Подвижный грунтовый ракетный комплекс
- 1 year ago
- 0
- 0
Комплекс «Чашма́» или Нур-було́к ( узб. «Chashma» majmuasi ) — религиозный комплекс, мусульманская святыня в городе Нурата Навоийской области Узбекистана , включающий мазар Нур-ата . В состав комплекса входит сам родник «чашма» ( узб. Chashma ) и ряд исторических изданий. Название источника дословно переводится с персидского и таджикского языков как «святой источник».
Является наиболее значительным в Средней Азии святилищем при водном объекте ( роднике с водоёмом) , одним из самых посещаемых и почитаемых мусульманских святых мест на территории региона. Ежегодно комплекс посещают тысячи туристов со всего мира. Большинство паломников привлекает чудодейственная целебная вода, которая, как утверждается, излечивает любые болезни.
Будучи в настоящее время почитаемым мусульманами, культовый объект имеет явную доарабскую историю, которая потенциально включает античность . Сведения о почитаемом человеке, будто бы захороненном на мазаре, противоречивы, в этом качестве называли Александра Македонского , сподвижника халифа Али и некоего Абу-л-Хасана (Нури-ота), якобы соратника Мухаммеда и распространителя ислама в регионе .
Комплекс Чашма расположен в городе Нурата Навоийской области Узбекистана, на границе песков Кызылкума , у основания стен Нуратинской крепости (калы). Ядром комплекса является одноимённый родник, образующий водоём со священными рыбами. При роднике расположена почитаемая могила — мазар. На протяжении веков прилегающая территория функционировала в качестве общественного центра (гузара) для местного населения. Недалеко от святыни функционировали рынок, баня, чайхана и гостиница.
Согласно одной из легенд, имеющих хождение среди местного населения, на место комплекса 40 тысяч лет назад упал метеорит , который излучал свет, а на месте падения метеорита забил родник. Как оказалась, его вода имеет целительные свойства. Местные жители стали называть данное место нур , то есть «свет». От этого якобы произошло и название города Нурата ( нур — свет/луч, ата — отец — Отец света ) .
Источник находится недалеко от руин крепости Нур , которая была основана в IV веке до н.э Александром Македонским . Крепость является одной из самых древних на территории Узбекистана. Развалины фортификационного сооружения сохранились до наших дней и представляют большой интерес для археологов, а также посещающих эти места туристов. В ходе раскопок было установлено, что крепость располагалась на возвышенности и была окружена крепостными стенами. Её редкой особенностью являлась система водопроводов . Со временем вокруг источника возник город Нурата .
По словам местных жителей и старцев, главным условием излечения является вера в чудодейственную силу источника. В воде источника плавают стаи рыб маринок . Согласно легенде, рыб Чашмы нельзя употреблять в пищу, так как они считаются священными, как и вода, а если человек съел рыбу из источника, то вскоре он может заболеть и впоследствии умереть, либо его тело покроется белыми пятнами проказы. Рядом с источником находится колодец, имеющий глубину 6 метров, воды которого также считается целебным. Стены данного колодца выложены необработанными камнями, а на дне невооружённым глазом видны контуры, похожие на человеческую ладонь, которая считается рукой Аллаха . По окружности колодца растёт гармала обыкновенная (исырык), дым которой в среднеазиатской медицине используется как дезинфицирующее средство, а в исламе считается изгоняющим злых духов . Многие посетители повязывают на растение ленточку в надежде на исполнение желаний .
Сведения о человеке, якобы захороненном в комплексе Чашма, противоречивы. Проводивший многолетние исследования в Нуратинском регионе А. И. Шевяков пишет, что в 1991 году хранитель святыни передал ему версии об одном из ближайших сподвижников праведного халифа Али ( Хазрата Али ) и даже Александре Македонском ( Искандар Зу-л-Карнайн ). В то же время в конце 1990-х гг. нуратинские шейхи назвали ему в этом качестве уже некоего Абу-л-Хасана шейха по прозвищу Нури-ота . Этот человек будто бы являлся соратником пророка Мухаммеда и для проповеди его веры прибыл в регион из города Куфы , в IX веке (через 300 лет после смерти основателя религии). Помимо очевидно неправдоподобного сочетания биографических фактов, эта версия хронологически противоречит обращению нуратинцев в мусульманство, отражённому в исторических источниках. Так, описавший в сочинении « Самария » древности и святыни Самаркандского региона относит этот переход к «началу ислама» .
Учитывая содержание культа, связанного с водой и рыбами, почитание Чашмы имеет домусульманское происхождение. А. И. Шевяков предполагает, что оно могло сложиться ещё в античный период, в эпоху существования Согдианы , когда Нурата выступала северным форпостом страны на рубеже со « скифской пустыней» Кызылкум .
Согласно сочинению « История Бухары » средневекового историка Наршахи (X век), расположенные рядом со священным источником мазары являются захоронениями последователей пророка Мухаммеда , видевших его лично. В данном произведении он описал и крепость Нур . Наршахи писал: «тысячи паломников со всего мусульманского мира приезжали и приезжают помолиться в этом святом месте». При посещении мазара паломники преклоняют голову перед могилой и читают молитву .
В состав комплекса входят построенная позднее XVI века мечеть Джума («пятничная мечеть»), средневековая баня, мазар , колодец Панджа и старинная мечеть Панджвакта (от персидского пандж — пять, вакта — время/раз, то есть буквально «пять раз намаза »). Мечеть Панджвакта является самым древним зданием комплекса, она была построена в первом периоде XVI века . В интерьере мечетей присутствует традиционная резьба по дереву и другие элементы среднеазиатского и персидского декора. Диаметр купола мечети Джума составляет 16 метров .
Баня комплекса была построена в начале XX века бухарскими мастерами на месте более древней бани. Она построена в персидском стиле с помещениями для переодевания и отдельным помещением купальни .
Колодец Панджа (от персидского пандж – пять, означает пять) состоит из пяти входящих водостоков, образующих вид ладони. По древней культуре в Панджу кидают монеты и загадывают желание.