Смирнов, Игорь Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Олег Павлович Смирно́в ( 27 ноября 1921 , Кореновск , Кубанский округ — 21 сентября 2012 , Москва ) — советский и российский писатель, редактор, сценарист.
Родился в семье служащих. После окончания с отличием средней школы № 36 города Краснодара поступил в Краснодарский педагогический институт.
Участник Великой Отечественной войны и войны с Японией .
В августе — сентябре 1942 года воевал на Северо-Кавказском фронте . Участвовал в битве за Кавказ.
С мая 1943 года — литературный сотрудник газеты «Патриот Родины» 192-й стрелковой дивизии . Воевал на Западном фронте (июль 1943 — апрель 1944) и 3-м Белорусском фронте (апрель 1944 — апрель 1945). Участвовал в Спас-Деменской , Ельнинско-Дорогобужской , Смоленско-Рославльской , Оршанской , Витебской , Витебско-Оршанской , Минской , Вильнюсской , Каунасской , Мемельской , Гумбиннен-Гольдапской , Инстербургско-Кёнигсбергской , Кёнигсбергской и Земландской операциях.
В августе 1945 года в составе Забайкальского фронта участвовал в Хингано-Мукденской операции .
За военные заслуги был награждён орденом Отечественной войны II степени (1945), двумя орденами Красной звезды (1944 и 1945) и медалью «За боевые заслуги» (1943) .
Военную службу продолжил в пограничных войсках , где был ответственным секретарем газет «Патриот Родины» и «Пограничник Забайкалья». Уволился в запас в апреле 1953 года в звании капитана.
Высшее образование получил в Читинском педагогическом институте и на Высших литературных курсах Союза писателей СССР.
Литературная карьера Смирнова началась с публикации ещё до войны сатирического рассказа и продолжилась в военные годы юмористическими, публицистическими и поэтическими работами. Сам автор впоследствии оценивал этот этап как ученичество.
В 1950-е — начале 1960-х годах творчество Смирнова представлено преимущественно стихотворениями (сборники «Часовые мира» и «На восточном рубеже») и рассказами (сборники «Китайская граница», «В сосновой пади», «Оперативное вмешательство», «Медвежий хребет», «Мой дом на Востоке»). В этот период уже отчетливо просматривается авторский интерес к теме пограничной службы, которую писатель будет плодотворно разрабатывать и в дальнейшем.
В 1954—1958 годах был ответственным секретарем Читинской организации Союза писателей СССР и редактором альманаха «Забайкалье».
В 1962 году назначен главным редактором журнала « Молодая гвардия », но уже в 1963 году снят с этой должности. По свидетельству А. З. Анфиногенова , работавшего в журнале заведующим отделом очерка и публицистики и уволенного вместе со Смирновым, причиной этого стала публикация в журнале пьесы В. Тендрякова и К. Икрамова «Белый флаг».
В общем, Павлов на какое-то время от изданий Союза писателей вынужден был отстать. Не получилось с «Юностью», и чиновник вплотную занялся комсомольской печатью. Кто-то ему напел, что Олег Смирнов повернул не в ту степь и приблизил к себе обиженных на Сталина детей расстрелянных в конце 30-х годов видных партийцев, сделав ставку на Икрамова. Одновременно комсомольскому лидеру подсунули номера с публикациями молодого критика Владимира Турбина, в которых поощрялись левые тенденции в искусстве. Павлова это страшно разозлило, и он поспешил заменить попавшего под влияние либералов Смирнова на преданного ему Анатолия Никонова.
С середины шестидесятых годов в творчестве Смирнова основное место занимают прозаические произведения средней и крупной формы. В этот период, в частности, выходят повесть «Барханы» (о службе пограничников в Средней Азии в послевоенный период), роман «Северная корона», посвященный боям 1943 г. на смоленском направлении, и повесть «Июнь» — о трагедии советских пограничников в первые дни Великой Отечественной.
В 1970—1974 годах являлся заместителем главного редактора журнала «Новый мир» В. А. Косолапова . После ухода Косолапова на пенсию в сентябре 1974 года некоторое время фактически исполнял обязанности главного редактора.
Надо было ещё сказать, что Косолапов и Смирнов были в журнале, может быть, в самое трудное время — после Твардовского. К новой редколлегии демонстрировали неприятие, иронию, в писательских кулуарах журнал называли "новый «Новый мир» в отличие от "старого «Нового мира». Это они, Косолапов и Смирнов, задержали выход журнала на три месяца, добиваясь, чтобы роман Федора Абрамова «Пути-перепутья» был напечатан. Это они печатали Василя Быкова « Сотников », Трифонова , Катаева, Богомолова … Почти все это первоначально вызывало возражения. Они делали героические усилия, чтобы сохранить художественный уровень журнала.
За время работы в журнале Смирнов опубликовал первую часть дилогии о событиях 1945 года — роман «Эшелон». Движение эшелона с советскими войсками из Германии на Дальний Восток становится литературным приёмом, дающим возможность показать широкую панораму Советского Союза, только что завершившего страшную войну.
Тогда же писатель дебютировал в качестве сценариста, подготовив в соавторстве с Алты Карлиевым и Давидом Маркишем сценарий фильма « За рекой — граница » по своей повести «Барханы» (Туркменфильм, 1971).
23 января 1974 года в опубликованной «Литературной газетой» заметке «Политический слепец» Смирнов подверг резкой критике А. И. Солженицына . Заметка была размещена вместе с аналогичными по содержанию и направленности материалами Сергея Михалкова и других авторов под общим заголовком «Отпор литературному власовцу».
В 1977 году увидел свет роман «Прощание», посвященный роли уцелевших летом 1941 года пограничников в развертывании партизанского движения.
В 1981 году выходит новый фильм на пограничную тематику по сценарию Олега Смирнова — « Право на выстрел » киностудии им Горького.
В том же году писатель завершает вторую часть дилогии, начатой романом «Эшелон», — роман «Неизбежность», работа над которым продолжалась пять лет. В основе сюжета — участие героев «Эшелона» в броске через территорию Монголии и боевых действиях против Квантунской армии.
В 1986—1988 годах выступил в качестве одного из сценаристов телесериала «Государственная граница» . Им были написаны сценарии эпизодов «Год сорок первый», «За порогом победы», «Соленый ветер», «На дальнем пограничье» (последняя — в соавторстве с Петром Луциком и Алексеем Саморядовым ).
В первой половине 1990-х годов О. П. Смирновым были опубликованы последние его крупные работы — романы «Ближе к рассвету» и «Месяц колосьев», посвященные событиям Великой Отечественной войны.
В 2005 году по мотивам романа «Эшелон» был снят одноимённый телесериал, а в 2008 году по мотивам повести «Июнь» — телефильм « В июне 41-го ». В работе над сценариями обоих автор литературной первоосновы участия не принимал.
Жил в Москве. Умер 21 сентября 2012 года. Похоронен в Москве на Митинском кладбище .