Пизани, Витторе
- 1 year ago
- 0
- 0
Вилла Пизани в Стра ( итал. Villa Pisani а Stra ) — вилла (загородный дом) и парк, расположенные в области Венето (венецианской Террафермы ). Вилла построена в местечке Стра для Альвизе Пизани (1664—1741), представителя знатного рода Пизани , будущего дожа , на берегу канала Бренты (Навильо-дель-Брента), соединяющего Венецию и Падую , в 30 км от Венеции . Другое название: «Национальная» (la Nazionale). Патрицианская семья Пизани, помимо Палаццо Пизани-Моретта на Гранд-канале в самой Венеции заказала несколько вилл, также известных как Вилла Пизани, на материковой части республики. Архитекторами виллы в Стра являются Джироламо Фриджимелика и Франческо Мария Прети. Виллу также называют «венецианским Версалем ».
В здании бывшей виллы располагается Национальный музей (Museo Nazionale di Villa Pisani), в котором хранятся произведения изобразительного искусства и предметы жилого интерьера XVIII и XIX веков. Монументальное здание виллы состоит из 168 комнат и занимает площадь 15 000 квадратных метров.
Строительство дворца осуществлялось в начале XVIII века для Альвизе Пизани , наиболее видного члена семьи, который был избран 114-м дожем Венеции в 1735 году. Проект дворца в Стра в 1720 году разработал падуанский архитектор Джироламо Фригимелика, но строительство после смерти Фригимелики и избрания Альвизе Пизани дожем было поручено молодому архитектору Франческо Мария Прети. По его планам, главное здание после двадцати лет строительства было завершено в 1756 году. В здании устроили 114 комнат соответственно порядковому номеру 114-го дожа Венеции .
В 1807 году у обедневший семьи Пизани виллу приобрёл император Наполеон I для своего пасынка и вице-короля Италии Евгения Богарне . Молва приписала императору слова: «Этот дворец слишком большой для графа, но слишком маленький для короля». В 1814 году здание стало собственностью дома Габсбургов , которые превратили виллу в место отдыха европейской аристократии. После 1866 года вилла стала собственностью Савойского дома , который в 1882 году передал её итальянскому государству. В 1934 году вилла была частично отреставрирована для проведения первой встречи рейхсканцлера Германии Адольфа Гитлера и дуче Италии Бенито Муссолини .
Вилла в Стра не следует типу загородных венецианских вилл, а представляет собой большой палаццо (дворец) с четырьмя крыльями и двумя внутренними дворами. Своей композицией здание следует принципам классицизма : идеальная симметрия, три ризалита с выделением центрального, горизонтальная доминанта, ордерная структура , рустовка первого этажа, балюстрада и статуи на кровле. Центральный портал оформлен гермами - теламонами и маскаронами с трофеями .
В интерьере декоративная лепнина стукко и фрески выполнены выдающимися мастерами того времени: Джованни Баттиста Тьеполо , Джироламо Менгоцци-Колонной , Якопо Гуараной , Фабио Каналем, Якопо Амигони , Андреа Урбани , Андреа Брустолоном , Джузеппе Дзаисом , Андреа Челести и Гаспаре Дициани . Двусветный зал , предназначенный для балов и торжественных приёмов, занимает всё центральное крыло.
Роспись плафона этого зала «Слава дома Пизани», созданная Дж. Б. Тьеполо между 1760 и 1762 годами, перед отъездом художника в Мадрид , представляет собой выдающееся произведение венецианской школы XVIII века: вокруг аллегорической фигуры Венеции, собрались все представители знатной семьи Пизани.
По словам П. П. Муратова , выдающегося историка искусства и писателя, роспись виллы Пизани относится к «счастливейшим свершениям искусства»:
В лазоревостях и жемчужностях неба раскидываются исторические триумфы Пизани, соединившие дожей, посланников, адмиралов и полководцев с аллегорическими фигурами всех разновидностей славы и преуспеяния, с невероятными пышностями всевозможных убранств, с улыбками женщин, столь неожиданно глядящих на нас из углов огромной залы и столь же соблазнительных, как сама Венеция
Первоначальный регулярный парк во «французском стиле» в 11 гектаров и 1,5 км по окружности был преобразован в XIX веке в « пейзажный парк » в соответствии со вкусами того времени. По парку «разбросаны» статуи древних героев и богов работы Орацио Маринали и других скульпторов, а также малые павильоны , в том числе « Экседра » со смотровой террасой , «археологическая насыпь», ледяной погреб, оранжерея и конюшни для верховой езды. Здание конюшен имеет четырёхколонное крыльцо с фронтоном по образцу палладианских построек. Характерно сочетание разнообразных строительных элементов, образующих причудливое архитектурное каприччио . В истории садово-паркового искусства такой сад считается романтическим .
Особенно привлекателен лабиринт, живые изгороди которого образованы зарослями самшита . Он представляет собой трапециевидную структуру с вписанным кругом. Лабиринт был заложен в 1720 году, первоначально имел круглую форму и был расширен в начале XIX века. В центре — башенка со статуей римской богини Минервы , символом мудрости, на смотровой площадке. В этот лабиринт Габриеле Д’Аннунцио поместил действие одной из частей своего романа «Пламя» (1900).