Interested Article - Уста адовы

Архангел затворяет челюсти ада. Миниатюра из Винчестерской псалтыри XII века.

Уста адовы ( греч. στόμα αδου ) представляют собой популярный в средневековой иконографии мотив — изображение ворот ада в виде развёрстой пасти чудовища. Он появляется в англосаксонском искусстве и, по-видимому, уходит корнями в германские легенды о рагнарёке . В XII—XIII веке распространяется по всей Европе (особенно в таких сюжетах, как « Страшный суд » и « Сошествие во ад »). В устье преисподней сопоставлено с челюстями левиафана . Эль Греко был одним из последних художников, которые разрабатывали этот средневековый мотив.

Иконография уст адовых основана на ряде библейских стихов, изображающих участь грешников . Так, в греческом переводе 140-го псалма , выполненном Симмахом Эвионитом , сказано: « рассыпаны кости наши в устах адовых » (в Синодальном переводе эта фраза переведена как « сыплются кости наши в челюсти преисподней »). У пророка Исаии описывается, что из-за злодеяний народа «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» ( Ис. ).

Иконография уст адовых имеет два основных иконографических типа:

  • грешники падают сверху в раскрытую пасть, помещаемую внизу композиции;
  • уста располагают горизонтально и грешники входят в них (либо выводятся Христом в иконографии сошествия во ад ).

Литература

  • G. D. Schmidt, The Iconography of the Mouth of Hell: Eighth-Century Britain to the Fifteenth Century , 1995, Selinsgrove, PA, (англ.) , 1995, ISBN 0-945636-69-5
Источник —

Same as Уста адовы