Interested Article - Романовка (усадьба)

«Романовка» — старинная усадьба, принадлежавшая русскому дворянскому роду Бистромов . Расположена в Кингисеппе Ленинградской области .

Основана в XIX веке, является памятником истории. С XX века территория используется как городской общественный парк.

История

В начале XIX века эти земли на берегу реки Луги , напротив городища крепости Ям , занимал городской выгон , но его расположение было неудобным и как пастбище он не использовался. В 1820-х годах городская дума Ямбурга постановила сдавать заброшенный участок земли в аренду. Последним арендатором числился купец Василий Николаевич Поляков. Он устроил здесь пахотные поля, сохранив для жителей возможность загородных прогулок.

Карл Иваанович Бистром , барон , генерал-адъютант и герой Отечественной войны 1812 года , получил данный участок в 1830-х годах. В ноябре 1836 года городская дума рассмотрела просьбу Бистрома и уступила ему в вечную и потомственную собственность 25 десятин земли. Договор о дарении высочайше утвердил император Николай I , который в марте 1837 года собственноручно поставил на документе резолюцию « Согласен ». Усадьба генерала Бистрома была отмежевана от городской земли летом 1837 года. Вскоре новый владелец дополнительно прикупил у помещика Владимира Ивановича Роткирха соседний земельный участок площадью 30 десятин за 5 тыс. рублей.

Бистром занялся устройством имения. Здесь был разбит парк в английском стиле . Имение получило название «Романовка» по имени рано скончавшегося брата Карла — Романа Бистрома. Невдалеке находилась Луцкая мыза, принадлежавшая Елизавете Адамовне Бистром, вдове Романа. Старшая сестра Елизаветы — Надежда Адамовна — была супругой дворянского предводителя Павла Леонтьевича Шемиота, а их сын Валериан служил у Карла Ивановича в адъютантах .

В 1838 году Карл Бистром, находясь на лечении в Баварии , скончался. Его тело перевезли из Европы в Ямбург на бриге « Усердие » и с воинскими почестями захоронили на территории имения. Было решено поставить памятник на могиле Бистрома. Офицеры Гвардейского корпуса собрали для этих целей 33 тыс. рублей, а ещё 5 тысяч выделил император из Кабинета Его Величества .

По просьбе Великого князя Михаила Павловича проект памятника начал разрабатывать мюнхенский архитектор Лео фон Кленце . Он предложил установить на гранитный пьедестал скульптуру чугунного льва, а постамент украсить чугунными барельефами в виде аллегорий тех сражений, в которых участвовал Бистром. По расчетам архитектора Андрея Штакеншнейдера , смета памятника значительно превышала собранную подпиской сумму и доходила до 43 тыс. рублей. Великий князь Михаил Павлович поручил переработать проект президенту Академии художеств А. Н. Оленину . В ноябре 1839 года Оленин приступил к работе и внёс свои изменения. Он исключил из проекта чугунные барельефы, но оставил гранитный камень с простой отделкой и сохранил прежние размеры надгробия. На главном фасаде гранитного камня Оленин спроектировал нишу, обрамленную лавровым венком для установки бронзового бюста. Оленин предложил шрифт и золочение букв, разработал лапидарные надписи на пьедестале о том, кому и от кого был сооружен памятник, в каких сражениях участвовал генерал. Замысел Оленина был воплощен на бумаге художником 14-го класса Михаилом Арефьевичем Щуруповым и высочайше утвержден в январе 1840 года Николаем I.

Отставной гвардии капитан Андрей Иванович Крутов занимал должность инспектора Академии художеств. В годы военной службы он был подчиненным Бистрома. Узнав о том, что Гвардейский корпус собирается воздвигнуть надгробный памятник Бистрому, Крутов пожертвовал личные средства и принял активное участие в его сооружении. Он вызвался руководить установкой памятника. Все работы по изготовлению памятника Крутов обязался произвести под надзором Оленина и при содействии академика Мари-Анн Колло — автора головы Петра I в « Медном всаднике » Этьена Фальконе . Изготовление памятника Бистрому началось в январе 1840 года. Сооружение пьедестала из трёх камней поручили производителю камнетёсных работ почётному гражданину Чернягину. Отливка бронзовой фигуры льва и бюста была заказана барону Петру Карловичу Клодту . Клодт изваял фигуру по образцу флорентийских львов, украшающих главный вестибюль Академии художеств. Бронзовый бюст Бистрома выполнялся скульптором на основе мраморного произведения Кирхмайера, прежде заказнного императором Николаем I. В июле 1840 года фигура льва и бюст Бистрома были готовы и осмотрены А. Н. Олениным.

В октябре 1840 года гранитный пьедестал памятника прибыл водным путём к Ямбургу. В апреле 1841 года все работы по установке надгробия Бистрома в имении были завершены. Торжественное открытие памятника состоялось 20 апреля 1841 года. Командир Гвардейского корпуса поручил расквартированному в Ямбурге Кекскольмскому гренадерскому полку принять памятник Бистрома в свое ведение. Рядом с могилой была сооружена часовня и инвалидный дом для гвардейских солдат. .

После смерти барона Бистрома поместье перешло во владение его родственникам: племянникам Николаю и Арнольду Бистромам, племяннице Вере Аршеневской, а также друзьям — полковнику Михаилу Крутову и адъютанту Валериану Шемиоту. По условиям дарения, новые владельцы «Романовки» обязаны были содержать имение из доходов хозяйства, обрабатывать поля и луга. Часть прибыли от усадьбы шла на содержание заведения для увечных солдат Гвардейского корпуса. Управление каменоломней доверялось одному из совладельцев имения. Десятина от добычи камня шла в также пользу инвалидного дома. Остальной доход делился поровну между владельцами усадьбы. К середине 1840-х годов владельцами «Романовки» остались Ардалион и Николай Романовичи Бистромы. Они сохранили за собой историческую часть усадьбы с могилой Карла Ивановича и инвалидным домом, безвозмездно передав остальную землю крестьянам Луцкого имения.

В 1890-х годах Романовка значилась выморочнным имуществом Ардалиона Бистрома и досталось после его смерти губернскому дворянству. Усадьбу купил петербургский нотариус Семён Иванович Дворжецкий. Городская управа Ямбурга воспротивилась сделке. Между дворянским собранием и ямбургскими властями началась судебная тяжба, которую управа проиграла. На рубеже XIX—XX веков усадьба Романовка получила второе название — пустошь Обрыв . В 1900 году новым владельцем земель стал коллежский советник Фёдор Фёдорович Александров. В ноябре 1910 года он продал усадьбу графине Елизавете Георгиевне Романовой (урожденной Сиверс), дочери ямбургского предводителя дворян Георгия Сиверса. Елизавета Георгиевна прямых наследников не оставила. В декабре 1914 года решением окружного суда усадьба перешла во владение к её сестрам — графиням Татьяне, Вере, Нине Сиверс и их четвёртой сестре Варваре Резвой.

В годы Первой мировой войны в имении был открыт госпиталь для раненых солдат. Совладельцы усадьбы безвозмездно уступили для госпиталя служебный корпус — каменное здание бывшего инвалидного дома. Он действовал вплоть до революции 1917 года . В 1918 году «Романовка», в числе многих усадеб Ямбургского уезда, подверглась разорению и национализации. В частности, фигуру льва демонтировали и пытались сдать на металлолом. Это удалось остановить после вмешательства уполномоченного отдела по делам музеев Наркопроса РСФСР Якова Комшилова, который занимался учётом памятников искусства и старины в уезде. К середине 1920-х годов фигуру льва вернули на постамент, но бронзовый бюст генерала и ограда памятника были утрачены.

В апреле 1921 года уездный исполком принял решение о размещении детского дома в бывшем имении. Интернат для детей-сирот находился здесь до осени 1924 года. В 1924 году бывшей усадьбе дали название Комсомоловка . 1 июня 1925 года в бывших усадебных зданиях открылся дом отдыха, но и он проработал недолго. В предвоенные годы усадьбу занимал Кингисеппский погранотряд НКВД . Комсомоловка стала закрытой территорией.

Во время Великой Отечественной войны территорию города оккупировали немцы. В бывшем имении дислоцировались подразделения их войск. После освобождения Кингисеппа в 1944 году памятник лишился скульптуры льва. После окончания войны начались поиски пропавших произведений искусства. В 1946 году на территории рижского завода « ВЭФ » была найдена бронзовая фигура льва. Через год её перевезли в Ленинград . В 1954 году реставраторы и искусствоведы определили, что бронзовый лев из Прибалтики прежде украшал надгробие Бистрома. Скульптуру передали кингисеппскому исполкому для установки на историческое место. В июле 1954 года городские власти постановили: реставрацию льва не производить, перевезти скульптуру в том виде, в котором она сохранилась. Лев вернулся на свой постамент 27 сентября 1954 года.

В послевоенные годы Комсомоловка как городская зона отдыха не использовалась. Бывший инвалидный дом долгое время занимали квартиры военных. Но в конце 1950-х годов здесь стали проводить спортивные и культурные мероприятия. В советское время территория бывшего имения использовалась также как лыжная база производственного объединения «Фосфорит», позднее здесь работал парк аттракционов. По состоянию на начало XXI века, в «Романовке» обустроен общественный парк. Здесь проводятся городские праздники, фестивали и спортивные мероприятия.

«Брозновый лев» входит список памятников истории федерального значения.

В культуре

Летом 1953 года берег реки Луги близ Романовки привлек кинематографистов « Ленфильма ». Режиссеры Григорий Рошаль и Сергей Сиделёв решили создать цветную картину со стереоэффектом. На землях бывшего имения Бистрома были отсняты сцены из фильма-оперы « Алеко (фильм-опера) », созданного по мотивам поэмы Пушкина на музыку Рахманинова . В съемках принимали участие известные оперные артисты И. Зубковская, М. Рейзен, Б. Златогорова, С. Кузнецов, А. Огнивцев.

См. также

Примечания

  1. . 13 июня 2021 года.
  2. Часовная не сохранилась
  3. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — С. 486. — 784 с. — 3000 экз.

Литература

Источник —

Same as Романовка (усадьба)