Interested Article - Парнок, София Яковлевна

Софи́я Я́ковлевна Парно́к ( 30 июля [ 11 августа ] 1885 , Таганрог 26 августа 1933 , Каринское , Московская область ) — русская поэтесса и переводчица .

Биография

София Парнок (настоящая фамилия Парно́х) родилась 30 июля ( 11 августа ) 1885 в Таганроге , в зажиточной еврейской семье. Сестра известного музыкального деятеля, поэта и переводчика Валентина Парнаха и поэтессы Елизаветы Тараховской .

Отец — Яков Соломонович Парнох (1853—1913), провизор и владелец аптеки, потомственный почётный гражданин . Мать — Александра Абрамовна Парнох, урождённая Идельсон (1857—1895), врач.

Ранняя смерть матери (она умерла вскоре после рождения двойни, Валентина и Елизаветы ) и второй брак отца, женившегося на их гувернантке, сделали жизнь в таганрогском доме навсегда нестерпимой, а отношения с отцом — отчуждёнными.

После окончания с золотой медалью Таганрогской Мариинской гимназии (1894—1903) год жила в Швейцарии , где училась в Женевской консерватории , по возвращении в Россию занималась на Бестужевских курсах .

Печатать стихи начала с 1906 года. Некоторое время была замужем за литератором В. М. Волькенштейном (брак был заключён по иудейскому обряду); после распада неудачного брака обращала своё чувство только на женщин, что нашло отражение в её лирике. К этому времени относится её роман с Н. П. Поляковой, которой посвящено много стихов Парнок. В 1909 году приняла православие .

С 1913 года сотрудничала в журнале «Северные записки», где кроме стихов публиковала переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин». Парнок-критика высоко ценили современники; её статьи отличались ровным доброжелательным тоном и взвешенной оценкой достоинств и своеобразия конкретного поэта. Ей принадлежат сжатые и чёткие характеристики поэтики Мандельштама, Ахматовой, Ходасевича, Игоря Северянина и других ведущих поэтов 1910-х годов; признавая талант ряда акмеистов , она тем не менее отвергала акмеизм как школу. Парнок принадлежит (нехарактерное для неё по тону, но показательное для её представлений об искусстве) одно из наиболее ярких выступлений против Валерия Брюсова , «играющего роль великого поэта» (1917).

В 1914 году познакомилась с Мариной Цветаевой . У них был роман, который продолжался вплоть до 1916 года . Цветаева посвятила ей цикл стихотворений « » (« » и др.).

Первый сборник «Стихотворения» вышел в Петрограде в 1916 году и встретил в общем положительные отклики критики.

Дом семейства Парнок в Таганроге .

В 1917 году уехала в г. Судак ( Крым ), где прожила до начала двадцатых годов; среди её друзей этого периода Максимилиан Волошин , сёстры Аделаида и Евгения Герцык . В Судаке познакомилась с композитором А. Спендиаровым и по его просьбе начала работу над либретто оперы «Алмаст».

Вернувшись в Москву, занималась литературной и переводческой работой. Была одним из учредителей объединения «Лирический круг» и кооперативного издательства «Узел» .

Выпустила в Москве четыре сборника стихов : «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). Последние два сборника вышли в издательстве «Узел», причём «Вполголоса» — тиражом всего 200 экземпляров. Парнок продолжала после революции и литературно-критическую деятельность, в частности, именно она впервые назвала «большую четвёрку» постсимволистской поэзии — Пастернак, Цветаева, Ахматова, Мандельштам (1923, в статье «Б. Пастернак и др.»).

Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок. Она критически относилась как к новейшим течениям в современной ей литературе, так и к традиционной школе. Её поэзию отличает мастерское владение словом, блестящая эрудиция, музыкальный слух . В её последние сборники проникают разговорные интонации, ощущение «повседневности» трагедии; многие стихотворения посвящены физику-теоретику Нине Веденеевой — «Седой музе».

В московском Большом театре 24 июня 1930 года с триумфальным успехом состоялась премьера оперы А. Спендиарова «Алмаст» по её либретто.

В последние годы Парнок, лишённая возможности печататься, как многие литераторы, зарабатывала переводами. Тяжело переносила быт и культурную атмосферу 1920—1930-х годов.

Умерла от разрыва сердца 26 августа 1933 года в селе Каринском под Москвой. Похоронена в Москве, на Немецком (Введенском) кладбище в Лефортове (19 уч.). На её похоронах присутствовали Борис Пастернак и Густав Шпет . В некрологе Владислав Ходасевич написал: «Ею было издано много книг, неизвестных широкой публике — тем хуже для публики».

Возвращение Парнок в литературу состоялось благодаря Софье Поляковой , собравшей её поздние неопубликованные произведения и издавшей в 1979 в США все 261 стихотворение с подробным предисловием.

Семья

Книги С. Я. Парнок

  • Стихотворения. — Пг. : Тип. Р. Голике и А. Вильборг, 1916. — 80 с.
  • М. - Пг. : Творчество, 1922. — 32 с., 3 000 экз.
  • Лоза: Стихи 1922 г. / Обл. В. Фаворского. — М. : Шиповник, 1923. — 45 с.
  • Музыка. — М. : Узел, 1926. — 32 с., 700 экз.
  • , — М. : Узел, 1928. — 63 с., 200 экз.
  • Собрание стихотворений / Подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. С. В. Поляковой. — Ann Arbor: Ардис , 1979.
  • Парнок Софья. Собрание сочинений. / Вст. статья, подготовка текста и примечание С. Поляковой. — СПб. : ИНАПРЕСС , 1998. — 544 с. — ISBN 5-87135-045-3 .
  • София Парнок . Стихотворения // Строфы века. Антология русской поэзии. / Под. ред. Е. Евтушенко . — М. : Полифакт, 1999. — ISBN 5-89356-006-X .
  • София Парнок . Стихотворения // От символистов до обэриутов . Поэзия русского модернизма. Антология. В 2 кн. Кн 1. — М. : Эллис Лак, 2001. — 704 с. — ISBN 5-88889-047-2 .
  • София Парнок . Вполголоса: Стихотворения. — М. : О. Г. И., 2010. — 312 с. — ISBN 978-5-94282-534-8 .

Музыкальные интерпретации

  • В 2002 году в рамках проекта «АЗиЯ+» певицей, поэтом и композитором Еленой Фроловой выпущен CD «Ветер из Виоголосы», песни на стихи Софии Парнок.

Литература

  • Краткая литературная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия , 1962—1978. — Т. 1-9.
  • Burgin D.L. Sophia Parnok. The Life and Work of Russia’s Sappho. — N. Y. : NY University Press, 1994. — ISBN 0-8147-1190-1 .
  • Строфы века . Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко , ред. Е. Витковский . — Мн. ; М. : , 1995.
  • Полякова С. В. [Вступительная статья к сборнику] // Парнок, София . Собрание стихотворений. — СПб. : ИНАПРЕСС , 1998. — С. 440—466.
  • Бургин Д. Л. София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо . — СПб. : ИНАПРЕСС , 1999. — 512 с. — ISBN 5-87135-065-8 .
  • Энциклопедия Таганрога. — Ростов н/Д. : Ростиздат, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7509-0662-0 .
  • Опыт творческой биографии Софии Парнок. — СПб. : Нестор-История, 2005. — 402 с. — ISBN 5-98187-088-5 .
  • Нерлер П. [ Вступительная статья ] // Парнах В. Я. Пансион Мобер: Воспоминания. ДИАСПОРА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. — СПб. : Феникс—ATHENAEUM, 2005. — Т. VII.
  • Хангулян С. А. Серебряный век русской поэзии. Книга первая. Модернизм: символизм, акмеизм. — М. : Новая газета, 2009. — С. 528. — ISBN 978-5-91147-006-7 .
  • Щербак Н. Любовь поэтов серебряного века. Кумиры. История великой любви. М.: Астрель — СПб, 2012. — С. 71-82

Примечания

  1. Sophia (Sonya) Parnok // (нем.)
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #118641492 // (нем.) — 2012—2016.
  3. Бургин Д. Л. София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо. — СПб. : ИНАПРЕСС, 1999. — С. 410. — ISBN 5-87135-065-8 .
  4. Ревенко Л. В. Парнок Софья Яковлевна // Таганрог. Энциклопедия. — Таганрог: Антон, 2008. — С. 546. — ISBN 978-5-88040-064-5 .
  5. Романова Е. А. Опыт творческой биографии Софии Парнок. — СПб. : Нестор-История, 2005. — С. 11. — ISBN 5-98187-088-5 .
  6. : Его брат Исай Соломонович Парнох также был провизором в Балаклаве .
  7. Николай Доля . от 9 июля 2010 на Wayback Machine
  8. . Дата обращения: 5 ноября 2007. 15 декабря 2007 года.

Ссылки

Источник —

Same as Парнок, София Яковлевна