Левшин, Николай Гаврилович
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Плато́н (в миру Пётр Георгиевич Ле́вшин ; 29 июня 1737 , село Чашниково , Московская губерния — 11 ноября 1812 ) — придворный проповедник, законоучитель наследника императорского престола, член Святейшего синода , митрополит Московский и Коломенский .
Искал возможность примирить господствующую Церковь со старообрядцами введением единоверия — разрешения богослужений по старым ( дониконовским ) книгам, «составил для единоверцев правила, утверждённые Синодом в 1801 году» .
Автор труда «Краткая церковная российская история» (издан в двух частях в Москве в 1805 году), ставшего первым по времени систематическим курсом русской церковной истории , в котором впервые был отражён критический подход к источникам и историческому преданию .
Родился 29 июня (10 июля по новому стилю) 1737 году в селе Чашниково Московской губернии в большой семье сельского причетника (впоследствии священника) Георгия Данилова , мать — Татьяна Ивановна ; брат А. Г. Левшина . C 6 лет учился грамоте. Учился в Коломенской семинарии , затем — в Заиконоспасской Славяно-Греко-Латинской академии , при обучении в которой получил фамилию Левшинов или Левшин . Ещё до окончания 4-годичного академического курса указом Святейшего синода в 1757 году он был назначен преподавать в академии латинский язык и российскую поэзию, при этом на него была возложена ещё и обязанность «публичного катехизатора». В 1758 году по просьбе архимандрита Троице-Сергиевой лавры Гедеона он был переведён учителем риторики в лаврскую семинарию и в августе того же года был пострижен в монашество; с июля 1759 года — иеромонах и префект Троицкой семинарии.
С 1761 года — ректор Троицкой лаврской семинарии , преподавал в ней богословие. На этой должности он устранил «мёртвую схоластику », которая «душила» учебный процесс в духовных школах, заменил учебное пособие Альвара новой грамматикой латинского языка, изданной в Петербурге в 1746 году и исправленной Лебедевым в 1762 году.
В 1763 году Екатериной II был определён придворным проповедником и законоучителем наследника российского престола великого князя Павла Петровича ; одновременно наместник Троице-Сергиевой лавры . Стал особенно близок с наследником престола .
C 16 июля 1766 года — священно-архимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой лавры; с января 1768 года — член Святейшего синода .
10 октября 1770 года хиротонисан митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом , митрополитом унгро-влахийским Григорием , архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом и архиепископом Псковским Иннокентием во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением архимандритом Троице-Сергиевой лавры и законоучителем наследника российского престола, в связи с чем продолжал жить в Петербурге, где в 1773 году ему поручили ещё преподавать Закон Божий и невесте наследника, принцессе Гессен-Дармштадтской Вильгемине (Наталье Алексеевне) .
C 21 января 1775 года — архиепископ Московский и Калужский. С 15 ноября того же года — директор Славяно-латинской академии, которая при нём стала Славяно-греко-латинской .
С 1783 года занялся постройкой, «на собственный кошт», Спасо-Вифанского монастыря вблизи Троице-Сергиевой лавры , который созидал много лет и в котором 1 (12) мая 1797 года с соизволения императора Павла им была учреждена Вифанская духовная семинария .
В 1775 году написал прошение императрице Екатерине II об открытии семинарии при загородном Николо-Перервинском монастыре . Выбор пал именно на этот заштатный монастырь потому, что обитель имела небольшое число насельников, была довольно состоятельной и могла содержать семинарию. Он сделал Николо-Перервинский монастырь архиерейским подворьем и любил бывать в нём, а часть средств монастыря стал выделять на содержание Перервинской духовной семинарии .
Архиепископ Платон интересовался трудами французских энциклопедистов и терпимо относился даже к духовным исканиям масонов . Рассказывали, будто на запрос Екатерины II о том, не противно ли масонство духу христианства, он отвечал, что «молит Бога, чтобы во всем мире были христиане таковы, как Новиков » . В « Братьях Карамазовых » приведён также известный анекдот о встрече Платона с Дидро , который звучит (в интерпретации Александры Смирновой ) следующим образом:
Митрополит Платон был ещё в Петербурге. Дидерот изъявил желание его видеть, вошёл в комнату и сказал по латыни: «Нет Бога», с торжественным видом, полагая, что Платон не знает по-латыни, но очень удивился, когда тот ему сказал: «Рече безумец в сердце своём», показал ему дверь и ушёл.
29 июня 1787 года возведён в сан митрополита (с 16 октября 1799 года носил титул «Московский и Коломенский»).
2 февраля 1792 года, чувствуя враждебное к себе отношение со стороны синодального руководства, подал прошение об увольнении от епархиального управления; в просьбе было отказано.
По вступлении на престол императора Павла Петровича 6 ноября 1796 года протестовал против введения им практики жалования духовенству государственных орденов, став одним из двух первых иерархов, сопричисленных к ордену Андрея Первозванного ; совершил его коронацию ; по просьбе некоторых дворян, направил императору пастырское послание, в котором осуждал его за суровое обращение с дворянами, и получил в ответ указ вовсе не выезжать из Москвы .
Был первым иерархом Русской православной церкви, вступившим в прямые сношения с Англиканской церковью . Как сообщал один из его биографов, «английские пытливые богословы через полномочного министра при дворе Великобритании С. Р. Воронцова отнеслись с вопросами к митрополиту Московскому о разделении и разности Восточной Церкви от Западной , о Святом Крещении и поклонении святым иконам … Митрополит, сообщив английским богословам замечания свои об этом важном и любопытном предмете, послал им и сочинение своё о Христианском Богословии в латинском переводе с тем намерением, как он выразился в послании своём, „дабы из него лучше могли понять силу того учения, коему следует Греко-Российская Церковь, и убедились бы в том, что люди, через меру мудрствующие, всегда покушаются смешивать древнее с новым и неизвестное с известным“. Замечания и книга митрополита Платона были приняты в Англии с пониманием и интересом и переведены на английский язык, его богословские воззрения излагались на лекциях в университетах Оксфорда и Глазго» .
В 1800 году сыграл ключевую роль в учреждении единоверия : в 1801 году в Москве была открыта первая единоверческая церковь .
15 сентября 1801 года совершил коронацию Александра I и его супруги Елисаветы Алексеевны .
Платон любил искусства, путешествия и историю, поэтому неудивительно, что он оставил после себя путевые заметки, правда, изданные уже после смерти иерарха. В 1804 году митрополит совершил длительное путешествие в Киев, целью которого было выяснить состояние российских (ныне и украинских, белорусских) монастырей, храмов. Кроме того, его волновало состояние населения в целом. Путевая книга завершается публицистическим высказыванием о преимущественной бедности сельских жителей, «тем более, что сей род людей есть первый в государстве своей многочисленностью и упражнением своим самый полезный и нужный». Далее он обращается к правительству с призывом более внимательно относиться к крестьянам. Его заметки о путешествии в Переславль, Ростов, Ярославль, Кострому и Владимир были опубликованы в «Русском вестнике» (1841, № 9).
13 июня 1811 года из-за тяжёлой болезни уволен от епархиальных дел до выздоровления. Во время Отечественной войны в 1812 году, будучи тяжелобольным, был увезён из Москвы, куда прибыл, чтобы быть со своей паствой.
Скончался 11 ноября 1812 года в Спасо-Вифанском монастыре . Отпевание над ним совершил в Троице-Сергиевой лавре 16 ноября его викарий епископ Августин (Виноградский) ; похоронен был в пещере нижней церкви Лазарева воскресения Вифанского монастыря. Над могилою был поставлен из дикого камня памятник, на котором была начертана сочинённая самим Платоном эпитафия : «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель» .
Когда храм был уничтожен в 1950-е годы, останки приснопамятного митрополита удалось перезахоронить в Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. В сентябре 1997 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II комиссия под руководством археолога С. А. Беляева вскрыла погребения митрополита Платона. Под полом Духовской церкви был обнаружен склеп, а в склепе — гроб с надписью, подтверждающей принадлежность останков. Епископ Верейский Евгений (Решетников) переоблачил останки митрополита Платона, а 7 октября того же года, после соборной панихиды, совершённой патриархом Алексием, прах иерарха был погребён в заново устроенном склепе, внутри Духовской церкви, у северной стены.
Первый биографический очерк о митрополите Платоне написал через десять лет после его смерти И. М. Снегирёв , позднее очерк был дополнен и несколько раз переиздавался. Именно на этот труд опирались другие авторы, излагавшие биографию митрополита Платона — основные из них труды и М. Л. Лысогорского. В 1912 году ко 100-летнему юбилею со дня кончины митрополита Платона был приурочен выход трёх наиболее значимых исследовательских статей В. В. Платоника, В. В. Виноградова, Б. В. Титлинова . В XX веке вопросы, связанные с московским архиереем, затрагивалась в трудах эмигрантских учёных — Г. В. Флоровского , И. К. Смолича , В. П. Зубова и других .
Памятник митрополиту Платону работы скульптора Анатолия Бичукова установлен в 2008 году в московском Николо-Перервинском монастыре . Надпись на постаменте гласит: «Митрополиту Платону от благодарной Перервы». Ещё один памятник был открыт в 2012 году в Сергиевом Посаде у входа в Спасо-Вифанский монастырь , одним из основателей которого был Платон (Левшин) .