Interested Article - Маньчжуры
- 2020-12-31
- 2
Маньчжу́ры ( маньчж. : манчжу; кит. трад. 滿族 , упр. 满族 , пиньинь Mǎnzú ; монг. Манж ) ( устар. — манджуры) — тунгусо-маньчжурский народ , коренное население Маньчжурии (в настоящее время — Северо-Восточный Китай). Численность — 10,682 млн; из которых 5,39 млн проживают в провинции Ляонин , 2,12 млн — Хэбэй , 1,04 млн — Хэйлунцзян , 990 тысяч — в провинции Цзилинь и 500 тысяч — во Внутренней Монголии . Небольшие группы имеются в Монголии , КНДР , Амурской области . В настоящее время говорят на китайском языке . Начиная с XVII века н. э. они значительно китаизировались, лишь небольшая их часть сохранила маньчжурский язык , ещё меньшая — маньчжурскую письменность .
Предки маньчжуров известны в истории под именем чжурчжэней . Имя «чжурчжэнь» или точнее «нюйчжэнь» дали маньчжурским племенам китайцы. Слово «нюйчжэнь» — это китайская транскрипция маньчжурского слова «золотой». Этноним маньчжур происходит от названия племени маньчжоу . Новое название маньчжур чжурчжэньским племенам дал император Хуантайцзи ( Абахай ). Он издал в 1635 году указ, гласивший, что племена маньчжоу, хада, ула, ехэ и хойха подлежит считать единым государством — Маньчжоу, и что невежественные люди их называют чжушенями, но название чжушень относилось только к потомкам чаоморгеньских сибо . Таким образом, слово «чжурчжэнь» является экзоэтнонимом, а слово маньчжур — это самоназвание, которое возникло в самой среде маньчжуров .
История
Шестьсот лет назад восточная Маньчжурия была заселена многочисленными тунгусо-маньчжурскими племенами, часть из которых ещё в XII веке стали создателями чжурчжэньской империи Цзинь , уничтоженной монголами в 1234 году.
Четыре столетия назад эти народы вновь создали мощное государство, завоевав Северный Китай . Новая династия получила название Да Цзинь (Да Цин) — «Великая Золотая», или Хоу Цзинь — «Поздняя Золотая», поскольку Первой, или Ранней, считалась династия чжурчжэней 1115—1234 гг.
В 1616 году правитель чжурчжэней Нурхаци , объединивший их разрозненные племена в конце XVI — начале XVII вв., официальным указом переименовал свой народ, установив новое название — маньчжуры, и провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Цзинь (в истории стало известно как « Поздняя Цзинь »), а себя объявил его ханом. В 1621 году Мукден, Ляоян и другие семьдесят городов были захвачены, и маньчжуры впервые установили контроль на целой территории, которой с тех пор иностранцы дают имя Маньчжурии .
В империи Цин , созданной после покорения в 1644 году Китая, маньчжуры занимали привилегированное положение, образуя костяк армии и структуры государственного управления. Этнические китайцы стали занимать высокие должности в империи только со второй половины XIX века. Будучи привилегированной группой, составлявшей большую часть войск империи, маньчжуры широко расселились по территории Китая, образуя национальные кварталы в крупных городах. При падении империи Цин в 1911 году во многих из них произошли антиманьчжурские погромы со множеством человеческих жертв.
В годы Второй мировой войны японцы создали в Северо-восточном Китае маньчжурское государство Маньчжоу-го во главе со свергнутым в 1911 году ещё ребёнком маньчжурским императором Пу И . В КНР Маньчжурия была разделена на провинции Ляонин, Хэбэй, Хэйлунцзян и Цзилинь. Часть территории Маньчжурии была включена в состав Внутренней Монголии .
В ходе переписи населения 1953 года 2,5 миллиона человек идентифицировали себя как маньчжуры. В 1970 численность маньчжуров оценивалась в 3 млн человек. Между 1982 и 1990 годами официальное число маньчжуров выросло больше чем в два раза с 4 299 159 до 9 821 180, что делает их наиболее быстро растущим этническим меньшинством Китая. Однако фактически этот рост не происходил из-за естественного прироста, вместо этого люди, прежде зарегистрированные как ханьцы , просили официально переклассифицировать их как маньчжур, кем они и прежде были в действительности. В 2000—2010 годы численность маньчжуров в КНР сократилась с 10682,26 тыс. чел. до 10387,95 тыс.
Маньчжуры в России
В Российскую империю по Айгунскому договору 1858 года вошли территории, населённые маньчжурами, на левом берегу Амура от реки Зеи до деревни Хормолдзин . Договор гарантировал им право жить «вечно на прежних местах их жительства» и фактическую экстерриториальность , так как маньчжуры оставались под юрисдикцией Цинского правительства .
При первом появлении русских на реках Зея и Амур (экспедиция Пояркова 1643—1644 гг.) маньчжуров на берегах этих рек не было. Не было их и на 500—600 км южнее, как и китайцев, так как Цинское правительство запрещало этническим китайцам проникать в Маньчжурию.
Религия
При маньчжурском дворе исповедовался шаманизм и культ предков ; шаманизм был кодифицирован и во многом изменил свою природу, став придворной религией. Тибетский буддизм также во многом восстановил своё присутствие на территории империи, что особенно сказалось в Монголии ; конфуцианство осталось важнейшим инструментом государственного строительства, во многом схоластическая и формальная сторона конфуцианства была усилена. Современные маньчжуры в сельских регионах сохраняют шаманские традиции, живущие в контакте с монголами — приверженность тибетскому буддизму.
Маньчжурские национальные автономные единицы в КНР
Провинция | Округ | Название | Традиционный китайский | Упрощённый китайский | Пиньинь | Официальное меньшинство | Местное название | Столица |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хэбэй | Чэндэ | Фыннин-Маньчжурский автономный уезд | 豊寧滿族自治縣 | 丰宁满族自治县 | Fēngníng Mǎnzú Zìzhìxiàn | Маньчжуры | Fengning Manju Zizhixian | Дамин |
Куаньчэн-Маньчжурский автономный уезд | 寛城滿族自治縣 | 宽城满族自治县 | Kuānchéng Mǎnzú Zìzhìxiàn | Kuwanceng Manju Zizhixian | Куаньчэн | |||
Вэйчан-Маньчжурско-Монгольский автономный уезд | 圍場滿族蒙古族自治縣 | 围场满族蒙古族自治县 | Wéichǎng Mǎnzú Měnggǔzú Zìzhìxiàn | Маньчжуры и монголы | «Weichang Manzu Mengguzu Zizhixian» | |||
Циньхуандао | Цинлун-Маньчжурский автономный уезд | 青龍滿族自治縣 | 青龙满族自治县 | Qīnglóng Mǎnzú Zìzhìxiàn | Маньчжуры | Cinglung Manju Zizhixian | Цинлун | |
Гирин | Сыпин | Итун-Маньчжурский автономный уезд | 伊通滿族自治縣 | 伊通满族自治县 | Yītōng Mǎnzú Zìzhìxiàn | Itung Manju Zizhixian | Итун | |
Ляонин | Фушунь | Синьбинь-Маньчжурский автономный уезд | 新賓滿族自治縣 | 新宾满族自治县 | Xīnbīn Mǎnzú Zìzhìxiàn | Sinbin Manju Zizhixian | ||
Цинъюань-Маньчжурский автономный уезд | 清原滿族自治縣 | 清原满族自治县 | Qīngyuán Mǎnzú Zìzhìxiàn | Cingyuwan Manju Zizhixian | ||||
Бэньси | Бэньси-Маньчжурский автономный уезд | 本溪滿族自治縣 | 本溪满族自治县 | Běnxī Mǎnzú Zìzhìxiàn | «Benxi Manzu Zizhixian» | |||
Хуаньжэнь-Маньчжурский автономный уезд | 桓仁滿族自治縣 | 桓仁满族自治县 | Huánrén Mǎnzú Zìzhìxiàn | Huwanren Manju Zijysiyan | ||||
Аньшань | Сюянь-Маньчжурский автономный уезд | 岫岩滿族自治縣 | 岫岩满族自治县 | Xiùyán Mǎnzú Zìzhìxiàn | «Xiuyan Manzu Zizhixian» | |||
Даньдун | Куаньдянь-Маньчжурский автономный уезд | 寛甸滿族自治縣 | 宽甸满族自治县 | Kuāndiàn Mǎnzú Zìzhìxiàn | Kuwandiyan Manju Zizhixian |
Кроме того, в провинциях (в скобках число национальных волостей) Аньхой (1), Гирин (12), Гуйчжоу (4), Ляонин (61), Хэбэй (33), Хэйлунцзян (23), автономном районе Внутренняя Монголия (3) и городах Пекин (3) и Тяньцзинь (1) имеются 141 маньчжурская национальная волость.
Маньчжурские народные песни
Маньчжурские народные песни, собранные на данный момент, можно классифицировать лингвистически по трём категориям:
- маньчжурские (75 % от общего числа );
- китайские;
- смешанные (и маньчжурские и китайские одновременно);
Музыкальное различие между первой и второй категорией достаточно велико. Первая категория, маньчжурских народных песен, в целом больше сохранила свои собственные музыкальные характеристики и особенности. Некоторые песни с китайским текстом очень похожи на китайские народные песни.
Традиции
Одними из самых узнаваемых в Китае элементов маньчжурской одежды являются женский веероподобный головной убор на жёстком каркасе, с вышивкой и другими украшениями, называемый китайцами «цитоу» ( кит. упр. 旗头 ), а также женская обувь на высоком каблуке в виде цветочного горшка ( кит. упр. 花盆底鞋 ). Из блюд национальной кухни распространена, например, . Маньчжуры с особым уважением относятся к орлам , собакам , воронам и сорокам , стараясь не вредить им .
Примечания
- ↑ Ставров И. В. Тенденции демографического развития неханьских национальностей Северо-Восточного Китая (начало XXI века) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. — 2013. — № 4 (170). — С. 148
- Евгений Иванович Кычанов. . — Петербургское лингвистическое общество, 2010. — 360 с. — ISBN 978-5-4318-0005-4 .
- Norman J. The Manchus and Their Language // Journal of the American Oriental Society , Vol. 123, No. 3 (Jul. — Sep., 2003), p. 483
- Williams F. W. The Manchu Conquest of China // The Journal of Race Development , Vol. 4, No. 2 (Oct., 1913), p. 156.
- ↑ Позняк Т. З. Российская иммиграционная политика в отношении выходцев из Китая на Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX веков // Известия Восточного института. — 2013. — № 2 (22). — С. 9
- Li L. Mystical Numbers and Manchu Traditional Music: A Consideration of the Relationship between Shamanic Thought and Musical Ideas // British Journal of Ethnomusicology , Vol. 2 (1993), p. 99
- Маньчжуры: умелые наездники и стрелки // Китай . — 2020. — № 3 . — С. 70—71 . — ISSN .
Литература
- Советский энциклопедический словарь — Москва: Советская энциклопедия , 1979.
- Большая советская энциклопедия. — Москва.: Сов. энциклопедия , 1949—1957, Тома 1-51. 2-е изд.
- Всемирная История. В 10 томах. Москва, АН СССР: изд-во Социальноэкономической литературы , 1958.
- The New Encyclopaedia Britanica. — Deep Knowledge. 1987. vol. 16
- Государь друг своих подданных или придворные политические поучения и нравоучительные рассуждения маньчжурского и китайского Хана — Кан-Сия. Собраны сыном его, Ханом Юн-Джином. СПБ: 1795.
- С. М. Соловьев . Сочинения. Книга 6. — М.: Мысль, 1991.
- Кычанов Е. И. История, приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Петербургское лингвистическое общество. — 364 с. — (Nomadica). ISBN 978-5-4318-0005-4
- Li L. Британский журнал этномузыковедения = British Journal of Ethnomusicology. — 1993. — С. 99. — 115 с. (англ.)
- Norman J. Журнал Американского восточного общества = Journal of the American Oriental Society. — 2003. — С. 483. — 491 с. (англ.)
- Williams F. W. Журнал о развитии рас = The Journal of Race Development. — 1913. — С. 152. — 167 с. (англ.)
Ссылки
- (кит.)
- Страница о маньчжурах в (рус.)
- (англ.)
- 2020-12-31
- 2