Interested Article - Славянский фолк

Славянский фолк ( славянская фолк-музыка ) — комплекс современных музыкальных стилей , основанных на традиционной музыке славянских народов .

История

Славянская народная музыка берёт своё начало в традициях славянских племён, живших на территории различных княжеств дохристианской Руси . Так как этнический состав славянского населения исторически был очень разнородным, славянская народная музыка включала в себя также финно-угорские, тюркские и другие прототипы традиций в музыке [ источник не указан 576 дней ] . Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядовости.

С принятием и распространением среди славян христианства, славянская народная музыка длительное время была в большей степени вокальной (хоровое пение), чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в русском православии и особенностями протестантского движения в Чехии). Христианство в целом сильно ударило по славянской музыкальной традиции — были утрачены многие музыкальные инструменты и мелодии. Обрядовая музыка славян, связанная с языческими традициями, так же претерпела некоторые деформации, метаморфозы и потери.

Ренессанс народной славянской музыки начинается в XIX веке, на волне народнического движения , всеобщего национального подъёма и интереса к народной культуре в России и Чехии. Историками-собирателями были восстановлены некоторые утраченные славянские музыкальные инструменты, собраны и записаны многие уцелевшие народные песни. В это же время в России получает распространение ручная гармонь, изобретён баян и русская семиструнная гитара.

В этот период огромный интерес к национальной славянской музыке и культуре проявили великие композиторы-классики — в России это были Михаил Глинка , Модест Мусоргский , Чайковский ; в Чехии — Бедржих Сметана .

В начале XX века в Россию проникает джаз . В Одессе, на Украине, Молдавии формируется «одесский бит». В связи с чем падает интерес к народной музыке.

С крушением Российской Империи и рождением СССР широкая популярность романсов и джаза прерывается и уходит в подполье и эмиграцию — большевики считали романсы и джаз буржуазным пережитком, скопированным с западной культуры, угрожающим традиционной славянской музыке. С установлением в России социализма упор был сделан на традиционные музыкальные жанры славянской культуры. Развитие получили главным образом национальные формы музыки: вокальная, инструментальная, вокально-инструментальная, плясовая музыка. Русская национальная культура переживала второе Возрождение и расцвет — были организованы национальные хоры, ансамбли, университеты, где изучалась и кропотливо восстанавливалась народная музыка.

Влияние славянской народной музыки на становление русской классической музыки

Михаил Глинка — основоположник национальной русской композиторской школы. Глинка долго изучал европейскую классическую музыку, пробовал свои силы в качестве композитора-новатора. В дальнейшем Глинка обратился к обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на народном предании об Иване Сусанине . Так родилась опера « Жизнь за царя », которая произвела фурор в русском высшем обществе и лестные отзывы критиков. В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила ». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление оперы «Руслан и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала разгромную критику. Тем не менее, сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения русских композиторов. Помимо широко известных опер, композитор написал симфоническую фантазию « Камаринская » из темы двух русских народных песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой народной плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

В музыкальном творчестве Мусоргского так же нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.

Пётр Ильич Чайковский, композитор с мировым именем, так же нередко черпал идеи из истока традиционной национальной музыки — например, в его Симфонию № 4 была вплетена древняя славянская народная мелодия «Во поле берёзка стояла».

Влияние славянской народной музыки на становление чешской классической музыки

Бедржих Сметана — один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он был первым композитором, использовавшим в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке («Бранденбуржцы в Чехии»), также принадлежит его перу. Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений — Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и других.

Влияние славянской традиционной музыки на становление русского романса

В конце XVIII века, в Россию, европейскими музыкантами-гастролёрами была завезена испанская гитара. Инструментом заинтересовался Андре́й О́сипович Си́хра (1773—1850) — российский композитор-инструменталист и мастер музыкальных инструментов чешского происхождения. Сихра переработал и усовершенствовал гитару под славянские особенности народной инструментальной музыки. Так родилась семиструнная русская гитара. Творчество Сихры развивалось во всех направлениях: им были созданы переложения и аранжировки, фантазии на темы известных и модных композиторов, на темы русских народных песен, оригинальные произведения, среди коих особенно следует отметить экзерсисы. Самое большое место занимают переложения и аранжировки: было естественно, что Сихра желал охватить как можно более широкий круг музыкальных явлений своего времени, расширить горизонты интересов своих учеников и ценителей гитары, воспитать их вкус. Он вполне мог бы стать концертантом европейского значения, не уступая никому из лучших гитаристов своего времени, однако он выбрал титаническую работу по созданию и утверждению методики игры на семиструнной гитаре, по воспитанию и обучению многочисленных учеников. Фактически им была создана профессиональная русская школа гитаристов со своим собственным репертуаром, исполнителями и композиторами.

С рождением русской семиструнки в салонной среде высшего света зарождается и жанр русского романса. Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века под влиянием западной музыки и поэзии. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Со временем во многих романсах стали обыгрываться цыганские мотивы (т. н. « цыганщина »). Во второй половине XIX века сформировалось несколько поджанров — , жестокий романс , бытовой и др. Салонный дворянский романс, переняв цыганский артистизм и экспрессию, быстро проник в мещанскую среду, а затем, к началу XX века, охватил и народные массы городов и пригородов, потеснив традиционную народную песню, переняв у той певучую славянскую технику исполнения вокала.

Музыкальные инструменты славян

У славян музыкальные инструменты наделяются свойствами ритуальных предметов и используются в календарных, семейных и общественных обрядах, а также в магической практике. Функции музыкальных инструментов и приписываемые им свойства определяются сакральным статусом музыки в народной культуре, а также функциональными свойствами самого инструмента (особенностями его звучания, формой), сферой его употребления (ансамблевая музыка, соло), использование музыки в немузыкальных целях (например, для подачи сигналов, в качестве оберега и др.), способами его изготовления, особенностями личности музыканта (профессионал, любитель, мужчина, женщина, ребёнок).

Традиционные инструменты восточнославянской народной музыки

Русские и белорусские инструменты

Гусли

Гусляры, картина Виктора Васнецова , 1899

Гусли струнный музыкальный инструмент , который был широко распространён на Руси . Является наиболее древним славянским струнным щипковым музыкальным инструментом .

На гуслях играют герои русского былинного эпоса : Садко , Добрыня Никитич , Соловей Будимирович . В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян :

Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.

Гудок

Гудок — древнерусский смычковый инструмент, наиболее распространённый в XVII—XIX веках, среди скоморохов. Имеет деревянный выдолбленный кузов, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3-4 струны.

До́мра

История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и Церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же «казнили» и домру: она исчезла из истории русской музыки на длительное время. Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях. В Польше сохранилось издание Библии перевода Семёна Будного (Несвижская, 1571 −72 гг., так называемая, «арианская»), в котором используется название инструмента «домры», как перевод слова «органум», то есть «инструмент», чтобы подчеркнуть всеобъемлющее прославление народом Бога в Псалмах Царя Давида («Хвалите Господа на домрах»). В то время домра была распространена на Литве (современные Литва и Белоруссия, где официальным языком был русский-книжный), и поляками воспринималась как народный (неблагородный, хотя звучал при дворе Великих князей Радзивиллов), в том числе, и казацкий инструмент. Вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков и у казахов, татар и киргизов, была заимствована во времена монгольского ига.

Балалайка

Балалайка — один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа. Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, этот инструмент происходит от азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

На данный момент русская балалайка утратила былую популярность в народе, её постепенно вытеснила русская семиструнная, а затем испанская гитара и её американские версии.

Тем не менее, балалайка — до сих пор один из важнейших традиционных инструментов академических фолк-музыкантов и различных фолк-коллективов. Балалайка используется ими как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Жалейка

Жалейка (брёлка, сопелка, пищалка) — духовой язычковый музыкальный инструмент , славянскими народами исстари любимый, дожил до наших дней в своем первозданном виде — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Брёлка по сравнению с пастушеской жалейкой обладает более деликатным и нежным звуком, так как изготовлена целиком из дерева . Она была введена в оркестр русских народных инструментов В. В. Андреевым

Волынка

Мышь играет на волынке. Лубок «Мыши кота погребают», 1760

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным инструментом . Делалась из бараньей или воловьей (отсюда и название) сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу — две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.

Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна .

Белорусский дударь

В Белоруссии волынка известна под названием дуда белорусский народный инструмент (разновидность волынки ).

Самым ранним историческим свидетельством существования волынок на территории Белоруссии можно считать образ дударя в составе скоморохов с Радзивиловского летописи 12 века, играющего на безбурдонной волынке, вроде польской siersienki, типу волынки, распространённым по всей средневековой Европе — однако, упомянутая миниатюра не может быть полностью вероятным свидетельством в силу отсутствия информации о происхождении самого художника (он мог родом и не из Белоруссии), отсутствие этнографических фактов более поздних времен. Первое упоминание дуды в старинных белорусских текстах относится к 15-му веку. До середины 19-го столетия дуда была самым распространённым инструментом и активно использовалась в белорусской народной музыке.

В XXI веке дударское движение в Беларуси пользуется чрезвычайной популярностью, постепенно появляются новые музыкальные группы, которые используют волынки в своем творчестве.

Помимо славян, волынка была очень популярна и у других народов, исторически проживающих бок о бок со славянами.

Юноша — мордвин с волынкой

В Мордовии в прошлом волынка также была популярным музыкальным инструментом. Она имела не только музыкальное, но и ритуальное значение: считалось, что игра на ней оберегает присутствующих от сглаза, а также может умилостивить добрых духов.

Мордовская волынка имела две разновидности , имеющие одинаковые названия: мокш. фам, уфам , эрз. пувама .

  • Первая разновидность — с воздушным резервуаром из телячьей шкуры, трубкой для вдувания воздуха и тремя голосовыми трубками: одна бурдонная, без отверстий, изготовлялась из липы или берёзы , и две тростниковые игровые, каждая с 3 голосовыми отверстиями. На одной из игровых трубок исполнялась мелодия, вторая использовалась для извлечения бурдонного звука, высоту которого можно менять. Иногда игровые трубки делались съёмными, чтобы их можно было использовать в качестве самостоятельных музыкальных инструментов.
  • Вторая разновидность мордовской волынки изготовлялась из бычьего, коровьего или свиного пузыря. В мордовских сёлах существовал обычай отдавать музыкантам пузыри жертвенных животных для изготовления волынок. В пузырь вставлялись две тростниковые трубки с 3 голосовыми отверстиями каждая. Трубки для вдувания воздуха не было, поэтому музыкант надувал пузырь, вынув игровые трубки, и играл, пока запас воздуха не кончится, после чего снова надувал пузырь. Часто волынщики играли вдвоём: пока один исполнитель играл мелодию, второй надувал резервуар своей волынки.

Русская гармонь

Сложно утверждать однозначно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии , в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода . Тем не менее, некоторые считают гармонь русским, или в крайнем случае — славянским изобретением. Например, согласно исследованиям академика Мирека , первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха) . Существуют и другие взгляды на этот вопрос.

На данный момент русская гармонь широко распространена и любима как в самой России у различных её народов, так и во многих славянских странах — в Белоруссии, на Украине и др.

Украинские инструменты

Кобза

Имя «кобза», «кобоз», «кобуз» и т. п. можно проследить вплоть до 1250 года как в славянских, так и неславянских письменных источниках. Следовательно, появление инструмента можно отнести к более древним временам. Семантические исследования доказывают существование аналогичных инструментов в других странах: «kopuz» — Турция, «kopus» — Хорватия, «koboz» — Венгрия, «kobuz» — Азербайджан, «cobza» — Румыния, и т. п.

Несомненно, что кобза была занесена на Украину тюркскими племенами, но вероятней всего что в этих землях инструмент приобрел свой окончательный облик.

Бандура

Существует несколько теорий относительно происхождения украинской бандуры. Вероятно её происхождение связано с кобзой , а не с гуслями . Древнерусские гусли имели небольшое количество струн (4-5), на которых играли «бряцаньем». Такой способ игры присущ балалайке и не зафиксирован на Украине. Кстати, как не найден образец самих древнерусских гуслей. После объединения с Литовским княжеством ( 1321 г.) ориентация русинских земель была направлена на западную культуру. Имперская культурологическая ассимиляция началась с конца XVIII в., Когда многострунный украинский музыкальный инструмент «бандура» уже сформировался и бытовал ( 1740 г.).

Трембита

Тремби́та — народный духовой мундштучный музыкальный инструмент , род обернутой берестой деревянной трубы без вентилей и клапанов.

Встречается у украинских , польских , словенских , венгерских , хорватских , далматских и румынских пастухов. На Украине трембита распространена в восточной части Украинских Карпат , в частности на Гуцульщине , в Польше — среди гуралей Бескидов и Подгалья .

Используется для сообщения о различных событиях (приближении колядующих, свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной или печальной мелодией, а также для исполнения пастушьих мелодий.

Иногда трембиту включают в оркестры.

Цимбалы

Распространены в восточноевропейских славянских странах, таких как Белоруссия, Молдавия, Украина, Румыния, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия. Похожий инструмент встречается в Китае, Индии и других странах Азии. Презентация первого и пока единственного в мире учебника по цимбалам состоялась во Львове. Автором книги «Цимбалы и музыкальный профессионализм» является Тарас Баран — заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения, профессор.

Другие народные инструменты

Русская гармонь и балалайка так же характерны для украинской фолк-музыки. (Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.)

Традиционные инструменты западнославянской народной музыки

Польша, Чехия, Словакия

Фуяра

Фуяра ( словацк. fujara ) — традиционный словацкий деревянный духовой инструмент, поперечная флейта с тремя отверстиями.

Имеет большой размер (от полутора метров). Фуяра возникла как пастушеский инструмент и обычно используется сольно. Входит в списки шедевров устного и нематериального культурного наследия и нематериального культурного наследия человечества .

Другие традиционные инструменты

Цимбалы, трембита также характерны для традиционной фолк-музыки этого региона.

Традиционные инструменты южнославянской народной музыки

Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии

Гадулка , Гусле , Гайда , Зурна , Кавал , Свирель , Тамбура , Волынка , , Зурна , Гоч , Деф , Шупелка .

Синтез славянского фолка с другими стилями

Первые попытки синтеза славянской традиционной музыки и рока в СССР были предприняты рядом ВИА в конце 1960-х и начале 1970-х: « Песняры », « Ариэль » .

См. также: Фолк-рок в России и Фолк-рок в Восточной Европе

См. также

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. Бычков В. Н. .
  3. Терещенко А. . — СПб. , 1848. — Т. 1. — С. 485. 8 декабря 2014 года.
  4. Мордва: Историко-культурные очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефремов; Рук. авт. коллектива академик Н. П. Макаркин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — С. 462—463. — 624 с. — 2000 экз. ISBN 5-7595-1049-5 .
  5. . Дата обращения: 16 апреля 2013. 27 мая 2018 года.
  6. . Дата обращения: 16 апреля 2013. Архивировано из 22 декабря 2010 года.
  7. А. Бурлака. . megabook.ru. Архивировано из 22 октября 2012 года.
Источник —

Same as Славянский фолк