Interested Article - Хабад

Хаба́д ( ивр. חב"ד ‎ — сокр. от חָכְמָה, בִּינָה, דַּעַת хохма́, бина́, да́ат — «мудрость, понимание, знание», названия трёх верхних сфирот в каббале , также Хабад-Любавич ) — направление в хасидизме , иудейское религиозное движение, также называется любавичским хасидизмом . Резко выделяется среди других хасидских движений своим особым стилем [ прояснить ] . К началу XIX века насчитывало около 200 000 приверженцев . Движение создано ребе Шнеуром Залманом из Ляд в 1772 году. С 1940-х годов, после переезда шестого Любавичского Ребе в США, центр движения находится в Нью-Йорке по адресу 770 Eastern Parkway. Руководителем движения в России является Главный раввин России Берл Лазар .

Благодаря усилиям последнего лидера Хабада Менахем-Мендла Шнеерсона (1902—1994) обучение иудаизму было распространено во многих странах (включая страны бывшего СССР ), где в результате были созданы и развиты еврейские общины. [ источник не указан 1551 день ]

Философия Хабада

Движение Хабад призывает к служению Всевышнему и исполнению законов Торы с радостью, которая возникает в результате интеллектуального понимания секретов Торы . Изучение Торы вызывает положительные эмоции. Отсюда и название- акроним «ХаБаД» — «мудрость», «понимание», «знание».

Хасидизм Хабада объясняет, каким образом при исполнении заповедей Торы еврей

  • соединяет конечный материальный мир с бесконечностью духовных миров и Создателя ;
  • выполняет не только миссию своего существования на земле, но и суть существования всего мира;
  • кульминация проявляется в мессианской эре, приход которой произойдёт, когда разделение между материальным и нематериальными мирами разрушится.

Используя многие идеи каббалы и соединяя их с другими областями иудаизма (например, с Талмудом ), Хабад стремится показать философское единство идей иудаизма и связь их с идеей единства Создателя (то есть проявить иудаизм как настоящий монотеизм ), подобно тому, как талмудическое движение Тосафот (Тосфос) доказывало, что, несмотря на многочисленные поверхностные противоречия, Талмуд является единым сводом, в котором на самом деле нет противоречий.

Тания

Главное философское произведение Раби Шнеура-Залмана « Тания » является первым трудом, который систематизировал хасидскую мораль, разъяснённую на метафизических каббалистических основах.

История

Свою историю, развитие философии и влияния движения Хабад разделяет по периодам, связанным с правлением его лидеров:

Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе)

Рабби Шнеур-Залман родился 18-го элула 5505 года (1745). В 13 лет , когда он отмечал свою бар-мицву , выдающиеся мудрецы того поколения называли его великим гением, авторитетом в законах Торы.

В 1760 году женился на ребецн Стерне. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием.

В 1764 году впервые отправился в Межеричи . В 1767 году занял должность магида в Лиозно .

В 1770 году начал писать свою книгу « ».

В 1772 основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе Витебска , к переселению в пределы России. В 1773—1778 годах основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).

В 1774 вместе с р. Менахемом-Мендлом отправился в Вильно (ныне Вильнюс ), чтобы встретиться с Виленским гаоном раби Элиягу с целью устраинить «противоречия» между хасидами и миснагдим . Виленский Гаон отказался принять их.

В 1777 году сопровождает р. Менахема-Мендла, отправившегося в Эрец-Исраэль , и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского .

В 1783 году принимает участие в знаменитом диспуте в Минске и побеждает в этом диспуте. Начиная с 1791 года его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и её скрытой части, — получают широкое распространение.

В 1794 году публикует свою книгу «hильхот талмуд Тора» («Законы изучения Торы») ; в 1797 году — книгу «Тания».

В 1798 году, на следующий день после окончания праздника Суккот , был арестован. 19 кислева того же года вышел на свободу.

В 1800 году, на следующий день после окончания праздника Суккот, ему было приказано прибыть в Петербург . 11 ава 5561 года (1801) вернулся из Петербурга в Ляды .

В конце месяца ав 5572 года (1812) вместе с семьёй и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 года (1813) прибыл в деревню Пена Курской губернии , где и скончался на исходе субботы, 24 тевета. Похоронен в городе Гадяч Полтавской области .

После смерти своего учителя Дов-Бер из Межерича вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги « Тания » («Ликутей Амарим») и « » (свод еврейских законов в духе хасидского учения) — книг, которые легли в основу хасидизма. Рабби Шнеур Залман требовал от своих последователей углубленного изучения Торы и работы над собой, и видел себя советником и духовным руководителем. Он старался также влиять на политическую ситуацию и улучшить материальное положение евреев, за что несколько раз подвергался гонениям, и даже был заключён в Петропавловскую крепость . Однако он был освобождён и получил звание «Потомственный почётный гражданин». Его попытка найти взаимопонимание с другими течениями в иудаизме не увенчалась большим успехом.

Дов-Бер (Мителер Ребе)

24 ноября 1773 — 28 ноября 1827

Перенес центр движения из Ляд в Любавичи . В отличие от ребе Аарона из Староселья, подчёркивал углублённое изучение Торы и «Тании», а не экзальтированное состояние молитвы и попытку достичь единство с Всевышним таким способом. Его учениками были составлены несколько сборников его выступлений.

Менахем-Мендл (Цемах-Цедек) Шнеерсон

20 сентября 1789 — 29 марта 1866

Последний лидер объединённого хасидизма, автор книги «Цемах-Цедек» — комментариев к недельным главам Торы и Талмуду. Ему принадлежит окончательная редакция «Тании» и других книг р. Шнеура Залмана. Р. Менахем-Мендл старался наладить дружественные отношения со всеми еврейскими лидерами его эпохи.

Шмуэль Шнеерсон из Любавичей

1834, Любавичи — 1882, там же

Шолом-Дов-Бер Шнеерсон из Любавичей

1860, Любавичи — 1920, Ростов-на-Дону

Создал сеть хабадских иешив « Томхей тмимим ». Резко выступал против внедрения Хаскалы в еврейское образование. Впервые влияние Хабада вышло за пределы Белоруссии и Литвы , распространившись на Кавказе и в Средней Азии , а также в Америке . Был эвакуирован в Ростов-на-Дону во время Первой мировой войны , куда переместился центр движения.

Йосеф Ицхок Шнеерсон из Любавичей

1880, Любавичи — 1950, Нью-Йорк

Вскоре после вступления на должность обозначил свою деятельность в направлении создания подпольных еврейских школ на территории Советского Союза и назначении подпольных раввинов. Центр движения при нём был в 1920—1924 годах в Ростове , затем в Малаховке возле Москвы , а затем в Ленинграде . Вскоре вступил в открытый конфликт с властями, за что был арестован и посажен в Шпалерную тюрьму в Ленинграде, затем помилован и сослан в Кострому . Был выдворен из Советского союза в Латвию в 1927 году, затем переехал в Польшу , а в 1940 году — в США . Там занялся развитием движения Хабад и его массовым распространением.

Менахем-Мендл Шнеерсон из Любавичей

1902, Николаев, Херсонской губернии — 12 июня 1994, Нью-Йорк

Видел себя продолжателем дела своего тестя. Продолжил его деятельность по расширению деятельности Хабад в США , поддерживал контакты со своими приверженцами в СССР . Продолжил создание центров движения в крупнейших еврейских общинах мира, а также центров для туристов-евреев в Индии и Таиланде.

Пользовался уважением как еврейский духовный лидер у многих политиков США, Израиля и других стран. Внёс свой вклад в решение конфликтных ситуаций в Америке. В его время Хабад начал приобретать всё более и более выраженный мессианский характер. Ребе был объявлен Машиахом (Мессией) , лидером поколения.

Современность

Сегодня движение Хабад продолжает практику, начатую Шестым любавичским ребе, рассылая посланников и налаживая еврейский быт и традиционную религиозную еврейскую жизнь во всех уголках мира.

Последователи

По количеству членов общины Хабад на сегодняшний день является третьим по численности хасидским движением . Количество постоянных прихожан общин Хабада в мире оценивается в 200 000 человек . При этом в общей сложности около миллиона евреев посещает синагоги Хабада (в том числе пользуется услугами, предоставляемыми в отделениях, называемых Бейт Хабад) как минимум раз в год.

Количественные показатели деятельности

В соответствии с данными, предоставленными на сайте www.chabad.org (официальном сайте движения) на настоящий момент в мире функционирует около 1350 организаций движения Хабад, включая школы и другие учреждения. Официальные представители движения работают в 65 странах. В США работают около 650 организаций, 300 в Израиле , 90 в России , 80 во Франции , 60 в Канаде , 50 на Украине , 40 в Австралии и по 30 в Аргентине , Бразилии и Великобритании . Кроме того примерно по 15 организаций есть в Германии и ЮАР , по 10 в Италии , Австрии , Белоруссии , Бельгии и Нидерландах , по 6 в Китае и Узбекистане , по 5 в Таиланде и Казахстане , и по 3 в Испании и Швеции . В других 40 странах (например, в Грузии , Армении , Азербайджане , Таджикистане , Кыргызстане , Латвии , Литве , Турции , Чехии , Словакии , Венгрии [ источник не указан 236 дней ] ) у Хабада есть весьма небольшие представительства. В соответствии с данными сайта представительства Хабада находятся в 950 городах по всему миру, в том числе 178 в Европе , 14 в Африке , 200 в Израиле, 400 в Северной Америке , 38 в Южной Америке, и около 70 в Азии (не считая Израиль, считая Россию).

Посланники Ребе (Шлухим)

Продолжая инициативу Шестого Любавичского ребе, Менахем-Мендл Шнеерсон, став в 1950—1951 году Любавичским Ребе, дал начало движению, которое стало известным как «Шлихут» (ивр. «деятельность посланников», «посланничество»). В результате, посланники Ребе ( ивр. שלוחים Шлухи́м ; в единственном числе обычно ивр. שליח Шали́ах ) разъехались по всеми миру с целью стимулировать соблюдение заповедей евреями, которые не соблюдали их в должной мере до этого. Посланники всесторонне помогают евреям соблюдать заповеди, причём помощь выражается как в духовном руководстве и обучении, так и в материальной помощи нуждающимся. Декларируемой целью работы посланников является поощрение изучения евреями наследия своего народа и соблюдение заповедей иудаизма.

За 60 лет существования данного движения были подготовлены тысячи раввинов, учителей, шойхетов и моэлей, которые разъехались по разным уголкам мира. Обычно, посланниками, прибывающими в новый город, является молодая семья (в возрасте 23-26 лет) с одним или двумя детьми.

Движение ХаБаД представлено в различных странах мира. Посланники Ребе открывают в тех городах, в которых живут евреи, или в которых много туристов евреев (Таиланд, Индия) синагоги, которые называют «Бейт Хабад» (дословно «Дом Хабада»). В этих местах организуется уроки Торы, молитвы, праздничные трапезы.

Бейт Хабад

«Дом хабада» ( англ. Chabad House ) — разновидность еврейского общинного центра, который организуется посланником (Шалиахом). Зачастую, Бейт Хабад является базой для всех образовательных и социальных программ посланника и его коллег по работе в общине. Обязательным элементом Бейт Хабада является синагога, но при этом, в отличие от большинства других синагог, большая часть прихожан — это евреи, которые недавно начали соблюдать заповеди, или не соблюдающие их вовсе.

Зачастую, когда средств общины не хватает на приобретении или аренду отдельного помещения, функцию Бейт Хабада выполняет квартира, в которой со своей семьёй живёт посланник, где в качестве синагоги выступает гостиная.

Термин «Бейт Хабад» (точнее английская версия наименования — «Chabad House») впервые был использован при создании раввином Шломо Куниным Бейт Хабада в кампусе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе .

Обычно Бейт Хабад является образовательным и религиозным центром . Работники Бейт Хабада делают всё для того, чтобы впервые пришедший в общину еврей не почувствовал себя неприятно по какой-либо причине (отсутствие достаточных знаний о еврействе по сравнению с другими прихожанами и другие) .

Глобальные проекты Хабада

Заповеди (мицвот)

Раввины Хабада призывают каждого еврея не только самому соблюдать заповеди , но и стимулировать других евреев, в том числе не религиозных, соблюдать максимальное количество заповедей. Раввины систематически подчёркивали в своём учении, что соблюдение заповедей всеми евреями напрямую влияет на срок прихода Мошиаха, и соответственно, чем больше евреев будут соблюдать заповеди, тем быстрее придёт Мошиах.

Раби Менахем-Мендл обращался со следующим призывом к каждому еврею: « Даже если твоя жизнь в целом далека от идеалов Торы, начни соблюдать хотя бы какую-нибудь заповедь, так как исполнение любой заповеди имеет непреходящую ценность, которая не зависит от соблюдения всех остальных заповедей ».

Раби Менахем-Мендл также выделил десять специфических заповедей (в некоторых случаях групп заповедей), на которых, по его мнению, шалиахам стоит делать акцент при работе с не соблюдающими заповеди евреями. Данные заповеди принято называть мивцоим (с иврита ед. ч. мивца , мн. ч. мивцоим — «кампания; проект»):

  1. Зажигание свечей перед Шаббатом и праздниками еврейскими женщинами и девочками.
  2. Исполнение заповеди тфилин .
  3. Прикрепление мезузы .
  4. Регулярное изучение Торы.
  5. Цдака («благотворительность»).
  6. Приобретение еврейских книг.
  7. Соблюдение кашрута .
  8. Любовь к ближнему.
  9. Еврейское образование.
  10. Соблюдение законов семейной чистоты .

Хабад в мире

Израиль

Основным центром хабадских хасидов в Израиле считается Кфар-Хабад , находящийся в центре страны. Он был основан по призыву Шестого любавичского Ребе. Там есть школа для девочек, иешива , проводятся свадьбы, там была построена копия дома Любавичского Ребе, находящегося в Америке, с соблюдением всех пропорций.

Хабадники организовывают уроки Торы для разных слоёв населения, проверяют мезузы и тфилин , обеспечивают едой и одеждой семьи нуждающихся, заботятся о больных и роженицах, помогают откашеровать кухню.

Хабадники не имеют своей партии.

Россия

Организацией, координирующей деятельность Хабада на территории России, является Федерация еврейских общин России , президентом которой является Александр Моисеевич Борода . [ источник не указан 1102 дня ]

В настоящий момент руководит движением Хабад в Российской Федерации раввин Берл Лазар , выдвинутый от Федерации еврейских общин России .

В федерацию входит 200 общин из 178 городов России, при этом в 42 городах работают раввины (данные на 2007 год).

В 2012 году ФЕОР открыла Еврейский музей и центр толерантности в здании бывшего Бахметьевского гаража , в Марьиной Роще , на северо-востоке Москвы .

13 июня 2013 года в этом музее открылось подразделение Российской государственной библиотеки , куда переехали книги из коллекции семьи Шнеерсон . На этом мероприятии присутствовал президент Владимир Путин и представители еврейских общин России . Книги доступны каждому, достигшему 18 лет .

Украина

После 1991 года движение Хабад широко распространилось в крупных городах Украины, а его центром стал город Днепр (бывший Днепропетровск), с которым связаны детские и юношеские годы Седьмого любавического ребе.

В 2012 году в центре Днепропетровска открыт крупнейший в мире (площадью 120 тыс. м² ) центр «Менора».

Членами попечительского совета еврейской хабадской общины города являются крупнейшие украинские бизнесмены И. Коломойский , Г. Боголюбов , В. Пинчук и другие.

Главным раввином Днепра с 1994 года является Шмуэль Каминецкий , начавший свою деятельность в городе ещё в 1990 году.

Индия

26 ноября 2008 года Бейт-Хабад в Мумбаи , где в то время находилось около 10 человек, подвергся нападению террористов. Они убили 6 человек : это посланник Хабада в Мумбаи раввин , его жена Ривка, раввин Лейбуш Тейтельбойм, инспектор кашрута , израильтянка по имени Йохевед Орпаз, Бен-Цион Кроман и гражданка Мексики Норма Шварцблат, которая должна была на следующий день совершить алию в Израиль. 3 человека спаслись, в том числе двухлетний сын раввина Гольцберга: его вынесла на руках индианка Сандра, работавшая в семье его родителей .

Казахстан

С 1994 года главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген , вдохнувший жизнь в еврейские общины Алма-Аты , Усть-Каменогорска , Павлодара , Астаны , Костаная и Караганды. Сегодня в каждом из этих городов существуют общинные центры, сеть синагог, миквы, и осуществляется поставка кошерных продуктов.

В Алма-Ате похоронен Леви Ицхак Шнеерсон , главный раввин Екатеринослава (Днепропетровска ) с 1909 по 1939 год, автор трудов по каббале и хасидскому учению, праправнук по отцовской линии третьего любавического ребе Менахем-Мендла (Цемах Цедека) и отец Седьмого любавического ребе Менахем-Мендла Шнеерсона, в 1939 году обвинённый компартией в антисоветской деятельности и сосланный в Казахстан в посёлок Чиили (совр. назв. — Шиели ), в последние дни жизни получил разрешение переселиться в Алма-Ату.

Праздники Хабада

Кроме общееврейских праздников , любавичские хасиды отмечают ряд памятных дат из истории движения:

  • — день рождения ребе РАШАБа (Пятого Любавического Ребе).
  • 19 Кислева — праздник освобождения Алтер Ребе из Петропавловской крепости (27 ноября 1798 года). Многие источники, прежде всего хасидские, называют этот праздник «новым годом хасидизма», или «Рош-Ашана хасидизма».
  • — ребе Менахем Мендель Шнеерсон стал главой Хабада.
  • 11 Нисана — день рождения Менахема Менделя Шнеерсона (Седьмого Любавического Ребе).
  • — Праздник Освобождения Шестого Любавического Ребе.
  • 18 Элула — день рождения Баал-Шем-Тов и Алтер Ребе

Критика движения

В последний период жизни Менахем-Мендла Шнеерсона и особенно после его смерти со стороны ортодоксального еврейского сообщества появляются обвинения любавичских хасидов в мессианизме и отходе от традиционного еврейского мировоззрения, связанные с существующими внутри организации взглядами на личность покойного лидера.

Уже при жизни М-М. Шнеерсона значительная часть любавичских хасидов начала верить в мессианскую роль своего цадика, что проявилось в титуловании его «королём Машиахом», произнесении соответствующей бенедикции и ряде других исключительных почестей. Смерть Шнеерсона вызвала кризис в движении. Часть хасидов признаёт кончину лидера, но верит в его второе пришествие . Другие полагают, что цадик жив, но «скрыт» от других людей .

С критикой происходящих в Хабаде изменений выступали Элиэзер Менахем Шах , Авраам Равиц [ источник не указан 498 дней ]

В то же время в среде ортодоксального иудаизма отсутствует консенсус в отношении движения в целом, что проявилось, в частности, в разногласиях по вопросу гиюра кандидата, верящего в мессианство любавичского ребе.

Сторонники теории иудео-масонского заговора и представители антисемитских организаций обвиняют Хабад, как и другие еврейские общества и евреев в целом, в попытках подчинения правительств стран проживания .

Одним из критиков Хабада на Украине является харьковчанин , автор многих скандальных антисемитских книг, в том числе книги о движении Хабад на Украине — «Еврейский фашизм, или Хабад — дорога в ад». Другим ярким обвинителем Хабада, как продвигающего глобализацию и посланника Сатаны, является бывший схиигумен Сергий (Романов) , отлучённый от РПЦ за его заявления и раскольничество .

26 октября 2022 года в газете « Аргументы и Факты » вышла статья "Что варят в «ведьмином котле», в которой помощник секретаря Совета безопасности России и генерал-майор ФСБ Андрей Павлов написал о необходимости «десатанизации» Украины в ходе вторжения России на Украину В ней также утверждается, что движение «Хабад-Любавич» является сектой, спустя 2 дня секретарь совбеза Николай Патрушев извинился за это утверждение. . 20 января 2023 г. Павлов был освобождён с занимаемой должности.

См. также

Примечания

  1. от 1 декабря 2008 на Wayback Machine // Ассошиэйтед Пресс April 12, 2006
  2. . Дата обращения: 21 апреля 2008. Архивировано из 28 апреля 2008 года.
  3. Occhiogrosso, Peter. The Joy of Sects: A Spirited Guide to the World’s Religious Traditions. New York: Doubleday (1996), Chapter: Judaism; pg. 250.
  4. Andryszewski, Tricia. Communities of the Faithful: American Religious Movements Outside the Mainstream. Bookfield, Connecticut: Millbrook Press (1997); pg. 95.
  5. . Дата обращения: 5 апреля 2015. 13 января 2015 года.
  6. Gall, Timothy L. (ed). Worldmark Encyclopedia of Culture & Daily Life: Vol. 3 — Asia & Oceania. Cleveland, OH: Eastword Publications Development (1998) pg. 776.
  7. . Chabad.org. Дата обращения: 12 мая 2010. 6 июля 2008 года.
  8. The New York Times, December 16, 2005.
  9. от 20 июня 2011 на Wayback Machine Советы тем, кто собирается прийти в синагогу в первый раз Бейт Хабада в московском районе Хамовники
  10. Passover Seders, Around the World, ‘‘The Associated Press’’, March 19, 2007
  11. Созаев-Гурьев Е. от 1 ноября 2016 на Wayback Machine // Известия. 13 июня 2013
  12. 28 августа 2013 года.
  13. от 25 декабря 2008 на Wayback Machine // Лехаим , 2009. — Январь, № 1(201).
  14. . Дата обращения: 12 ноября 2009. 15 ноября 2018 года.
  15. . Дата обращения: 12 июля 2014. 5 июля 2014 года.
  16. . Дата обращения: 12 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  17. . Дата обращения: 12 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  18. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  19. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  20. . Дата обращения: 20 октября 2013. 23 октября 2013 года.
  21. . Дата обращения: 20 октября 2013. 20 октября 2013 года.
  22. . Дата обращения: 20 октября 2013. Архивировано из 13 ноября 2013 года.
  23. . Дата обращения: 3 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
  24. . Радио Свобода . 2022-10-28. из оригинала 15 ноября 2022 . Дата обращения: 29 октября 2022 .
  25. . Медиазона . 2023-01-20. из оригинала 20 января 2023 . Дата обращения: 20 января 2023 .

Ссылки

Источник —

Same as Хабад