Interested Article - Берберы
- 2021-10-14
- 1
Бербе́ры (от греч. βάρβαροι , лат. barbari ; самоназвание — ⴰⵎⴰⵣⵉⵖ ⵎⵣⵗ, амазиг , амахаг — «свободный мужчина », «благородный человек »; кабильск. ⵉⵎⴰⵣⵉⵖⵏ Imaziɣen ) — общее название принявших ислам в VII веке коренных жителей Северной Африки от западных границ Египта ( оазис Сива ) на востоке до Атлантического океана на западе и от реки Нигер на юге до Средиземного моря на севере.
Говорят на берберо-ливийских языках афразийской макросемьи . Большинство верующих — мусульмане - сунниты .
Язык и численность
Со времён мусульманского завоевания жители Магриба подверглись значительному влиянию арабской культуры. Многие из них, так или иначе, владеют местной разновидностью арабского языка ; некоторые владеют также французским и испанским языками, распространившимися на севере Африки в колониальный период (XIX—XX века). Значительная диаспора берберов имеется во Франции , из неё происходит ряд известных личностей. Берберы не являются этнически и лингвистически полностью однородной группой, проживают чересполосно с арабами. В настоящее время численность берберов оценивается от 20 до 40 млн человек . По другим данным, в Северной Африке около 100 миллионов берберов, но только около 25–30 миллионов из них всё ещё говорят на берберском языке . Считается, что большинство населения Северной Африки к западу от Египта имеют берберское этническое происхождение, хотя из-за арабизации и исламизации некоторые этнические берберы идентифицируют себя как «арабизированные берберы» .
Берберы представлены различными этническими группами и составляют около 25—30 % алжирцев, 50 % марокканцев. Согласно данным Всемирного Конгресса Амазигов (ВКА), около 50 % от численности всего берберского населения входят в состав марокканского общества, 30 % живут в Алжире, а остальные 20 % данной этнической общности проживают в Тунисе, Ливии, Египте и Мали. В Ливии (200 тыс.), Мали (450 тыс.), Нигере (700 тыс.), Тунисе (30 тыс.) и Мавритании (250 тыс.) . Во Франции, Испании , Канаде , Бельгии, Нидерландах , Германии , Италии и других странах Европы проживают крупные берберские общины иммигрантов . В настоящее время примерно 1,2 млн берберов насчитывается только во Франции. Большинство из них имеет французское гражданство. Берберы — второй по численности после курдов этнос, не имеющий своих национально-автономных образований.
Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка, зафиксировано в Перипле Эритрейского моря I века , не употребляется самими берберскими народностями, то есть является экзонимом .
С начала XX века берберские языки используют письменности на основе латиницы (с некоторыми дополнительными знаками) и арабицы .
Народности
Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:
- — народ в Марокко , проживает в нагорье Эр-Риф на крайней северо-западной береговой полосе Марокко (из-за этого славившееся своими морскими разбоями население в своё время было известно под названием ) и самую северную часть Атласа до провинции . Численность в начале XX века — около 2-2,5 млн. чел.
- — народ в Марокко, занимает часть большой равнины вдоль и , часть южного Атласа вплоть до побережья Атлантического океана .
- Кабилы — народ в Алжире . Численность в начале XX века — около 960 тысяч чел.
- Шауйя — народ в Алжире.
- Берберы Сахары , населяющие оазисы , разделены огромными пространствами. Наиболее известные из них: туареги , , , , .
Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей , частично истреблённого, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов .
История
Берберы до арабских завоеваний
Берберы являются одним из самых древних народов, проживающих в Северной Африке, и имеют богатейшую историю. Предки берберов, ливийцы , жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях . По некоторым предположениям, берберы имеют европейское происхождение. По результатам лингвистических и иных исследований, имеются предположения, что они являются потомками галлов или имеют отношение к первым поселенцам в Северной Африке [ неавторитетный источник ] . Согласно другому предположению, берберы имеют единые корни с народами, населявшими Иберийский полуостров , и у них была общая история задолго до попадания в зависимость от Рима. Есть мнение, что цивилизация древних берберов дала толчок развитию Древнего Египта .
Эпоха арабских завоеваний, берберские династии
В VII—VIII вв. территории современных Алжира, Туниса, Марокко и Ливии были включены в состав централизованного арабо-мусульманского государства. В XI—XII вв. в западные районы Магриба вторглись берберские кочевники Альморавиды и Альмохады. Их правление привело к так называемой бедуинизации и депопуляции Северной Африки, упадку её земледельческой и городской культуры, и соответственно, вытеснению традиционной берберской культуры в горы и пустыни. В прошлом берберы имели несколько своих государств, почти полностью совпадающие в своих границах с современными Марокко, Алжиром и Тунисом. Так, в XIII в. на обломках державы Альмохадов возникли государства Хафсидов — в Тунисе, Зайанидов — в Западном Алжире и Маринидов — в Марокко .
Арабские завоевания в Магрибе , не сильно изменив расовую картину, в значительной степени, однако, повлияли на культуру аборигенного населения . Многие берберы утратили свою этническую идентичность и свой родной язык по мере интеграции в арабское общество ( арабизации ), однако сохранив культурные отличия в виде традиций и обычаев, сильно отличающихся от культуры арабов-магрибинцев. Самобытность берберов проявляется в особенностях традиционной одежды, народных танцев и песен, фольклоре и ремеслах . Сохранившаяся среди туарегов и имеющая отчетливо выраженные геометрические формы графика языка ( тифинаг ) существовала уже 4 тыс. лет назад. В последнее время усилиями берберских культурно-просветительных организаций она возвращается в обиход и подкрепляет разговорные диалекты.
Некоторые берберы достигали высокого положения при арабах. Так, арабский полководец Тарик ибн Зияд (670—720), завоевавший королевство вестготов , был берберского происхождения.
Подавляющее большинство правивших в Северной Африке династий имело берберские корни. Берберы стали основателями империи Альморавидов , одного из самых могущественных мусульманских государств, основанной в середине XI века берберами — последователями Абдуллы ибн Ясина на территории нынешних Марокко , Алжира , Испании и Португалии . Альморавиды преследовали любое инакомыслие, они уничтожили земледельческую цивилизацию раннего средневековья, после чего начался длительный период упадка Северной Африки .
С 1515 по 1830 гг. пришелся период господства турок на территориях современных Алжира и Туниса. Примерно этот же период ознаменовался расцветом пиратства . Действуя из множества портов Магриба ( Варварский берег ), включая такие крупные как Тунис , Триполи , Алжир и Сале , они держали в страхе всё западное Средиземноморье .
Колониальный период
Франция, завоевав в 1830 году Алжир , а затем Тунис и Марокко , предоставила берберам возможность обучаться на своем языке, в отношении них применялись иные правовые процедуры, чем к арабам, применялись различные меры, чтобы евро-берберская идентичность сыграла свою роль на случай арабских восстаний в колонии. В 1881 году Франция устанавливает колониальное управление в Алжире, а в 1883 году оформляет протекторат над Тунисом. Французы не раз пытались использовать этно-культурные различия населения для разжигания розни между ними. Подобное дробление единой марокканской общности, полагали идеологи французской колониальной администрации, сведет к минимуму возможность создания единого антифранцузского протестного фронта.
В 1912 году Марокко стало протекторатом Франции . Под контроль Испании отошли города Лараш и Азилах. Испанские войска высадились в стратегических точках средиземноморского побережья Марокко. Однако они тут же столкнулись с ожесточённым сопротивлением племен рифаев. Последним государством берберов считается конфедеративная республика племён Эр-Рифа — государство, созданное после победы при Анвале в 1921 году восставшими против марокканского султана и европейских колонизаторов жителями Эр-Рифа (горной области на севере Марокко), которая просуществовала до 1926 года. Испано-французская интервенция на территорию республики получила название Рифской войны . После вторжения в республику 250-тысячной испано-французской армии во главе с маршалом Петеном президент Абд аль-Крим , осознавая бесперспективность дальнейшего сопротивления, сдался и государственность была ликвидирована.
Период после обретения независимости странами Северной Африки
Тунис и Марокко получили независимость в 1956 году, Алжир — в 1962 году. Несмотря на вклад берберов в политическую жизнь стран Магриба, их неарабизированные племена не имеют политической, а местами и культурной автономии, хотя и являются крупнейшим этническим меньшинством. Все попытки обрести автономию жестоко подавлялись.
В жизни современных стран Северной Африки берберский вопрос занимает важное место, однако везде решается по-разному. Если в Марокко в отношении берберов проводилась в основном либеральная политика, то в Алжире проблема коренного населения имеет особо острый характер. Основным центром сопротивления является гористая область Кабилия , где проживают две трети берберов Алжира (кабилы).
Традиционная культура
Традиционные занятия
В основном берберы традиционно являются кочевыми и полукочевыми скотоводами (разводят крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов ), также занимаются пашенным земледелием. Земледельцы выращивают просо , ячмень , пшеницу и садовые культуры. Живущие в оазисах берберы, помимо земледелия, также занимаются огородничеством и транзитной караванной торговлей.
До сих пор присутствует племенное деление, племена управляются вождями и советами старейшин, и подразделяются на кланы . Также до сих пор сохраняется общинное землепользование , практикуются временные межклановые союзы, взаимопомощь (наподобие восточнославянской толоки ), выражающаяся, к примеру, в совместном выпасе скота.
Жилища, поселения
Оседлые группы берберов сооружали ксары — укреплённые поселения, служившие племенными центрами. Пять ксаров объявлены ЮНЕСКО объектами всемирного наследия — Айт-Бен-Хадду в Марокко , а также Уадан , Шингетти , Тишит и Уалата в Мавритании .
Построенные особым образом многоярусные ксары (жилища и зернохранилища) являются достопримечательностями вилайета Татауин в Тунисе ( Ксар-Улед-Султан , Шенини , Двират , Ксар-Хаддада ). Поблизости от него расположен город Матмата , некоторые жители которого и сейчас живут в традиционных полуподземных домах. Такие дома появились во время римских завоеваний. Чтобы спасти свои семьи, берберы прятались под землёй .
Кочевники-берберы живут в шатрах, стойбища имеют круговую планировку.
Кухня
Берберская кухня во всех странах Магриба воспринимала местные кулинарные особенности, ввиду чего берберы разных мест едят разные кушанья. Основу рациона составляют хлеба, кускус , таджины и рагу.
-
Марокканский Таджин из говядины и сухофруктов
-
Алжирский кускус
-
Кесра (лепёшка)
-
Марокканский тажин с овощами
-
Марокканский тажин с бараниной и черносливом
-
Пикантный и сладкий марокканский кускус
-
Марокканские блины под названием «багрир».
-
Марокканская Пастилла — хрустящий рецепт с курицей и миндалем.
-
Рфисса, берберское блюдо из Марокко.
Традиционная одежда
В целом, традиционная одежда берберов близка к аналогичной у соседей-арабов, однако также характеризуется большой территориальной дифференциацией. К примеру, алжирские берберки, живущие в отдалённости от побережья и крупных городов (а также и арабки), носят мелию — кусок ткани, обвёртывающийся вокруг тела, опоясывающийся и застёгивающийся на плечах с помощью двух фибул. Мелия составляет основу одежды, а характер фибул: их размер и внешний вид различается в зависимости от места . Берберки Рифа носят просторную белую рубаху, поверх которой на бёдра повязывается большой кусок пёстрой полосатой ткани. Верхней одеждой, надеваемой в холодную погоду, служит домотканый шерстяной плащ, закрепляемый брошью-фибулой. Вообще полосатые ткани являются довольно распространёнными среди берберов, характер и расцветка полос различается от племени к племени . Также для берберской одежды характерны яркие цвета — особенно голубой, розовый, тёмно-красный и фиолетовый . Мужскими головными уборами являются феска и чалма . У мужчин верхней одеждой является бурнус и джеллаба — халат с остроконечным капюшоном. Очень самобытной является одежда туарегов.
Традиционной мужской причёской был чуб из волос на темени и затылке, нередко заплетавшийся в косу. Остальные волосы выбривались. В наше время он вышел из употребления.
Среди женщин распространено татуирование и нанесение узоров с помощью хны , в число наносимых узоров и входит узор, легший в основу национального берберского флага. В отличие от арабок, берберки никогда не закрывают лица. Однако мужчины-туареги носят плат- тагельмуст тёмных цветов (либо же белого цвета), полностью скрывающий лицо за исключением глаз. В старину, если туарега замечали с открытым лицом, то либо сам он был обязан совершить самоубийство, либо убить того, кто увидел его в таком виде.
Разнообразными являются украшения, изготавливаемые, главным образом, из серебра .
-
Бербер-кочевник, Марокко
-
Берберка в традиционном костюме, Алжир
-
Женская традиционная одежда шауйя, Алжир
-
Берберки из союза племён санхаджи ( Западная Сахара ) на Национальном фольклорном фестивале в Марракеше , 1970 г.
-
Тунисские берберки в традиционной одежде
-
Женщина Джебала в шляпе, Северное Марокко, Шефшауэн
-
Традиционные украшения марокканских амазигов
-
Бербер из Мзаба (Алжир) в традиционной одежде
-
Семья кабилов-христиан, начало XX века
-
Алжирская певица Таус Амруш в традиционной кабильской одежде
-
Берберка в традиционной одежде, с татуировками и многочисленными украшениями, юг Марокко, 1970 г.
-
Тунисский бербер
-
Марокканские берберы, исполняющие танец ахидус ( фр. ahidous )
-
Берберская женщина, Марокко
Фольклор
Устное творчество наиболее развито у шильхов и кабилов. Многочисленны и разнообразны сказки , характерной чертой является половая и гендерная дифференциация сюжетов. Так, сказки про животных слушают все вне зависимости от половой принадлежности, в то время как бытовые сказки рассказывают мужчины для мужской же аудитории, а волшебные сказки — женщинами для женщин и детей. Существует запрет на рассказывание сказок в дневное время. Главным героем сказок о животных часто является шакал . Распространены сюжеты о плуте- трикстере Си Джохе/Джехе (первый вариант имени употребляется в Марокко, второй — в Алжире), близком передне- и среднеазиатскому Ходже Насреддину . Популярно и стихотворчество . Складываются и отдельные лирические стихотворения — асефра, и объединённые в циклы — тизрарин; эпическая поэзия воспевает подвиги предков, пророка Мухаммеда и святых . Известны поэмы религиозного содержания — хади.
Музыка, как правило, диатонического звукоряда , на юге Марокко и Туниса используется пентатоника . Музыкальные инструменты как и собственно берберские, так и позаимствованные у арабов. Среди них бубны бендир и тариджа, гасба — тростниковая флейта, зурна , барабан-табль, гуинбри (синтир) — лютня с длинной шейкой (предполагается её связь или происхождение от древнеегипетских лютневидных инструментов). С конца XX века под городским влиянием распространился агваль — барабан в форме песочных часов, сопровождающий дабку — мужской массовый танец. Из женских танцевально-песенных форм с этого же времени распространилась хувара.
Характерно респонсорное пение под аккомпанемент ансамбля из духовых инструментов и мембранофонов, и сопровождаемое танцами. Сохранились музыкально-поэтические поединки: солисты исполняют песни импровизационного характера, между их выступлениями танцуют мужской и женский хоры под аккомпанемент бубнов. В Алжире распространены -песни: ахеллиль и тагеррабт, в Марокко — ахваш, массовая песня-танец.
Религия
Исповедуют ислам суннитского толка , преимущественно маликиты , во многих местах (о. Джерба в Тунисе, область Мзаб в Алжире, Сиджильмаса в Марокко и т.д.) распространён хариджизм . Также среди берберов присутствуют христиане и иудеи.
Распространены религиозно-мистические братства марабутов — отшельников -святых, восходящие к суфийским тарикатам и обладающие развитой системой профессионально-корпоративных объединений.
См. также
- Матмата и Татауин — памятники традиционной берберской архитектуры, изображённые в киносаге « Звёздные войны » как планета Татуин .
- Encyclopédie berbère — энциклопедия на французском языке в 36 томов (1983—2013), посвящённая теме берберов.
Примечания
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 25 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
- Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. пер. с немецкого Л. Кайсарова // «Die Volker der Erde». — М. : Аст, Kunth, 2009. — С. 54. — 143 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-059220-3 .
- ↑ от 18 октября 2011 на Wayback Machine . San Francisco Chronicle. March 16, 2001.
- Сергеев М.С. . — М., 2003. — 214 с. — (). Берберы Северной Африки: прошлое и настоящее. — М. : Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002. — С. 5.
- . Fox News (5 мая 2012). Дата обращения: 8 декабря 2013. 9 октября 2013 года.
- . The World Factbook. Дата обращения: 3 апреля 2019. Архивировано из 6 января 2019 года.
- Tore Kjeilen. . LookLex Encyclopaedia. Дата обращения: 3 апреля 2019. Архивировано из 17 сентября 2018 года.
- . из оригинала 26 августа 2017 . Дата обращения: 26 августа 2017 .
- от 29 августа 2011 на Wayback Machine . BBC World Service .
- Schoff, Wilfred Harvey. The Periplus of the Erythraean Sea]. Longmans, Green, 1912, .
- . Дата обращения: 9 июня 2022. 16 июля 2020 года.
- . ИноСМИ.Ru . 2017-08-26. из оригинала 26 августа 2017 . Дата обращения: 26 августа 2017 .
- ↑ Олег Давтян. . — Litres, 2017-04-29. — 96 с. — ISBN 9785040349920 . 26 августа 2017 года.
- www.runivers.ru. Дата обращения: 26 августа 2017. 26 августа 2017 года.
- . navoine.info. Дата обращения: 26 августа 2017. 26 августа 2017 года.
- . www.runivers.ru. Дата обращения: 26 августа 2017. 26 августа 2017 года.
- . Дата обращения: 11 мая 2023. 12 июня 2021 года.
- ↑ , с. 154.
- , с. 152.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Антология берберской литературы (кабилы). Т.I — II в IV частях / Сост. и отв. ред. С. В. Прожогина. М.: Институт востоковедения РАН, 2001. — 871 с.
- / Отв. ред. д.п.н. ; Рец.: д.и.н. Р. Г. Ланда , к.и.н. В. И. Максименко. — М. : ИМЭМО РАН , 2011. — 112 с. — (Библиотека Института мировой экономики и международных отношений). — ISBN 978-5-9535-0296-2 .
- Хэрольд Р., Легг Ф. ЭКСМО , 2002. — ISBN 9785040094356 . / пер с анг. А. Гостева. — М. :
- Сергеев М. С. Берберы Северной Африки: прошлое и настоящее. — М., 2003. — 214 с. — (Институт изучения Израиля и Ближнего Востока). — ISBN 5-89394-103-9 .
- Brett, Michael; Fentress, Elizabeth (1997) [ ISBN 0-631-16852-4 ], The Berbers (The Peoples of Africa), ISBN 0-631-20767-8 (Pbk)
Ссылки
- (фр.)
- 2021-10-14
- 1