dhamma Theerarach Mahamuni.
(англ.)
.
www.vipassanadhura.com
. Дата обращения: 12 ноября 2022.
7 ноября 2022 года.
↑
Sujin Boriharnwanaket.
//
(англ.)
. — London: Zolag, 2006. — ix, 465 pages p. —
ISBN 978-1-897633-21-2
, 1-897633-21-1.
Ачарья Ануруддха.
Исчерпывающее руководство по Абхидхамме. Абхидхамматха-сангаха / под общ. ред. Бхикку Бодхи, пер. с англ. Е. Гаврилов. —
М.
: Ганга, 2018. — С. 552. — 624 с. —
ISBN 978-5-9500732-5-0
.
Chang Yiu-wing.
(англ.)
.
web.archive.org
(4 марта 2016). Дата обращения: 17 ноября 2022. Архивировано 4 марта 2016 года.
(англ.)
. Дата обращения: 17 ноября 2022.
10 августа 2022 года.
Литература
Bhikkhu Anālayo.
. — Dharma Drum Buddhist College, Taiwan: Centre for Buddhist Studies, University of Hamburg, 2012.