Interested Article - Смоленская икона Божией Матери

Смоле́нская ико́на Бо́жией Ма́тери ( Одиги́трия Смоле́нская ) — почитаемая в православии икона Богородицы ( Одигитрия ).

Празднование иконы совершается 28 июля ( 10 августа ). Считается, что Смоленская икона ограждает и защищает западные пределы России .

История

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверть XV века. Византия

Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции — об этом вполне ясных и достоверных сведений нет. Евгений Поселянин указывал, что имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году ), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну , ставшую женой князя Всеволода Ярославича . Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономах в 1095 году перенёс икону из Чернигова (своего первого удела ) в Смоленск , где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы , в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя .

В XV веке икона оказалась в Москве. Евгений Поселянин приводит несколько вариантов перенесения её:

В « » говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла , литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу , дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привёз её в дар великому князю в Москву (<в 1455 году> ). Другие предполагают, что эту икону дал Витовт смоленский дочери своей Софье , супруге московского великого князя Василия Дмитриевича , когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Есть ещё одно известие, что будто бы последний смоленский князь , изгнанный отсюда в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привёз с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами.

Имеется также указание, что «согласно разысканиям М. М. Сухмана, проведённым по летописям… икону Смоленской Богоматери взяли в Смоленске татарские ханы и подарили московскому князю» .

Икона была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от Царских врат .

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила просило великого князя Василия Тёмного вернуть им икону. Князь по совету с митрополитом Ионой решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям — 28 июля 1456 года ) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле , у въезда на Старую Смоленскую дорогу , где после прощального молебна отпустили в Смоленск.

Согласно , икону провожали «не до Саввинского монастыря, а до церкви Благовещения в Дорогомилове » ; оба варианта приводятся Иваном Снегирёвым .

Во время Отечественной войны 1812 года Ириней (Фальковский) вывез 5—6 августа икону из Смоленска в Москву и в день Бородинского сражения её вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля . Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль ; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск .

Смоленская икона в храме над Днепровскими воротами
(фото Сергея Прокудина-Горского , 1912)

Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения пронесли список иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанный в 1602 году ; возвращён он был в Смоленск 10 ноября 1812 года.

Список иконы 1456 года был вывезен игуменией монастыря Мефодией вместе с ризницей 31 августа в Вологду .

Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска , но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля .

Одним из почитаемых списков Смоленской иконы является Смоленская Бугабашская икона Божией Матери, которая хранится в одноимённом женском монастыре — села Бугабашево Бакалинского района Республики Башкортостан.

Список в Новодевичьем монастыре

Смоленская икона Божией Матери. Москва, 1456 год

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с неё сняли точный список «мера в меру», который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года , когда был перенесён 28 июля в Новодевичий монастырь , основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы ; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 28 июля (10 августа по новому стилю) .

Ныне эта икона хранится в Музеях Московского Кремля. Согласно каталожному описанию, её датировка такова: «Москва, 2-я пол. 15 века (1456?), запись конца 19 — начала 20 века».

Особый интерес представляет оклад иконы (первоначальный не сохранился). Текущий оклад состоит из разновременных частей. Фон и поля с элементами ренессансной орнаментики могут быть датированы 2-й половиной XVI века. Особый интерес для их атрибуции представляют изображения на черневых дробницах, которые датируют создание более точно: это четыре композиции Богородичного цикла (тесно связанные с основной росписью Смоленского собора), а также изображения апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, поминаемых в день празднования Смоленской иконы Богоматери. На других дробницах присутствуют патрональные святые Ивана Грозного и его сыновей Ивана и Фёдора, а также святые, соимённые семье Годуновых — Борису, его жене Марии, их детям Фёдору и Ксении, а также царице-инокине Ирине. Есть ещё изображение Феодота Анкирского , в день памяти которого Борис, по-видимому, родился. Этот состав изображений позволяет предположить, что оклад создан по заказу Бориса Годунова после его вступления на престол в 1598 году. Около 1685 года оклад был дополнен роскошными венцами, декорированными большим количеством драгоценных камней и разнообразных запон .

Иконография

Икона относится к иконописному типу Одигитрия и, вероятно, является списком с Одигитрии Влахернской . Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа , держащего в левой руке свиток , а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима . При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова .

Примечания

  1. . из оригинала 18 апреля 2018 . Дата обращения: 17 апреля 2018 .
  2. Богословский Т. М. // Журнал Московской Патриархии . — 1945. — Январь ( № 1 ). — С. 37—40 . — ISSN .
  3. .
  4. . Восточная литература — библиотека текстов Средневековья . Дата обращения: 1 декабря 2017. 28 марта 2014 года.
  5. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4 т / Сост. П. Г. Паламарчук . — М. : Астрель , 2004. — Т. 1. Кремль и монастыри. — С. 226. — 503 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-271-07525-4 .
  6. Проценко Н. Ф. . — М. , 1863. — С. 39. — 71 с.
  7. Снегирёв И. М. . — М. : Тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1857. — С. 5. — 78 с.
  8. Пушки у святых ворот. — М. : Русский раритет, 2011. — С. 81—82. — 152 с. — ISBN 978-5-7034-0296-2 .
  9. .
  10. Протоиерей Леонид Кузьминов. Праздник Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии» в Новодевичьем монастыре в Москве // Журнал Московской Патриархии. — 1979. — Октябрь ( № 10 ). — С. 11—12 . — ISSN .
  11. «Борис Годунов — от слуги до государя всея Руси». Каталог. — М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». 2015. — 360 с.: ил. — ISBN 978-5-88678-288-2 . — С. 216—217.
  12. ] / сост. А. Ю. Мудрова. — М. : Центрполиграф, 2011. — 574 с. — ISBN 978-5-227-03044-3 .

Литература

  • Поселянин Е. Н. // Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон : в 2 кн. — М. : Отдых христианина, 2002. — 688 с. — ISBN 5-902040-19-1 .
  • Новодевичий монастырь. Путеводитель. — М. : Новодевичий монастырь, 2009.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Смоленская икона Божией Матери