Гендарганой
- 1 year ago
- 0
- 0
Гендарганой (в ед. числе — Гендаргно , также известны как Гендаргной , Гендаргеной и Гендаргуной ) — кровнородственное чеченское общество ( тайп ), ведущее своё происхождение от одного предка по имени Гендар , жившего в горах на территории современной Чеченской Республики около тысячи лет назад . В традиции чеченской этноиерархии входит в тукхум Нохчмахкахой . Историческая родина — селение Гендаргана (ныне село Гендерген, Ножай-Юртовского района Чеченской Республики ) . Также существует гипотеза о происхождении этого тайпа из исторической области Нашха .
Гендарганойцы играли важную роль в антиколониальной борьбе горцев Северо-Восточного Кавказа XIX века, возглавляя восемь важнейших участков наибств Северо-Кавказского имамата , территория которых простиралась от Хасавюрта на востоке до реки Фортанга на западе .
В конце XX — начале XXI веков выходцы из тайпа Гендарганой объединились в составе салафитской группировки « Урус-Мартановский джамаат ». Эту группировку нередко называли сильнейшей военной силой в Чечне .
В наши дни входят в число двух самых больших тайпов Чечни . Больше всего представителей этого тайпа проживают вблизи северных склонов Чёрных гор .
Основная версия происхождение названия Гендарганой — от имени одного полумифического предка этого тайпа . Другие источники связывают название тайпа с забытым словом «гендарг», которым чеченцы обозначали предмет или вещь, затыкающее или прикрывающее что-либо. Так, к примеру, родовая башня тайпа Гендарганой Венда-гала стоит обособлено и прикрывало стратегическое направление. Возможно, это определило название тайпа .
В 1978 году советский исследователь-краевед Ахмад Сулейманов также высказал предположение о происхождении названия тайпа Гендаганой (у Сулейманова — гендарганой) от имён двух братьев — Гандар и Гуно, которые, вместе со своей сестрой по имени Курчала, основали родовое селение гендарганойцев — Гендаргана .
№ | Название | Автор | Источник | Дата |
---|---|---|---|---|
1. | Гендургирал | Иоганн Гюльденштедт | Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг. | 1770 |
2. | Гендергеной | Семён Броневский | Новейшия географическия и историческия извѣстия о Кавказѣ | 1823 |
3. | Гендиргеной | Александр Нейгардт | Рапорт генерала генерала Нейгардта военному министру А. Чернышёву | 1842 |
4. | Гендыргеной | Николай Благовещенский | Сборник свѣдѣній о Терской области: изданіе Терскаго | 1878 |
5. | Гендригойцы | Алексей Костерин | Перевал: Сборник | 1924 |
6. | Гендарганой | Ахмад Сулейманов | Топонимия Чечено-Ингушетии | 1975 |
7. | Гендаргной | Малик Сайдуллаев | Чеченскому роду нет переводу | 1999 |
8. | Гендаргуной | Александр Ляховский | Зачарованные свободой: тайны кавказских войн | 2006 |
Расселение тайпа Гендарганой по территории современной Чеченской Республики объясняется историками тем, что их перемещения происходили по вынужденным обстоятельствам; многочисленные орды кочевников в разные периоды истории вытесняли чеченцев с равнинных и предгорных земель в горы. Это неоднократно приводило чеченский народ на грань полного исчезновения. Однако умение противостоять разного рода захватчикам, а также неприступность чеченских гор — спасли народ от исчезновения .
Родовое селение, сохранившее тайповое имя « Гендерген », расположена в центральной части исторической области Нохч-мохк (Ичкерия). Основание села Гендерген не определено точной датой. Однако известно, что в период нашествия Тамерлана в Чечню в XIV веке Гендерген и некоторые другие поселения Ичкерии вели уже оседлый образ жизни .
В наши дни Гендарганой является крупнейшим тайпом в Центральной и Юго-Западной Чечне. Основная его часть проживает на предгорных и равнинных территориях Республики. На разных этапах своей истории тайп основал такие поселения, как Урус-Мартан , Мартан-Чу , Танги-Чу , Новые Атаги , Чулга-Юрт , Гендерген и , а также и (ныне в составе Республики Дагестан ). Кроме собственно в тайповых поселениях, гендарганойцы также проживают в сёлах Чири-Юрт , Старые Атаги , Дуба-Юрт , Бено-Юрт , Аух , Гойты , Ачхой-Мартан , Пседах и многих других.
Подсчёт численности нахского населения по отдельным обществам производился исследователями всегда приблизительно, поэтому, на сегодняшний день точных сведений и о численности гендарганойцев не существует. Согласно публикациям в прессе и интернете в конце XX — начале XXI веков, гендарганой считается одним из крупнейших чеченских тайпов. Иногда журналисты/блогеры говорят о нём как о втором по величине тайпе Чечни (напр. И. Новикова ), иногда даже указывается численность — 100 000 человек (напр. В. П. Лебедев ).
Ветви, входящие в состав тайпа Гендарганой:
Название | Самоназвание | Известные люди | Гаплогруппа | |
Айдамир | Айдамир-некъе | J2 | ||
Аппаз | Ӏаппаз-некъе | J2 | ||
Батал | Батал-некъе |
|
J2 | |
Берси | Берси-некъе | J2 | ||
Буози | БӀози-некъе | J2 | ||
Кёхарси | Коьхарси-некъе | J2 | ||
Лорси | Лорси-некъе | нет данных | ||
Ляжги | Лаьжги-некъе | нет данных | ||
Мамми | Мамми-некъе |
|
J2 | |
Мовсар | Мовсар-некъе | J2 | ||
Моаги | МоӀги-некъе |
|
J2 | |
Мозги | Мозги-некъе | J2 | ||
Муги | Муги-некъе | J2 | ||
Мухлин | Мухьлин-некъе | нет данных | ||
Мюжг | Муьжг-некъе | J2 | ||
Мюлги | Муьлги-некъе | J2 | ||
Нини | Нини-некъе | J2 | ||
Ноккхой | Ноккхой-некъе | J2 | ||
Нохи | НогӀи-некъе | J2 | ||
Овки | Овки-некъе |
|
J1 / J2 | |
Саи | СаьӀи-некъе | нет данных | ||
Сайки | Сайки-некъе | J2 | ||
Седи | Седи-некъе |
|
нет данных | |
Сингал | Сингал-некъе | J2 | ||
Солт | Солт-некъе | нет данных | ||
Сохти | Сохьти-некъе |
|
J2 | |
Такалш | ТӀакӀалш-некъе | J2 | ||
Теси | Теси-некъе | нет данных | ||
Товзар | Товзар-некъе | нет данных | ||
Тучи | Тучи-некъе | J2 | ||
Эскарх | Эскарх-некъе | J2 | ||
Ясхаб | Йасхьаб-некъе | нет данных | ||
Яхот | Йахот-некъе | J2 |
Согласно Ахмаду Сулейманову , предания и сведения тептара говорят о возникновении родового селения гендарганойцев в X веке. Легендарными основателями аула Гендаргана считаются братья Гандар и Гуно, а также их сестра Курчала. Позднее, «когда стало тесно жить в Гендаргана», Гуно и Курчала переселились на новые места и основали, соответственно, селения Гуни и Курчалой , дав таким образом начало тайпам Гуной и Курчалой . По другим данным того же автора, основателем тайпа и села Курчалой является выходец из области Нашха Курчалхан .
В переиздании работы Сулейманова 1997 года появилась вставка ещё об одном предании, в котором допускается возможность происхождения тайпа Гендарганой от внука сирийского царя Гундаргена. Предание было помещено в главе посвящённой тайпу Гуной; в первоначальной работе 1978 года в главе о Гуное такого предания нет . Ряд исследователей (например, д-р ист. наук , профессор Г. З. Анчабадзе , 2001) сомневаются в возможности сирийского происхождения нахских предков, считая, что эта деталь явно вставлялась в сказания позднее, и связана с распространением ислама .
По версии Сайпуди Натаева , предок тайпа Гендарганой приходился внуком Турпалу-Нохчо, которого считают прародителем чеченского народа .
Область Нашха считается прародиной многих чеченских тайпов. Именно там, по преданию, родился прародитель чеченского народа Турпала-Нохчо . У него было десять сыновей. От одного из них ведут своё происхождение тайпы Гендарганой, Нашхой , Пешхой , Майстой , Чеберлой , Беной и Нижалой . Когда потомство Турпала-Нохчо разрослось, в Нашхе появились следующие селения: Хийла, Моцар, Тийста, Чармах, Хайбах . В одном из них жил предок тайпа Гендарганой. Об этом писал Ахмад Сулейманов:
«Венда гала „Венда (?) (ж) башня“ — на з. стороне Хийлах. Первая часть названия неясна. По преданиям, здесь жили гендарганойцы (этническая группа).» .
Существование преданий о проживании гендарганойцев в этой исторической области (которые зафиксировал А. С. Сулейманов ), а также некоторые другие сведения (например, материалы архива наследников Шоипа Центероевского ), позволяют исследователям предполагать, что связь между этим тайпом и Нашха могла существовать. В этом случае, наиболее вероятно, что гендарганойцы могли иметь отношение к нашхинским аулами Хила и Чермохкой ( чечен. Чӏармаха ).
Нахские этногруппы имеют древнейшую на Кавказе историю , однако, формирование собственно чеченского народа является результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации восточнонахского населения только в XVI—XVIII веках . В этот период происходит миграция нахских обществ на предгорные равнины и параллельно происходит их исламизация — важнейший религиозно-культурный фактор образования чеченского этноса . Ядром объединения чеченцев стала историческая общность нохчий (совр. нохчмахкахойцы ) — выходцы из исторической области Нохчмохк (другое название — Ичкерия ; совр. Ножай-Юртовский и Веденский районы Чечни), распространившие своё племенное название на все остальные этногруппы говорившие с ними на общем языке .
Расселение гендарганойцев из Нашхи на восток происходило по альпийскому поясу Кавказского хребта : в XIV веке группа гендарганойцев, в поисках подходящего места проживания, дошла до хребта Ишхе дук . Остановившись на хребте, часть группы отправилась вниз для изучения местности по бассейну реки Аксай (чеч. Яьсси). Согласно тайповым преданиям гендарганойцев, название реки Ясси появилась тогда, когда вернувшиеся гендарганойцы сообщили: «Яьсса ю и чоь» (это место пустое). Затем, убедившись, что место пустое, основали Гендарген .
Спустя 300 лет после основания села, жителей постигла эпидемия холеры . Выжившие гендарганойцы ушли в местность «Пхьочу», проходя через дымовую тоннель, специально прокопанную в холме для дезинфекции. Позже многие вернулись обратно в Гендерген. При этом хутор Пхьочу просуществовал вплоть до депортации чеченцев .
Как отмечает Ахмад Сулейманов, в древности у гендарганойцев с Гендаргана был свой обряд, совершавшийся на холме «Холлам-гу», рядом с высоким памятником погибшему воину за свободу. Согласно этому обряду, всех нарушителей традиций, предателей, трусов и воров подвергали наказанию. Говоря о характере наказания, Сулейманов писал:
Наказание носило различные характеры: всенародное проклятие, предание анафеме с сооружением холма из камней, комьев сухой глины - так наз. «сардаман кIарлагIа», оскорбление плевками в лицо всеми жителями селения, оскорбление нанесением ударов палками, камнями. В исключительных случаях «На холме памятника» - «ХIоллам гу» - преступника предавали казни .
В какой-то, точно не установленный период, гендергенцы столкнулись с грузинскими феодалами, считавшими Ишхе-Дук своим владением. В результате многолетних противостояний гендергенцы заняли под скалистым хребтом гору, площадь которой составляет ок. 900 гектаров. Гора получила имя: « Гендаргной-лам » (гора гендарганойцев). Несколько десятков семей гендарганойцев жило непосредственно на этой горе вплоть до начала XX века , тогда по требованию советских властей они были вынуждены покинуть гору. После депортации чеченцев и ингушей на горе был возведён колхоз, куда были заселены рабочие из соседнего Дагестана . Однако после распада СССР гендарганойцы сожгли колхоз, а рабочие были переселены обратно .
В XVII веке начинается массовое переселение гендарганойцев из Нашхи и Гендергена на предгорные, равнинные и Притеречные земли. В середине XVII века гендарганойцы заложили два поселения на равнине: Гендарганой-къотар (ныне Гендарганой юкъ на Юго-Востоке города Урус-Мартан), а также Батал-къотар, расположенный в центре Урус-Мартана. В 1722 году под натиском русских войск гендарганойцы вынуждены отступить к Сунже , где основали аул Чача . В 1758 году этот аул был уничтожен войсками под командованием кизлярского коменданта Фрауендорфа и тогда же гендарганойцы отступили к своим родовым хуторам. В начале XIX века возникло поселение Урус-Мартан , разросшееся из четырёх аулов: Гендарганой-къотар, Батал-къотар, Беной-къотар и Пешхой-къотар. В этой области гендарганойцы играли наиболее значимую роль и до появления селения Урус-Мартан, и после .
В тот же период истории, в первой половине XVIII века в Ичкерии действовал полководц Кёхарса из Гендергена. Предположительно, он являлся председателем совета страны « Мехк-кхел », а также возглавлял борьбу ичкеринцев с дагестанскими, кабардинскими и грузинскими феодалами . К началу XIX века уже по всей территории Чечни действовала группа полководцев родом из Гендергена, а само село считалась одним из главных деревнь Большой Чечни, где, по мнению русского исследователя Семёна Броневского , жили не мирные и независимые чеченцы. По этой причине Гендерген дважды подвергся сожжению .
В начале XIX века одним из лидеров национально-освободительного движения чеченцев являлся уроженец Мартан-аула Чулик Гендаргеноев (Сайкаев), который в русских источниках фигурирует как один из самых авторитетных людей в Чечне того времени . После нескольких поражений в боях с войсками генералов Булгакова и Гудовича в 1808 году, Чулик Гендаргеноев и Бейбулат Таймиев были вынуждены приостановить военные действия и заключить мирный договор с русскими властями . Племянник Чулика — Исмайлин Дуда — стал известен не только как один из ближайших сподвижников Бейбулата Таймиева, но и тем, что защищал интересы бедных и обездоленных .
По некоторым утверждениям, Учар-Хаджи родился в селении Гендерген , в прихожей чужого дома, когда его родители бежали от наступающих войск. По этой причине они приняли решение назвать сына Учар (чеч. Уьчар), что обозначает на чеченском языке «из-прихожей». Согласно некоторым источникам, Учар-Хаджи имел глубокие познания в религии, бывал в Хадже и какое-то время прожил в Мекке . Вернувшись оттуда, работал муллой в разных селениях Чечни и Дагестана . Событие, сделавшее его известной исторической личностью, произошло в середине 1825 года. Тогда Учар-Хаджи вместе с другими чеченскими старшинами принимал участие во встрече с царскими генералами в Герзель-ауле . В ходе обсуждения спорных моментов один из генералов схватил за бороду Учар-Хаджи, в результате чего Учар-Хаджи заколол генералов Николая Грекова и Дмитрия Лисаневича . После этого между чеченскими старшинами и царскими войсками развязался бой, в ходе которого практически все старшины были убиты .
В 1839 году в битве при Ахульго в Дагестане был полностью разгромлен имамат, Шамиль бежал в Чечню и скрывался в горах Шатоя . До конца 1839 года Шамиль предпринимал попытки привлечь на свою сторону Ису Гендергеноевского, являвшегося на тот момент крупнейшим военачальником в Чечне и Дагестане. В начале 1840 года Иса Гендергеноевский пригласил Шамиля на съезд чеченских военачальников в Урус-Мартане . 7 марта Шамиль прибыл в Урус-Мартан. На следующей день, 8 марта 1840 года, Иса Гендергеноевский от имени чеченцев обратился к Шамилю с призывом возглавить Северо-Кавказский имамат . По данным генерал-майора Пирятинского, армия Шамиля, насчитывающая 200 мюридов, после Урус-Мартановского съезда увеличилась за счет чеченских подразделений на 10 000 человек . К середине 1840 года имам Шамиль вместе с братьями Гендергеноевскими вторгся в Дагестан, разгромил пророссийские силы и установил свою власть на значительной части территории Дагестана. В 1840—1845 годах братья Иса и Муса принимали активное участие во многих сражениях, в ходе которых они добивались значительных успехов. Кроме того, руководили наибствами Большой Чечни, Малой Чечни и Аухом .
Когда Шамиль возглавил народно-освободительную борьбу горцев Дагестана в 1834 году, уроженец селения Гендарген по имени Мома примкнул к этому движению и воевал на его стороне в Дагестане . Как утверждает дагестанский историк М. Гамзаев, Мома также принимал непосредственное участие в Битве при Ахульго и был одним из немногих, кто сражался рядом с Шамилем до конца в те дни . В 1851—1857 годах сыновья Момы Хату и Хоза наибствовали в Аухе .
В начале XX века представители тайпа Гендарганой продолжили играть заметную роль в военно-политической жизни Чечни. В ходе Гражданской войны в России , затронувшей и Чечню, по обеим сторонам конфликта действовали влиятельные предводители происходившие из тайпа Гендарганой. Одним из них был Билу-Хаджи Гайтаев из Мартан-Чу . Под его руководством урусмартановцы принимали участие в Алаханюртовском и Гойтинском сражениях с армией Антона Деникина , а также в освобождении равнинной Чечни от белогвардейцев . Другой — Ибрагим Чуликов , возглавивший комитет по очищению Чечни от большевиков и Узун-Хаджи . В октябре 1919 года он совершил крупный военный поход против большевиков и группировок Узун-Хаджи , в результате которой практически вся плоскостная Чечня была освобождена от незаконных вооружённых формирований .
В тот же период в Хасавюртовском округе (ныне в составе Дагестана) действовал Кехурса Темиргириев , который был родом из Гендергена. В 1919—1920 годах он занимал должность начальника Хасавюртовского округа в Северо-Кавказском эмирате . Находясь в этой должности, руководил освобождением чеченских селений в Хасавюртовском округе от отрядов Деникина .
Сотни представителей тайпа Гендарганой воевали во Второй мировой войне , среди которых Герой России Мовлди Умаров , дважды представленный к званию Героя советского союза Али Гучигов , кавалер ордена красного знамени Абдулла Гериханов и многие другие.
Несколько тысяч представителей тайпа Гендарганой принимали участие в первой и второй войнах в Чечне в 1994—2009 годах. Во время первой войны известность получили пять братьев Такаевых из Урус-Мартана, возглавлявшие спецназ Президентской гвардии ЧРИ . Во время Второй войны гендарганойские амиры стояли во главе Исламской бригады ИБ , и Урус-Мартановского джамаатов . В 2000 году ими была развязана жёсткая диверсионная война в Центральной и Западной Чечне, длившаяся до осени 2005 года. В течение пяти лет десятки командиров из тайпа Гендарганой были убиты, в том числе Рамзан , Ризван и Зелимхан Ахмадовы, Халид и Ислам Седаевы, Султан и Адлан Газуевы, Аслан Дукузов , Муса и Иса Гельхаевы, Магомед-Эми Яндарбаев, Тимур Абубакаров, Солсбек Шадукаев, Хамзат Тушаев и другие .
Исповедуют ислам суннитского толка . Согласно Ахмаду Сулейманову, до принятия ислама жившие в Гендергене гендарганойцы совершали моления языческому богу Ерди, используя в качестве культового места Ердите, расположенный к западу от села Гендерген .
В результате проведённых генетических исследований чеченским национальным ДНК проектом « Сhechen-noahcho dna project » было выявлено, что более 98% выходцев из тайпа Гендарганой являются носителями гаплогруппы J2 .
Основная часть известных представителей тайпа Гендарганой представлена в разделе « » .