Хоа
- 1 year ago
- 0
- 0
Хоа Хакананайа — моаи (статуя острова Пасхи ), находящаяся в Британском музее, в Лондоне. Была вывезена из Оронго , Рапа-Нуи (Остров Пасхи) в ноябре 1868 года экипажем британского корабля HMS Topaze . Доставлена в Англию в августе 1869 года. Несмотря на относительно небольшие размеры, считается типичной для статуй острова . Однако отличается резьбой на спине, связанной с культом островного человека-птицы . Статуя была описана как «шедевр» и «без сомнения, лучший пример скульптуры острова Пасхи» .
Статуя была определена островитянами как Хоа Хакананайа, в то время как первая запись имени, сделанная британской командой, забиравшей статую, звучала как Хоа-Хака-Нана-иа или Хоа-Хака-Нама-йа . Название было по-разному переведено с языка Рапа-Нуи (Полинезийский) как «разрывающий волну» , «серфинг», , «серфингист» , «мастер разрыватель волн» , «потерянный или украденный друг» , «украденный друг или скрытый друг» или «грабитель» или «насмешка друга» .
На момент описания в 1868 году, Хоа Хакананайа стоял прямо, часть его была заключена внутри каменного церемониального «дома» в деревне Оронго на юго-западной оконечности острова. Он был повёрнут лицом к потухшему вулканическому кратеру Рано-Кау , спиной к океану . Возможно, статуя была создана здесь же или предварительно сделана в другом месте и затем перемещена туда, где была найдена .
Большинство статуй на Рапа-Нуи сделаны из красноватого туфа , однако Хоа Хакананайа создана из блока темно-серо-коричневой потоковой лавы . Хотя обычно статуя описывается как сделанная из базальта , который добывается недалеко от места, где статуя была найдена , нет никаких записей петрологического анализа, подтверждающих это . Статуя имеет высоту 2.42 метра (7.9 фута), 96 cm (3.15 фута) в поперечнике, вес 4.2 тонны . Основание статуи, теперь скрытое в современном постаменте, возможно, первоначально было плоским, а затем суженным или было грубым и сужающимся с самого начала .
Типичный для острова Пасхи моаи Хоа Хакананайа имеет тяжёлый лоб, блочное лицо с выдающимся носом и выступающим подбородком, соски, тонкие, слегка под углом руки опущенные вниз по бокам и направленные к животу, который находится недалеко от основания. Он имеет приподнятую Y-образную форму в центре подбородка, глаза выдолблены характерным для статуй, возведённых на церемониальных платформах аху , образом, и длинные, прямоугольные стилизованные уши. Линия вокруг основания шеи интерпретируется как выступающие ключицы , существует полукруглая впадина для надгрудинной выемки.
Имеет оригинальную форму, задняя часть состоит из гладкой части, отделённой от maro (пояса), который состоит из трёх поднятых линий и круга выше, и ниже расположенной M-образной вертикальной линии. Возле основания есть небольшие признаки ягодиц .
Верхняя часть головы гладкая и ровная и первоначально могла поддерживать , цилиндрическую каменную «шляпу». Плоский круглый камень, найденный рядом со статуей, мог быть такой шляпой или же, если нижняя часть камня была плоской, то он мог служить основанием, на котором когда-то стояла статуя .
На острове Пасхи нет статуй, чей возраст был бы научно определён, но создание статуй в целом началось не ранее 1000 г.н. э. и длилось в основном между 1300 и 1500 годами н. э. . Производство статуй закончилось к 1600 году, когда островитяне начали разрушать их . В эпизоде № 70 серии BBC Radio-4 «История мира в ста объектах» (2010) статуя описывалась как созданная между 1000—1200 годами н. э.
Y на подбородке и ключицах редки на статуях острова Пасхи и являются поздними инновациями .
Задняя часть статуи, между maro и верхней частью головы, покрыта рельефной резьбой, добавленной в неизвестное время после того, как статуя была создана . Они похожи по стилю на петроглифы , изображённые на скале близ деревни Оронго , где они более распространены, чем где-либо ещё на острове . С обеих сторон и над кольцом на mаро изображены два стоящих человека-птицы ((tangata manu), стилизованные человеческие фигуры с крючковатыми головами, как у птиц фрегатов . Над ними, в центре головы статуи, видна меньшая птица, предположительно Тёмная крачка (manutara). По обе стороны от неё находится ритуальное танцевальное весло (ao), символ мужской силы и престижа. По краю левого уха третье весло, из-за его меньшего размера, возможно, rapa, а не ao. На правом ухе строки из четырёх символов вульвы (komari). Y-образные линии исходят из верхней части головы .
В то время, когда европейцы впервые увидели статую, резьба была окрашена в красный цвет на белом фоне. Краска была полностью или в основном смыта, когда статуя была доставлена на HMS Topaze .
Точное определение значения этих рисунков не ясно. Люди-птицы обычно интерпретируются как Маке-маке , бог плодородия и главный бог культа человека-птицы . Данный культ, как предполагается, заменил более старый культ статуй, который был описан ранними европейскими путешественниками .
Культовые обряды включали в себя ежегодный конкурс на получение первого яйца, снесённого мигрирующими Тёмными крачками . Соревнование проводилось в Оронго , и победитель становился представителем Маке-маке на весь следующий год . Считается, что последняя церемония состоялась в 1866 или 1867 году .
После самого интенсивного осмотра статуи на сегодняшний день была предложена более детальная интерпретация значения резьбы . Новое исследование, которое последовало за ещё неопубликованным обзором лазерного 3D-сканирования , состояло из комбинации фотограмметрии и преобразования изображений, используемых для создания цифровых изображений с высоким разрешением в 2,5 и 3 измерениях . Это позволило уточнить ряд деталей. Y-образные линии в верхней части головы являются остатками двух больших komari, частично удалённых другой резьбой, которая была добавлена позднее. У маленькой птицы закрытый клюв, не открытый, как часто описывалось, а у ноги левого человека-птицы пять пальцев, а не шесть. Под левым ухом есть небольшая неглубокая резьба, которая может быть komari или ao. Клюв правого человека-птицы подходит к короткому округлому концу, а не к длинному остроконечному кончику; последнее чтение цифровых моделей было подкреплено новой интерпретацией фотографии статуи, сделанной в 1868 году .
Было оспорено наличие короткого клюва и, в свою очередь, было завершено оригинальное исследование. В других исследованиях было предположено, что существующая на спине резьба скрыла четыре более ранние фигуры людей-птиц и что выгравированный человек-птица заполняет спереди область между сосками и руками . Последняя версия оспаривалась и защищалась . Ничего из предположенного нельзя увидеть на новых цифровых моделях . Археологи, проводящие новые цифровые исследования, также предложили новый способ чтения основной композиции. Было высказано предположение, что элементы дополняли друг друга, чтобы изобразить церемонию человека-птицы, с левой фигурой человека-птицы мужского пола и правой женского пола, и птица над ними показывает их новорождённого птенца. «Между тем вся статуя стала Маке-маке , его лицо окрашено в белый цвет… в стиле человека-птицы» . Одна из групп критиков охарактеризовала эту интерпретацию как «интересную, заставляющую задуматься и даже в какой-то степени поэтическую», но, несмотря на «большое впечатление от работы», отвергла данную версию .
Археологи провели новые цифровые исследования и выпустили онлайн , отображающие и преобразующие изображения данных образов. Последние представляют собой и , , и . Зрители могут распространять результаты, чтобы стимулировать дискуссию.
Хоа Хакананайа был найден в ноябре 1868 года офицерами и экипажем корабля британского Королевского флота HMS Topaze . На момент обнаружения статуя была засыпана землёй примерно до половины своей высоты или даже больше . Статуя была выкопана и транспортирована из Рано-Кау на волокушах и сплавлена на корабль . Она была сфотографирована во время нахождения HMS Topaze в Вальпараисо , Чили , со спины и спереди . В то же время коммодор Ричард Пауэлл, капитан Topaze, написал письмо в британское адмиралтейство , предлагая статую в качестве подарка .
HMS Topaze прибыл в Плимут , Англия , 16 августа 1869 года. Адмиралтейство предложило статую королеве Виктории , которая предложила отдать её в Британский музей . Статуя была установлена на цокольном этаже и экспонировалась у главного входа в музей, под портиком. Во время Второй мировой войны её убрали внутрь здания, где она оставалась до 1966 года. В том же году статуя была переведена в тогдашний отдел этнографии музея, который имел отдельные помещения в Берлингтонских садах. Хоа Хакананайа вернулся в основное здание Британского музея в 2000 году, когда был выставлен на новом, более высоком постаменте в Большом дворе, прежде чем переехать в настоящее место в галерее Wellcome Trust (Комната 24: Жизнь и Смерть) . Было высказано предположение, что статуя изначально была возведена под несколько иным углом, так что верхняя часть головы была бы точно горизонтальной .
{{
cite journal
}}
:
Неизвестный параметр
|lastauthoramp=
игнорируется (
|name-list-style=
предлагается) (
справка
)