Невесты Аллаха
- 1 year ago
- 0
- 0
Похищение невесты ( кирг. ала качуу или кыз ала качуу , «хватай и беги»; по-русски иногда передаётся без перевода ) — киргизский обычай. Термин может применяться к различным действиям, начиная от тайного бегства суженых из дома невесты, до похищения девушки против её воли.
В Киргизии законодательно запрещён насильственный брак . Тем не менее, насильственные похищения невест широко распространены на всей территории страны. Численность подобных случаев значительно возросла после распада СССР и выделения Киргизии в суверенное государство. По данным Американского университета в Центральной Азии , около 35-40 % замужних киргизок подверглись насильственному браку . Похищение невест нарушает права человека и зачастую приводит к домашнему насилию . Многие международные правозащитные организации критикуют ала качуу и борются с этой практикой.
В Киргизии термин «ала качуу» может применяться как к насильственному похищению невесты, так и добровольному побегу молодожёнов из дома . В случае насильственного похищения молодой человек решает, что он желает жениться, и просит родителей выбрать ему подходящую невесту, или же родители сами говорят ему, что пришло время остепениться и они нашли ему невесту с хорошими данными. Девушка может быть абсолютно незнакомой юноше до похищения . По данным разных исследований, от 22 до 35 процентов жертв ала качуу не знали похитителя . Иногда жених и его семья решают прямо во дворе, кого из сестёр девушки можно похитить, если желаемая девушка оказалась не дома . Будущий жених и его родственники-мужчины или друзья похищают невесту, зачастую на машине, и увозят её в дом жениха. Обычно они находятся в состоянии алкогольного опьянения . Практически всегда похищение совершается группой лиц . К жертве обычно применяется физическое насилие , либо же её завлекают в дом жениха путём обмана . Известны случаи, когда девушки погибали в результате насилия в ходе ала качуу .
В доме жениха невесту пытаются уговорить согласиться на брак и надеть белый свадебный платок на голову, который символизирует её согласие . Похитители называют предполагаемые преимущества брачного союза, такие как финансовое состояние семьи или наличие у них земель. На девушек часто оказывается психологическое давление . Семьи могут угрожать проклясть девушку, если она уйдет. Это бывает эффективной угрозой в суеверной стране . Если девушка хочет уйти, то самая пожилая женщина в семье может лечь на пороге. Переступить через неё значит быть проклятым . Некоторые семьи держат в заложниках девушку в течение нескольких дней, чтобы сломить её волю. Другие отпускают её, если она продолжает оставаться непокорной; она может, например, отказываться садиться или есть в знак отказа от брака. Семья похищенной девушки тоже может быть вовлечена и уговаривать её остаться, когда брак считается социально приемлемым или выгодным для будущей невесты и её семьи, а может и выступить против брака по разным причинам и помочь девушке сбежать. Часто родители уговаривают дочь выйти замуж за похитителя, чтобы не быть опозоренной . Вместо родителей в дом жениха могут приглашать дальних родственников невесты, которые могут более спокойно относиться к её похищению . Они также могут получать вознаграждение и подарки от семьи жениха . Иногда семья невесты вовсе отказывается принимать похищенную девушку домой .
Похищение невесты зачастую сопровождается изнасилованием . После этого родственницы жениха вывешивают простыню со следами крови с целью показать, что девушку лишили девственности . Если крови не было или девушка оказалась не девственницей, её могут вернуть родителям . У женщины, честь которой считается запятнанной, будет мало шансов выйти замуж в будущем . Даже если сексуального контакта не было, девственность девушки, оказавшейся в доме мужчины и удерживаемой там хотя бы в течение одной ночи, уже навсегда будет поставлена под сомнение. Таким образом, после одной ночи удержания девушка вынуждена выйти замуж за похитителя из-за стигматизации . Те, кто отказываются от брака, могут совершить самоубийство после похищения из-за давления общества. Семья отвергнутого жениха может начать распускать порочащие слухи о девушке . Браки после похищения редко регистрируются официально в ЗАГСе , где обязательно согласие обеих сторон, обычно лишь проводится церемония никаха .
Похищение невесты распространено во многих традиционных патриархальных обществах . При этом по данным профессора Клейнбаха, по обзору источников того времени можно сделать вывод, что оно всегда считалось насилием и нарушением прав женщины . В литературе в прошлом ала качуу считалось киргизской традицией. В 1938 году социолог Фаннина Галле назвала его «символической реликвией» . При этом остаётся спорным, насколько эта практика была известна в досоветской Киргизии. В эпосе « Манас » упоминается лишь история добровольного побега молодожёнов из дома родителей .
Во времена Российской империи насильственный брак был официально запрещён. Впоследствии похищение невесты также практически не практиковалось в период существования СССР . Распространённость ала качуу значительно возросла после распада СССР в 1991 году и выделения Киргизии в самостоятельное государство. По данным Американского университета в Центральной Азии , до недавнего времени случаи похищения невесты были редкими, однако их число значительно возросло за последние 50 лет, в особенности после 1991 года .
Как сообщают американский исследователь Рассел Клейнбах и киргизские социологи Мехригуль Аблезова и Медина Айтиева, насильственное похищение невесты не является традицией в стране . Клейнбах считает, что ала качуу против воли невесты стало восприниматься как традиция лишь в XX веке . По словам киргизского историка Элери Битикчи, браки в прошлом заключались по договоренности между родителями молодожёнов. Если юноша и девушка сбегали из дома и женились против воли родителей, это называлось «ала качуу». При этом брак происходил по обоюдному согласию. Насильственное похищение или изнасилование называли «зордук» . Зордук встречался крайне редко и карался суровым наказанием, возможно и смертью, и приводил к ухудшению отношений между семьями . Насильственное похищение вероятно практиковалось для женитьбы на девушках из соседних племён . Некоторые учёные называют ала качуу примером изобретения традиции .
В 2018 году водитель маршрутки Марсбек Бодошев и его друзья похитили 19-летнюю Бурулай Турдалиеву. Её родители обратились в милицию, после чего похитителей задержали и доставили в РОВД. Спустя несколько часов Бодошев зарезал Турдалиеву в отделении милиции. Впоследствии убийца был приговорён к 20 годам лишения свободы, всё руководство отделения МВД было уволено, против пятерых милиционеров возбудили уголовное дело о халатности . Эта история всколыхнула киргизское общество и вновь породила дебаты относительно борьбы с похищениями невест .
Точное количество жертв ала качуу неизвестно, правительство Киргизии не ведёт соответствующей статистики . В исследовании Американского университета в Центральной Азии приводилась статистика, собранная в одной из деревень: 63 процента замужних женщин в возрасте от 16 до 25 лет были похищены без их согласия, по сравнению с 47 процентами замужних женщин в возрасте от 36 до 56 лет и 27 процентами замужних женщин в возрасте 76 лет и старше. В целом было выявлено, что около 35-40 % замужних киргизок подверглись насильственному браку . Ежегодно в Киргизии похищают от 10 до 15 тысяч девушек . По некоторым данным, в Киргизии за сутки происходит 32 случая ала качуу и шесть изнасилований . Насильственные похищения невест происходят на всей территории Киргизии, от маленьких сёл до больших городов .
По данным Статистического Комитета Киргизской Республики, в сёлах ала качуу практикуется почти вдвое чаще, чем в городах . Большинство жертв — молодые девушки до 25 лет, иногда несовершеннолетние . По данным ООН , 13,8 % киргизок в возрасте до 24 лет вышли замуж против воли . Исследования профессора Рассела Клейнбаха показывают, что приблизительно половина всех киргизских браков была заключена посредством похищения невесты, из них две трети — против её воли . В интервью 2019 года Клейнбах сказал, что в результате образовательных кампаний и изменений в законодательстве после 2005 года число ала качуу немного снизилось .
По словам киргизских мужчин, основная причина ала качуу — необходимость выплачивать калым за невесту . Средний размер калыма — от 30000 до 100000 сомов . Некоторые общественные организации даже высказывали мнение, что необходимо снизить среднюю сумму калыма для уменьшения случаев похищения невест . В то же время, по данным исследования Клейнбаха, Айтиевой и Аблезовой лишь 3 % респондентов назвали нежелание платить калым как причину, почему они совершили ала качуу . Иногда похищение невесты кажется родителям жениха более дешёвой альтернативой традиционной свадьбе .
Общество в Киргизии остаётся патриархальным , где права женщин традиционно нарушаются . При этом похищение невесты считается социально приемлемым. По словам социолога Мадины Айтиевой, родители жениха часто сами склоняют его к ала качуу, так как холостяки осуждаются в обществе . Похищение невесты часто воспринимаемся местным населением как проявление мужественности . Девушек воспитывают с убеждением, что после похищения нужно остаться в доме жениха, чтобы избежать позора . В то же время по данным исследования 2004 года, 90 % девушек, 96 % их матерей и 98 % отцов не хотят замужества их или их дочери после ала качуу .
Часто мужчины, прибегнувшие к похищению невесты, могут быть невыгодными женихами по многим причинам, например иметь криминальное прошлое, быть наркоманами или же иметь какое-то заболевание . Также похищение невесты может происходить в отношении женщины, которая ранее уже отвергла этого жениха, либо же он боится, что она может это сделать . Организация Human Rights Watch в своём докладе о похищении невест в Киргизии среди причин насилия в отношении женщин назвала бедность населения, в том числе, женщин . При этом большинство женщин, вышедших замуж после ала качуу, остаются без образования. Таким образом, похитители часто хотят лишить женщину экономической независимости и ограничить домашним трудом .
По словам исследователя Рассела Клейнбаха, киргизы называли похищение невесты «доброй традицией» . Исследовательница выявила, что киргизские мужчины считают похищение частью культуры и идентичности, а также таким образом проявляют желание доминировать в обществе . Отвержение похищения зачастую для женщины является культурно-неприемлемым, и даже преподносится как отвержение киргизской идентичности. При этом, по мнению большинства исследователей, в действительности насильственное похищение невесты было практически неизвестно в прошлом Киргизии . Также отмечается роль ислама . Муллы , проводящие обряд никаха, часто терпимо относятся к насильственному браку, несмотря на то, что он запрещён и по шариатским законам, и по адату .
Похищение невест нарушает права женщин . Оно часто приводит к домашнему насилию в отношении женщин со стороны как мужа, так и его семьи, в особенности свекрови. Насилие в браках после ала качуу распространено больше, чем в обычных семьях . Часто женщины получают психологическую травму и от самого похищения, и от абьюза после него . Свекровь часто заставляет невестку выполнять неоплачиваемую домашнюю работу в семье .
Женщины сообщали Human Rights Watch , что испытывали после похищения бессонницу , тревожность , депрессию , страх и паранойю , что может быть симптомами посттравматического расстройства .
Часто браки после ала качуу заканчиваются разводом . После развода женщины часто лишены права на совместно нажитую собственность или алименты , потому как браки обычно не регистрируются официально . Известны случаи, когда похищенные девушки совершали самоубийство . При этом некоторые респондентки испытывали симпатию или даже идентифицировали себя с похитителем вследствие стокгольмского синдрома .
Многие жертвы похищения были школьницами или студентками, и большинство из них не заканчивают образование после замужества . По данным исследований, лишь 8 % (по другим данным, 16 % ) похищенных девушек отказались от брака после ала качуу . Они часто подвергаются стигматизации в обществе . Многие молодые девушки в Киргизии признаются, что боятся будущего .
Похищение невесты было запрещено в СССР и вновь криминализировано в Киргизии в 1994 году . В конце 2012 года был принят закон, предполагающий уголовное наказание на срок от трёх до десяти лет с формулировкой «за принуждение лиц, не достигших 17 лет, к вступлению в брак» . С 2019 года похищение человека с целью вступления в брак наказывается лишением свободы от 5 до 10 лет, а также штрафом , если жертве менее 18 лет .
По данным правозащитников, похитителей невест редко наказывают по закону . Большинство жертв не обращаются в правоохранительные органы из-за давления общества . При этом власти и милиция в Киргизии зачастую рассматривают ала качуу как семейное дело или же традицию, нежели как ситуацию, требующую вмешательство извне . Милиционеры часто относятся к подобным делам с насмешкой, или же оказывают психическое давление на жертв или их родственников с требованием забрать заявление . Негативно сказывается и коррупция в рядах милиции . Если суд всё же проходит, то подсудимых чаще обвиняют в нападении или изнасиловании, но не похищении невесты .
Неохотное исполнение закона по статье Уголовного кодекса вызвано отчасти плюралистическим законодательством Киргизии, где сёла де-факто управляются советами старейшин и судами аксакалов посредством обычного права , вдали от глаз государственного легального правосудия. Суды аксакалов, выполняющие задачу по разрешению семейных споров по вопросам имущества и гражданским правонарушениям, зачастую не воспринимают серьёзно проблему похищений невест . По словам Клейнбаха, большинство киргизов не знают, что похищение невесты незаконно .
По состоянию на 2013 год в Киргизии был официально осуждён за похищение невесты лишь один человек. В сентябре 2012 года Ак-Суйский районный суд Иссык-Кульской области приговорил к 6 годам лишения свободы 35-летнего Шаимбека Иманакунова, укравшего 19-летнюю девушку. Впоследствии она повесилась .
В 5-летний период до 2019 года в МВД Киргизии поступило 895 заявлений по фактам ала качуу, но в 727 из них было отказано в возбуждении уголовного дела . За первое полугодие 2019 года в Киргизии было возбуждено 118 уголовных дел в связи с похищением невест . По данным эксперта Women Support Centre Риммы Султановой, лишь одно похищение из 1500 в Киргизии наказывается по закону . Чаще всего это происходит, когда жертве наносится сильный физический вред, или же она совершает самоубийство .
Ала качуу подвергается критике со стороны международного сообщества и организаций. Оно противоречит Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин . Из-за этой традиции Киргизия не стала в 2010 году непостоянным членом Совета Безопасности ООН . ЮНИСЕФ проводит работу по борьбе с похищениями невест и сотрудничает с правительством Киргизии в разработке государственных просветительских кампаний, освещающих проблемы ала качуу и детских браков в стране . В 2005 году организация Human Rights Watch опубликовала доклад о похищении невест в Киргизии . Организация ООН-женщины провела серию акций по борьбе с ала качуу .
В 2003—2008 годах активисты по борьбе с ала качуу разработали образовательные программы по борьбе с этим явлением в и провели более 150 семинаров о похищении невест для студентов и местных жителей во всех 7 областях Киргизии . В 2011 году на сайте омбудсмена появилось объявление о месячной кампании против похищения женщин с целью принуждения их к браку .
В 2011—2012 годах активисты распространяли среди студентов и людей на улице брошюры и календари с материалами против ала качуу . Киргизские правозащитники предложили объявить 2013 год в республике Годом борьбы с похищением невест . 27 мая 2019 года, спустя год после убийства Бурулай Турдалиевой, в Бишкеке прошла акция памяти жертв ала качуу . Исследователь доктор Рассел Клейнбах и Газбубу Бабаярова основали неправительственную группу Kyz Korgon Institute , нацеленную на предотвращение ала качуу через информирование и просвещение киргизской общественности и помощь пострадавшим девушкам .
В 2004 году канадский режиссёр Петр Лом снял документальный фильм об ала качуу . Его демонстрировали на семинарах, направленных на борьбу с этим явлением . В 2007 году был выпущен фильм « Светлая прохлада », где похищение невесты привело к счастливому браку. Режиссёр «Светлой прохлады» Эрнест Абдыжапаров назвал ала качуу киргизской традицией . В 2019 году на канале КТРК показали телесериал «Акшоола» о любви после ала качуу . Режиссёр сериала Ырыс Окенова сказала, что хотела этим показать, что «девушкам нужно серьезнее относиться к парням» . Осенью 2019 в кинопрокат в Бишкеке и Оше вышел художественный о похищенной девушке и давлении, оказываемом на неё со стороны общества . Средства на съёмки были собраны с помощью краудфандинга . В июне 2020 года вышла мобильная игра для смартфонов , направленная на борьбу с ала качуу .