Гувер, Лу
- 1 year ago
- 0
- 0
Ни́вхи ( нивх. нивхгу, ниғвӈгун «люди, народ» — от нивх «человек» ) — малочисленный народ , проживающий на Дальнем Востоке России . Устаревшее название этого народа — гиляки ( тунг. гилэкэ — от гилэ «лодка» ). Автохтонное (коренное) население Приамурья , острова Сахалин и соседних небольших островов.
Нивхи относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы . Исторически разделены на две группы по региону проживания: амурскую и сахалинскую. Представители этих групп отличаются по диалектам и культурным особенностям. Значительная часть нивхского населения расселена в Хабаровском крае (низовья Амура , побережье Амурского лимана , Охотского моря и Татарского пролива ), образуя материковую группу. Вторая, островная группа, представлена на севере острова Сахалин.
Нивхский язык относят к числу изолированных . По своей культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках ( чукчи , коряки и др.), и по этой причине часто объединяются с ними в одну категорию .
Нивхи проживают около устья реки Амур ( Хабаровский край ) и на северной части острова Сахалин .
Национальный язык — нивхский , но большинство современных нивхов говорит на русском языке . Численность — 4652 человека (2010) .
Численность нивхов в России:
Основные населённые пункты, где проживали нивхи в 2002 году :
Населённый
пункт |
Нивхи |
Всего
населения |
%% нивхов |
---|---|---|---|
г. Николаевск-на-Амуре | 407 | 28 492 | 1,4 % |
г. Хабаровск | 131 | 583 072 | 0,02 % |
село Иннокентьевка | 129 | 664 | 19,4 % |
село Тахта | 118 | 937 | 12,6 % |
пгт. Лазарев | 117 | 1954 | 6,0 % |
посёлок Тыр | 89 | 729 | 12,2 % |
село Кальма | 85 | 139 | 61,2 % |
посёлок Нижнее Пронге | 82 | 461 | 17,8 % |
посёлок Пуир | 77 | 269 | 28,6 % |
село Богородское | 77 | 4119 | 1,9 % |
пгт. Многовершинный | 73 | 2798 | 2,6 % |
село Сусанино | 62 | 882 | 7,0 % |
село Красное | 60 | 1251 | 4,8 % |
пгт. Маго | 56 | 2244 | 2,5 % |
село Оремиф | 54 | 325 | 16,6 % |
село Алеевка | 49 | 65 | 75,4 % |
село Ухта | 45 | 175 | 25,7 % |
село Нижняя Гавань | 40 | 377 | 10,6 % |
село Воскресенское | 36 | 114 | 31,6 % |
село Константиновка | 35 | 908 | 3,9 % |
село Тнейвах | 33 | 55 | 60,0 % |
село Булава | 30 | 2226 | 1,3 % |
село Белоглинка | 30 | 89 | 33,7 % |
село Макаровка | 22 | 26 | 84,6 % |
посёлок Чныррах | 21 | 455 | 4,6 % |
село Чля | 20 | 933 | 2,1 % |
село Солонцы | 18 | 570 | 3,2 % |
село Власьево | 11 | 39 | 28,2 % |
посёлок Октябрьский | 11 | 170 | 6,5 % |
село Сахаровка | 10 | 85 | 11,8 % |
Населённый
пункт |
Нивхи |
Всего
населения |
%% нивхов |
---|---|---|---|
пгт. Ноглики | 647 | 10 604 | 6,1 % |
село Некрасовка | 572 | 1126 | 50,8 % |
г. Оха | 299 | 27 795 | 1,1 % |
село Чир-Унвд | 200 | 291 | 68,7 % |
г. Поронайск | 116 | 17 844 | 0,7 % |
г. Южно-Сахалинск | 98 | 170 356 | 0,1 % |
село Рыбное | 56 | 84 | 66,7 % |
посёлок Трамбаус | 45 | 105 | 42,9 % |
село Москальво | 44 | 807 | 5,5 % |
г. Александровск-Сахалинский | 29 | 12 693 | 0,2 % |
село Виахту | 26 | 286 | 9,1 % |
посёлок Луполово | 21 | 28 | 75,0 % |
село Вал | 19 | 1211 | 1,6 % |
пгт. Катангли | 17 | 896 | 1,9 % |
посёлок Рыбобаза-2 | 11 | 34 | 32,4 % |
До 1945 года в южной (в то время японской ) части Сахалина проживало около 100 нивхов, носителей южно-сахалинского диалекта . После войны бо́льшая часть переселилась на остров Хоккайдо . Южно-сахалинский диалект считается в настоящее время вымершим .
Современные данные о численности этнических нивхов Японии отсутствуют; часть из них после войны вернулась в СССР, другая часть была ассимилирована японцами.
Антропология нивхов находится в стадии активного изучения. Нивхи являются довольно однородными в антропологическом плане. Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза . В связи с особенностями их языка и культуры нивхи — палеоазиаты , они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо - маньчжурам . Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается во многом сходная культура амурских народов.
Другая точка зрения полагает, что древнейшее население Амура и Сахалина ( археология мезо / неолитического времени) собственно нивхским не является, а представляет собой недифференцированный в этническом отношении пласт культуры, которой является субстратным по отношению ко всему современному населению Амура. Следы этого субстрата фиксируются в антропологии, языке, культуре как нивхов, так и тунгусо-маньчжурских народов Приамурья . В рамках этой теории, нивхи рассматриваются как мигрировавшая на Амур одна из групп северо-восточных палеоазиатов. Относительная противоречивость этих этногенетических схем объясняется высокой степенью смешения и интеграции современных народов Амура и Сахалина, а также поздним временем их этнического оформления .
У нивхов Сахалинской области, наряду с коряками и удэгейцами, выявлено значительное наличие Y-хромосомной гаплогруппы С3* (наибольшая частота среди восточносибирских этносов — 71 %) и практически полное отсутствие европеоидного компонента. Y-хромосомная гаплогруппа Q1a* (Q1ахМ346) обнаружена только у нивхов (7,7 %), коряков, чукчей и эвенков. У нивхов, как и у удэгейцев , Y-хромосомная гаплогруппа N1a1 встречается с частотой менее 4 % — 1,9 %. Y-хромосомная гаплогруппа O3a* встречается с частотой 7,7 %, D — 5,8 %, O* — 3,8 %, O2 — 1,9 % .
Нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура . Их отождествляют с археологической охотской культурой , занимавшей в древности более широкий ареал, чем современная территория нивхов.
Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала VII века. В них говорится о народе гилями ( кит. 吉列迷 Jílièmí ), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке , когда здесь побывали казаки -землепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков , который называл их «гиляками». Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849—1854 годах на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского , основавшего город Николаевск . Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Сведения, собранные российскими путешественниками Максимом Перфильевым , Иваном Москвитиным , Ерофеем Хабаровым , Иваном Крузенштерном и другими, содержали информацию о расселении, хозяйственной деятельности и материальной культуре нивхов .
Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1858 года и Пекинского договора 1860 года .
Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля . Сырая и вяленая (реже — варёная и жареная рыба ) составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство .
Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов — на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа.
Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. В отличие от других народов Амура, нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи, а в древности практиковали обряд воздушного погребения .
Нивхская литература обязана возникновением писателю Владимиру Санги . Другая ключевая фигура — учёный Чунер Таксами .