Interested Article - Бенедиктинская реформа в Англии

Портрет короля Эдгара в грамоте Нового Собора, Уинчестер

Бенедиктинская реформа в Англии или монашеская реформа английской церкви в конце десятого века была религиозным и интеллектуальным движением в поздний англосаксонский период . В середине X века почти все монастыри населяло белое духовенство , представители которого зачастую состояли в браке. Реформаторы стремились заменить их безбрачными созерцательными монахами, следуя уставу святого Бенедикта . Движение было вдохновлено монастырскими реформами на континенте , его ведущими фигурами были Дунстан , архиепископ Кентерберийский , Этельвольд , , и Освальд , архиепископ Йоркский .

В Англии VII—VIII веков большинство монастырей были бенедиктинскими, но в IX веке образованность и монашество резко упали, с чем пытался бороться король Уэссекса Альфред Великий (871—899). Двор Этельстана (924—939), первого короля Англии, был космополитическим, и будущие реформаторы, такие как Дунстан и Этельвольд, учились у континентальных представителей бенедиктинского монашества. Английское движение стало доминирующим при короле Эдгаре (959—975), который поддерживал изгнание белого духовенства из монастырей и кафедр соборов и их замену монахами. Реформаторы поддерживали тесные отношения с короной , отстаивая её интересы и полагаясь на её поддержку. Движение было ограничено южной Англией и Мидлендсом , поскольку корона не была достаточно сильной в северной Англии , чтобы конфисковать собственность у местных элит для создания бенедиктинских монастырей. Движение пришло в упадок после смерти его ведущих представителей в конце десятого века.

Центры художественного искусства, основанные Этельвольдом, достигли высокого уровня мастерства в создании иллюминированных рукописей , скульптур, изделий из золота и серебра и имели влияние, как в Англии, так и на континенте. В монастырях обучение достигло высокого уровня, благодаря чему были написаны литературные произведения в прозе и поэзии в сложном герменевтическом стиле на латыни , которая была «высоким языком» в Англии X века. Уинчестерская школа Этельвольда сыграла важную роль в создании стандартного западносаксонского литературного языка , а его ученик Эльфрик Грамматик был её самым выдающимся писателем.

Все сохранившиеся средневековые рассказы о движении принадлежат сторонникам реформ, которые решительно осуждали то, что они считали коррупцией и религиозной неадекватностью белого духовенства, но историки конца XX и начала XXI веков всё чаще рассматривают эти рассказы, как несправедливо предвзятые против белого духовенства.

Исторический фон

Автором устава святого Бенедикта , который был основным монашеским кодексом в Западной Европе в раннем средневековье, был святой Бенедикт Нурсийский (ок. 480—550). Согласно этому правилу, жизнь монахов была в основном посвящена молитве, чтению священных текстов и физическому труду. Они жили общинной жизнью и были обязаны полностью подчиняться своему настоятелю. Достижением Бенедикта было создание стабильной системы, характеризующейся умеренностью и осмотрительностью .

В седьмом веке в Англии возникло мощное монашеское движение, на которое сильно повлияли идеи святого Бенедикта, и английский церковный деятель и писатель конца седьмого века Альдхельм предположил, что монастыри должны обычно следовать уставу бенедиктинцев . Однако к 800 году немногие монастыри могли претендовать на высокие духовные и интеллектуальные стандарты, а в девятом веке наблюдался резкий спад в образовании и монашестве . Политическое и финансовое давление, отчасти из-за разрушений, вызванных нападениями викингов , привело к растущему предпочтению пастырского духовенства, которое оказывало основные религиозные услуги мирянам, по сравнению с созерцательными монахами . Произошла постепенная передача собственности от монастырей короне, которая ускорилась после 850 года. По словам :

В значительной степени королевская администрация достигла территориальной стабильности за счет борьбы с монастырями. Полемисты конца X века могут обвинять королей Уэссекса и их магнатов, даже больше, чем викингов, в разграблении церковных ресурсов. Шрамы набегов викингов зажили, но секуляризация монастырей продолжалась медленно и последовательно.

, , pp. 323–26

В конце девятого века Альфред Великий начал возрождать ученость и монашество, и эту работу продолжил его внук, король Этельстан (924—939). Короли до Эдгара (959—975) не придерживались той точки зрения, которой придерживался Этельвольд и его окружение, о том, что единственной достойной религиозной жизнью было бенедиктинское монашество . Когда Жерар Бронский в 944 году реформировал аббатство Сен-Бертен в Сент-Омере в соответствии с бенедиктинскими принципами, диссидентские монахи нашли убежище в Англии при короле Эдмунде (939—946) . До реформы X века границы между белым духовенством и монахами иногда стирались. Известны случаи, когда общины монахов создавались для оказания пастырской помощи, а духовенство в некоторых светских учреждениях проживало по монашеским правилам .

Ранний период

Бенедиктинское реформаторское движение на континенте началось с основания аббатства Клюни в Бургундии в 909-10 годах , но влияние Клюни, новаторского по своим обычаям, в основном ограничивалось Бургундией. Самые тесные связи Англии были с более консервативным аббатством Флёри на Луаре , которое имело больший престиж, потому что в нём хранились мощи святого Бенедикта. На лидеров английского движения также повлияли реформы, провозглашенные Каролингским императором Священной Римской империи Людовиком Благочестивым на Синодах в Ахене в 810-х годах, и, в частности, обнародование ими единых монашеских правил под властью короны . Скромные религиозные и дипломатические контакты между Англией и континентом при Альфреде и его сыне Эдуарде Старшем (899—924) активизировались во время правления Этельстана, когда началось монастырское возрождение. Четыре сводные сестры Этельстана вышли замуж за европейских правителей, что привело к более тесным контактам между английским и континентальным дворами, чем когда-либо прежде. Многие рукописи попали в Англию, что повлияло на английское искусство и науку, а английские церковники узнали о движении континентальных бенедиктинских реформ .

Лидерами английской бенедиктинской реформы были Дунстан , архиепископ Кентерберийский (959—988), Этельвольд , епископ Уинчестерский (963—984), и Освальд , архиепископ Йоркский (971—992). Дунстан и Этельвольд достигли зрелости в космополитическом интеллектуальном дворе Этельстана в 930-х годах, где они встретили монахов из европейских реформированных монастырей, которые послужили источником вдохновения для английского движения. В начале 940-х годов Дунстан был назначен аббатом Гластонберийским , где к нему присоединился Этельвольд, и они провели большую часть следующего десятилетия, изучая бенедиктинские тексты в Гластонбери , который стал первым центром распространения монашеской реформы. Правило Святого Бенедикта было переведено на древнеанглийский язык в то время, вероятно, Этельвольдом, и это единственный сохранившийся прозаический перевод Правила на разговорный язык в раннем средневековье. Примерно в 954 году Этельвольд хотел поехать на континент, чтобы изучить там реформы из первых рук, но король Эдред (946—955) отказал ему в разрешении и назначил его аббатом Абингдонским , который стал вторым центром . Дунстан был выслан из Англии королем Эдвигом (955—959) между 956 и 958 годами, и это время он проводил, наблюдая за бенедиктинскими практиками в аббатстве Святого Петра в Генте . С другой стороны, Этельвольд, похоже, был в хороших отношениях с Эдвигом, что является ранним признаком того, что реформаторы не были объединены политически . Освальд был племянником Оды, архиепископа Кентерберийского с 941 по 958 год. Ода, сторонник реформ, представил Освальда Флёри, где тот был рукоположен и провёл большую часть 950-х годов .

Реформа и корона

Розамонд Маккиттерик отмечает, что «рвение к монашеской реформе, несомненно, было общей связью всей Европы» . Основными центрами были Лотарингия , западная Франция и южная Англия, и реформы были поддержаны правителями, которые считали образцовые монастыри способствующими их могуществу и престижу . Однако отношения между монастырями и их покровителями были разными. Там, где правители были слабыми, как в Бургундии, аббатство Клюни обращалось к папству за защитой, тогда как в других областях, таких как Фландрия , монастыри имели тесные связи с местными правителями. В Англии существовала тесная зависимость от королевской семьи и очень небольшое влияние папы . Воцарение в 959 году Эдгара, первого короля, решительно поддержавшего реформу, привело к поддержке двором введения бенедиктинских правил в ряде старых монастырей, таких как (Освальд), Гластонберийское аббатство (Дунстан) и Абингдонское аббатство (Этельвольд). Вряд ли какие-либо из реформированных монастырей были основаны с нуля, но несколько женских монастырей, имевших королевские связи, были основаны в Уилтшире и Гэмпшире .

Когда Эдгар стал королем, он немедленно уволил только что назначенного архиепископа Кентерберийского Биртхельма и назначил на его место Дунстана . В 963 году Эдгар назначил Этельвольда епископом Винчестера, и с разрешения папы и при поддержке короля новый епископ изгнал белое духовенство из Старого и Нового Соборов города и заменил их монахами. Белые священники и их сторонники были влиятельными местными жителями, и королю пришлось прибегнуть к силе, чтобы конфисковать их богатые бенефиции . К 975 году было реформировано до 30 мужских монастырей и 7 или 8 женских монастырей, все в Уэссексе или в Мидлендсе, где имели владения Этельвольд и Освальд. Однако реформированные монастыри тогда составляли, вероятно, лишь около 10 % религиозных учреждений . Самые богатые реформированные монастыри были намного богаче обычных белых священников, и, как показывает Книга Страшного суда , в конце XI века некоторые владели землей, равной той, которой владели всех магнаты, кроме самых крупных , но богатые и важные нереформированные монастыри, такие как Честер-ле-Стрит и Бери-Сент-Эдмундс процветали в XI веке. Пропаганда реформаторов, в основном из окружения Этельвольда, утверждала, что церковь была преобразована во время правления Эдгара, но, с точки зрения Блэра, религиозная культура, «когда мы исследуем глубину, начинает выглядеть менее эксклюзивной и больше похожей на культуру Этельстана и Эдмунда».

Примечания

Комментарии
  1. Историки не пришли к единому мнению относительного того, началась ли бенедиктинская реформа с Альфреда. Дэвид Дамвилл в книге «Король Альфред и реформа английской церкви X века» утверждает, что возрождение монашества было конечной целью программы Альфреда . Это мнение отвергается Ричардом Абелсом и Дэвидом Праттомм и игнорируется Патриком Вормальдом в его статье об Альфреде в Оксфордском Национальном биографическом словаре . Однако Дэвид Фармер рассматривает Альфреда как «предвестника возрождения» , а Джон Блэр утверждает, что взгляды окружения Альфреда «начали расширение кругозора, которое должно было завершиться монашеской реформой при Эдгаре» .
Источники и использованная литература
  1. , p. 42.
  2. , pp. 157–59.
  3. , pp. 128—34.
  4. , p. 143.
  5. , p. 200.
  6. , p. 243.
  7. .
  8. , p. 11.
  9. , p. 347.
  10. , p. 11; , pp. 347-49.
  11. , p. 176.
  12. , pp. 105–06.
  13. , pp. 14, 19.
  14. , pp. 78–80; , pp. 114-15, 145–46.
  15. , pp. 12–13; , p. 2.
  16. , p. 350.
  17. , pp. 348, 350; , p. 2; , p. 64.
  18. .
  19. , pp. 79–80.
  20. , p. 130.
  21. , pp. 286—87.
  22. , p. 12; , p. 359.
  23. , pp. 350–51.
  24. , pp. 41–42; ; , pp. 60-61.
  25. , p. 351.
  26. , p. 175.
  27. , pp. 351—52.

Литература

  • Abels, Richard. Alfred the Great: War, Kingship and culture in Anglo-Saxon England. — Harlow, UK : Pearson Education Limited, 1998. — ISBN 978-0-582-04047-2 .
  • Abels, Richard (2004). . Oxford Dictionary of National Biography . Oxford University Press. doi : . Дата обращения: 1 марта 2015 .
  • Backhouse, Janet. Literature, Learning and Documentary Sources // The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966–1066. — London, UK : British Museum Publications Ltd, 1984a. — P. 143–69. — ISBN 0-7141-0532-5 .
  • Backhouse, Janet. After the Conquest // The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966–1066. — London, UK : British Museum Publications Ltd, 1984b. — P. 194–208. — ISBN 0-7141-0532-5 .
  • Barrow, Julia. The Community of Worcester, 961-c.1100 // St. Oswald of Worcester: Life and Influence. — London, UK : Leicester University Press, 1996. — P. 84–99. — ISBN 978-0-567-34031-3 .
  • Barrow, Julia. The Chronology of the Benedictine 'Reform' // Edgar, King of the English 959–975. — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 2008a. — P. 211–23. — ISBN 978-1-84383-928-6 .
  • Barrow, Julia. Ideas and Applications of Reform // Early Medieval Christianities c. 600 – c. 1100. — New York, NY : Cambridge University Press, 2014. — Vol. 3. — P. 345–62. — ISBN 978-1-107-42364-0 .
  • Barrow, Julia. The Ideology of the Tenth-Century English Benedictine 'Reform' // Challenging the Boundaries of Medieval History: The Legacy of Timothy Reuter. — Turnhout, Belgium : Brepols, 2009. — P. 141–54. — ISBN 978-2-503-52359-0 .
  • Minsters and Parish Churches: The Local Church in Transition 950-1200. — Oxford, UK : Oxford University Committee for Archaeology, 1988a. — ISBN 978-0-947816-17-9 .
  • Blair, John. Introduction // Minsters and Parish Churches: The Local Church in Transition 950-1200. — Oxford, UK : Oxford University Committee for Archaeology, 1988b. — P. 1–19. — ISBN 978-0-947816-17-9 .
  • Blair, John. The Church in Anglo-Saxon Society. — Oxford, UK : Oxford University Press, 2005. — ISBN 978-0-19-921117-3 .
  • Blair, John. Planning in the Early Medieval Landscape / John Blair, Stephen Rippon, Christopher Smart. — Liverpool, UK : Liverpool University Press, 2020. — ISBN 978-1-78962-116-7 .
  • Blair, Peter Hunter. An Introduction to Anglo-Saxon England. — 3rd. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2003. — ISBN 0-521-83085-0 .
  • Brooks, Nicholas. The Early History of the Church of Canterbury. — Leicester, UK : Leicester University Press, 1984. — ISBN 0-7185-1182-4 .
  • Brooks, Nicholas. The Career of St Dunstan // St Dunstan : His Life, Times, and Cult. — Woodbridge, UK : Boydell Press, 1992. — P. 1–23. — ISBN 978-0-85115-301-8 .
  • Cooper, Tracy-Anne. Monk-Bishops and the English Benedictine Reform Movement. — Toronto, Canada : Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 2015. — ISBN 978-0-88844-193-5 .
  • Cubitt, Catherine (1997). "The Tenth-Century Benedictine Reform in England". Early Medieval Europe . 6 (1): 77—94. doi : . ISSN .
  • Cubitt, Catherine. The Institutional Church // . — Chichester, UK : Wiley-Blackwell, 2009. — P. –94. — ISBN 978-1-118-42513-8 .
  • Dodwell, C.R. . — US, Cornell, 1985. — Manchester, UK : Manchester University Press, 1982. — ISBN 0-7190-0926-X .
  • Dumville, David. . — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 1992. — ISBN 0-85115-308-9 .
  • Farmer, David Hugh. The Progress of the Monastic Revival // . — Chichester, UK : Phillimore, 1975. — P. –19. — ISBN 0-85033-179-X .
  • Farmer, David Hugh. . — 5th revised. — Oxford, UK : Oxford University Press, 2011. — ISBN 978-0-19-959660-7 .
  • Gates, Jay Paul (2015). "Preaching, Politics and Episcopal Reform in Wulfstan's Early Writings". Early Medieval Europe . 23 (1): 93—116. doi : . ISSN .
  • Gem, Richard. Anglo-Saxon Architecture of the 10th and 11th Centuries // The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966–1066. — London, UK : British Museum Publications Ltd, 1984. — P. 139–42. — ISBN 0-7141-0532-5 .
  • Gneuss, Helmut (1972). "The Origin of Standard Old English and Æthelwold's School at Winchester". Anglo-Saxon England . Cambridge, UK: Cambridge University Press. 1 : 63—83. doi : . ISSN .
  • Godden, Malcolm (2004). . Oxford Dictionary of National Biography . Oxford University Press. doi : . Дата обращения: 20 июня 2016 .
  • Gransden, Antonia. . — London, UK : The Hambledon Press, 1992. — ISBN 1-85285-016-7 .
  • Gretsch, Mechtild. The Intellectual Foundations of the English Benedictine Reform. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 1999. — ISBN 978-0-521-03052-6 .
  • Gretsch, Mechtild (2003). "Cambridge, Corpus Christi College 57: A Witness to the Early Stages of the Benedictine Reform in England?". Anglo-Saxon England . 32 : 111—46. doi : . ISSN .
  • Gretsch, Mechtild (2014). "Benedictine Rule, OE". In Lapidge, Michael; Blair, John; Keynes, Simon; Scragg, Donald (eds.). The Wiley Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England (2nd ed.). Chichester, UK: Wiley Blackwell. pp. 64—65. ISBN 978-0-631-22492-1 .
  • Helvétius, Anne-Marie. Asceticism and its Institutions // Early Medieval Christianities c. 600 – c. 1100 / Anne-Marie Helvétius, Michel Kaplan. — New York, NY : Cambridge University Press, 2014. — Vol. 3. — P. 275–98. — ISBN 978-1-107-42364-0 .
  • Hofstetter, Walter (1988). "Winchester and the Standardization of Old English Vocabulary". Anglo-Saxon England . Cambridge, UK: Cambridge University Press. 17 : 139—61. doi : . ISSN .
  • Insley, Charles. Southumbria // . — Chichester, UK : Wiley-Blackwell, 2009. — P. –40. — ISBN 978-1-118-42513-8 .
  • Irvine, Susan. Beginnings and Transitions: Old English // The Oxford History of English. — Updated. — Oxford, UK : Oxford University Press, 2014. — P. 39–74. — ISBN 978-0-19-966016-2 .
  • John, Eric. The Age of Edgar // The Anglo-Saxons. — Harmondsworth, UK : Penguin Books, 1982. — P. 160–91. — ISBN 0-14-014395-5 .
  • Karkov, Catherine E. The Art of Anglo-Saxon England. — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 2011. — ISBN 978-1-84383-628-5 .
  • Keynes, Simon. Introduction // The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966–1066. — London, UK : British Museum Publications Ltd, 1984. — P. 11–16. — ISBN 0-7141-0532-5 .
  • Keynes, Simon. Edgar Rex Admirabilis // . — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 2008. — P. –59. — ISBN 978-1-84383-928-6 .
  • Lapidge, Michael. Æthelwold as Scholar and Teacher // Æthelwold: His Career and Influence. — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 1988. — P. 89–117. — ISBN 978-0-85115-705-4 .
  • Lapidge, Michael. B. and the Vita S. Dunstani // St Dunstan : His Life, Times, and Cult. — Woodbridge, UK : Boydell Press, 1992. — P. 247–59. — ISBN 978-0-85115-301-8 .
  • Lapidge, Michael (2004). . Oxford Dictionary of National Biography . Oxford University Press. doi : . Дата обращения: 25 декабря 2015 .
  • Lapidge, Michael (2014). "Monasticism". In Lapidge, Michael; Blair, John; Keynes, Simon; Scragg, Donald (eds.). The Wiley Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England (2nd ed.). Chichester, UK: Wiley Blackwell. pp. 327—29. ISBN 978-0-631-22492-1 .
  • Leonardi, Claudio. Intellectual Life // The New Cambridge Medieval History. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 1999. — Vol. III. — P. 186–211. — ISBN 0-521-36447-7 .
  • McKitterick, Rosamond. The Church // The New Cambridge Medieval History. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 1999. — Vol. III. — P. 130–62. — ISBN 0-521-36447-7 .
  • Molyneaux, George. The Formation of the English Kingdom in the Tenth Century. — Oxford, UK : Oxford University Press, 2015. — ISBN 978-0-19-871791-1 .
  • Morris, Rosemary. The Problems of Property // Early Medieval Christianities c. 600 – c. 1100. — New York, NY : Cambridge University Press, 2014. — Vol. 3. — P. 327–44. — ISBN 978-1-107-42364-0 .
  • Mostert, Marco. Relations Between Fleury and England // England and the Continent in the Tenth Century. — Turnhout, Belgium : Brepols, 2010. — P. 185–208. — ISBN 978-2-503-53208-0 .
  • Nightingale, John. Oswald, Fleury and Continental Reform // St. Oswald of Worcester: Life and Influence. — London, UK : Leicester University Press, 1996. — P. 23–45. — ISBN 978-0-567-34031-3 .
  • Planchart, Alejandro. The Repertory of Tropes at Winchester. — Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1977. — Vol. 1. — ISBN 978-0-691-09121-1 .
  • Pope, Janet M. (1994). Harper-Brill, Christopher (ed.). "Monks and Nobles in the Anglo-Saxon Monastic Reform". Anglo-Norman Studies: Proceedings of the Battle Conference . Woodbridge, UK: The Boydell Press. XVII : 165—80. ISBN 0-85115-606-1 .
  • Pratt, David. The Political Thought of King Alfred the Great. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2007. — ISBN 978-0-521-12644-1 .
  • Prescott, Andrew. The Text of the Benedictional of St Æthelwold // Bishop Æthelwold: His Career and Influence. — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 1988. — P. 119–47. — ISBN 978-0-85115-705-4 .
  • Robertson, Nicola (2005). "Dunstan and Monastic Reform: Tenth-Century Fact or Twelfth-Century Fiction?". Anglo-Norman Studies: Proceedings of the Battle Conference . Woodbridge, UK: The Boydell Press. XXVIII : 153—67. ISBN 1-84383-217-8 .
  • Ryan, Martin J. Conquest, Reform and the Making of England // . — New Haven, Connecticut : Yale University Press, 2013. — P. –322. — ISBN 978-0-300-12534-4 .
  • Salvador-Bello, Mercedes. The Edgar Panegyrics in the Anglo-Saxon-Chronicle // . — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 2008. — P. –72. — ISBN 978-1-84383-928-6 .
  • Stafford, Pauline. Unification and Conquest: A Political and Social History of England in the Tenth and Eleventh Centuries. — London, UK : Edward Arnold, 1989. — ISBN 0-7131-6532-4 .
  • Stenton, Frank. . — 3rd. — Oxford, UK : Oxford University Press, 1971. — ISBN 978-0-19-280139-5 .
  • Stephenson, Rebecca (December 2009). "Scapegoating the Secular Clergy: the Hermeneutic Style as a Form of Monastic Self-Definition". Anglo-Saxon England . Cambridge, UK: Cambridge University Press. 38 : 101—35. doi : . ISSN .
  • Thacker, Alan. Cults at Canterbury: Relics and Reform under Dunstan and his Successors // St Dunstan : His Life, Times, and Cult. — Woodbridge, UK : Boydell Press, 1992. — P. 221–45. — ISBN 978-0-85115-301-8 .
  • Thacker, Alan. Saint-Making and Relic Collecting by Oswald and his Communities // St. Oswald of Worcester: Life and Influence. — London, UK : Leicester University Press, 1996. — P. 244–68. — ISBN 978-0-567-34031-3 .
  • Tinti, Francesca (May 2015). "Benedictine Reform and Pastoral Care in Late Anglo- Saxon England". Early Medieval Europe . Wiley Blackwell. 23 (2): 229—51. doi : . ISSN .
  • Turner, D. H. Illuminated Manuscripts // The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966–1066. — London, UK : British Museum Publications Ltd, 1984. — P. 46–87. — ISBN 0-7141-0532-5 .
  • Webster, Leslie. Metalwork and Sculpture // The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966–1066. — London, UK : British Museum Publications Ltd, 1984. — P. 88–138. — ISBN 0-7141-0532-5 .
  • Webster, Leslie. . — London, UK : British Museum Press, 2012. — ISBN 978-0-7141-2809-2 .
  • Williams, Ann (1982). " Princeps Merciorum Gentis : the Family, Career and Connections of Ælfhere, Ealdorman of Mercia, 956-83". Anglo-Saxon England . Cambridge, UK: Cambridge University Press: 143—72. ISBN 0-521-24177-4 .
  • Wilson, David M. . — Woodstock, NY : Thames and Hudson (US edn. Overlook Press), 1984. — ISBN 978-0-87951-976-6 .
  • Woodman, D. A. (December 2013). " 'Æthelstan A' and the Rhetoric of Rule". Anglo-Saxon England . Cambridge, UK: Cambridge University Press. 42 : 217—48. doi : . ISSN .
  • Wormald, Patrick. Æthelwold and his Continental Counterparts: Contact, Comparison, Contrast // Bishop Æthelwold: His Career and Influence. — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 1988. — P. 13–42. — ISBN 978-0-85115-705-4 .
  • Wormald, Patrick (2004). . Oxford Dictionary of National Biography . Oxford University Press. doi : . Дата обращения: 21 февраля 2016 . от 11 сентября 2015 на Wayback Machine
  • Yorke, Barbara. Introduction // Bishop Æthelwold: His Career and Influence. — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 1988a. — P. 1–12. — ISBN 978-0-85115-705-4 .
  • Yorke, Barbara. Æthelwold and the Politics of the Tenth Century // Bishop Æthelwold: His Career and Influence. — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 1988b. — P. 65–88. — ISBN 978-0-85115-705-4 .
  • Yorke, Barbara. The Women in Edgar's Life // . — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 2008. — P. –57. — ISBN 978-1-84383-928-6 .

Литература для дальнейшего чтения

  • St Wulfsige and Sherborne: Essays to Celebrate the Millennium Abbey 998-1998. — Oxford, UK : Oxbow Books, 2005. — ISBN 978-1-84217-175-2 .
  • Giandrea, Mary. Episcopal Culture in Late Anglo-Saxon England. — Woodbridge, UK : The Boydell Press, 2007. — ISBN 978-1-84383-283-6 .
  • Knowles, David. . — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 1963. — P. –82.
  • Riedel, Christopher (2016). "Praising God Together: Monastic Reformers and Laypeople in Tenth-Century Winchester". Catholic Historical Review . 102 (2): 284—317. ISSN .
  • Robertson, Nicola (2006). "The Benedictine Reform: Current and Future Scholarship". Literature Compass . 3 (3): 282—99. doi : . ISSN .
Источник —

Same as Бенедиктинская реформа в Англии