Interested Article - Пурбус, Петер
- 2020-12-18
- 2
Петер Янс Пурбус , Питер Поурбус ( нидерл. Pieter Pourbus , МФА : [ˈpitər ˈpuːrbʏs] ; 1523 , Гауда — 30 января 1584 , Брюгге ) — нидерландский рисовальщик , живописец , инженер и картограф эпохи Северного Возрождения . Работал в Брюгге . Яркий представитель романизма в культуре Северной Европы. Известен прежде всего картинами религиозного и портретного жанров .
Семья художников Пурбус
Петер Янс Пурбус был одним из родоначальников большой семьи нидерландских живописцев-романистов XVI—XVII веков. Его сын Франс Пурбус Старший (1545—1581) стал живописцем- портретистом . Сын Франса Старшего — Франс Пурбус Младший (1569—1622) — живописец, придворный художник при многих европейских дворах
Биография Петера Янса Пурбуса
Петер Янс родился в городе Гауде , южная Голландия, переехал в Брюгге в возрасте двадцати лет. О его детстве и юности известно мало; художники и историографы, прежде всех Карел Ван Мандер в «Книге о художниках» ( нидерл. Het Schilder-Boeck , 1604), лишь кратко упоминает его как «художника Брюгге» . Прежде чем отправиться в Брюгге, он, возможно, изучал живописное ремесло у художников из Утрехта , таких как Ян ван Скорел или лейденских мастеров.
В 1543 году Петер был принят в Гильдию Святого Луки . Вскоре после регистрации в гильдии Петер Пурбус женился на Анне, младшей дочери художника Ланселота Блонделя . Его брак с дочерью известного мастера, у которого не было наследников мужского пола, стал очень важным для его репутации и дальнейшей карьеры художника. В 1545 или 1546 году у Поурбуса родился сын Франс («Старший»), который впоследствии стал самостоятельным живописцем.
В 1549 году Пурбус вместе с другими художниками участвовал в оформлении торжественного въезда в Брюгге императора Карла V и наследника Филиппа II , он также оформил росписями банкетный зал Ратуши. Ещё одним важным заказом были работы для мавзолея Маргариты Австрийской в Монастыре Благовещения в Брюгге, часть заказа, полученного Блонделем в 1550 году, включавшего скульптурный мавзолей , рисунки для витражей и живописный декор . Пурбус также написал алтарный образ «Благовещение», который ныне хранится в музее Гауды.
Постепенно Пурбус стал популярным художником-портретистом среди представителей высшего сословия, таких как торговец вином Ян ван Эйверве и его жена Жакемина Бук. Кроме того, в этот период Пурбус стал датировать и подписывать свои работы, что свидетельствует о росте его репутации и растущей творческой независимости .
Около 1551 года Пурбус стал видным и активным членом совета местной Гильдии Святого Луки. Два срока он служил деканом гильдии и пять сроков — присяжным старейшиной. Будучи старейшиной, он проверял деятельность и качество работы других мастеров. В 1552 году он приобрёл собственный дом под названием «Рим» (Huis Rome) на улице Ян Мирэльстраат и открыл там мастерскую живописи.
За этот период Пурбус подготовил множество топографических карт, которые предназначались для поддержки юридических отчётов геодезистов. Он стал использовать новую методику в соответствии с принципами, разработанными его современницей Джеммой Фризиус, что привело к созданию более точных карт . Решением от 13 декабря 1561 года Ратуша Брюгге предоставила ему заказ на большую географическую карту, которую Поурбус затем создавал в течение нескольких лет. Он закончил эту большую работу в 1571 году.
После огромных усилий по созданию «Великой карты» Пурбус снова смог выполнять регулярные живописные заказы. За это время его ученики начали покидать его мастерскую и становиться независимыми художниками. Кроме того, за этот период его стиль изменился. Его манера письма в работах этого периода стала «более итальянской», что придало его картинам более классический вид. Произошедшие изменения очевидны в таких произведениях, как Алтарь Святого Губерта, написанный около 1570 года. На Пурбуса большое влияние оказала художественная традиция итальянского Возрождения . Примечательно, насколько хорошо Пурбусу удалось сосредоточить свои композиции на идиоме итальянского Возрождения, учитывая, что он никогда не был в Италии. Эту картину, являющуюся частью алтаря, остальные створки которого утеряны, также иногда называют «Крещением святого Евстафия». Легенды о двух святых, Святом Губерте и Святом Евстафии (или Евстафии Римском), действительно очень близки. Этот алтарный образ был назван Карелом ван Мандером лучшим произведением Пурбуса. Обычно Пурбус черпал вдохновение у художников эпохи Возрождения, таких как Дюрер, Рафаэль и Тициан. Подробное исследование этой картины и сопутствующих вопросов было опубликовано во время выставки художника в Гауде в 2018 году Жозефиной де Фоу.
После захвата города кальвинистами в 1578 году, Пурбус продолжал служить теперь уже протестантским городским властям и пользовался доверием нового правительства. В этот период Пурбус в основном работал экспертом и инженером по управлению водными ресурсами.
Питер Пурбус скончался в январе 1584 года. Возможно, он был одной из многих жертв чумы, поразившей в то время Брюгге. Его вдова, Анна Блондель, получила пенсию как от городского магистрата. Портрет художника был помещён в здании Ратуши, однако позднее он был утерян.
Творчество
Ранние картины Пурбуса почти неотличимы от произведений его тестя Ланселота Блонделя, возможно они сотрудничали. Его триптих «Крещение Христа», датируемый 1549 годом и ныне находящийся в музее Прадо в Мадриде , является одним из самых известных примеров его раннего творчества. Со временем Пурбус стал одним из ведущих представителей стиля итальянского Высокого Возрождения , пропагандируемого в Антверпене Франсом Флорисом . Одним из примеров этого стиля являются гротески , в которых он изобразил портреты Гуcа ван Мале и его жены. На этом этапе произведения Пурбуса отличались более прозрачной манерой письма и строгой композицией . Эти особенности очевидны в «Триптихе Ван Белля» (по имени донатора Йоста ван Белля, 1556), в котором Петер Пурбус интерпретирует композицию Яна ван Эйка «Мадонна каноника ван дер Пале» (1434—1436). Пурбус начал приобретать репутацию в Брюгге благодаря своему новаторству; итальянский историк Лодовико Гвиччардини в «Описании всех Нидерландов» (Descrittione di tutti i Paesi Bassi, 1567) называет его одним из самых важных художников своего времени.
Петер Пурбус обучал своего сына и внука, Франса Старшего и Франса Младшего, которые затем стали уважаемыми художниками и внесли значительный вклад в развитие искусства эпохи Золотого века голландской живописи .
Портреты Питера Пурбуса неизвестны, но, по утверждению Поля Ювенна, возможно, он поместил автопортрет на левой створке алтарного «Триптиха братства Святого Причастия» в соборе Святого Спасителя в Брюгге .
Галерея
-
Благовещение. 1552. Дерево, масло. Муниципальный музей, Гауда
-
Тайная вечеря. 1548. Дерево, масло. Музей Грунинге, Брюгге
-
Триптих Ван Белля. 1556. Дерево, масло. Церковь Сен-Жак, Брюгге
-
Крещение Христа. Триптих. 1549. Дерево, масло. Прадо, Мадрид
-
Портрет Франсуа ван дер Стратена. 1567. Дерево, масло. Музей Ван дер Берга, Антверпен
-
Портрет молодой дамы. 1554. Дерево, масло. Частное собрание
-
Аллегория истинной любви. Ок. 1547. Дерево, масло. Собрание Уоллеса, Лондон
Примечания
- ↑ — 2009.
- (нидерл.) — 1999.
- (нидерл.)
- Согласно нидерландско-русской практической транскрипции , эти имя и фамилию по-русски следует воспроизводить как Питер Пурбюс
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
- Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
- Pieter Pourbus at the Netherlands Institute for Art History от 3 августа 2023 на Wayback Machine
- Karel van Mander. Het leven van Pieter en Frans Pourbus, Schilders van Brugge. Haarlem, 1604, fol. 257r от 30 июля 2023 на Wayback Machine
- Huvenne Р. Pierre Pourbus, peintre brugeois, 1524—1584. — Musée Memling (Hôpital Saint-Jean), 29 juin-30 septembre 1984. — Bruges: Crédit Communal, 1984
- Pieter Pourbus als cartograaf, 't Pallieterke, 29 december 2022
- Huvenne Р., 1984. Рр. 8-29
Литература
- (nl) Anne Van Oosterwijk, Maarten Bassens, Till-Holger Borchert, Heidi Deneweth, Brecht Dewilde (et al.), Vergeten Meesters, Pieter Pourbus en de Brugse schilderkunst van 1525 tot 1625 - SNOECK, GENT, 2017.
- (en) Anne Van Oosterwijk (et al.), The forgotten masters. Pieter Pourbus and Bruges painting from 1525 to 1625 — SNOECK, GENT, 2018.
- (en) (nl) Marc De Beyer et Josephina De Fauw (et al.), Pieter Pourbus, Master painter of Gouda — Museum GOUDA, 2018.
Ссылки
- .
- 2020-12-18
- 2