Стрешнева, Евдокия Лукьяновна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари́я Лукья́новна Бие́шу ( рум. Maria Bieșu ; 3 августа 1935 , с. Волинтирь , жудец Четатя-Албэ , Королевство Румыния — 16 мая 2012 , Кишинёв , Молдавия ) — советская , молдавская оперная певица ( сопрано ), педагог . Герой Социалистического Труда ( 1990 ). Народная артистка СССР ( 1970 ). Лауреат Ленинской премии ( 1982 ) и Государственной премии СССР ( 1974 ), народная артистка Башкирии (1994) .
Родилась 3 августа 1935 года (по другим источникам — 5 мая 1934 ) в селе Волинтирь (ныне в Штефан-Водском районе Молдавии ).
В родном селе окончила школу и в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в Леове . Пела в самодеятельности. В 1955 году была принята без экзаменов в Кишинёвскую государственную консерваторию (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) в класс педагога С. Л. Зарифьян, у которой проучилась четыре года.
Во время учёбы в 1958 — 1960 годах выступала с оркестром народных инструментов Ансамбля песни и танца « ».
Окончила консерваторию в 1961 году по классу П. А. Ботезат и сразу после государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский театр оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова им. М. Биешу) в Кишинёве . Дебют на оперной сцене состоялся весной 1962 года , когда она спела партию Тоски в одноимённой опере Дж. Пуччини .
В 1965 — 1967 годах стажировалась в театре « Ла Скала » ( Милан , Италия ), где под руководством педагога Э. Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски , Аиды , Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Дж. Пуччини и Дж. Верди . В этот же период успешно выступала на международных конкурсах: стала лауреатом первого состязания вокалистов в рамках III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966 ) и победила на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии , где завоевала первую премию, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира».
После этого для неё началась напряжённая жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли на всех континентах, грамзаписи, съёмки в фильмах. Она пела на сцене Большого театра , на оперных сценах ведущих театров СССР , в « Метрополитен-опера » в Нью-Йорке , в театрах Чехословакии , Германии , Болгарии , Югославии , Румынии , Венгрии , Польши , Финляндии , Австрии . Совершала концертные турне по городам Японии , Австралии , Кубы , Израиля . Выступала с сольными концертами в Рио-де-Жанейро , пела в зале « Олимпия » ( Париж ).
Всего в творческом репертуаре певицы было около трёх десятков сопрановых партий в мировой оперной классике и операх современных композиторов. Широким был и камерный репертуар певицы, насчитывавший свыше двадцати концертных программ и включавший известнейшие арии из опер, произведения старинной, классической, духовной и современной музыки.
Вела вокальный класс в Академии музыки имени Г. Музическу (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) в Кишинёве ( профессор ). Проводила мастер-классы для студентов-вокалистов в Университете искусств города Нагоя ( Япония , 1999), Пекинской и Венской консерваториях (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства ), в оперных театрах Турции ( Анкара , Мерсин ), Кубы ( Гавана ).
Участвовала в культурной и фестивальной жизни Молдовы , с 1990 года в Кишинёве проходит Международный фестиваль звёзд оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу» («Vă invită Maria Bieşu»).
В 1995 году приняла участие в первом Рождественском Фестивале искусств в Новосибирске в качестве специально приглашённой звезды, где выступила с партией Аиды в концертной версии оперы « Аида » .
В 2001 году выступила в шести столицах Европы ( Париже , Риме , Бухаресте , Берлине , Софии , Брюсселе ) с программой романсов румынских и молдавских композиторов на стихи поэта М. Эминеску , посвящённой году М. Эминеску, объявленному ЮНЕСКО .
Продолжая активную гастрольную деятельность, в последние годы творческой жизни выступила в оперных спектаклях и камерных концертах в Австрии , Германии , Франции , Италии , Венгрии , Японии , Белоруссии , Украине , России .
В творческом активе певицы и кино- и телефильмы с её участием, а также многочисленные грамзаписи арий, песен и романсов в её исполнении и оперных спектаклей, где она поёт главные партии.
Длительное время участвовала в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов ( Токио , Барселона , Марсель , Будапешт , Батуми (конкурс теноров им. Д. Андгуладзе , 1996), Баку (конкурс вокалистов, посвящённый 100-летию Бюль-Бюля , 1997) и др.). Постоянный член жюри Международных конкурсов имени П. И. Чайковского , М. И. Глинки , Г. В. Свиридова .
С 1987 года — председатель Союза музыкальных деятелей Молдавии. С 1992 года — вице-президент Международного союза музыкальных деятелей ( Москва ).
Член КПСС с 1979 года . Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 7—11-го созывов (1966—1989) от Молдавской ССР .
В одном из последних интервью Мария Биешу говорила российским журналистам:
«Вообще Советский Союз — это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей. И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла. При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось моё детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию. И переживаю за неё сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии — всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь. „Мы помним добро и ваш талант“, — сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств. Ко мне лет десять на каждый фестиваль прилетала Ирина Архипова, мы с ней были очень дружны. Она меня так и называла: „Моя сестрёнка“. Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!»
При всех заслугах певицы назначенная ей пенсия составляла менее двухсот долларов США в месяц (1843 лея со слов самой певицы на 26 августа 2011 года , а также дотация по болезни). Обо всём этом она сама говорила российским журналистам в интервью:
«Диски с моим голосом разошлись по миру миллионными тиражами, каких только званий и лауреатств не имею — а пенсия меньше двухсот долларов в месяц… Знаю, что в России Герои Соцтруда получают пенсию, эквивалентную тысяче американских долларов. Я же за свою звезду не получаю ни копейки — у нас об этом и говорить вроде как стыдно. Только мне-то чего стыдиться? Всё заработала трудом, голосом своим». «Ещё в России осталась половина моих денег. Я свою Государственную и Ленинскую премии положила, как тогда было принято говорить, „на книжку“. В одну из сберкасс в центре Москвы. Так они там и лежат. Это несколько „ Волг “ по тем, советским, ценам… Союз распался, я растерялась и не знаю, куда обратиться. У кого спросить эти деньги? Так и сижу, растерянная до сих пор…»
Мария Биешу скончалась 16 мая 2012 года в кишинёвской больнице «Лечсанупр» Государственной канцелярии Республики Молдова . На протяжении нескольких лет она страдала от редкой формы лейкемии . Похоронена на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве .
«Когда услышал её голос — замер от восторга! Удивительное сопрано! У её великой тёзки Марии Каллас не было такого объёмного, полнозвучного голоса. У Биешу — истинно итальянский голос, дарованный самим Господом. Если уж и сравнивать природу её вокальных данных, то Биешу ближе к великой итальянке Ренате Тебальди . Та же редкая красота ровного по всему диапазону и беспредельного по возможностям голоса, мягкость, сочность звучания и необыкновенная пластичность».
«Превосходные вокальные данные, высокая культура пения — такое сочетание само по себе представляет значительную редкость. Свободно льющийся звук, округлый, мягкий и всепроникающий, одинаково богат обертонами во всём громадном диапазоне. В мастерстве певицы неразделимы безукоризненное владение опорой, и, следовательно, хорошая интонация и широкое дыхание, пассажно-колоратурная техника, гибкость, беспредельность тончайших динамических градаций от pianissimo до fortissimo . М.Биешу увлечённо следует течению музыкальной мысли, настроений и образов. Она тяготеет, быть может, во многом ещё интуитивно и эмоционально, к открытой передаче человеческих страстей. Поэтому-то сильнейшие впечатления от её концертов связаны с драматическими произведениями».
— И. Чалаева. « Советская музыка », 1969
«Встречу с Марией Биешу можно назвать встречей с настоящим бельканто. Её голос подобен драгоценному камню в прекрасной оправе».
— «Музыкальная жизнь», 1969
«Её Тоска великолепна. Голос, во всех регистрах ровный и красивый, завершённость образа, изящная певческая линия и высокая музыкальность ставят Биешу в ряд мировых современных певиц».
— «Отечествен глас», Пловдив, 1970
«Мария Биешу — обаятельная и милая актриса, о которой можно писать с удовольствием. У неё очень красивый, плавно идущий наверх голос. Поведение и действие её на сцене просто отличные».
— «Нью-Йорк таймс», Нью-Йорк, 1971
«Певица из Молдавии принадлежит к таким мастерам, которым смело можно доверить любую партию итальянского и русского репертуара. Она — певица экстракласса».
— «Ди Вельт», Западный Берлин, 1973
«Певица внесла в трактовку образа маленькой мадам Баттерфляй исключительную лиричность и вместе с тем сильнейший драматизм. Всё это наряду с высочайшим вокальным мастерством позволяет назвать Марию Биешу великим сопрано».
— «Политика», Белград, 1977
«Голос мисс Биешу — инструмент, льющий красоту».
— «Аустралиан манди», 1979
Камерный репертуар включает старинную западноевропейскую музыку ( И. С. Бах , Г. Ф. Гендель , К. В. Глюк , Г. Пёрселл , Д. Чимароза , А. Страделла , Дж. Каччини , Дж. Кариссими , К. Монтеверди ); романтическую немецкую музыку ( Р. Шуман , Ф. Шуберт , Ф. Мендельсон-Бартольди ); русскую классику ( М. И. Глинка , А. С. Даргомыжский , Н. А. Римский-Корсаков , А. Г. Рубинштейн , М. М. Ипполитов-Иванов , С. С. Прокофьев , Ю. А. Шапорин , Р. М. Глиэр , Г. В. Свиридов , Д. Д. Шостакович , С. Н. Василенко , Т. Н. Хренников ); романсы композиторов СССР; молдавскую вокальную музыку ( В. Г. Загорский , Е. Д. Дога , Б. С. Дубоссарский , С. В. Лунгу , В. Ротару, К. Руснак, З. М. Ткач , С. Бузилэ, Д. Георгицэ ), вокально-симфонические концерты ( Месса си минор И. С. Баха, « Реквием » Дж. Верди , « Немецкий реквием » И. Брамса , Stabat Mater Дж. Россини ).